Земля остановилась: почему не удалось отменить земельный мораторий

Земля остановилась: почему не удалось отменить земельный мораторий

И каковы шансы запустить рынок сельхозземель в следующем году

Этот материал также доступен на украинском
Земля остановилась: почему не удалось отменить земельный мораторий
Фото: pixabay.com

Верховная Рада ушла на каникулы, не приняв один из самых важных законопроектов, запланированных на осеннюю сессию – об обороте земель сельхозназначения. До второго чтения дело не дошло – не найдя консенсуса в обществе и не имея достаточно голосов в поддержку законопроекта даже в условиях монобольшинства, парламент отложил земельный вопрос на будущее – и не факт, что очень близкое.

Внешне имитация работы над документом продолжается – на сегодняшнем (26 декабря) заседании аграрного комитета депутаты продолжили рассмотрение более 4000 поправок, поданных к законопроекту. Однако делают они это обстоятельно и последовательно, с явно выключенным турборежимом.

Так, все заседание комитета было посвящено согласованию формы таблицы, в которую будут сведены все поданные депутатами правки, – с тем, чтобы каждый мог высказаться по своим предложениям. «Будет новая таблица, утвержденная рабочей группой, и после этого комитет в субботу (28 декабря) начнет рассмотрение поправок. Сколько времени это займет – это уже вопрос регламента», – сказал по итогам заседания комитета депутат от «Батькивщины» Вадим Ивченко.

Провал земельной реформы имеет скорее имиджевые, чем экономические последствия – земельный рынок в последней редакции законопроекта генерировал бы слабо различимый эффект для ВВП, что признавали даже его разработчики. Шансы провести реформу в 2020 году остаются, однако стремительно уменьшаются по мере снижения рейтинга всех ветвей власти и смещения приоритетов – в частности на политическую повестку дня и подготовки к мартовской встрече в нормандском формате. «В случае с земельной реформой «в следующем году» – это, скорее всего, синоним слова «никогда», – говорит Анна Ковальчук, эксперт аналитического кластера «Украинская фабрика мысли».

Как эволюционировала реформа? Условно процессинг можно разделить на два этапа: радикально либертарианский, длившийся с сентября до середины ноября, и период хаотичного внесения изменений в либеральную модель после того, как стало понятно, что она не может быть воспринята обществом.

На самом первом этапе власть представила кабминовский законопроект, которым рынок земли открывался в формате «всем и сразу». Документ предполагал доступ на рынок юрлиц, иностранцев, при условии регистрации ими компании в Украине, сверхвысокие лимиты на концентрацию на уровне 210 000 га и отсутствие внятных преференций для местных производителей. Этот вариант был презентован на всеукраинском форуме в Киеве и закончился криками «Ганьба!».

Чутко ощущающий настроения в обществе президент Владимир Зеленский 10 октября во время пресс-марафона заявил, что не поддерживает допуск иностранцев на рынок на первом этапе реформы.  

После этого за базовый был принят законопроект подготовленный депутатами от «Слуги народа» № 2178-10. Его основное отличие от первоначальной модели рынка – документом отдельно прописывалось, что компании с иностранными бенефициарами не могут покупать землю до 2024 года. Однако при этом на рынок допускались юридические лица, то есть иностранная компания могла купить корпоративные права на украинскую, владеющую банком сельхозземель.

О заседании аграрного комитета ВРУ 18 октября, на котором был согласован этот проект закона, было объявлено за полчаса до его начала. Само заседание продолжалось восемь минут, за которые депутаты от монобольшинства успели рассмотреть 11 законопроектов. Такая атмосфера секретности, несмотря на свою возмутительность, тем не менее была единственным способом начать работу – предыдущие попытки срывались представителями аграрных ассоциаций и аграриями.

Ценой нарушения процедур и огромной критики со стороны не попавших на заседание депутатов комитет передал в парламент утвержденный законопроект.

Какие были альтернативы? Всего было подано 11 законопроектов, регулирующих в разной форме, включая продление моратория, вопрос рынка земли.

№1101 Вадима Новинского  «Проект Закону про внесення змін до розділу X «Перехідні положення» Земельного кодексу України щодо заборони відчуження сільськогосподарських земель до проведення та встановлення результатів Всеукраїнського референдуму стосовно купівлі-продажу земель сільськогосподарського призначення».

№1124 Нестора Шуфрича «Проект Закону про приватизацію та порядок виділення громадянам України в натурі (на місцевості) земельних ділянок земель сільськогосподарського призначення, що перебувають в державній власності».

№2178 Кабинета Министров «Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо обігу земель сільськогосподарського призначення».

№2178-2 (альтернативный) Юлии Тимошенко  «Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України з приводу обігу земель сільськогосподарського призначення».

№2178-3 (альтернативный) Вадима Ивченко «Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України з приводу обігу земель сільськогосподарського призначення».

№2178-4 (альтернативный) Оксаны Савчук «Проект Закону про обіг земель сільськогосподарського призначення».

№2178-6 (альтернативный) Сергея Лабазюка «Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо обігу земель сільськогосподарського призначення».

№2178-10 (альтернативный) группа депутатов от СН «Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо обігу земель сільськогосподарського призначення».

№2183 Юлии Тимошенко «Проект Закону про внесення змін до Земельного кодексу України щодо набуття, відчуження та розпорядження землями сільськогосподарського призначення».

№2194 Марьяна Заблоцкого, Николая Сольского «Проект Закону про внесення змін до Земельного кодексу України та інших законодавчих актів щодо удосконалення системи управління та дерегуляції у сфері земельних відносин».

№2195  группы нардепов от СН «Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо продажу земельних ділянок державної та комунальної власності або прав на них (оренди, суперфіцію, емфітевзису) через електронні аукціони».

Что в итоге рассматривал парламент? За базовый был принят  законопроект №2178-10,  альтернативный правительственному, который внесла группа депутатов во главе с председателем аграрного комитета Николаем Сольским. Документ, в соответствии с пожеланиями президента, исключал иностранцев до 2024 года (либо до тех пор, пока вопрос права нерезидентов на покупку земли не будет рассмотрен на всеукраинском референдуме).

При этом он содержал резонансные нормы, которые категорически не воспринимались аграрным сообществом – например, концентрация на уровне 210 000  га, или 0,5% площади страны. Также не были прописаны механизмы, регулирующие целевое использование земли и блокировку спекуляций. Кроме того, для частных земель не устанавливался какой-либо ценовой индикатив.

В первом чтении законопроект был со скрипом принят 240 голосами, из них 227 – депутаты партии «Слуга Народа», 13 – внефракционные. Чтобы протянуть голосование, понадобился личный приезд президента в Раду и угрозы распустить парламент. Есть версия, что голосование было критически важным не столько из-за самой реформы, сколько из-за визита миссии МВФ, который начинался на следующий день. Депутаты затем в кулуарах объясняли, что отдали голоса авансом, под личное обещание Владимира Зеленского максимально адекватно доработать законопроект ко второму чтению.

Со второй половины ноября в документ действительно начали вноситься хаотичные изменения – с целью сделать его более взвешенным. Концентрацию снизили сначала до 50 000  га, затем до 10 000 га, отдельно прописали антиспекулятивные механизмы, но при этом  власть до последнего не хотела отказаться от юридических лиц в перечне покупателей земли. В результате документ уже не мог выполнить ни одну из задач – ни обеспечить рост экономики, ни упокоить аграриев.  

Второе чтение должно было состояться «под елочку» – 20 декабря, в последний день работы парламента в 2019 году. Чтобы успеть к этому дню, аграрный комитет опять-таки в закрытом режиме рассматривал в том числе и ночью более 4000 поданных к документу правок.

Этот план вполне мог сработать, как и в случае с рассмотрением 11 законопроектов за восемь минут к первому чтению, однако в этот раз оппозиция и аграрное лобби были готовы. «Батькивщина» и ОПЗЖ контролировали работу комитета, не давая им включить «турборежим» и нарушить процедуру, а в это время на улице проходили многотысячные протестные акции. Так, 19 декабря колонна аграриев перегородила Крещатик, а в регионах блокировались трассы и пограничные пункты пропуска. Днем 20 декабря все фракции подписали меморандум, согласно которому законопроект об обороте земель будет рассматриваться по полной процедуре  и  соответственно попадет в сессионный зал только в 2020 году.

Как отреагировал президент? Владимир Зеленский до последнего поддерживал реформу, в чстности за счет своего рейтинга. Однако даже он был бессилен противостоять такому огромному количеству ошибок, допущенных правительственной командой. При этом радикально настроенные против рынка земли сельхозпроизводители отдают ему должное в том, что он не стал «протаскивать» реформу, ломая ситуацию через колено, и идти против мнения общества.

Все наиболее удачные элементы и сильные шаги реформы были реализованы именно Офисом президента – призыв к референдуму, публичный отказ от иностранцев, поездка к фермерам в Киевскую область.

Видимо, пытаясь купировать часть протестов, Зеленский даже пообещал в обмен на их прекращение отменить действие «соевых правок» (отмена возмещения НДС при экспорте сои и рапса, что создало более благоприятные условия для внутренних переработчиков. – Mind). Это единственная фальшивая нота в стратегии ОП, так как выгодополучатели такой сделки не имели монопольного положения в протестном сообществе, а митинги были вполне искренними. Судя по всему, это быстро стало очевидным, так как, несмотря на публичное заявление, вопрос отмены «соевых правок» больше не поднимался.

Что будет дальше? Согласно социологическим опросам группы «Рейтинг», 73% украинцев не поддерживают введение рынка земли. Довольно сложно будет улучшить этот показатель, учитывая четыре месяца хаотичных метаний в Кабмине и парламенте вокруг данного вопроса.

Тем не менее вопрос земельной реформы не закрыт, хоть постепенно и теряет актуальность. Согласно графику, аграрный комитет ВР должен до 10 января рассмотреть все поданные к законопроекту правки. Есть сомнение, что это удастся, и скорее всего документ попадет в зал не раньше февраля, если вообще попадет. Но даже если он будет проголосован ценой каких-то договоренностей внутри монобольшинства, то, учитывая предысторию, этому закону сложно будет стать легитимным в глазах общества.

Поэтому сейчас аккуратно начали высказываться предположения, что с нового года работа над земельной реформой может стартовать заново. Причем проводить ее будет новая команда в Минэкономики.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате