Цифровые технологии для всех: как уменьшить разрыв

Цифровые технологии для всех: как уменьшить разрыв

И к чему здесь гендерное неравенство

Цей текст також доступний українською
Цифровые технологии для всех: как уменьшить разрыв

Мы живем в мире, где кто-то просыпается и засыпает со смартфоном, а кто-то не знает, как в два клика найти в сети ответ на свой вопрос. С помощью технологий можно легко купить билет на поезд или оплатить коммунальные услуги. Обратиться к власти или представить собственную инициативу по проекту общественного бюджета.Эти возможности уже есть. Но все ли могут ими воспользоваться? Размышлениями о цифровом разрыве и путях его преодоления поделилась с Mind София Сакалош – координатор по внедрению цифровых инструментов в общинах от швейцарско-украинской Программы EGAP и одна из менторов образовательного проекта UNEW.

UNEW – масштабная инициатива в сфере цифрового образования для женщин-лидеров из регионов, реализованная в рамках Программы EGAP от Фонда Восточная Европа совместно с Mind. Задача проекта – создать сообщество женщин, стремящихся продвигать цифровые инициативы в своих регионах, и вооружить их необходимыми для этого знаниями и навыками.

Цифровой разрыв и мировые тенденции

Технологии стремительно развиваются, а количество их пользователей постепенно увеличивается. Согласно отчету Digital 2020 Global Digital Overview, количество пользователей интернета с начала пандемии выросло до 4,54 млрд, что на 7% больше по сравнению с январем 2019 года. А это – около 298 млн человек в год.

И хотя едва ли не 60% населения мира уже имеет доступ в интернет, вопрос цифрового разрыва никуда не исчезает. Под цифровым разрываом мы подразумеваем разницу в доступе различных людей или групп к сети Интернет и цифровым технологиям.

В целом, мировые тенденции свидетельствуют, что цифровые технологии стремятся к инклюзивности, а рост количества пользователей интернета является приоритетом для стран.

По подсчетам ООН, в будущем будет создано около двух миллионов новых рабочих мест в сферах технологий, математики, архитектуры и техники. Да и вообще около 90% рабочих мест будут нуждаться в цифровых навыках. Это значит, что параллельно возрастанию возможностей будет усиливаться и цифровой разрыв.

Актуальным остается и проблема гендерного цифрового разрыва. Ведь если женщины не участвуют в создании цифровых инструментов, это усиливает и негативно влияет на потенциал стран в сфере экономического роста и развития.

Поэтому важно, чтобы женщины не только пользовались цифровыми инструментами, но и создавали или приобщались к их внедрению. Именно так было разработано израильское приложение SafeUp, которое помогает женщинам чувствовать себя в безопасности. Недавно оно начало работать и в Украине.

С его помощью женщины сопровождают друг друга по пути домой или в любое другое место для большей безопасности: оно позволяет поделиться локацией с другими пользовательницами, выбрать функцию «Разговор по дороге» и общаться по видеосвязи, пока не добраешься до безопасного места. Также есть услуга «Срочная помощь», которая посылает сигнал опасности трем женщинам в радиусе 500 м, чтобы они позвонили по телефону или вызвали полицию. В настоящее время приложением пользуется более 70 тысяч человек во всем мире.

Как усилить женское лидерство в цифровых технологиях

Компания Intel в своем отчете отмечала: если в течение трех лет 600 миллионов женщин получат доступ к сети Интернет, мировой ВВП вырастет на сумму от $13 млрд до $18 млрд.

А Глобальный институт McKinsey заявил, что равноправие на рынке труда может прибавить 26% к мировому ВВП уже в 2025 году.

В мире существуют различные инициативы по преодолению цифрового разрыва, и в частности, – по усилению женского лидерства. Ведь важно не только создавать площадки с доступом к цифровым технологиям, но и учить граждан ими пользоваться.

Важная инициатива реализована в Индии в рамках программы M-Powered programme.В Одише и Джаркханде 1800 женщинам дали мобильные телефоны и установили специальное приложение. Его цель – научить неграмотных коренных жительниц практикам аграрного бизнеса и финансовой грамотности с помощью специально адаптированных или переведенных материалов. За последний год реализации проекта 76% участниц не только овладели техническими навыками, но и стали тренерами в пределах своих племен или территорий проживания. Это обеспечило цифровыми навыками еще 2500 участниц. И если до того пользователями технологий были преимущественно мужчины, то теперь около 60% владельцев смартфонов в регионе – женщины, да еще и обучающие своих мужчин новым технологиям.

Более четырех лет организация Plan International повышает осведомленность молодежи и, в частности, девушек в области технологий. Одними из приоритетов их работы является качественное инклюзивное образование, развитие навыков и достойная работа. Например, в течение 2021 года организация помогла более 26 миллионам девушек: среди них 6,4 миллиона – в сфере инклюзивного качественного образования, а еще полумиллиону пользовательниц – в деле получения навыков и достойной работы.

Сейчас в Plan International собирают подписи к электронной петиции, которая касается обучения цифровой грамотности детей, а среди них – и девочек. Петиция касается противодействия фейковой информации и собрала уже более 43 тысяч подписей.

Компания также провела в Шри-Ланке кампанию укрепления позиций женщин с помощью е-управления. В течение трех лет они обучали цифровым навыкам жительниц сельской местности, а также пострадавших от домашнего насилия. Проект обеспечил участниц ноутбуками и смартфонами, а специально разработанная платформа фокусировалась на информационных потребностях целевых общин. Благодаря тренингам участницы получили знания в сфере финансовой грамотности, использования электронных сервисов, прав человека, а также противодействия насилию.

Цифровая трансформация в Украине

Цифровая трансформация в Украине происходит очень быстро, а потому вопрос цифровых навыков и цифрового разрыва как такового стоит весьма остро.

По данным исследования Министерства цифровой трансформации Украины (Минцифры) в 2019 году, 15,1% украинцев в возрасте от 18 до 70 лет вообще не владели цифровыми навыками, а 53% украинцев имели цифровые навыки ниже базового уровня. Повторное исследование в 2021 году показало, что процент украинцев, не имеющих цифровых навыков, сократился на 4%; а количество лиц, цифровые навыки которых все еще находятся ниже базового уровня, уменьшилось на 5,2% (47,8%).

В этой связи ключевыми целями Минцифры является обучение шести миллионов граждан цифровым навыкам к 2024 году, а также – переведение 100% услуг в онлайн-формат.

Однако кроме цифровых навыков также важно иметь возможность использовать цифровые гаджеты. Недавно на Дія.Самміті был анонсирован проект єСмартфон, в рамках которого вакцинированные украинцы в возрасте от 60 лет смогут получить смартфон и доступ к цифровым сервисам.

Комплексная услуга єМалятко, созданная в сотрудничестве со швейцарско-украинской Программой EGAP (Фонд Восточная Европа), является примером качественного онлайн сервиса, помогающего родителям новорожденного ребенка получить до 10 нужных услуг. И уже в декабре 2021 программой єМалятко воспользовались 89% семей с младенцами.

Еще одной возможностью получить цифровые навыки является соответствующее обучение более чем в 6 000 хабов цифрового образования.

А прямо не выходя из дому можно посмотреть образовательные сериалы и получить сертификат на платформе Дія.Цифрова освіта. К примеру, в рамках совместного проекта Министерства и Программы EGAP можно узнать, что такое инструменты е-демократии и как ими пользоваться, просмотрев образовательный сериал Зірки е-демократии. Или узнать о Цифровых технологиях для людей с инвалидностью, ознакомившись с соответствующим сериалом. А если вы прямо сейчас хотите проверить свой уровень цифровой грамотности, можно пройти национальный тест Цифрограм и получить соответствующий сертификат.

Также был анонсирован раздел «Дія.Безбар’єрність», который приван помогать людям получать информацию о льготах, документах, собственных правах и возможностях.

Разумеется, важно не только приобретать цифровые навыки, но и применять их. В конце ноября стартовал проект UNEW, направленный на поддержку и обучение женщин-лидеров в области цифровых технологий. Это позволитпрошедшим обучение создать и реализовать цифровые проекты в общинах.

Украина с каждым годом делает все больше шагов в сторону улучшения качества услуг и привлечения людей к процессам принятия решений. При этом мы должны думать обо всех одновременно, ведь задача цифровыхтехнологий – не усиливать разрыв между гражданами, а наоборот – экономить время, усилия, возможности повлиять на решение властей даже удаленно или воспользоваться цифровыми сервисами.

Цифровое образование становится новой нормой. Ведь технологии должны служить всем!

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно