Пенсионная реформа: украинцам придется дольше работать и больше экономить
Чего ждать населению от инициатив правительства и парламента

В разгар кризиса 2008–2009 годов в предпринимательской среде активно использовался термин «оптимизация производства». В этой нейтральной обертке не было планов по повышению энергоэффективности или по продаже непрофильных активов, а лишь – увольнение персонала. Сочетание факторов слабой экономики, демографической динамики и последствий популизма вынуждает власти этой осенью постараться провести подобную оптимизацию пенсионной системы.
Она стала крайне обременительной для госбюджета и не обеспечивает приемлемую защиту пенсионеров. Однако очередной этап ее реформирования, очерченный законопроектами №6614 и №6677, содержит много рисков и компромиссов.
В частности, запланированное ужесточение доступа к пенсиям может привести к очередному витку социальной напряженности. При этом мер по ликвидации дефицита Пенсионного фонда может оказаться недостаточно, и «собачий хвост» продолжат рубить по кусочкам.
Параметральные подвижки
Возраст. Одним из ключевых изменений, согласно законопроекту №6614, является повышение значения страхового стажа для уменьшения демографической нагрузки на солидарную систему.
Предлагается разрешить в 2018 году выход на пенсию в 60 лет лишь для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа, в 63 года – со стажем от 15 до 25 лет. Ежегодно это требование будет увеличиваться на 12 месяцев, до достижения 35 лет в 2028-м. Лицам, не имеющим 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.
Правительство ожидает, что в 2018 году выйдут на пенсию 70% лиц, достигших возраста 60 лет, в 2028-м – 55% таких лиц, 40% лиц, достигших 63 лет, и 5% лиц, достигших 65 лет.
Такая инициатива пока категорически не воспринимается украинским обществом. И это легко понять. Средняя продолжительность жизни мужчин в 2015 году составляла 66,7 года и установление ограничения на уровне 65 лет для многих означает лишение права на пенсию.
Деньги. По прогнозам Минсоцполитики, вновь назначенные пенсионные выплаты в 2018 году получат только 191 200 человек, что на 88 500 меньше, чем по условиям, действующими на сегодняшний день.
Предлагается также новый механизм «осовременивания» пенсий – предусматривается снижение величины оценки одного года страхового стажа с 1,35% до 1%.
Хотя законопроект №6614 называется «О повышении пенсий», парламентские эксперты высказывают мнение, что намеченное реформирование приведет к снижению пенсий для части граждан.
В Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады считают, что из-за изменения формулы расчета повышение пенсий могут не получить около 5 млн человек, а для 15% из 5,6 млн пенсионеров размер повышения составит до 100 грн.
Накопительная система. Реформой также предусматривается дополнение солидарного уровня пенсионной системы обязательным накопительным уровнем. Реализовать это планируется с помощью привлечения частных пенсионных фондов, что является довольно рискованным шагом с учетом недавнего краха половины банков страны. Памятный пример злоупотреблений в негосударственном пенсионном фонде Нацбанка также может служить определенным предостережением. Популизм и безответственность могут разрушить любые расчеты.
Вместе с тем, согласно ожиданиям правительства, при трехуровневой пенсионной системе ожидаемый коэффициент замещения составит 45% (в развитых странах критерием адекватности пенсий является коэффициент замещения на уровне свыше 60%): 30% – из солидарной системы (1-й уровень), 10% – из накопительной системы (2-й уровень) и 5% – из добровольных негосударственных пенсионных фондов (3-й уровень).
Средние пенсии и средние зарплаты в экономике
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
средняя зарплата (грн, за декабрь предыдущего года) |
3619,23 | 4012,24 | 5230,41 | 6475,49 |
средний размер месячной пенсии (грн, на начало года) |
1528,3 | 1581,5 | 1699,5 | 1828,3 |
соотношение, % | 42,23 | 39,42 | 32,49 | 28,23 |
Источник: Госстат, НИСИ
Расчеты: Mind.ua
Предпосылки и методы
Зарубежные ориентиры. Международная история формирования пенсионных систем свидетельствует, что государства изначально опирались на имеющиеся финансовые возможности в большей мере, чем на социальные параметры. Пенсионное обеспечение по возрасту стартовало с 70 лет в Германии и Великобритании, хотя лишь примерно половина мужчин доживали до 65 лет.
При этом большинство стран и сейчас поощряет продолжение трудовой жизни, применяя как стимулирующие, так и штрафные инструменты. Для регулирования в этой сфере используется как увеличение необходимого трудового стажа для досрочного выхода на пенсию, так и установление минимально допустимого возраста выхода на пенсию. Кроме того, определенные ограничения могут вводиться с учетом срока пребывания в стране и даже имущественного положения.
Источники поступлений. Ожидается, что через 20 лет в Украине два плательщика пенсионных сборов будут обеспечивать выплаты трем пенсионерам, тогда как на сегодняшний день уже почти достигнут паритет.
При сохранении неизменного пенсионного возраста в перспективе будет постоянно ухудшаться коэффициент замещения (соотношение средних пенсий к средним зарплатам). Искусственное удержание коэффициента замещения потребует постоянного увеличения дотаций из госбюджета, что уже в скором времени может привести к дефолту.
Ожидаемая продолжительность жизни в Украине
2015 | 2020 | 2025 | 2030 | |
Мужчины | 66,7 | 69,4 | 71,5 | 73,5 |
Женщины | 76,7 | 78,1 | 79,2 | 80,2 |
Средняя | 71,7 | 73,8 | 75,4 | 76,9 |
Источник: НИСИ
Демографические показатели отдельных стран Европы
(статистика 2006-2008 гг.)
Мужчины | Женщины | |||
продолжительность жизни | пенсионный возраст | продолжительность жизни | пенсионный возраст | |
Австрия | 77,5 | 65 | 83,1 | 60 |
Болгария | 69,5 | 63 | 76,7 | 60 |
Великобритания | 77,3 | 65 | 81,7 | 60 |
Испания | 77,8 | 65 | 84,3 | 65 |
Литва | 64,9 | 62,5 | 77,2 | 60 |
Германия | 77,4 | 65 | 82,7 | 65 |
Польша | 71 | 65 | 79,8 | 60 |
Венгрия | 69,4 | 62 | 77,8 | 62 |
Источник: НИСИ
Предпосылки для возможных проблем
Низкие зарплаты. Причины пенсионного дисбаланса связывают не только с демографическими тенденциями. «Должны поощрять людей работать – без повышения зарплат будем терять население из-за эмиграции», – заявила недавно директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова.
Действительно, по данным Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, пока доля зарплаты в себестоимости украинских товаров составляет лишь 6%, тогда как в странах Западной Европы достигает до 45%.
При этом, по данным Минсоцполитики, из 16 млн занятых граждан 25% не платят пенсионные сборы. А из общего числа официально работающих треть зарабатывала минимальную зарплату в 3200 грн, что обеспечивало в текущем году перечисление в Пенсионный фонд лишь 704 грн/мес.
«Конверты». Потенциал этой ситуации должным образом оценен в правительстве. Ранее большие надежды возлагались на легализацию зарплат в результате снижения единого социального взноса (ЕСВ) с 38% до 22%. Но детенизация идет недостаточно быстро, и потребность в финансировании Пенсионного фонда из госбюджета расширилась: в 2017 году оно планируется в размере 141,3 млрд грн, тогда как в 2016-м оценивалось в 142,6 млрд грн, а в 2015 году – 94,9 млрд грн.
Позднее Кабмин, решая ту же задачу, пошел путем административного повышения минимального уровня зарплаты в легальном секторе экономики: сначала вдвое – до 3200 грн с января 2017 года и теперь планирует до 3700 грн с января 2018-го.
Дефицит Пенсионного фонда. Проблема избыточных издержек стоит необычайно остро: власти даже ввели 15%-й налог на пенсии для работающих пенсионеров, в чем на сегодняшний день раскаялись и намерены отменить.
Количество пенсионеров (на начало года, без учета Крыма и зоны АТО)
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
всего, тыс. чел. | 12858 | 12147 | 12296 | 11956 |
по возрасту | 9885 | 9341 | 9408 | 9116 |
социальные | 120 | 106 | 101 | 95 |
Источник: НИСИ
Фактор МВФ
Без реформы – никуда. По оценке Всемирного банка (ВБ), для сокращения общего дефицита госфинансов с 3,1% в 2017 году до 2,6% ВВП в следующем потребуется реализация системных реформ. «Власти страны уже использовали все возможные меры краткосрочного характера, направленные на улучшение ситуации с госбюджетом», – подчеркивается в концепции партнерства ВБ с Украиной в 2017–2021 годах.
Отношение совокупного госдолга к ВВП составило 81% ВВП в конце 2016 года, а в 2017-м достигнет 89% ВВП, что существенно превышает безопасный уровень. В таких условиях мнение МВФ как ключевого кредитора приобретает особое значение.
В послереволюционный период Украина получила от МВФ около $13 млрд в рамках займа Stand by и программы Extended fund facility (EFF). Поддержка фонда позволила реструктурировать $15 млрд долгов и стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
Замкнутый круг. Выделение очередного транша на сумму $1,9 млрд в МВФ увязывают, среди прочего, с пенсионной реформой. В фонде считают, что Украина сможет избежать рецидивов острых кризисов лишь после устранения причин экономических и финансовых дисбалансов.
По оценке президента Украины Петра Порошенко, без программы с МВФ Украина окажется крайне уязвимой с учетом пика выплат по внешним обязательствам в 2019 году.
Вместе с тем с 1992 года для страны утверждалось шесть программ финансовой поддержки, но ни одна из них не была доведена до конца – Украина всегда уклонялась от должного выполнения взятых обязательств.
Умение не замечать очевидного
Существует и альтернативный инструментарий для сокращения пенсионного дисбаланса. Например, в результате более сбалансированного распределения национального дохода.
По оценкам ВБ, расходы на пенсионное обеспечение в 2016 году составили 11% ВВП. Одновременно прямые убытки государства из-за влияния бизнес-интересов превысили 10% ВВП.
«Влияние бизнес-интересов сформировало экономику, характерными чертами которой являются концентрация активов и перераспределение рент между небольшим количеством выгодоприобретателей. Оно дало возможность отдельным лицам получать за счет государства выгоду от приватизации, концессий, субсидий на энергию, госзакупок, льготных кредитов, государственных долговых гарантий, перепадов цен и налоговых расходов», – считают в ВБ.
При этом, по данным банка, стоимость активов, задекларированных 100 богатейшими гражданами Украины, достигала трети ВВП: на связанные с ними компании в 2002 году приходилось 10,9% совокупного оборота, а к 2010 году – 20–23%. При этом количество связанных с корпорациями чиновников и депутатов в Кабмине и Верховной Раде выросло с менее чем 30% в 1990-е годы до более чем 70% в 2010 году.
Социология дает добро
Момент для такой чувствительной реформы, с точки зрения социологии, вполне приемлемый. Украинцы в 2017 году начали адаптироваться к ухудшившимся обстоятельствам, и протестные настроения снизились.
«В прошлом году тех, кто считал нужным протестовать любой ценой, было 43%, а за мир любой ценой выступало 37%. Сейчас это все сравнялось, сейчас – 36% на 36%», – сказал заместитель директора Института социологии НАН Евгений Головаха UMN в августе.
Обеднение не способствует росту общественной поддержки реформ: материальное состояния украинцев в 2017 году характеризует то, что 33% населения опасается голода. Но, с другой стороны, такое население более управляемо.
К тому же сами украинцы для снижения напряжения более всего хотят реальных наказаний для коррупционеров в высших эшелонах власти (62%) и лишь потом – улучшения материального положения (50%).
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].