5G по-украински: как влияет геополитика на развитие сети пятого поколения

5G по-украински: как влияет геополитика на развитие сети пятого поколения

И какой выбор сделает Украина

Цей матеріал також доступний українською
5G по-украински: как влияет геополитика на развитие сети пятого поколения
Фото: depositphotos

Тендер на использование радиочастот пятого поколения (5G) Кабинет Министров перенес с декабря нынешнего года на апрель 2022-го. Осуществится ли озвученный план и получит ли Украина доступ к 5G, будет понятно ближе к запланированному сроку проведения тендера. В то же время не только внутренние процессы, но и внешняя политика в этой сфере может влиять на ситуацию в Украине. Каково положение дел в этой сфере в мире и как оно может отразиться на Украине, рассказал Mind телеком-эксперт Роман Химич.

Отказ от категоричности, сдержанность в оценках и опора на факты вместо идеологии выглядят наиболее адекватным подходом к обсуждению проблемы регулирования сетей пятого поколения. На это осталось буквально несколько месяцев. Уже в середине следующего 2022 года предполагается выдать операторам лицензии, что предполагает определенность по широкому кругу технических вопросов. 

Наглядной иллюстрацией того, насколько изменились взгляды на регулирование 5G-сетей, являются доклады европейских экспертов. Говоря о возможной политике Украины в части допуска китайского оборудования, эксперт по цифровой политике из Литвы Вильма Мисюконене не стала предлагать свою родину в качестве примера.

Причины такой сдержанности лежат в экономической плоскости. По оценкам европейских экспертов, отказ от оборудования китайских компаний ведет к увеличению издержек на 20%. Для Исландии это означает плюс 3 млн евро в год, для Германии – 469 млн евро. Для Украины затраты на замену китайского оборудования еще выше. На сегодняшний день более 75% базовых станций «большой тройки» используют оборудование Huawei и ZTE. Совокупные расходы на его замену оцениваются в $2 млрд.

Как противоборство США и Китая влияет на развитие 5G-сетей в мире

Проблема адекватного регулирования 5G-техологий является одним из побочных следствий американо-китайского соперничества. Не имея собственных производителей 5G-оборудования, не желая уступать своему главному сопернику позиции на технологическом олимпе, Штаты сделали выбор в пользу административного давления.

Администрация Трампа инициировала беспрецедентные ограничения, фактически полный бессрочный запрет на использование оборудования китайских производителей, в первую очередь Huawei Technologies. Институциональным оформлением этого запрета стала инициатива Clean Network («Чистая сеть»), провозглашенная в августе 2020 года.

Параллельно Штаты развернули глобальную кампанию против китайских технологических компаний, призывая всех своих союзников принять аналогичные меры. В силу ряда причин, которые освещались в предыдущих публикациях, эти требования раскололи европейское и евроатлантическое сообщество, весь «свободный мир» на несколько лагерей. Предельная политизация и даже идеологизация вопроса о допуске китайских компаний стала той причиной, из-за которой вместо пусть сложного, но в целом тривиального вопроса мы имеем дело именно с проблемой, не имеющей простого очевидного решения.

Реакцией Евросоюза на давление США стало появление собственной стратегии в сфере кибербезопасности сетей пятого поколения, воплощением которой стал Акт ЕС о кибербезопасности и так называемый Инструментарий ЕС по управлению рисками в 5G сетях (Cybersecurity of 5G networks – EU Toolbox of risk mitigating measures).

Отвергнув американский подход, ЕС предложил собственную альтернативу. Европейское регулирование отличают следующие особенности: опора на факты; учет всех возможных угроз; децентрализация процесса анализа угроз. Каждый член сообщества самостоятельно оценивает свои риски и принимает решения, опираясь на единые для всех методические указания.

Усилия ЕС в деле поиска ответа на вопрос об адекватном регулировании сетей пятого поколения получили поддержку со стороны бизнес-сообщества. Консорциум производителей оборудования во главе с Ericsson, Huawei и Nokia разработал и начиная с 2020 года осуществляет добровольную сертификацию своих продуктов в рамках собственной инициативы, известной как NESAS (схема подтверждения безопасности сетевого оборудования, Network Equipment Security Assurance Scheme). Она предполагает развитые, детальные и довольно затратные мероприятия, призванные обеспечить безопасность и доверие к сертифицируемым продуктам.

Между двумя партнерами

До последнего времени Украина ничем не выдавала своей заинтересованности в решении вопроса безопасности своих будущих сетей пятого поколения. Громкий скандал вокруг меморандума, подписанного в ноябре 2020 года ГССЗИ и украинским офисом Huawei, а также анекдотическая история «договорённостей» премьер-министра Шмыгаля и замгоссекретаря Кита Краха наглядно продемонстрировали ключевую проблему в этой сфере. Влиятельнейшее проамериканское лобби рассматривает вопрос о регулировании 5G-технологий как способ продемонстрировать лояльность глобальному гегемону.

К середине 2021 года участники рынка мобильной связи определились со своими интересами и публичной позицией относительно планов правительства в части 5G-сетей. В конце уходящего года стартовала кампания адвокации, призванная обеспечить адекватное отражение этих интересов в политике органов власти. В центре внимания оказались два фактора – экономика и безопасность.

Начиная с конца ноября в Украине прошли сразу четыре мероприятия, посвященные формированию так называемой технической политики в отношении 5G-сетей. Принятые год назад решения Кабмина предписывают разработку и принятие великого множества нормативно-правовых актов, регулирующих самые разные аспекты вопроса. Без их появления невозможно ни выдать операторам лицензии на частоты для пятого поколения, ни эти самые частоты использовать.

Показательны темы мероприятий и аналитических материалов, которые были представлены на них:

Представленные документы и выступления экспертов из Украины и стран Евросоюза можно смело рекомендовать всем, кто интересуется проблематикой развития 5G-технологий в Украине и за рубежом. Среди прочего, в них отражены две ключевых проблемы на пути внедрения «пятого поколения» в нашей стране. С одной стороны, нет убедительного ответа на вопрос об экономической целесообразности инвестиций в эти технологии. С другой – над процессом выработки государственной политики в этой сфере дамокловым мечом продолжает висеть своего рода геополитическая неопределенность, в которой много лет пребывает Украина.

В то же время индустрия уже сделала свой ход, теперь дело за органами власти. Необходимы: а) политическое решение, касающееся ключевых вопросов и б) соответствующая нормативная база. Ведущую роль в этом процессе должны сыграть парламент и Кабмин.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно