Шапочка из фольги против 5G: какие «чудо-гаджеты» продают в Украине
Насколько эти штуки эффективны и каким спросом пользуются

Искусственно раскрученная истерия о вреде 5G создала неплохой рынок сбыта для средств защиты от электромагнитных излучений. Недавно на Amazon появились сотни товаров (белье, одеяла, наклейки и т.п.), якобы спасающие от влияния связи пятого поколения. А ушлые предприниматели из Великобритании даже начали продавать за $350 простые флешки на 128 МБ, якобы выполняющие ту же «миссию».
Mind решил проверить, как осваивается эта ниша в Украине. С первой попытки редакция нашла на Prom.ua около 20 «чудо-средств», защищающих от 3G, 4G и даже 5G (при том, что этот стандарт связи в нашей стране еще не запустили).
Как продвигают такие товары? Продавцы используют принцип, сомнительный с точки зрения этики: создаем проблему – предлагаем простое решение. Вначале потенциальным потребителям рассказывают о колоссальном вреде для здоровья электромагнитного излучения. Без доказательной базы, ссылок на исследования, заключения ВОЗ и других именитых организаций.
Вместо этого описание продукта сопровождается щедрыми запугиваниями. «Хаотическое смешение полей различной частоты создает такой же волновой хаос в клетках нашего организма, нарушает естественную природную структурированность среды, чем способствует ослаблению защитных функций организма и появлению множества заболеваний. Усталость и головная боль – только первые признаки переоблучения в современной техногенной среде», – повествуют сотрудники био-сайта «Наш Восток» – продавца «Квантовых щитов – серебряных наклеек от излучения электроники» (180 грн за 6 штук).
«В ходе многочисленных исследований (каких именно, не уточняется. – Mind), радиобиологи пришли к неутешительному выводу – длительное излучение электромагнитных волн может стать причиной взрыва болезней, т.е. оно вызывает бурное развитие паталогических процессов в организме человека… Мы привыкли думать, мой дом – моя крепость. На самом деле мы постепенно превращаем его в электрическую камеру пыток», – говорится в описании антенны «Нейтроник 5GRS» от интернет-магазина «Топ маркет».

«Мобильный телефон представляет собой опасность для Внутреннего Мира человека. Будучи включенным, телефон способствует проникновению внутрь нас программ, разрушающих нашу Душу и Сознание. Получается, что мы не сами принимаем решение, опираясь на свою интуицию и свой Разум, а под влиянием программ, которые были вложены в нас в процессе общения по телефону. Следует учитывать, что программированием занимается не ваш собеседник, а магический эгрегор, который пытается использовать человека в своих корыстных целях», – подчеркивают сотрудники интернет-магазина «Услада» в описании наклейки-фильтра «Безопасный телефон».
Каков принцип действия этих «чудо-средств»? Об этом продавцы рассказывают туманно, с демонстрацией «глубоких» познаний в физике или вообще предпочитают не перегружать пользователей «лишней» информацией.
«Устройство формирует противофазное электромагнитное поле, которое практически до 0 снижает вредную часть электромагнитного излучения», – так, по заверениям продавцов из интернет-магазина VipSymk «работает» защитный чип Anti-Electromagnetic Radiation 24 K Gold.
«Устройство выполнено по новейшим технологиям микроэлектроники. При небольших размерах прибора, его материалы и конструкция реализуют надежный защитный эффект от вредных излучений», – поясняет производитель защитных биофильтров от электромагнитных излучений – компания «Арго».
«Карта представляет собой двойную пластину размером 55х85 мм, которая постоянно носится в кармане или сумке. Радиус эффективного действия устройства – 1,5 метра, этого достаточно, чтобы защитить человека во весь рост», – уверяют сотрудники магазина «Продукция для здоровья» в описании продукта «Карта – индивидуальное защитное устройство от электромагнитных излучений».
«Довольно часто у шоферов наблюдается снижение уровня контроля окружающей обстановки и замедление реакций. Поэтому человечество стремится максимально обезопасить себя от этого. Именно поэтому была разработана накладка антиэлектромагнитная «Магралит-Т». Ее благоприятное воздействие доказано множественными исследованиями. И одним из интереснейших было проведение опытов на курицах», – так демонстрируют знание основ софистики продавцы интернет-магазина «Здоровая Жизнь».
«Оберегом на Руси издревле назывался камень, носимый на теле для защиты владельца от порчи и сглаза. На севере Европейской части России оберег из черного «аспидного камня», шунгита, почитается как один из наиболее действенных. Современные методы исследования показали способность шунгита усиливать биополе человека и защищать его от естественных и техногенных полей магнитной и электромагнитной природы», – уверяют украинских покупателей продавцы кулона от электромагнитный излучений.
Что по этому поводу думают технические специалисты? Mind попросил производителей телеком-оборудования и мобильных операторов оценить эффективность таких изделий.
«Люди постоянно находятся под влиянием электромагнитного излучения различных источников как природного (Солнце, электрическое магнитное поле Земли), так и искусственного характера (базовые станции мобильной связи, компьютеры, высоковольтные линии электросвязи, электротранспорт, микроволновки, телевизоры, электроплиты, утюги, холодильники – и вообще все, что работает от розетки). Из школьного курса физики известно, что излучение делится на ионизирующее и неионизирующее. Вред организму человека наносит именно ионизирующее излучение. К нему относят, например, рентгеновские лучи. А радиосвязь находится с другой стороны спектра и, в отличие от ионизирующего излучения, не изменяет молекулярную структуру веществ», – поясняют технические специалисты lifecell.
Ведущие специалисты по проектированию систем мобильной связи «Ericsson Украина» Максим Русов и Владимир Ерещенко уточняют: излучение от оборудования сотовой связи является неионизирующим. Радиоволны в течение многих лет используются для работы радио и телевидения. Не нужно путать радиоволны с радиоактивным излучением. Пример радиоактивного излучения – гамма-лучи. Это тип ионизирующего излучения, генерируемого ядерными материалами.
«Безвредные для здоровья людей нормы излучения от базовых станций и устройств мобильной связи установлены независимыми международными организациями: Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной комиссией по защите от неионизирующего излучения (ICNIRP). Эти нормы намного выше пороговых значений. Оборудование для сетей мобильной связи – и базовые станции, и мобильные устройства – соответствуют стандартам безопасности»,- уверяют в «Ericsson Украина».
В lifecell дополняют: все страны устанавливают для операторов мобильной связи нормы излучения ЭМП (электромагнитного поля), независимо от стандарта 2G, 3G или 4G. В Украине эти нормы одни из самых низких по сравнению с другими странами. В начале 2017 года Минздрав Украины установил нормы ЭМП на уровне 10 мкВт/см (в Европе эта цифра составляет 100 мкВт/см, в США – 1000 мкВт/см).
«А «магические» наклейки, фильтры, карты и другие «шунгитовые обереги» способны защитить человека от электромагнитного излучения в лучшем случае так же эффективно, как обертка из фольги от конфеты. Принцип действия металлических защитных экранов базируется на поглощении энергии излучения материалом с отражением ее от экрана. Металлическая пластинка может частично экранировать электромагнитные волны, в зависимости от площади такой пластины относительно площади прибора. Если в несколько слоев завернуть смартфон в фольгу, он перестанет быть источником электромагнитных излучений, но и одновременно перестанет принимать сигнал», – объясняют в lifecell.
И уточняют: в указанных выше «оберегах» площадь таких пластинок (если они там есть) незначительна, поэтому не мешает работе приборов, почти не экранирует излучение и может действовать исключительно за счет эффекта плацебо.
«Средства, рекламирующиеся в качестве «защиты» от излучения, в большинстве случаев либо никак не влияют (так как полностью «прозрачны» для радиоволн), либо имеют даже негативное влияние, ухудшая прием сигналов на мобильном устройстве. Это приводит к тому, что мобильное устройство увеличивает мощность передатчика для обеспечения уверенного канала связи с базовой станцией до максимально допустимого нормами. То есть излучение, наоборот, увеличивается. Современная наука не оперирует терминами, которые присутствуют в описании подобных средств, и не находит подтверждения рекламируемым эффектам», – говорят Максим Русов и Владимир Ерещенко.
И советуют: если же абонент хочет даже в рамках установленных стандартом пределов излучения минимизировать его, то гораздо эффективнее при выборе модели телефона обращать внимание на параметр SAR, описывающий телефон с точки зрения норм излучения.
В рамках сертификации устройств каждый телефон проходит тестирование. Некоторые модели излучают меньше других. В инструкции к устройству обязательно указываются результаты тестирования и значение SAR для конкретной модели.
Откуда «дровишки»? Большую часть ассортимента этих «чудо-средств», реализуемых украинскими интернет-магазинами, производят несколько российских («Валкон», «Арго», «Столярова Т. И.», «Прицеро-П») и китайских компаний (RadiSafe). Впрочем, это не полный список: некоторые продавцы предпочитают не светить имя производителя.
Что с документами? Для продажи подобных товаров необходимы соответствующие сертификаты. Заверения в их наличии Mind нашел только у двух производителей. Российская компания «Арго» утверждает, что ее «фильтры «Агеон» – сертифицированные устройства, прошедшие полный объем испытаний, определенных законом для приборов такого назначения». Но копии документов потенциальным покупателям не показывает.
А российский «Валкон» – производитель «Нейтроник 5GRS – инновационного средства индивидуальной защиты» – просто обескураживает копиями документов, полученными в 2002 и 2007 годах и не в Украине. Особенно «ценен» для покупателей сертификат на 1,5 млн рублей, выданный Высшим советом парламентского центра «Комплексная безопасность отечества» РФ.

Каков спрос на такие изделия? Mind направил запросы в пять интернет-магазинов – «Топ маркет», «АРГО в Украине», «Услада», «Здоровая Жизнь», «Продукция для здоровья» – с просьбой рассказать, сколько заказов за последний месяц (или год) компания получила от покупателей таких средств защиты.
Ответ поступил только из последнего магазина. «Извините, я не уполномочена давать такую информацию», – сообщила консультант «Продукция для здоровья» Елена Валентиновна. После просьбы передать запрос «уполномоченному», перестала выходить на связь.
В Prom.ua, на чьей площадке размещаются эти товары, сообщили Mind, что данная продукция, действительно, пользуется спросом, причем, это не новинка. «Но сколько бы ни писали заказных статей производители подобных гаджетов, общее мнение многих покупателей сводится к одному: «это фейк», «обещанный эффект – сомнительный, как и доказательства, которые приводят в описании товаров», – рассказывают в пресс-службе Prom.ua.
И поясняют, что при публикации контента руководствуются двумя основными правилами:
- позиции не должны быть запрещены к рекламированию/продаже законодательством Украины. Те позиции, которые запрещены законодательством, блокируются по стоп-словам;
- информация о позиции (изображение, описание) не должна вводить покупателя в заблуждение. В данном случае Prom.ua ориентируется на обратную связь от покупателей.
«Если говорить о девайсах «для защиты от ЭМИ», то здесь, действительно, есть риск ввести покупателя в заблуждение. Поэтому мы скроем эти позиции из каталога маркетплейса», –– сообщают в пресс-службе Prom.ua.
Кто целевая аудитория? Этот вопрос Mind также адресовал продавцам. Ответа не получил. Косвенно обрисовать портрет ЦА могут помочь отзывы покупателей.
«Первым делом купили фильтры в машину. Мой стаж за рулем был всего 3 месяца и мне было некомфортно. Атмосфера в машине была крайне напряженная. После установки фильтров я успокоилась и стала увереннее. Муж стал делать меньше замечаний. И через два месяца он стал в машине спокойно засыпать. Я езжу уверенно и мне стало комфортно. Есть водители, которые не включают сигналы, когда перестраиваются. Я их стала чувствовать, просто знаю, что он будет перестраиваться. Мне не мешает свет встречных автомобилей. Это благодаря фильтрам «Агеон»», – приводит продавец отзыв покупательницы Т. Полей.
«Вначале отнесся скептически к фильтрам «Агеон». Непонятная техника, но она показала свои хорошие стороны при поездках. Я часто и далеко езжу на автомобиле. Теперь нет отечности и усталости ног. В дороге просто могу реже отдыхать. Домой возвращаюсь без усталости. Мне не совсем понятно, но получилась экономия бензина примерно 16–18%», – пишет покупатель В. Карпиков.
Каков диапазон цен? Он очень широк: от сотни до нескольких тысяч гривен. Самые дорогие фильтры «Агеон». Их «толкают» от 400 грн до 2 700 грн. Но в чем отличие, к примеру, «Агеон БИО смартфон» за 438 грн от «Агеон «Исцеляющий сон» за 2 714 грн – осталось загадкой: в описании обоих «продуктов» сказано, что это «гибкое бескорпусное электронное устройство размером 27 х 27 х 0,2 мм».

Подпадает ли продажа таких товаров под статью о мошенничестве? «Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Наличие состава преступления будет иметь место только тогда, когда лица, продавая подобный товар, знали о его неэффективности, то есть у них отсутствует любое подтверждение наличия положительных свойств от использования продукта», – поясняет партнер Legal House Денис Овчаров.
По его словам, если на товар есть патент или сертификат (экспертиза), то говорить о мошенничестве уже нельзя. При этом сам продавец (производитель) должен указать это в описании товара. Если такого описания не будет, то это, скорее, дело о защите прав потребителя, а не уголовная ответственность.
«Если же продавцы все-таки обманули, то работает обычная схема: заявление в полицию о совершении преступления по ст. 190 УКУ («Мошенничество»). Определенная часть статьи будет зависеть от размера ущерба, поэтому, чем больше таких обращений, тем лучше. Заявитель должен добиться получения статуса потерпевшего (ему вручат соответствующую памятку). Только после получения статуса потерпевшего можно более активно участвовать в процессе: речь идет не только о допросе, а и заявлении отдельных ходатайств следователю (к примеру, проведение экспертизы)», – поясняет процедуру Денис Овчаров.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].