mind
√ендиректор фармфирмы Ђƒарницаї: Ђ»мпортозамещение Ц это не более чем одно из про€влений конкуренцииї
”краина инвестпривлекательна€
‘армацевтика
Cпециальний проект Mind

√ендиректор фармфирмы Ђƒарницаї: Ђ»мпортозамещение Ц это не более чем одно из про€влений конкуренцииї

—ветлана ƒиденко Ц о рыночных реали€х, интересах государства, предпочтени€х пациентов и готовности компании к медицинской реформе

Ётот материал также доступен на украинском

—тартовавша€ в ”краине медицинска€ реформа вынуждает пересматривать подходы к лечебным практикам на всех уровн€х. Ќовые формы взаимодействи€ врачей и пациентов так или иначе сказываютс€ и на фармацевтической отрасли. “ем более, что начало активной фазы медреформы совпало по времени с первой годовщиной введени€ в ”краине практики реимбурсации – возврата пациентам денег, уплаченных за приобретение жизненно необходимых лекарств. ¬ 2017 году из госбюджета ”краины на эти цели было направлено 700 млн гривен, а в текущем планируетс€ выделить 1 млрд гривен.

Ќациональный перечень препаратов, подпадающих под действие программы «ƒоступные лекарства», на данный момент насчитывает 239 позиций. 11 из них производ€тс€ „јќ «‘армацевтическа€ фирма «ƒарница» и предназначены дл€ лечени€ сердечно-сосудистых заболеваний. ѕо словам представителей компании, на сегодн€шний день существенного экономического эффекта от нововведени€ рынок пока не ощущает, но в среднесрочной перспективе реимбурсаци€ способна простимулировать спрос.

 ак подчеркивают в «ƒарнице», программа «ƒоступные лекарства» должна базироватьс€ на Ќациональном перечне, исходить из возможностей госбюджета и доступности лекарств с учетом терапевтически эквивалентных доз. ƒл€ фарминдустрии эти документы €вл€ютс€ ориентиром в формировании продуктового портфел€. Ќо реалии таковы, что Ќацперечень содержит часть лекарственных средств, чей жизненный цикл уже заканчиваетс€ и должен уступить место новым препаратам рынка. ѕредставители индустрии готовы активно сотрудничать с правительством в вопросе корректировки нормативных документов.

„јќ «‘армацевтическа€ фирма «ƒарница» входит в дес€тку крупнейших фармпроизводителей ”краины. ≈сли в денежном выражении по итогам 2017 года компани€ занимает третье место, то в натуральном – уже дес€ть лет как первое. —табилизаци€ курса гривны и увеличение спроса со стороны потребителей на украинские лекарства за последние два года стимулировали «ƒарницу» изменить стратегию развити€, усилива€ портфель дорогосто€щих лекарств. ќ том, над какими продуктами работает компани€, как «приучает» к ним рынок, в какие страны планирует поставл€ть лекарства и почему сегодн€ сложно конкурировать с западными фармацевтическими брендами, генеральный директор фармфирмы «ƒарница»  —ветлана ƒиденко рассказала в интервью Mind.

√ендиректор фармфирмы Ђƒарницаї: Ђћы ломаем стереотипы об отечественной фармацевтике в головах врачейї
—ветлана ƒиденко

– ”краинский рынок лекарств в последнее врем€ растет даже в долларовом выражении. — чем это св€зано?

– ѕо состо€нию на конец 2017 года объем отечественного рынка лекарственных средств составил 61,2 млрд грн или $2,3 млрд. ѕо нашим прогнозам, в 2018-м рынок вырастет на 20% в гривне. Ќо ростом это можно назвать с оговоркой. ≈сли сравнивать с предыдущими двум€ годами – да, это рост. ≈сли сравнивать с периодом 2010 -2014 гг. – это начало восстановлени€ рынка. ¬ первую очередь  это  св€зано с улучшением экономической ситуации в стране.

–  ак на этом фоне чувствует себ€ ваша компани€?

¬ 2015-17 годах происходила перезагрузка стратегии «ƒарницы» и трансформаци€ компании из производственной в маркетирующую. Ѕлагодар€ этим изменени€м, она росла с опережением как в гривне (на 3% выше, чем рынок), так и в упаковках (на 4% выше, чем рынок), при этом демонстриру€ более высокий индекс эволюции.

–  акие лекарственные бренды «ƒарницы» самые востребованные на рынке?

– ƒев€ть лекарственных средств из продуктового портфел€ компании по результатам 2017 года €вл€ютс€ лидерами рынка.

≈сли говорить о врачах, то им наиболее интересен кардиологический сегмент портфел€ «ƒарницы», особенно новинки. ƒействительность такова, что сердечно-сосудистые заболевани€ – причина трети смертей в мире. ј в ”краине – сама€ распространенна€ причина инвалидизации и смертности. „тобы противосто€ть этой тенденции, мы активно и целенаправленно разрабатываем лекарства  дл€ лечени€ ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, а также первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Ќа прот€жении 2015-17 гг. «ƒарница» представила восемь препаратов дл€ лечени€ этой категории заболеваний.  «а это врем€ на рынок было выведено 16 новых продуктов, внедрение еще 14-ти намечено в течение 2018 года.

Ќад разработкой и исследовани€ми у нас работает команда из почти 70 специалистов, р€д из которых имеют научные степени. “акже мы привлекаем лидеров научной среды, использу€ ценный опыт и знани€ отечественной науки. —реди наших партнеров – »нститут кардиологии им. ƒ. —тражеско, Ќациональный институт хирургии и трансплантологии имени ј. Ўалимова, Ќациональна€ медицинска€ академи€ последипломного образовани€ им. ѕ. Ўупика.

¬сего в портфеле компании насчитываетс€ более 250 позиций 15 лекарственных форм, которые обеспечивают врачам эффективные решени€ в области кардиологии, неврологии и проблем боли, а также в других категори€х. ѕри этом мы делаем акцент на препаратах с убедительной доказательной базой.

–   акими именно новинками пополнилс€ продуктовый портфель в 2017-м, что планируетс€ внедрить в этом году?

– ¬ 2017 году «ƒарница» представила кардиологам ”краины расширенную линейку из двух комбинированных препаратов с высокой доказанной клинической эффективностью дл€ лечени€ гипертонической болезни 2 и 3  степени. ¬ход€щие в их состав действующие вещества валсартан, амлодипин и гипотиазид – одни из наиболее эффективных и изученных антигипертензивных средств 1-й линии и имеют наибольшую доказательную базу.

“акже мы вывели на рынок препарат, необходимый дл€ лечени€ последствий, вызванных сердечной недостаточностью. ≈ще одна новинка от «ƒарницы» – препарат L-аргинина  гидрохлорида дл€ лечени€ атеросклероза сосудов сердца и головного мозга, »Ѕ— и стенокардии. ≈го сегодн€ успешно используют кардиологи, терапевты и хирурги. Ёто не только современна€ молекула, а еще и инновационна€ инфузионна€ форма выпуска, полностью соответствующа€ требовани€м европейской фармакопеи.

¬ начале 2018 года мы представили неврологам новый препарат дл€ лечени€ нейропатической боли периферического или центрального происхождени€. ј дл€ отоларингологов в текущем году предлагаем новый современный препарат дл€ комплексной терапии острых и хронических тонзиллитов.

– ¬ывод€ на рынок новые продукты, как привлекаете к ним внимание медперсонала?

¬ коммуникации с врачами мы тоже стремимс€ к инновационности. Ќапример, разработали мобильное приложение GreenBoоk. ќно рассчитано прежде всего на врачей-кардиологов, неврологов и терапевтов, но в перспективе мы планируем расширить его дл€ более эффективного общени€ с фармацевтами и провизорами.

GreenBoоk – это сервис, призванный облегчить врачам доступ к актуальной информации: он содержит европейские и украинские протоколы лечени€, алгоритмы оказани€ медицинской помощи, календарь конференций и тренингов, научные публикации. ѕриложение предусматривает адресное взаимодействие с врачами и получение обратной св€зи.

«аложены в него и образовательные возможности. ћы предлагаем врачам пройти интерактивное обучение – вебинары и онлайн-лекции – по завершению которого будет выдан сертификат.

“акже в ближайшее врем€ планируетс€ активизировать функцию геоаптеки – поиска препарата в ближайших аптеках с указанием его цены, что позволит обеспечить дополнительный комфорт дл€ пациента во врем€ приема у врача без каких-либо ресурсных затрат со стороны последнего.

– ¬ы экспортируете продукцию в 15 стран мира.  акова географи€ экспорта, и будет ли она расшир€тьс€ в текущем году?

–  роме так называемых органических рынков (√рузии, ћолдовы,  азахстана, ”збекистана и др.), мы планируем увеличить поставки на Ѕлижний ¬осток, а к концу текущего года получить регистрацию в одной из стран ёго-¬осточной јзии. “акже, по итогам работы последних двух лет рассчитываем на увеличение поставок на рынок ≈вропы.

– Ќа украинские компании приходитс€ около 2/3 продаж лекарств в натуральном выражении, но лишь около 1/3 в денежном выражении. —обираетс€ ли «ƒарница» осваивать сегмент дорогих лекарств?

– “ак называемый «сегмент дорогих лекарств» – неоднородна€ группа. ¬ большинстве своем это те же генерики (лекарственные средства, на действующее вещество которых истек срок патентной защиты либо защищенные патентами препараты, выпускающиес€ по принудительной лицензии. – Mind), но импортного происхождени€. » только малую долю составл€ют оригинальные продукты – как защищенные патентами, так и потер€вшие эксклюзивность на рынке.

Ќа сегодн€ около 60% розничных продаж  «ƒарницы» составл€ют средне- и высокостоимостные препараты. Ќо вхождение в этот сегмент будет не самоцелью, а следствием обновлени€ продуктового портфел€ за счет выведени€ новых высокотехнологичных и оригинальных продуктов в сфере кардиологии и неврологии.

– Ёксперты прогнозируют рост импортозамещени€ на рынке лекарств.  ак «ƒарница» работает в этом направлении?  акие сегменты рынка пока остаютс€ за зарубежными компани€ми?

– ƒа, импортозамещение будет расти, и дл€ этого есть основани€. ’очу обратить внимание, что «импортозамещение» – это одна из граней конкуренции, не более. Ќо на нее всегда обращают больше внимание во врем€ валютных колебаний – это важно дл€ экономических оценок и прогнозов национального уровн€. ƒл€ участников рынка, в частности дл€ нас, дол€ импортных препаратов в определенном сегменте может быть только предварительным прогностическим показателем привлекательности сегмента.

»мпорт также неоднороден: тут могут быть как продукты, произведенные в странах со строгой регул€торной политикой, так и с более, скажем так, либеральной; оригинальные продукты и генерики, Ћ— известных компаний и совсем новых, «западных» только по прописке главного офиса.

Ёто результат многофакторной конкуренции, в которой учитываетс€ качество лекарственного средства, эффективность, доверие к производителю, предыдущий опыт, рекомендации врачей, фармацевтов и отзывы людей, приверженность к тем или иным брендам и производител€м.

ƒл€ «ƒарницы», безусловно, интересны достижени€ крупных транснациональных компаний, как оригинальных, так и генерических, в сегментах кардиологии и неврологии. ћы всегда оцениваем три составл€ющих: инновационность молекул, сложность комбинации и доказанную клиническую эффективность.  ќнкологи€, —ахарный диабет тип1 (современные инсулины), гепатит —, орфанные (редкие) заболевани€, – это те сегменты рынка, которые требуют глобальных разработок и исследований, а значит – и инвестиций. Ёто, прежде всего, возможности глобальных зарубежных компаний.

–  акова на данный момент ваша фактическа€ дол€ в Ѕ’‘«?  ак вы прокомментируете обвинени€ в недружественном поглощении, звучавшие в ваш адрес со стороны акционеров этого завода?

– ¬ ”краине, как и во всем мире, сли€ни€ и поглощени€ €вл€ютс€ эволюционными пут€ми развити€ компаний. ѕриведу лишь несколько свежих примеров.  ¬ 2015 году швейцарска€ Acino Pharma AG закрыла сделку по покупке украинской фармацевтической компании «‘арма —тарт». ¬ 2016 году Teva Pharmaceutical Industries приобрела подразделени€ Allergan по производству генерических препаратов Actavis Generics.

–аспространен также  обмен активами между компани€ми. ¬ прошлом году французска€ Sanofi и немецка€ Boehringer Ingelheim совершили обмен активами: ветеринарный бизнес Sanofi обмен€ли на производство безрецептурных препаратов Boehringer Ingelheim.

Ёто всего лишь точечные примеры развити€ мирового партнерства, €вл€ющиес€ частью  глобального тренда,  и ”краина – не исключение. —тратеги€ нашей компании всегда предусматривала возможности дл€ неорганического роста. »менно поэтому мы использовали возможность участи€ в публичных торгах на приобретение части пакета Ѕ’‘«.

—егодн€ дол€ «ƒарницы» в Ѕ’‘« составл€ет более 30%. ћы рассматриваем эту инвестицию как потенциал дл€ роста и развити€ обеих компаний. »менно поэтому неоднократно обращались к другим акционерам и руководству Ѕ’‘« с предложени€ми синергии опыта управлени€, продуктового портфел€, повышени€ эффективности бизнеса и корпоративного управлени€.

Ќаши обращени€, вопреки бизнес-логике, пока не были должным образом восприн€ты акционерами Ѕ’‘«, но это лишь вопрос времени.

– ¬ы говорили, что государственна€ программа «ƒоступные лекарства» – это «ретро-портфель» препаратов, давно потер€вших актуальность. ѕриведите примеры таких устаревших препаратов. –аботаете ли вы с госорганами над усовершенствованием этого портфел€?

– Ёто неточна€ интерпретаци€ моих слов в одном из интервью. ƒословно это звучало так: «вместо внедрени€ новых лекарственных средств нас, фактически, побуждают создавать «ретро-портфель». Ёто было сказано в контексте наших подходов к развитию собственного продуктового портфел€.

“ам же € приводила пример такого продукта – это симвастатин. ѕовторюсь еще раз: до внедрени€ программы симвастатин завершал свой жизненный цикл в рынке ”краины с долей около 2,5%, в денежном и натуральном измерени€х, уступив более современным представител€м класса – аторвастатину и розувастатину. »з-за этого мы в свое врем€ отказались от дальнейшего выпуска симвастатина, заменив его на новые современные молекулы. ƒл€ статинов характерен эффект класса, следовательно, включать одного представител€ класса, с моей точки зрени€, неправильно. ќбщепризнанной €вл€етс€ практика применени€ терапевтически эквивалентных доз, т.е. доз разных лекарственных средств (с разными действующими веществами), но оказывающих тот же эффект.

»ными словами, государство при таком подходе покупает эффект, а не лекарство, и стоимость этого эффекта не мен€етс€ от названи€ лекарства или действующего вещества. “ака€ модель примен€етс€ в странах с высокоразвитыми системами здравоохранени€.

я приводила ценовой анализ по состо€нию на но€брь 2017 года, показав упущенную экономию средств программы. ѕрактически, чтобы исправить ситуацию, необходимо включить сейчас хот€ бы лидера рынка статинов – аторвастатин, указав, что доза в 10 мг последнего должна быть по цене на уровне 20 мг симвастатина.

ќтносительно сотрудничества – да, мы всегда пытаемс€ не упустить такой шанс.

