Война и газ: зачем Украине на самом деле нужна ГТС
И почему потеря транзитного контракта с «Газпромом» увеличивает риск вооруженного конфликта

«Нафтогаз» и «Укртрансгаз» приближаются к осеннему этапу переговоров с Еврокомиссией и «Газпромом» об условиях газового транзита через Украину после 2019 года не в лучшей форме. Главный негативный сигнал, который получил европейский рынок из Киева – это финансовые проблемы оператора украинских газопроводов, из-за которых он приближается к банкротству. Это признают в НАК, а «Укртрансгаз» поставил в известность Совет национальной безопасности и обороны.
Но решение проблемы, несмотря на ее критическую важность, продвигается медленно. Сказываются как старые внутриполитические противоречия, сопровождающие «Нафтогаз», так и внешние факторы, которые работают на усугубление ситуации. Все это вряд ли способствует усилению переговорных позиций Украины, тогда как последствия для страны могут быть весьма драматичными.
Это только на первый взгляд кажется, что военные конфликты, в которые оказываются втянуты государства, возникают неожиданно и организовываются за несколько дней. Нынешняя напряженная ситуация в отношениях Украины и России – не исключение. Предпосылки для нее появились при первых серьезных попытках Киева ослабить давление Москвы на внешнеполитические решения. И теперь тем более очевидно, насколько значимыми в сдерживании российской агрессии для Украины являются газопроводы, по которым «Газпром» доставляет свой газ в Европу.
Михаил Корчемкин, основатель и управляющий директор консалтинговой компании East European Gas Analysis (США), которая специализируется на финансовом анализе газотранспортных проектов в странах бывшего Советского Союза, посвятил этой теме свою заметку для Центра Балканских и Черноморских исследований (Болгария).
Учитывая важность решения проблемы об условиях дальнейшего сотрудничества «Нафтогаза» и «Газпрома» для национальной безопасности Украины, Mind публикует перевод текста Михаила Корчемкина, с которым раньше на нашем сайте также выходило интервью о специфике газовой торговли в современных реалиях.

Михаил Корчемкин
В октябре 2013 года я наткнулся на публикацию анонимного блогера. В ней говорилось, что Россия формирует отдельную воздушно-десантную бригаду, чтобы остановить разработку сланцевого газа на востоке Украины. Это случилось за несколько месяцев до украинской революции 2014 года, и я назвал эту новость фейком. Но после начала боевых действий на территории Донбасса заметка обрела новый, более глубокий смысл.
По совпадению или нет, система газоснабжения, которой управляет российский «Газпром», на тот момент оказалась подготовлена к войне в Украине. В течение многих лет Ростов-на-Дону и еще две области на юге России получали газ через Восточную Украину. В 2007 году «Газпром» ввел в эксплуатацию обводной трубопровод, позволяющий «напрямую поставлять газ российским потребителям и снижать транзитные расходы через территорию сопредельной страны».
Примечательно, что «Газпром» инвестировал более $1 млрд, чтобы сэкономить «до $40 млн за транзитные пошлины в год». Эксплуатационные расходы на новом трубопроводе и компрессорной станции были в несколько раз выше стоимости украинского транзита. Так или иначе, но в 2014 году Кремль вряд ли бы ли рискнул оставить миллионы российских избирателей без газа, поэтому строительство обходной трубы оказалось очень своевременным.
В российско-грузинском конфликте в августе 2008 года были обнаружены следы газа. Некоторые наблюдатели выразили обеспокоенность тем, что одной из целей Кремля была остановка строительства газопровода Nabucco, конкурента газпромовского проекта «Южный поток».
Кремль приветствовал реакцию инвесторов, подобную той, которая была опубликована агентством Reuters: «Поставщики энергоносителей на Кавказе и в Каспийском регионе могут отказаться использовать Грузию в качестве транзитного маршрута после непродолжительной войны страны с Россией – конфликт подрывает доверие к газопроводу Nabucco».
Удивительно, но в 2013 году «Газпром экспорт» признал риск использования Россией вооруженных сил для уничтожения конкуренции со стороны Транскаспийского газопровода. «Строительство этого трубопровода – это как плевок в лицо России, и реальный риск может заключаться в военном конфликте, перед которым Россия не отступит», – пишет корпоративный журнал Blue Fuel, демонстрируя отсутствие ограничений в защите проекта «Южный поток» от любой конкуренции.
Среди стран каспийского региона нет явных противников Кремля. Но Россия значительно увеличила свою Каспийскую флотилию. «С 2014 года флот получил более десяти новых военных кораблей, оставшиеся оснастил более современным вооружением и увеличил на них количество русских моряков», – отмечалось в одной из статей.
У «Газпрома» также есть свои вооруженные силы, которые обеспечивают безопасность. Закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» гласит, что «специальные силы безопасности владельца Единой системы газоснабжения России защищают активы и продукцию, поставляемую в соответствии с государственными контрактами». Закон не определяет границ, как далеко могут зайти вооруженные силы «Газпрома», чтобы защитить ресурсы голубого топлива.
Страны, которые граничат с Россией, находятся в большей безопасности, если трубопроводы на их территории заполнены российским газом, а не топливом от конкурентов «Газпрома». Риски вооруженного конфликта растут, если соседние государства вообще не оказывают транзитных услуг.
Глядя на карту военного конфликта на востоке Украины, можно заметить, что артиллерия и стрелковое оружие использовались в непосредственной близости от заброшенных трубопроводов, но не ближе 80 км от действующего экспортного трубопровода. Поэтому сокращение объемов транзита российского газа до нуля увеличивает риск крупномасштабного вторжения российских войск в Украину.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].