Экономический фактор: как события в Беларуси повлияют на ее экономику
И как страна может помочь себе

Поскольку международные инвесторы обходят Беларусь стороной, страна уже давно переживает экономическую стагнацию из-за авторитарного режима. Однако все признаки говорят о том, что причина – в самой верхушке, а это значит, что смена политического руководства действительно может все изменить. Чего ожидать стране из-за событий, которые привлекают внимание всего мира вторую неделю подряд, Mind предлагает узнать из материала старшего сотрудника Атлантического совета в Вашингтоне Андерса Ослунда для Project-syndicate.
Перевод подготовлен партнером Mind – бюро переводов MK: translations.
После сфальсифицированных выборов 9 августа авторитарное правление президента Беларуси Александра Лукашенко может уже очень скоро закончиться. Страну охватили масштабные протесты, работники многих стратегических секторов экономики бастуют. И, если Лукашенко проиграет, Беларусь получит хорошие перспективы создать нормальную рыночную экономику.
Об экономике Лукашенко
При Лукашенко экономическая модель Беларуси сохраняла советские черты и находилась в стагнации с 2012 года. Находясь у власти с 1994-го, Лукашенко не занимался ничем другим, кроме того, что возглавлял страну и создавал возможность своей семье и близкому кругу сторонников обогатиться. Государственный сектор составляет три четверти экономики, которая сильно зависит от тяжелой промышленности и держится на нескольких государственных предприятиях (ГП).
Пять важнейших предприятий – калийная компания «Беларуськалий», два крупнейших нефтеперерабатывающих завода, Минский тракторный завод (МТЗ) и Минский автомобильный завод (МАЗ) – как правило, субсидируются и неэффективно функционируют, а экономика в целом строго регулируется.
Экономика Беларуси остается очень зависимой от России. Ее промышленные товары низкого качества не отличаются конкурентоспособностью на Западе, поэтому она рассчитывает на то, что их будет покупать Россия, продавая на Запад поташ и рафинированное масло. До недавнего времени Россия субсидировала белорусскую экономику, поставляя дешевую энергию на сумму около 10% ВВП. Однако из-за ухудшения отношений в последние годы Кремль постепенно ликвидировал эти субсидии, осуществляя давление на режим Лукашенко.
Лукашенко заявил, что хочет, чтобы все белорусы получали среднюю зарплату в размере $500 в месяц. Но, поскольку это превышает возможности экономики, страна постоянно страдает от валютных кризисов. В 2009–2010 годах Беларусь получила помощь от Международного валютного фонда, однако правительство нарушило условия договоренностей и с тех пор не получало финансирования. В конце 2011 года инфляция выросла до 109%, и тогда на помощь Лукашенко пришла Россия.
С тех пор Лукашенко безуспешно обращался и к России, и к Западу за финансовой поддержкой. Для Европейского союза Беларусь – деликатный вопрос. Хотя лидеры ЕС стремятся защищать демократические принципы, а это предусматривает наказание Лукашенко и его сторонников за неоднократные нарушения, они хотят сохранить определенные рычаги влияния на страну, поэтому ведут себя осторожно, чтобы не спровоцировать Лукашенко перейти «в руки» президента России Владимира Путина.
После освобождения Лукашенко всех политических заключенных Беларуси в 2016 году ЕС отменил свои санкции против него, а МВФ, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) постепенно начали восстанавливать сотрудничество со страной. Однако США сохранили свои персональные санкции против Лукашенко.
Почему изменения необходимы?
Белорусская экономика нуждается в немедленной либерализации и приватизации и имеет все необходимое для старта этих процессов. У страны много активов. Она внедрила лучший советский опыт в системе образования, обеспечивая отличную подготовку по математике и естественным наукам. Несмотря на авторитарное правление, в Беларуси значительное развитие получила отрасль программного обеспечения. И многие из диаспоры готовы вернуться, когда наступит подходящее время.
К тому же в советские времена Беларусь выделялась среди 15 союзных республик как одна из самых функционирующих. Это до сих пор остается актуальным. Во всех министерствах Лукашенко держит способных технократов. Как результат, Беларусь до сих пор имеет лучшую государственную администрацию по сравнению с любой бывшей советской республикой, а также компетентный центральный банк и Министерство финансов. Если взять один из последних примеров, когда Лукашенко игнорировал пандемию COVID-19, Министерство здравоохранения скрупулезно сообщало данные о случаях заболевания Всемирной организации здравоохранения. В Беларуси есть политические проблемы, но, кажется, они в основном сконцентрированы на самой верхушке.
Неудивительно, что международные инвесторы обычно обходят Беларусь (хотя она и получила $1,25 млрд еврооблигациями в конце июня). Но именно потому, что Лукашенко не удавалось привлечь значительные объемы международного финансирования, общий государственный долг страны составляет лишь $18 млрд, или 29% ВВП – по данным Министерства финансов.
О рыночной экономике в Беларуси
Когда контролируемая годовая инфляция составляет около 5%, а сотрудничество со всеми соответствующими международными финансовыми учреждениями уже восстановлено, Беларусь имеет прекрасную возможность сделать переход к нормально функционирующей рыночной экономике. Новое руководство будет иметь возможность привлечь международное финансирование для поддержания стабильности макроэкономики, а хорошо образованная, высоко дисциплинированная рабочая сила наконец сможет реализовать свой потенциал. К счастью, отмена ценового регулирования примерно одной пятой белорусских потребительских товаров и либерализация внутренней торговли должны пройти относительно легко. Сильные макроэкономические институты в Беларуси смогут выдержать давление инфляции.
Субсидии для государственных предприятий также должны быть уменьшены. И здесь Беларусь выигрывает от того, что, в отличие от других стран постсоветского пространства, в стране нет олигархов, и здесь мало признаков разделения государства между крупными бизнесменами. Большинство жалоб на коррупцию касаются узкого круга Лукашенко.
Однако эти стартовые условия могут осложнить приватизацию просто потому, что здесь нет крупных частных компаний, которые могли бы служить образцом. Белорусы опасаются, что, если большая часть неэффективных государственных предприятий будут выставлены на рынок, появятся российские бизнесмены, любящие рисковать, и все выкупят по ценам продажи.
В конце концов русский калийная компания «Уралкалий» уже давно пытается завладеть «Беларуськалием», а российские нефтехимические гиганты «Роснефть» и «Лукойл» положили глаз на два больших белорусских нефтеперерабатывающих завода. Учитывая эти риски, лучшим вариантом является, пожалуй, передать большинство предприятий в виде индивидуальных акций их нынешним работникам.
О роли ЕС
Несмотря на результат, Запад не должен оставаться в стороне. Если Лукашенко уйдет из правления, Беларуси понадобится программа МВФ, как только к власти придет новое правительство, а Всемирный банк и ЕБРР должны помочь дерегуляции и приватизации.
ЕС также должен играть определенную роль. Он должен поздравить новое правительство, активизировав программу Восточного партнерства для Беларуси и пригласив белорусских студентов принять участие в программе обмена студентами Erasmus. Важность такого участия в сдерживании или нейтрализации российского вмешательства не следует недооценивать.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.