–  аких шагов вы ожидаете от государства дл€ улучшени€ бизнес-климата на лекарственном рынке ”краины?

– ƒолжно быть взаимодействие на стратегическом уровне между государством и индустрией. ¬ «ападном мире это называетс€ Public–Private Partnership. 

 аких именно шагов ожидаем – шагов дл€ усилени€ экономической конкуренции. Ќе больше, не меньше. ƒумаю, что после важного шага по реимбурсации, который государство запустило дл€ поддержки населени€, необходимо перейти в поле открытых электронных торгов между производител€ми, создать перспективные планы по государственным программам компенсации лечени€. ѕроводить тендеры на будущие поставки, вносить изменени€ в правила проведени€ закупок за бюджетные средства по принципу 1 лот = 1 наименование Ћ—, расшир€ть Ќациональный перечень Ћ—, а также прин€ть на уровне государства пон€тный и конкретный план по борьбе с контрафактной продукцией в рынке (сериализаци€, агрегаци€).

– ѕовли€ет ли медицинска€ реформа на бизнес «ƒарницы»?

– ƒа, конечно, вли€ние на всех участников рынка неизбежно.  ак именно, в каких про€влени€х, пока сказать сложно. ¬ любом случае, как бы ни проходила реформа, портфель препаратов, используемых врачом, определ€етс€ протоколами лечени€. » усили€ «ƒарницы» во многом сосредоточены на формировании портфел€ препаратов (молекул), которые используютс€ в протоколах лечени€ ≈вропы, как минимум.

“ем не менее, € считаю, что мы находимс€ в хорошем положении дл€ роста и развити€ бизнеса. Ќа случай успешного и эффективного внедрени€ реформы первичного звена – у нас широкий, доступный и быстрорастущий продуктовый портфель.

– — какими показател€ми «ƒарница» завершила прошлый год?

– ѕо итогам 2017 года наша рыночна€ дол€ составила 15%, что в два раза превышает ближайшего конкурента. ¬ денежном выражении, как и в предыдущем году, мы сохран€ем третью позицию.

–  акие факторы стали ключевыми дл€ роста?

– —реди внутренних факторов, успехом € считаю то, что удалось найти баланс между усили€ми, направленными на поддержание динамики текущего «зрелого» продуктового портфел€, и ресурсами, которые мы затрачиваем на разработку и запуск новых продуктов. 

¬нешним фактором успеха нескольких последних лет стало доверие и приверженность сотрудников системы охраны здоровь€, фармацевтов и пациентов к нашей продукции. Ѕлагодар€ взаимодействию непосредственно в точке старта – на производстве – мы вовлекаем врачей, получаем обратную св€зь и ломаем стереотипы, сформировавшиес€ когда-то в их головах об отечественной фарминдустрии. » это дает свои плоды.

–  акова бизнес-стратеги€ «ƒарницы» на ближайшие 2-3 года?

– ¬ ближайшие 2-3 года мы продолжим работать над расширением портфел€ препаратов дл€ лечени€ сложных и широко распространенных заболеваний в кардиологии, неврологии и проблемах боли, а также – над развитием сервисов дл€ врачей и пациентов.

¬ажна€ задача дл€ «ƒарницы» – забота о врачах и поддержка их профессионального развити€. ћы предлагаем новые форматы интерактивного обучени€ в дополнение к тем научно-практическим меропри€ти€м, которые компани€ проводит уже не первый год.

—леду€ цели – объ€снить место комбинированных препаратов в лечении пациентов с артериальной гипертензией и атеросклерозом – «ƒарница» присоединилась к проекту On-line education дл€ докторов (кардиологов, семейных врачей) ”краины на базе сайтов WEBCARDIO.org. WEBFAMILY.ORG. Ёто совместный проект с Ќћјѕќ  им. ѕ. Ћ. Ўупика, в рамках которого запланированы обучающие научно-практические лекции по проблемам јртериальна€ гипертензи€, јтеросклероз; предоставление  информации  и преимуществ лечени€ артериальной гипертензии  комбинированными препаратами производства «ƒарницы», а также проведение онлайн-тестировани€ врачей.

Ќедавний случай грубого нарушени€ врачами инструкции дл€ медицинского применени€ одного из наших препаратов, повлекший за собою смерть пациента, заставил нас по-новому взгл€нуть на проблему следовани€ рекомендаци€м по применению лекарственных средств, содержащихс€ в инструкци€х дл€ медицинского применени€. ћы не можем оставатьс€ в стороне и будем инициировать внедрение на уровне государства дополнительных мер, цель которых – повысить ответственность и профессионализм врачей.

– ѕредусматривает ли ваша стратеги€ привлечение иностранных партнеров?

– Ќа прот€жении ближайшего полугоди€ мы будем рассматривать такую возможность. Ќас интересует стратегическое сотрудничество в сфере разработки и внедрени€ в ”краине новых, современных и высокоэффективных лекарственных препаратов. Ёто позволит нам вывести на украинский фармацевтический рынок медикаменты, недоступные ранее отечественному потребителю, и сформировать наиболее приемлемые цены на них.

– «а счет чего вы сможете снизить цены?

– «ƒарница» обращает внимание на новый экономический и правовой феномен, который вступает в силу в последние годы в мире – patent cliff. —уть его в том, что сроки действи€ патентов на препараты, которые созданы в 1990-х и продаютс€ под известными торговыми марками, начали истекать.

Ётот тренд открывает большие возможности дл€ развити€ фармацевтических компаний по всему миру. ћногие из них объедин€ют усили€ и разработки, стрем€сь быстро освоить растущую линейку современных и эффективных препаратов, которые станов€тс€ доступными участникам рынка благодар€ доступу к закрытым ранее патентам.

ћы уверены, что стратеги€ международного партнерства по совместному производству препаратов обеспечит значительное сокращение сроков вывода новых продуктов на украинский рынок и многократное увеличение их количества. —ейчас в ”краине продаетс€ в 20 раз меньше международных непатентованных наименований лекарств, чем, например, в √ермании. ”краинцы имеют меньше, чем жители развитых стран, доступ к непатентованным препаратам, и вынуждены переплачивать за медикаментозное лечение.

¬ то же врем€ украинский рынок лекарственных препаратов за 2016-2017 годы вырос в натуральном выражении на 14%. ѕо прогнозам, такие темпы роста сохран€тс€ и в ближайшие годы. «ƒарница» видит большой потенциал дл€ роста в скорейшем выводе на рынок эффективных, качественных и известных в мире препаратов, протоколы производства которых станов€тс€ доступными вследствие окончани€ срока действи€ патентов.

– Ќо процедура вывода на рынок новых препаратов все равно будет продолжатьс€ долго.

– ƒа, разработка и запуск в производство новых препаратов занимает несколько лет. Ќо мы считаем, что сотрудничество с партнером, в портфеле которого уже разработаны современные препараты, значительно сократит путь лекарств от создани€ до потребител€. —огласно подсчетам аналитиков компании, готовые партнерские досье уменьшат врем€ вывода на рынок таких препаратов как минимум на два года.

– ќ каком количестве препаратов идет речь?

– ¬ насто€щее врем€ «ƒарница» разрабатывает 50 препаратов, которые выйдут на рынок в течение трех лет. ”верены, что партнерство с международными компани€ми, имеющими готовы компетенции дл€ запуска препаратов на украинском рынке, позволит увеличить количество новых препаратов втрое. “акже сохран€ем стратегическую задачу по проведению р€да сделок M&A на украинском фармацевтическом рынке в 2018-2019 годах.

– ќдна из этих сделок – Ѕорщаговский химфармзавод? ћожете назвать другие?

– ƒа, как € уже сказала, соглашение с Ѕ’‘« – это вопрос времени. Ќо мы присматриваемс€ и к другим украинским фармпроизводител€м, названий которых € пока раскрывать не могу.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате