Успешные до 25-ти: как в 21 год одновременно управлять дизайн-студией и IT-компанией
Никита Смотров – о том, как эстетика формирует общество и почему пандемия сделала людей продуктивнее

Mind продолжает цикл интервью с успешными украинцами, которые несмотря на юный возраст уже выбрали карьерный путь или дело по душе. Ранее мы уже рассказывали об изобретателе специального «водоотталкивающего» блокнота для военных Владиславе Рыбке, 14-летнем чемпионе Европы по снукеру Юлиане Бойко, основателе IТ-компании Андрее Басе, фаундере интернет-маркетингового агентства Владиславе Ивченко, создателе светодиодной маски Михаиле Чумаченко, а также общались с Владиславом Бандуриным – соавтором справочного интернет-ресурса для абитуриентов, Валентином Фречкой, разработавшим проект переработки опавших листьев в бумагу, и с Иваном Затварским, который реализовал свои стартапы до 24 лет, а сейчас является волонтером всеукраинской экокарты Recycle Map и координирует проекты цифрового развития как сотрудник Министерства цифровой трансформации Украины. Также беседовали с соучредителем креативного агентства nudge и анимационной студии NEED Вадимом Черниковым, а еще – с самым молодым сильнейшим человеком мира Алексеем Новиковым.
Следующий наш герой – 21-летний Никита Смотров – сооснователь и креативный директор независимой дизайн-студии Smotrow Design и технологической компании Jusnote. Среди клиентов студии – Верховный Суд, технологические продукты по заказу ОБСЕ, Альфа-Банк, система Jusnote, и ряд других национальных и зарубежных компаний.
– Как вы поняли, что хотите быть дизайнером?
– Сразу хочется сказать, что это получилось само собой. Но если взглянуть глубже, то мне всегда нравилось созидать. Видеть, как идеи превращаются из простой абстракции в нечто более определенное, имеющее форму. Сейчас я понимаю, что отголоски этого были уже с раннего возраста, когда я мог днями собирать LEGO или, к примеру, снимать и монтировать видео на какой-то обычный Nokia.
И именно процесс приносил мне удовольствие. В какое-то время я начал следить за зарубежными дизайнерами, изучать их работы, пытаться анализировать их, и понял, что дизайн – это вот тот огромный песочный остров, в котором ты можешь лепить фигурки любых масштабов и форм. И, тем самым, влиять на общество, людей, решать проблемы и, в целом, – приносить пользу окружающим.
– Попав на этот остров, вы не пожалели?
– Ни на секунду. Во-первых, мне настольно нравится создавать и воплощать разные проекты, что я и не знаю, чем бы еще хотел заниматься. Во-вторых, сейчас я работаю вместе с командой, которая невероятно вдохновляет, и вместе мы создаём самые разные продукты, айдентику и видео для крупных брендов и организаций.
– Молодых людей интересует, как происходит эта трансформация: сейчас ты еще не знаешь, чем хочешь заниматься, а через время все более четко понимаешь направление. Как у вас проходил этот процесс?
– Хм… интересный вопрос. Меня, если что-то заинтересует, – я начинаю «копать» все глубже и глубже, пытаясь разузнать как можно больше об этой теме. И понятно, что этот процесс никогда не закончится – человек не в состоянии дойти до некой точки, которая бы означала «все, ты дошел до истины». На это попросту не хватит времени. Но в то же время, в ходе вот этого изучения ты в какой-то мере начинаешь понимать, что тебе нравится и не нравится делать. Такая себе интуиция. Поэтому я бы сказал, что только экспериментируя, я смог отыскать то, что мне приносит удовольствие. Не зря говориться: «Сердце подскажет» (Смеется).
– А что по-вашему – хороший дизайн?
– На самом деле, это сложный вопрос. Я уверен, что каждый дизайнер ответит на него по-своему. Для меня и команды – это сочетание таких факторов как простота, эстетичность, функциональность и ненавязчивость. От простоты зависит то, сколько усилий должен приложить человек, чтобы понять продукт. Насколько он совместим с его ментальной моделью. К примеру, если вы создадите что-то полностью новое или супер-оригинальное, то нужно будет бороться с дополнительными трудностями, так как пользователю будет не с чем его сравнить. И представление, и паттерны поведения, нужно будет формировать с нуля.
Эстетика – это невероятно важно, потому что, как правило, люди оценивают привлекательный продукт как более функциональный и прощают ему множество недостатков. Привлекательный продукт вызывает больше положительных эмоций и усиливает желание им обладать.

Что касается функциональности, то понятно, что основная задача дизайна – решать проблемы людей и помогать достигать четко поставленных задач. А ненавязчивость означает, что при взаимодействии с продуктом, люди должны думать именно о продукте, а не том, какой дизайнер молодец (смеется).
– А есть ли какой-то определенный способ мышления, благодаря которому можно такой дизайн создавать? Иными словами – что нужно делать, чтобы создать хороший дизайн?
– Важно помнить, что дизайн создается людьми для людей. Не для портфолио, не для выставки, не для удовлетворения эго. Для людей. И чтобы создать нечто качественное, нужно всегда думать о том, как конечный пользователь будет думать? Все ли ему будет понятно? Где могут быть проблемы и как команда дизайнеров может эти проблемы заранее решить? Это только часть вопросов, но все они идут из одного – «Как этот продукт поможет мне, как пользователю, решить вот эту конкретную задачу?». Я уверен, что если дизайнеры будут чаще думать о своих пользователях, а не о портфолио в Dribbble или Behance, то все от этого только выиграют.
– А что плохого в Dribbble?
– Да ничего, в общем-то. Но дизайнеры часто забывают, что они создают продукт для людей, а не для других дизайнеров. В Dribbble много красивых проектов, это правда, но многие из них оторваны от реальности. Там часто не продумана логика, вымышленные клиенты, нереальные ситуации и так далее. Когда мы работаем над исследованием продуктов, мы никогда не смотрим на такие площадках. Мы всегда идем «на рынок» и исследуем реальные компании с реальными продуктами, чтобы понимать, как они работают.
– Что думаете о профессии дизайнера? Актуальна ли она сейчас?
– Да вообще понятие «актуальность» – это что-то надуманное. Что такое «актуально»? Любой, даже самый, на первый взгляд, незначительный труд актуален, пока он приносит человеку удовольствие. Можно выращивать цветы и быть счастливым и «актуальным». Я даже не забиваю этим голову. Дизайн прямо влияет на мир. Каждый объект, с которым вы ежедневно взаимодействуете в своем доме, офисе, школе или общественном месте, является результатом процесса дизайна. И этого достаточно, чтобы мне было это интересно.
– Вы с командой реализовали достаточно разных проектов. Есть ли такие, которыми команда гордится больше всего?
– Каждый проект что-то приносит всегда. Какой-то проект учит тебя работать с клиентами, какой-то опускает на землю и показывает, что не такой уж ты и крутой специалист (смеется). Некоторые проекты обучают, как работать не с самыми лучшими клиентами, и практически все проекты тебя улучшают как профессионала. Если говорить о сейчас, то очень важными проектами являются создание интерфейса для новой системы для Верховного Суда, создание Jusnote – самой большой системы по управлению юридическим бизнесом в Украине, – а также один из новых продуктов, который мы сейчас делаем по заказу ОБСЕ. Пока что не могу о нем рассказать.
– А в каком возрасте вы реализовали свой первый проект?
– Мне было 15 или 16, когда мы начали делать Дом юриста. Это платформа, которая работает и по сей день, и которая автоматизирует юридические услуги, чтобы они были доступны каждому человеку в несколько кликов.
– Компании нанимают маркетологов, чтобы улучшить продажи. Но является ли это ошибкой? Стоит ли им нанимать дизайнеров вместо этого, чтобы создавать привлекательные продукты и таким образом увеличивать объёмы продаж?
– Безусловно. Форма продаёт и всегда продавала. За что мы так любим BMW или Apple? За то, как это выглядит и какие ощущения даёт. Маркетинг важен, однозначно, но, если продукт не вызывает эмоций, если он неинтересен, если он некрасив, – поверьте, никакой слоган и видео не поможет. Это как купить очень красивые джинсы, которые так тебя сжимают, что не позволяют сделать шаг (смеется). Дизайн – это тихий продавец. И он может как помочь компании преуспеть, так и уничтожить очень даже перспективную идею.
– А что важнее: идея или реализация?
– Идеи есть у всех. Но проблема в том, что у многих они так и продолжают накапливаться, образуя собой такую себе пробку в голове, которая не дает ничему двигаться. Идеи нужно воплощать. И пусть что-то не получится, что-то будет выглядеть не так, как изначально задумывалось, но в конечном итоге созданное произведение доставит гордость и сделает человека ближе к цели.
– Сколько человек в вашей команде? Или это каждый раз новый коллектив для нового проекта?
– У нас сейчас девять человек, которые работают ежедневно. Это костяк команды, который держит все процессы. В целом же, мы, как это и принято везде, под определённые проекты можем привлекать таланты. У нас огромное количество людей из разных городов и стран, с которыми мы поддерживаем отношения и привлекаем по необходимости. Во-первых, не всегда есть специфические проекты, требующие, допустим, sound-design. Во-вторых, держа узкоспециализированных людей возле себя, не давая им качественных проектов, – тем самым, мы будет уменьшать их потенциал. А это неправильно.
– Что вы делаете в моменты, когда нет вдохновения?
– Злюсь дико. Если честно, то, как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение приходит во время работы. Нельзя думать о вдохновении сидя на диване. Как правило, у меня такой проблемы практически нет. Да и у ребят из команды тоже. Ты просто садишься за работу, концентрируешься и позволяешь уже потоку начать тебя нести. Конечно, иногда случается так,
что вот, как говорится, «не идет». В таких ситуациях я просто встаю из-за рабочего стола и пытаюсь заняться чем-то другим. Или просто переключаюсь на другую задачу.
– Как успеваете переключаться между двумя компаниями?
– Это только кажется, что я «переключаюсь» между двумя компаниями. На самом то деле, я же дизайнер, и работа у меня одинакова, независимо от того, для кого это делать. Плюс я очень строго веду календарь и план. У меня нет пустого места в дне, который был бы не запланирован. Даже в тех случаях, когда я провожу время с друзьями, – у меня в календаре есть пометочка «Переключаю мозг» (смеется). Только им не говорите.
– Как вы считаете, готовы ли компании в Украине инвестировать немалые деньги в хороший дизайн и каков рынок дизайна в стране?
– Большие компании да, конечно. Потому что дизайн влияет на их восприятие, имидж, доверие, доходность и привлечение кадров. Это то, что отделяет их от массы. Но многие, как и всегда было, игнорируют дизайн, создавая непривлекательные продукты и ничем не отличаясь. Я это называю «бизнес без души». Множество компаний все еще не понимают, что, игнорируя дизайн, они тем самым уменьшают свои возможности. Но в целом рынок, конечно, не большой. И с первого дня Smotrow Design была представлена исключительно на английском языке и на данный момент мы ведем несколько проектов с клиентами из-за границы. Стратегически же мы нацелены именно туда.
– Что посоветуете начинающим дизайнерам?
– Не люблю советы. Сейчас каждый второй пытается дать совет или чему-то научить. Все эти посты, блоггеры… «ничего нет, ах пойду учить». Если советы общего плана, то много читать, много наблюдать, смотреть на людей в разных ситуациях, я бы даже сказал, быть одержимым поведением людей, и много практиковать. В принципе, все просто. Выиграет тот, кто будет не просто выполнять работу, а будет одержимым. Одержимость – страшная и мощная вещь. Но ей, наверное, нельзя научиться.
– Где вы учились дизайну? Достойный ли уровень образования в Украине?
– Мне кажется, что для того, чтобы стать профессионалом – любого формальное образование недостаточно. Ведь это может дать азы, и то в том случае, если были хорошие преподаватели. В основном же, я учился сам и работая с талантливыми людьми, очень много наблюдая и конспектируя даже. И очень много практикуя. У меня с самого начала не было дня, когда бы я не рисовал.
Вообще же, процесс обучения – он же никогда не заканчивается. Что касается образования, то тут я не очень хороший пример (смеется). Дело в том, что я начал работать после 10 класса. Мы тогда как раз работали над Дом юриста, поэтому школу, по большому-то счёту, я закончил формально. В университете я за все время был раз 30. На парах точно не больше 10 раз на первом курсе.

К этому можно относиться по-разному, но я уверен, что у меня что-то получается не потому, что у меня есть талант или удача, хотя и это важно. А именно потому, что я начал пробовать намного раньше, чем это сделали другие. Я раньше понял, что мне нравится и не нравится делать, где хочется быть и как хочется работать. Этого нельзя понять в университете, так как практика от теории очень отличается. Да и студент может вообще изначально заблуждаться касательно того, кем он хочет быть.
– Есть ли у вас примеры для подражания?
– Есть компании, которые мне нравятся и где я черпаю вдохновение. А пример для подражания один – это папа. Многому учусь и всегда советуюсь перед принятием важных решений. Это друг, партнер и самый настоящий ментор.
– Что посоветуете почитать и каковы ваши источники вдохновения?
– У всех свои предпочтения. Наверное, что я больше посоветую НЕ читать (смеется). Это бизнес-книги. Вообще бессмысленная вещь. Лучше читать классику. Можно ввести в Google «Мировая литература, 100 лучших книг» и хотя бы половину из них прочесть. После них вы будете видеть людей насквозь (смеется).
– Как пандемия повлияла на бизнес и творчество?
– Думая об этом вопросе, вспоминаю забавную картинку, где человек кричит по направлению в охваченный пламенем город со словами: «Вам не нужен лого?» (смеется). Мы в Smotrow Design в свое время даже сделали видео «Спасибо тем, кому не все равно», выражая благодарность врачам и людям, которые помогают бороться с вирусом. За пару дней оно набрало что-то около 60 000 просмотров в Facebook.

Я понимаю, что пандемия – это очень страшно, и огромное количество людей пострадало от этого, в том числе и мои знакомые. Но в то же время, сколько вещей она помогла переосмыслить.
Во-первых, раньше мы все работали в офисе, начиная ранним утром и заканчивая поздним вечером. По большому счету, я не видел своей семьи. Это глупо, с учетом того, что, работая сейчас дома, мы с командой успеваем сделать в разы больше. Во-вторых, каждый день была ложная суета, которая только создавала иллюзию бурной работы, но никак не была таковой. В-третьих, я стал успевать больше, потому что переосмыслил свой график. И еще множество положительных моментов. К счастью, проектов сейчас меньше не стало.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.