Бомба с отложенной детонацией: 5 мифов о стратегии в компании
Какие убеждения точно стоит отбросить

Мифы представляют собой ловушку, которая может поймать в свои сети даже умных людей. Обычно они базируются на убедительной полуправде, и только с течением времени приходит осознание того, что в основе своей – ошибочны. Но к тому времени неправильный выбор не может быть отменен, а значит – ущерб неизбежен.
Мы сталкиваемся с мифами в большинстве сфер человеческой деятельности, и дисциплина стратегического мышления не является исключением. Mind предлагает перевод и адаптацию опубликованной в Harvard Business Revew статьи о пяти самых пагубных мифах в бизнес-стратегии.
Миф 1: Долгосрочная перспектива
Почему это правдоподобно? В некоторых отраслях основа конкуренции может оставаться неизменной в течение десятилетий, и лидеры, которые придерживаются своей стратегии в периоды спадов и подъемов, игнорируя поверхностный шум, преуспевают.
Почему это неправильно? Думая о стратегии как о каком-то долгосрочном обязательстве, вы можете не увидеть необходимость изменений. Стратегия – не о долгосрочной или краткосрочной перспективе, а об основах работы бизнеса: источниках создания стоимости, драйверах затрат. Чтобы овладеть стратегией, нам нужно увеличить не временной горизонт нашего мышления, а его глубину. Стратегия – это не то, что мы собираемся делать в будущем, а то, что мы собираемся делать сейчас, чтобы формировать будущее.
Миф 2: Гиганты постоянно меняют стратегию
Почему это правдоподобно? Похоже, что такие гиганты, как Amazon, Google или Facebook постоянно меняют стратегию, тратя огромные суммы, предлагая новые продукты и услуги каждый год. Инновации легко спутать с изменением стратегического направления, и иногда они действительно вызывают такие изменения.
Почему это неправильно? В случае с Amazon и остальными крупными игроками большинство новых инновационных продуктов и услуг отражают единую последовательную стратегию, которая была знакома деловым людям по крайней мере с 1960-х годов. Именно тогда Брюс Хендерсон, основатель BCG, заметил, что во многих компаниях затраты снижаются на предсказуемую величину с каждым удвоением совокупного объема.
Подразумевалось, что, ожидая снижения цен в будущем, компания может пожертвовать текущей прибылью, чтобы получить долю, достичь лидерства на рынке, а затем пожинать плоды (прибыль). Именно так в основном и поступают современные платформенные компании. Это всего лишь более радикальная версия стратегии, насчитывающей более полувека в своей истории.
Миф 3: Конкурентное преимущество мертво
Почему это правдоподобно? Существуют доказательства того, что период времени, в течение которого преимущество может поддерживаться, сокращается.
Почему это неправильно? Сообщения о смерти от конкурентного преимущества сильно преувеличены. Конкурентные преимущества Amazon, Alphabet, Apple, Facebook и Microsoft огромны, а барьеры на пути их преодоления – высоки. За очень короткое время стало трудно представить, как одни рыночные силы могут их укротить. Вся правда не в том, что конкурентное преимущество мертво, а в том, что нужно полагаться на множество преимуществ, а не только на одно. И одна из причин того, что Amazon & Co и далее будет трудно игнорировать, состоит в том, что они поняли это. Компании делают ставку не на строительство одной большой стены, а на возведение множества небольших.
Миф 4: Стратегия не нужна, лучше просто быть проворным
Почему это правдоподобно? Agile-фирмы – особенно начинающие – не следуют какому-либо плану. Таким образом, создается впечатление, что залог успеха – гибкость компании, действующей на высокой скорости. А поддержание высокого темпа на фоне очень большой отзывчивости – единственный ее козырь.
Почему это неправильно? Ловкость – это не стратегия. Это возможность, которая имеет эксплуатационные преимущества, но не может навсегда повлиять на конкурентную позицию фирмы, если нет стратега, принимающего правильные решения о том, куда направить эту способность. Отсутствие плана не означает, что у успешных стартапов нет стратегий. Стратегия – это не план, а основа для принятия решений, набор руководящих принципов, которые могут применяться по мере развития ситуации. Стартапы поступают так потому, что их ресурсы крайне скудны. Если у них нет последовательной стратегии, они будут принимать плохие решения о распределении ресурсов, и для них это будет означать не падение доходов, а смерть.
Миф 5: Цифровая стратегия необходима
Почему это правдоподобно? Цифровые технологии – это способ сбора, хранения и использования информации, а информация сейчас находится повсюду. На ранних стадиях это позволяет делать то, что мы уже умели, но только лучше. В современном мире эти возможности столь же впечатляющие, сколь и запутанные.
Почему это неправильно? Компания – это организм, и если вы попытаетесь оптимизировать его части, вы должны оптимизировать и целое. Вам не нужна стратегия в области цифровых технологий, ІТ, финансов, персонала или чего-то еще. Необходима просто стратегия для бизнеса. Поэтому не думайте, что вы сможете разработать стратегию для цифровой части вашей компании и оставить все остальное в покое. Цифровые технологии и более специфические технологии, которые они порождают, в корне меняют источники потребительской ценности. Способ решения проблемы цифровых технологий заключается в том, чтобы продумать и изложить все основные предположения о том, как работает ваш бизнес, и спросить себя, все ли они релевантны существующим вызовам.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].