Сознательное потребления: зачем нужна FSС-сертификация лесов

Сознательное потребления: зачем нужна FSС-сертификация лесов

И чем она полезна для государства и бизнеса

Цей текст також доступний українською
Сознательное потребления: зачем нужна FSС-сертификация лесов
Фото: пресс-служба FSС Украины

Незаконная вырубка лесов до сих пор является одной из масштабных проблем Украины. Так, на днях ГБР направило в суд обвинительное заключение в отношении сотрудников лесхозов в Житомирской и Харьковской областях. Ранее Нацполиция разоблачила должностных лиц гослесхоза в Киевской области, которые под видом санитарной вырубки прибрали к рукам лес на территории более 8 га. Кроме материального ущерба, такие действия наносят непоправимый вред окружающей среде. В то же время Норвегия думает над тем, как уменьшить влияние на окружающую среду углекислого газа – предлагает его спрятать на дне Северного моря. Однако не только такие кардинальные решения могут помочь с решением этой задачи. Так, сертификация лесов и сознательный выбор покупателей продукции из древесины также является действенным средством против незаконной вырубки леса и будет способствовать уменьшению парниковых выбросов. Что такое сертификация лесов и как она работает, рассказал Mind директор FSC Украины Павел Кравец.

Forest Stewardship Council®, FSC® (Лесной попечительский совет) – неправительственная, некоммерческая членская организация, которая была основана в 1993 году группой экологических организаций, лесных компаний, трейдеров и лесных профсоюзов.

Леса не только предоставляют человечеству широкий спектр экономических и социальных преимуществ, но и обеспечивают устойчивое развитие бизнеса. Они развивают экономику благодаря переработке, торговли лесными продуктами и энергией, одновременно обеспечивают жильем более 300 млн человек по всему миру. Поэтому как производителям, так и потребителям следует обращать внимание на источники происхождения товаров из древесины и на их сертификацию, поскольку именно это может помочь сохранить леса для будущих поколений.

Что такое лесная сертификация?

Сертификация лесов – это механизм мониторинга, отслеживания и маркировки древесины, целлюлозной продукции и нелесных продуктов, где качество ведения лесов оценивается по ряду согласованных стандартов. Лесная сертификация охватывает гораздо больше, чем просто практика лесозаготовок – она ​​также учитывает социальное, экономическое и экологическое благосостояние рабочих и местных общин, прозрачность и инклюзивность в процессе принятия решений.

Сертификация лесов рассматривается как важнейшая инициатива последнего десятилетия по содействию лучшему управлению лесами. Именно она способна обеспечить устойчивое управление этими жизненно важными ресурсами.

Сейчас мы видим тренд, что среди розничных торговцев маркировка FSC становится одним из основных критериев при проведении закупок. Поэтому, марка FSC является мощным инструментом, который помогает ритейлерам сообщать потребителям о приверженности устойчивому управлению лесами. Многие крупные международные бренды уже более 10 лет активно внедряют в деятельность и положительно отзываются о FSC, среди них: IKEA, Kimberly-Clark, H&M и другие.

На что влияет политики ответственных закупок?

В последние годы возросло внимание глобальных политических лидеров к вырубке и деградации лесов (по определению ЮНЕП – это полное уничтожение лесной растительности и перевод земель в другой тип хозяйственного назначения). Поэтому политические силы признают роль лесов в борьбе с изменением климата.

Предприятия также начинают брать на себя все больше обязательств для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду в своих цепочках поставок продукции – от поставщиков, через производство и дистрибуцию непосредственно потребителю.

По состоянию на 2020 год, более 300 компаний на глобальном уровне взяли на себя публичные обязательства по предотвращению вырубки лесов, устойчивым лесозаготовка и использования лесоматериалов из устойчивых источников (WWF, 2017; Forest 500 Report, 2021). В том числе более 120 из них – в секторе ритейла.

Так, политика постоянных закупок означает, что предприятия сознательно подходят к процессу выбора поставщиков. Эффективные устойчивые цепочки поставок компаний – это их существенное преимущество над конкурентами. Также потребители и инвесторы все больше осознают важность этического производства товаров. В результате такого выбора увеличиваются инвестиции и объемы покупки товаров, произведенных по принципам устойчивого развития.

Существуют три основных критерия ответственных закупок:

  1. Наличие публичной политики ответственного снабжения.
  2. Управление рисками.
  3. Ежегодная отчетность по ответственным закупкам или же производство продуктов по соответствующим схемам сертификации, таким как FSC – которая подтверждает  происхождение древесины из устойчивых и законных, хорошо управляемых источников.

А значит, устойчивые закупки помогают бизнесу и конкретным компаниям в таких направлениях, как: поддержка малого бизнеса и лесохозяйственных предприятий, развитие активных рынков на местном уровне, повышение статуса местных поставщиков и производителей.

Что ценного в FSC-сертификации для государства и бизнеса?

FSC-сертификация обеспечивает баланс экологических, социальных и экономических интересов человечества, не нанося вред при этом будущим поколениям. То есть обеспечивая устойчивое развитие.

Задача FSC – способствовать социально полезному, экологическому и экономически выгодному ведению лесного хозяйствования во всем мире, благодаря соответствию международно признанной системе сертификации.

Так, в процессе деятельности лесохозяйственного предприятия заготовка деревьев осуществляется, однако многочисленных потерь леса со временем не наблюдается, поскольку обеспечивается неистощающее рациональное использование ресурсов.

Сертификация FSC обеспечивает сохранение биоразнообразия, охрану целостности лесов. Также она уважает потребности местных общин и коренных народов. Так, FSC-сертификация предполагает консультацию с жителями, которые зависят от леса, привлекая их к процессу сертификации для обеспечения их прав.

С другой стороны, экомаркировка свидетельствует об ответственности бизнеса. Кроме того, это интеграция политики устойчивых закупок в деятельность, внедрение социально-экологических и этических факторов для их построения. Именно сохранение и усиление политики ответственных закупок является неотъемлемой частью устойчивого управления лесами и признаком действительно профессионального бизнеса.

Благодаря глобальной адаптированной к современным условиям системе международных стандартов бизнес может становиться ответственным. Этому способствует ответственный кодекс поведения бизнеса и культуры производства, который предоставляет FSC. Таким образом происходит положительное влияние на окружающую среду и трансформация в ответственного потребления. Ведь благодаря привлечению к системе, ответственные компании могут внести свой вклад в реализацию 17 Целей устойчивого развития ООН.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно