Успешные до 25-ти: как в 21 год одновременно управлять дизайн-студией и IT-компанией
Никита Смотров – о том, как эстетика формирует общество и почему пандемия сделала людей продуктивнее

Mind продолжает цикл интервью с успешными украинцами, которые несмотря на юный возраст уже выбрали карьерный путь или дело по душе. Ранее мы уже рассказывали об изобретателе специального «водоотталкивающего» блокнота для военных Владиславе Рыбке, 14-летнем чемпионе Европы по снукеру Юлиане Бойко, основателе IТ-компании Андрее Басе, фаундере интернет-маркетингового агентства Владиславе Ивченко, создателе светодиодной маски Михаиле Чумаченко, а также общались с Владиславом Бандуриным – соавтором справочного интернет-ресурса для абитуриентов, Валентином Фречкой, разработавшим проект переработки опавших листьев в бумагу, и с Иваном Затварским, который реализовал свои стартапы до 24 лет, а сейчас является волонтером всеукраинской экокарты Recycle Map и координирует проекты цифрового развития как сотрудник Министерства цифровой трансформации Украины. Также беседовали с соучредителем креативного агентства nudge и анимационной студии NEED Вадимом Черниковым, а еще – с самым молодым сильнейшим человеком мира Алексеем Новиковым.
Следующий наш герой – 21-летний Никита Смотров – сооснователь и креативный директор независимой дизайн-студии Smotrow Design и технологической компании Jusnote. Среди клиентов студии – Верховный Суд, технологические продукты по заказу ОБСЕ, Альфа-Банк, система Jusnote, и ряд других национальных и зарубежных компаний.
– Как вы поняли, что хотите быть дизайнером?
– Сразу хочется сказать, что это получилось само собой. Но если взглянуть глубже, то мне всегда нравилось созидать. Видеть, как идеи превращаются из простой абстракции в нечто более определенное, имеющее форму. Сейчас я понимаю, что отголоски этого были уже с раннего возраста, когда я мог днями собирать LEGO или, к примеру, снимать и монтировать видео на какой-то обычный Nokia.
И именно процесс приносил мне удовольствие. В какое-то время я начал следить за зарубежными дизайнерами, изучать их работы, пытаться анализировать их, и понял, что дизайн – это вот тот огромный песочный остров, в котором ты можешь лепить фигурки любых масштабов и форм. И, тем самым, влиять на общество, людей, решать проблемы и, в целом, – приносить пользу окружающим.
– Попав на этот остров, вы не пожалели?
– Ни на секунду. Во-первых, мне настольно нравится создавать и воплощать разные проекты, что я и не знаю, чем бы еще хотел заниматься. Во-вторых, сейчас я работаю вместе с командой, которая невероятно вдохновляет, и вместе мы создаём самые разные продукты, айдентику и видео для крупных брендов и организаций.
– Молодых людей интересует, как происходит эта трансформация: сейчас ты еще не знаешь, чем хочешь заниматься, а через время все более четко понимаешь направление. Как у вас проходил этот процесс?
– Хм… интересный вопрос. Меня, если что-то заинтересует, – я начинаю «копать» все глубже и глубже, пытаясь разузнать как можно больше об этой теме. И понятно, что этот процесс никогда не закончится – человек не в состоянии дойти до некой точки, которая бы означала «все, ты дошел до истины». На это попросту не хватит времени. Но в то же время, в ходе вот этого изучения ты в какой-то мере начинаешь понимать, что тебе нравится и не нравится делать. Такая себе интуиция. Поэтому я бы сказал, что только экспериментируя, я смог отыскать то, что мне приносит удовольствие. Не зря говориться: «Сердце подскажет» (Смеется).
– А что по-вашему – хороший дизайн?
– На самом деле, это сложный вопрос. Я уверен, что каждый дизайнер ответит на него по-своему. Для меня и команды – это сочетание таких факторов как простота, эстетичность, функциональность и ненавязчивость. От простоты зависит то, сколько усилий должен приложить человек, чтобы понять продукт. Насколько он совместим с его ментальной моделью. К примеру, если вы создадите что-то полностью новое или супер-оригинальное, то нужно будет бороться с дополнительными трудностями, так как пользователю будет не с чем его сравнить. И представление, и паттерны поведения, нужно будет формировать с нуля.
Эстетика – это невероятно важно, потому что, как правило, люди оценивают привлекательный продукт как более функциональный и прощают ему множество недостатков. Привлекательный продукт вызывает больше положительных эмоций и усиливает желание им обладать.

Что касается функциональности, то понятно, что основная задача дизайна – решать проблемы людей и помогать достигать четко поставленных задач. А ненавязчивость означает, что при взаимодействии с продуктом, люди должны думать именно о продукте, а не том, какой дизайнер молодец (смеется).
– А есть ли какой-то определенный способ мышления, благодаря которому можно такой дизайн создавать? Иными словами – что нужно делать, чтобы создать хороший дизайн?
– Важно помнить, что дизайн создается людьми для людей. Не для портфолио, не для выставки, не для удовлетворения эго. Для людей. И чтобы создать нечто качественное, нужно всегда думать о том, как конечный пользователь будет думать? Все ли ему будет понятно? Где могут быть проблемы и как команда дизайнеров может эти проблемы заранее решить? Это только часть вопросов, но все они идут из одного – «Как этот продукт поможет мне, как пользователю, решить вот эту конкретную задачу?». Я уверен, что если дизайнеры будут чаще думать о своих пользователях, а не о портфолио в Dribbble или Behance, то все от этого только выиграют.
– А что плохого в Dribbble?
– Да ничего, в общем-то. Но дизайнеры часто забывают, что они создают продукт для людей, а не для других дизайнеров. В Dribbble много красивых проектов, это правда, но многие из них оторваны от реальности. Там часто не продумана логика, вымышленные клиенты, нереальные ситуации и так далее. Когда мы работаем над исследованием продуктов, мы никогда не смотрим на такие площадках. Мы всегда идем «на рынок» и исследуем реальные компании с реальными продуктами, чтобы понимать, как они работают.
– Что думаете о профессии дизайнера? Актуальна ли она сейчас?
– Да вообще понятие «актуальность» – это что-то надуманное. Что такое «актуально»? Любой, даже самый, на первый взгляд, незначительный труд актуален, пока он приносит человеку удовольствие. Можно выращивать цветы и быть счастливым и «актуальным». Я даже не забиваю этим голову. Дизайн прямо влияет на мир. Каждый объект, с которым вы ежедневно взаимодействуете в своем доме, офисе, школе или общественном месте, является результатом процесса дизайна. И этого достаточно, чтобы мне было это интересно.
– Вы с командой реализовали достаточно разных проектов. Есть ли такие, которыми команда гордится больше всего?
– Каждый проект что-то приносит всегда. Какой-то проект учит тебя работать с клиентами, какой-то опускает на землю и показывает, что не такой уж ты и крутой специалист (смеется). Некоторые проекты обучают, как работать не с самыми лучшими клиентами, и практически все проекты тебя улучшают как профессионала. Если говорить о сейчас, то очень важными проектами являются создание интерфейса для новой системы для Верховного Суда, создание Jusnote – самой большой системы по управлению юридическим бизнесом в Украине, – а также один из новых продуктов, который мы сейчас делаем по заказу ОБСЕ. Пока что не могу о нем рассказать.
– А в каком возрасте вы реализовали свой первый проект?
– Мне было 15 или 16, когда мы начали делать Дом юриста. Это платформа, которая работает и по сей день, и которая автоматизирует юридические услуги, чтобы они были доступны каждому человеку в несколько кликов.
– Компании нанимают маркетологов, чтобы улучшить продажи. Но является ли это ошибкой? Стоит ли им нанимать дизайнеров вместо этого, чтобы создавать привлекательные продукты и таким образом увеличивать объёмы продаж?
– Безусловно. Форма продаёт и всегда продавала. За что мы так любим BMW или Apple? За то, как это выглядит и какие ощущения даёт. Маркетинг важен, однозначно, но, если продукт не вызывает эмоций, если он неинтересен, если он некрасив, – поверьте, никакой слоган и видео не поможет. Это как купить очень красивые джинсы, которые так тебя сжимают, что не позволяют сделать шаг (смеется). Дизайн – это тихий продавец. И он может как помочь компании преуспеть, так и уничтожить очень даже перспективную идею.
– А что важнее: идея или реализация?
– Идеи есть у всех. Но проблема в том, что у многих они так и продолжают накапливаться, образуя собой такую себе пробку в голове, которая не дает ничему двигаться. Идеи нужно воплощать. И пусть что-то не получится, что-то будет выглядеть не так, как изначально задумывалось, но в конечном итоге созданное произведение доставит гордость и сделает человека ближе к цели.
– Сколько человек в вашей команде? Или это каждый раз новый коллектив для нового проекта?
– У нас сейчас девять человек, которые работают ежедневно. Это костяк команды, который держит все процессы. В целом же, мы, как это и принято везде, под определённые проекты можем привлекать таланты. У нас огромное количество людей из разных городов и стран, с которыми мы поддерживаем отношения и привлекаем по необходимости. Во-первых, не всегда есть специфические проекты, требующие, допустим, sound-design. Во-вторых, держа узкоспециализированных людей возле себя, не давая им качественных проектов, – тем самым, мы будет уменьшать их потенциал. А это неправильно.
– Что вы делаете в моменты, когда нет вдохновения?
– Злюсь дико. Если честно, то, как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение приходит во время работы. Нельзя думать о вдохновении сидя на диване. Как правило, у меня такой проблемы практически нет. Да и у ребят из команды тоже. Ты просто садишься за работу, концентрируешься и позволяешь уже потоку начать тебя нести. Конечно, иногда случается так,
что вот, как говорится, «не идет». В таких ситуациях я просто встаю из-за рабочего стола и пытаюсь заняться чем-то другим. Или просто переключаюсь на другую задачу.
– Как успеваете переключаться между двумя компаниями?
– Это только кажется, что я «переключаюсь» между двумя компаниями. На самом то деле, я же дизайнер, и работа у меня одинакова, независимо от того, для кого это делать. Плюс я очень строго веду календарь и план. У меня нет пустого места в дне, который был бы не запланирован. Даже в тех случаях, когда я провожу время с друзьями, – у меня в календаре есть пометочка «Переключаю мозг» (смеется). Только им не говорите.
– Как вы считаете, готовы ли компании в Украине инвестировать немалые деньги в хороший дизайн и каков рынок дизайна в стране?
– Большие компании да, конечно. Потому что дизайн влияет на их восприятие, имидж, доверие, доходность и привлечение кадров. Это то, что отделяет их от массы. Но многие, как и всегда было, игнорируют дизайн, создавая непривлекательные продукты и ничем не отличаясь. Я это называю «бизнес без души». Множество компаний все еще не понимают, что, игнорируя дизайн, они тем самым уменьшают свои возможности. Но в целом рынок, конечно, не большой. И с первого дня Smotrow Design была представлена исключительно на английском языке и на данный момент мы ведем несколько проектов с клиентами из-за границы. Стратегически же мы нацелены именно туда.
– Что посоветуете начинающим дизайнерам?
– Не люблю советы. Сейчас каждый второй пытается дать совет или чему-то научить. Все эти посты, блоггеры… «ничего нет, ах пойду учить». Если советы общего плана, то много читать, много наблюдать, смотреть на людей в разных ситуациях, я бы даже сказал, быть одержимым поведением людей, и много практиковать. В принципе, все просто. Выиграет тот, кто будет не просто выполнять работу, а будет одержимым. Одержимость – страшная и мощная вещь. Но ей, наверное, нельзя научиться.
– Где вы учились дизайну? Достойный ли уровень образования в Украине?
– Мне кажется, что для того, чтобы стать профессионалом – любого формальное образование недостаточно. Ведь это может дать азы, и то в том случае, если были хорошие преподаватели. В основном же, я учился сам и работая с талантливыми людьми, очень много наблюдая и конспектируя даже. И очень много практикуя. У меня с самого начала не было дня, когда бы я не рисовал.
Вообще же, процесс обучения – он же никогда не заканчивается. Что касается образования, то тут я не очень хороший пример (смеется). Дело в том, что я начал работать после 10 класса. Мы тогда как раз работали над Дом юриста, поэтому школу, по большому-то счёту, я закончил формально. В университете я за все время был раз 30. На парах точно не больше 10 раз на первом курсе.

К этому можно относиться по-разному, но я уверен, что у меня что-то получается не потому, что у меня есть талант или удача, хотя и это важно. А именно потому, что я начал пробовать намного раньше, чем это сделали другие. Я раньше понял, что мне нравится и не нравится делать, где хочется быть и как хочется работать. Этого нельзя понять в университете, так как практика от теории очень отличается. Да и студент может вообще изначально заблуждаться касательно того, кем он хочет быть.
– Есть ли у вас примеры для подражания?
– Есть компании, которые мне нравятся и где я черпаю вдохновение. А пример для подражания один – это папа. Многому учусь и всегда советуюсь перед принятием важных решений. Это друг, партнер и самый настоящий ментор.
– Что посоветуете почитать и каковы ваши источники вдохновения?
– У всех свои предпочтения. Наверное, что я больше посоветую НЕ читать (смеется). Это бизнес-книги. Вообще бессмысленная вещь. Лучше читать классику. Можно ввести в Google «Мировая литература, 100 лучших книг» и хотя бы половину из них прочесть. После них вы будете видеть людей насквозь (смеется).
– Как пандемия повлияла на бизнес и творчество?
– Думая об этом вопросе, вспоминаю забавную картинку, где человек кричит по направлению в охваченный пламенем город со словами: «Вам не нужен лого?» (смеется). Мы в Smotrow Design в свое время даже сделали видео «Спасибо тем, кому не все равно», выражая благодарность врачам и людям, которые помогают бороться с вирусом. За пару дней оно набрало что-то около 60 000 просмотров в Facebook.

Я понимаю, что пандемия – это очень страшно, и огромное количество людей пострадало от этого, в том числе и мои знакомые. Но в то же время, сколько вещей она помогла переосмыслить.
Во-первых, раньше мы все работали в офисе, начиная ранним утром и заканчивая поздним вечером. По большому счету, я не видел своей семьи. Это глупо, с учетом того, что, работая сейчас дома, мы с командой успеваем сделать в разы больше. Во-вторых, каждый день была ложная суета, которая только создавала иллюзию бурной работы, но никак не была таковой. В-третьих, я стал успевать больше, потому что переосмыслил свой график. И еще множество положительных моментов. К счастью, проектов сейчас меньше не стало.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].