Пенсионная реформа: украинцам придется дольше работать и больше экономить

Пенсионная реформа: украинцам придется дольше работать и больше экономить

Чего ждать населению от инициатив правительства и парламента

Цей текст також доступний українською
Пенсионная реформа: украинцам придется дольше работать и больше экономить
Фото Shutterstock

В разгар кризиса 2008–2009 годов в предпринимательской среде активно использовался термин «оптимизация производства». В этой нейтральной обертке не было планов по повышению энергоэффективности или по продаже непрофильных активов, а лишь – увольнение персонала. Сочетание факторов слабой экономики, демографической динамики и последствий популизма вынуждает власти этой осенью постараться провести подобную оптимизацию пенсионной системы.

Она стала крайне обременительной для госбюджета и не обеспечивает приемлемую защиту пенсионеров. Однако очередной этап ее реформирования, очерченный законопроектами №6614 и №6677, содержит много рисков и компромиссов.

В частности, запланированное ужесточение доступа к пенсиям может привести к очередному витку социальной напряженности. При этом мер по ликвидации дефицита Пенсионного фонда может оказаться недостаточно, и «собачий хвост» продолжат рубить по кусочкам.

Параметральные подвижки

Возраст. Одним из ключевых изменений, согласно законопроекту №6614, является повышение значения страхового стажа для уменьшения демографической нагрузки на солидарную систему.

Предлагается разрешить в 2018 году выход на пенсию в 60 лет лишь для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа, в 63 года – со стажем от 15 до 25 лет. Ежегодно это требование будет увеличиваться на 12 месяцев, до достижения 35 лет в 2028-м. Лицам, не имеющим 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.

Правительство ожидает, что в 2018 году выйдут на пенсию 70% лиц, достигших возраста 60 лет, в 2028-м – 55% таких лиц, 40% лиц, достигших 63 лет, и 5% лиц, достигших 65 лет.

Такая инициатива пока категорически не воспринимается украинским обществом. И это легко понять. Средняя продолжительность жизни мужчин в 2015 году составляла 66,7 года и установление ограничения на уровне 65 лет для многих означает лишение права на пенсию.

Деньги. По прогнозам Минсоцполитики, вновь назначенные пенсионные выплаты в 2018 году получат только 191 200 человек, что на 88 500 меньше, чем по условиям, действующими на сегодняшний день.

Предлагается также новый механизм «осовременивания» пенсий – предусматривается снижение величины оценки одного года страхового стажа с 1,35% до 1%.

Хотя законопроект №6614 называется «О повышении пенсий», парламентские эксперты высказывают мнение, что намеченное реформирование приведет к снижению пенсий для части граждан.

В Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады считают, что из-за изменения формулы расчета повышение пенсий могут не получить около 5 млн человек, а для 15% из 5,6 млн пенсионеров размер повышения составит до 100 грн.

Накопительная система. Реформой также предусматривается дополнение солидарного уровня пенсионной системы обязательным накопительным уровнем. Реализовать это планируется с помощью привлечения частных пенсионных фондов, что является довольно рискованным шагом с учетом недавнего краха половины банков страны. Памятный пример злоупотреблений в негосударственном пенсионном фонде Нацбанка также может служить определенным предостережением. Популизм и безответственность могут разрушить любые расчеты.

Вместе с тем, согласно ожиданиям правительства, при трехуровневой пенсионной системе ожидаемый коэффициент замещения составит 45% (в развитых странах критерием адекватности пенсий является коэффициент замещения на уровне свыше 60%): 30% – из солидарной системы (1-й уровень), 10% – из накопительной системы (2-й уровень) и 5% – из добровольных негосударственных пенсионных фондов (3-й уровень).

Средние пенсии и средние зарплаты в экономике

2014 2015 2016 2017
средняя зарплата
(грн, за декабрь предыдущего года)
3619,23 4012,24 5230,41 6475,49
средний размер месячной пенсии
(грн, на начало года)
1528,3 1581,5 1699,5 1828,3
соотношение, % 42,23  39,42  32,49  28,23 

Источник: Госстат, НИСИ 

Расчеты: Mind.ua

Предпосылки и методы

Зарубежные ориентиры. Международная история формирования пенсионных систем свидетельствует, что государства изначально опирались на имеющиеся финансовые возможности в большей мере, чем на социальные параметры. Пенсионное обеспечение по возрасту стартовало с 70 лет в Германии и Великобритании, хотя лишь примерно половина мужчин доживали до 65 лет.

При этом большинство стран и сейчас поощряет продолжение трудовой жизни, применяя как стимулирующие, так и штрафные инструменты. Для регулирования в этой сфере используется как увеличение необходимого трудового стажа для досрочного выхода на пенсию, так и установление минимально допустимого возраста выхода на пенсию. Кроме того, определенные ограничения могут вводиться с учетом срока пребывания в стране и даже имущественного положения.

Источники поступлений. Ожидается, что через 20 лет в Украине два плательщика пенсионных сборов будут обеспечивать выплаты трем пенсионерам, тогда как на сегодняшний день уже почти достигнут паритет.

При сохранении неизменного пенсионного возраста в перспективе будет постоянно ухудшаться коэффициент замещения (соотношение средних пенсий к средним зарплатам). Искусственное удержание коэффициента замещения потребует постоянного увеличения дотаций из госбюджета, что уже в скором времени может привести к дефолту.

Ожидаемая продолжительность жизни в Украине 

2015 2020 2025 2030
Мужчины 66,7 69,4 71,5 73,5
Женщины 76,7 78,1 79,2 80,2
Средняя 71,7 73,8 75,4 76,9

Источник: НИСИ

Демографические показатели отдельных стран Европы 
(статистика 2006-2008 гг.)

Мужчины Женщины
продолжительность жизни  пенсионный возраст продолжительность жизни  пенсионный возраст
Австрия 77,5 65 83,1 60
Болгария 69,5 63 76,7 60
Великобритания 77,3 65 81,7 60
Испания 77,8 65 84,3 65
Литва 64,9 62,5 77,2 60
Германия 77,4 65 82,7 65
Польша 71 65 79,8 60
Венгрия 69,4 62 77,8 62

Источник: НИСИ

Предпосылки для возможных проблем

Низкие зарплаты. Причины пенсионного дисбаланса связывают не только с демографическими тенденциями. «Должны поощрять людей работать – без повышения зарплат будем терять население из-за эмиграции», – заявила недавно директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова.

Действительно, по данным Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, пока доля зарплаты в себестоимости украинских товаров составляет лишь 6%, тогда как в странах Западной Европы достигает до 45%.

При этом, по данным Минсоцполитики, из 16 млн занятых граждан 25% не платят пенсионные сборы. А из общего числа официально работающих треть зарабатывала минимальную зарплату в 3200 грн, что обеспечивало в текущем году перечисление в Пенсионный фонд лишь 704 грн/мес.

«Конверты». Потенциал этой ситуации должным образом оценен в правительстве. Ранее большие надежды возлагались на легализацию зарплат в результате снижения единого социального взноса (ЕСВ) с 38% до 22%. Но детенизация идет недостаточно быстро, и потребность в финансировании Пенсионного фонда из госбюджета расширилась: в 2017 году оно планируется в размере 141,3 млрд грн, тогда как в 2016-м оценивалось в 142,6 млрд грн, а в 2015 году – 94,9 млрд грн.

Позднее Кабмин, решая ту же задачу, пошел путем административного повышения минимального уровня зарплаты в легальном секторе экономики: сначала вдвое – до 3200 грн с января 2017 года и теперь планирует до 3700 грн с января 2018-го.

Дефицит Пенсионного фонда. Проблема избыточных издержек стоит необычайно остро: власти даже ввели 15%-й налог на пенсии для работающих пенсионеров, в чем на сегодняшний день раскаялись и намерены отменить.

Количество пенсионеров (на начало года, без учета Крыма и зоны АТО)

2014 2015 2016 2017
всего, тыс. чел. 12858 12147 12296   11956
по возрасту 9885 9341 9408 9116
социальные 120 106 101 95

Источник: НИСИ

Фактор МВФ

Без реформы – никуда. По оценке Всемирного банка (ВБ), для сокращения общего дефицита госфинансов с 3,1% в 2017 году до 2,6% ВВП в следующем потребуется реализация системных реформ. «Власти страны уже использовали все возможные меры краткосрочного характера, направленные на улучшение ситуации с госбюджетом», – подчеркивается в концепции партнерства ВБ с Украиной в 2017–2021 годах.

Отношение совокупного госдолга к ВВП составило 81% ВВП в конце 2016 года, а в 2017-м достигнет 89% ВВП, что существенно превышает безопасный уровень. В таких условиях мнение МВФ как ключевого кредитора приобретает особое значение.

В послереволюционный период Украина получила от МВФ около $13 млрд в рамках займа Stand by и программы Extended fund facility (EFF). Поддержка фонда позволила реструктурировать $15 млрд долгов и стабилизировать макроэкономическую ситуацию.

Замкнутый круг. Выделение очередного транша на сумму $1,9 млрд в МВФ увязывают, среди прочего, с пенсионной реформой. В фонде считают, что Украина сможет избежать рецидивов острых кризисов лишь после устранения причин экономических и финансовых дисбалансов.

По оценке президента Украины Петра Порошенко, без программы с МВФ Украина окажется крайне уязвимой с учетом пика выплат по внешним обязательствам в 2019 году.

Вместе с тем с 1992 года для страны утверждалось шесть программ финансовой поддержки, но ни одна из них не была доведена до конца – Украина всегда уклонялась от должного выполнения взятых обязательств.

Умение не замечать очевидного

Существует и альтернативный инструментарий для сокращения пенсионного дисбаланса. Например, в результате более сбалансированного распределения национального дохода.

По оценкам ВБ, расходы на пенсионное обеспечение в 2016 году составили 11% ВВП. Одновременно прямые убытки государства из-за влияния бизнес-интересов превысили 10% ВВП.

«Влияние бизнес-интересов сформировало экономику, характерными чертами которой являются концентрация активов и перераспределение рент между небольшим количеством выгодоприобретателей. Оно дало возможность отдельным лицам получать за счет государства выгоду от приватизации, концессий, субсидий на энергию, госзакупок, льготных кредитов, государственных долговых гарантий, перепадов цен и налоговых расходов», – считают в ВБ.

При этом, по данным банка, стоимость активов, задекларированных 100 богатейшими гражданами Украины, достигала трети ВВП: на связанные с ними компании в 2002 году приходилось 10,9% совокупного оборота, а к 2010 году – 20–23%. При этом количество связанных с корпорациями чиновников и депутатов в Кабмине и Верховной Раде выросло с менее чем 30% в 1990-е годы до более чем 70% в 2010 году.

Социология дает добро

Момент для такой чувствительной реформы, с точки зрения социологии, вполне приемлемый. Украинцы в 2017 году начали адаптироваться к ухудшившимся обстоятельствам, и протестные настроения снизились.

«В прошлом году тех, кто считал нужным протестовать любой ценой, было 43%, а за мир любой ценой выступало 37%. Сейчас это все сравнялось, сейчас – 36% на 36%», – сказал заместитель директора Института социологии НАН Евгений Головаха UMN в августе.

Обеднение не способствует росту общественной поддержки реформ: материальное состояния украинцев в 2017 году характеризует то, что 33% населения опасается голода. Но, с другой стороны, такое население более управляемо.

К тому же сами украинцы для снижения напряжения более всего хотят реальных наказаний для коррупционеров в высших эшелонах власти (62%) и лишь потом – улучшения материального положения (50%).

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно