Продавать быстро: 6 потребительских трендов в Украине в 2022 году

Продавать быстро: 6 потребительских трендов в Украине в 2022 году

О близости к клиенту, скорости и антистрессе

Цей матеріал також доступний українською
Продавать быстро: 6 потребительских трендов в Украине в 2022 году
depositphotos.com

Последние два года стали большим испытанием для украинских предпринимателей. Умение быстро адаптироваться или трансформировать свою деятельность, чтобы стать ближе к покупателям, помогли многим остаться на рынке и стать его лидерами. В свою очередь снятие карантинных ограничений откорректировало рост в этой сфере, и сейчас она демонстрирует медленное, спокойное развитие. О том, как именно будет развиваться сфера в текущем году и какие тренды следует учитывать, рассказал Mind руководитель группы рыночных и продуктовых исследований «Новой Пошты» Сергей Кравченко.

За два-четыре года до карантина украинский рынок электронной коммерции рос ежегодно на 25–35%, и темпы постепенно снижались. Но пандемия подстегнула онлайн-продажи, и в 2020-м рынок вырос на 40%. В прошлом году такого всплеска роста не произошло, и это было прогнозируемо. Люди, посидев дома, захотели выйти и делать покупки в офлайне.

Мы предполагаем, что за 2021 год рынок вырос на 20% в натуральном выражении, а в 2022-м темпы еще немного снизятся. При этом нужно понимать, что рост в 20% сейчас не демонстрирует ни один сегмент в Украине. Например, рост ВВП экономисты прогнозируют на уровне 3–4%. То есть, несмотря на замедление роста, e-commerce прирастает намного сильнее, чем экономика Украины в целом.

Но у рынка в Украине есть большой потенциал, так как украинцы покупают в онлайне всего 8–9% от всех покупок, тогда как в западных странах эта цифра превышает 15%. Наш потенциал – рост как минимум в 2 раза.

И операторы доставки продолжают драйвить этот рынок, предлагая продавцам товаров широкие возможности. Это и быстрая доставка по всей Украине, и возможность оплатить товар после осмотра в отделении, и выгодные тарифы на возврат товара, если покупатель отказался.

Ядро e-commerce расширяется

Рост рынка продолжится за счет увеличения частоты онлайн-покупок и расширения самого ядра пользователей. Типичный портрет онлайн-покупателя – это люди в возрасте 20–45 лет, которые живут в областных и больших районных центрах. Но за последние два года к ним присоединились еще несколько категорий.

Во-первых, это подрастающее поколение, которое с интернетом и гаджетами на «ты». Для них все делать в онлайне, в том числе и покупать, это уже естественный процесс. Во-вторых, больший прирост наблюдается в категории людей в возрасте 50+. Наличие доступных цифровых устройств и пандемия подстегнули их к диджитализации, и они все чаще покупают онлайн.

Кроме этого, расширение ядра наблюдается за счет людей, которые раньше были «не диджитал», но в том числе и благодаря карантину стали больше находиться онлайн. Также приток онлайн-покупателей наблюдается от жителей сел. Например, «Нова Пошта» за последние два года открыла 3700 отделений в селах, куда жители уже на постоянной основе заказывают необходимые товары из интернет-магазинов. Они уже могут не так часто, как раньше, ездить за покупками в райцентр.

В целом, по нашим подсчетам, сейчас в Украине порядка 11–12 млн онлайн-покупателей и как минимум такой же потенциал для роста.

Диджитал выходит на новый уровень

В прошлом году люди начали проводить онлайн в среднем на 1 час больше, чем в 2020-м. Большинство процессов так и остались в онлайне – обучение, общение с клиентами, сотрудниками, партнерами.

Проникновение интернета выросло до 79%. Существенный потенциал для роста остается только в возрастных категориях 46+ и в сельской местности (где уровень проникновения интернета ниже). Проведение времени в интернете (просмотр видео, общение, игры, онланй-шопинг, чтение) – топ-занятия в ежедневном досуге украинцев в 2021 году и скорее всего останутся в 2022-м.

Запрос на антистресс

Последние два года были стрессовыми как для украинцев, так и для всех жителей планеты. И если сейчас ситуация с пандемией становится управляемой, то население в нашей стране продолжает испытывает стресс. Турбулентность в политике, экономике, потеря рабочих мест, повышение цен, угроза полномасштабной войны на территории страны – украинцы живут в состоянии перманентного стресса.

Поэтому один из современных трендов – запрос на антистресс. И главная задача компаний, работающих на конечного потребителя, – это снижение стресса через свой сервис или продукт. Клиенту нужна максимальная простота и удобство в пользовании услугами.

Поэтому легкий и понятный клиентский путь, удобное мобильное приложение или сайт – обязательные атрибуты e-commerce, чтобы клиент в два клика совершил желанную покупку, перевел деньги, оплатил коммунальные услуги за 10 секунд получил посылку, сделал отправку, заказал такси или еду.

Любое напряжение – плохо работающий сайт, нет товара на складе, курьер приехал не тогда, когда нужно, – для клиента это уже стресс, он уже оценивает этот опыт как негативный и готов делиться им в социальных сетях. Поэтому у брендов, для которых клиент – главная ценность, не остается никакой альтернативы, как только стать простыми, удобными и бесстрессовыми.

Как пример такого антистресс-сервиса – услуга автосписания средств. Клиент осмотрел товар в отделении, он ему подошел, клиент может просто попросить оператора списать деньги за товар автоматически – не вынимая телефон или кошелек из кармана.

Или, допустим, он получает посылку, а с ней что-то не так. Он может прямо на месте оформить претензию и за пару минут получить компенсацию.

Скорость и удобство – важнее, чем цена

Исследование рынка показывает, что раньше украинцы покупали в интернете в первую очередь потому, что там дешевле. А сейчас потому, что ассортимент больше, это удобнее и экономит время. Да, фактор денег продолжает присутствовать.

То есть бесплатная доставка, которую сейчас совместно предлагают в виде акций почтовые операторы и маркетплейсы, безусловно, драйвит рынок. Но она не является определяющей. Номинально клиент говорит: «Я хочу бесплатно», но на самом деле он хочет затратить минимум усилий, времени и нервов, чтобы получить желаемую покупку.

Например, за прошлый год скорость доставки «Новой Пошты» в среднем увеличилась в 1,5 раза: январе 2021 года была 36 часов, в ноябре – 23 часа. Скорость – это естественный результат оптимизации процессов.

Тренд на почтоматы как желание быть ближе

Клиенту удобно, когда близко. Поэтому бизнес стремиться быть ближе к клиенту физически, попадаться на глаза, когда клиент идет на работу или с работы, гуляет с детьми или отправляется в магазин за продуктами. Чем мы ближе к клиенту – тем больше шансов, что нас выберут. К этому стремятся и онлайн-ритейлеры, открывая точки выдачи в самых удобных для клиента местах.

Отсюда и общемировой тренд на почтоматы, который в последние годы набирает обороты и в нашей стране. За последние два-три года в эту гонку включились как игроки рынка доставки, так и маркетплейсы. И если в карантин одной из главных причин, почему клиенты выбирали почтоматы, был бесконтакт и желание защитить себя и близких от болезни, то сейчас, по нашим опросам, близость – ключевой фактор. Можно не выходя из подъезда забрать посылку в любое время дня и ночи. Кстати, интересный факт. По нашим данным, почтоматы влияют на частоту пользования доставкой в целом. Люди, которые начали пользоваться почтоматом, начинают заказывать доставку в среднем на 15% чаще.

Рацио vs эмоцио: кто победит

С началом пандемии появился большой запрос на товары, связанные с заботой о здоровье, а также с обустройством дома, включая мебель, декор, все, что нужно для ремонта. Также во время многочисленных локдаунов украинцы начали покупать онлайн то, что раньше вообще не покупали или покупали редко, – товары из аптек и продукты питания.

И конечно, по экономическим причинам поведение клиента стало еще более рациональным. Этот тренд не появился сейчас, но он из года в год усиливается.

Условно говоря: когда все хорошо человек покупает iPhone, когда экономическая ситуация ухудшается – переходит на более дешевые бренды. Это касается всех категорий товаров – техники, аксессуаров, косметики, одежды. То есть клиент продолжает потреблять, но более вдумчиво и рационально.

При этом периоды рациональности сменяются и периодами более спонтанных трат «для души». В случае стабилизации экономической и политической ситуации мы прогнозируем, что в 2022 году будут расти не рациональные категории, а товары из серии «побаловать себя». Потребление переключится с «того, что я должен сделать» на «то, что я хочу сделать». Это и одежда, и детские игрушки, и гаджеты, которые радуют, а не те, которые необходимы. То есть не холодильники, а, например, квадрокоптеры и геймерские аксессуары. Но это, конечно, при условии, если будет благоприятная экономическая ситуация, мир в стране и никаких внезапных «черных лебедей».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно