Конкуренты Коломойского: кто и сколько инвестирует в горнолыжные курорты

Конкуренты Коломойского: кто и сколько инвестирует в горнолыжные курорты

И как они будут бороться за туристов

Цей матеріал також доступний українською
Конкуренты Коломойского: кто и сколько инвестирует в горнолыжные курорты

Горная недвижимость начала набирать обороты как одна из лучших инвестиций в Украину с 2014 года. Именно тогда появился «летний высокий сезон в горах». Сейчас ставится еще более амбициозная задача – создать в Карпатах зимние курорты. Это требует значительных и продуманных инвестиций. Mind проанализировал, кто и как присоединился к соревнованиям за туриста украинских Карпат.

Буковель: Игорь Палица, Александр Шевченко

wikipedia.org

Самый раскрученный отечественный курорт. Развивается с 2000 года и стал настоящим туристско-спортивным кластером. Предлагает более 50 000 мест размещения разного рода – от маленького домика до представителя международной сети Radisson Blu Буковель. Обеспечивает работой более 100 000 местных жителей.

В течение этого времени, по словам совладельца курорта Александра Шевченко, уже инвестировано в создание инфраструктуры более $400 млн. Что касается отелей и их формата, Шевченко отмечает, что «рынок сам выбирает, на чем развиваться, мы всем рады».

Именно в Буковеле активно развивается сектор апарт-отелей, где предлагаются инвестиции в лоты-номера от 23 кв. м и гарантированный доход от курортной недвижимости.

Почти год назад национализированный ПриватБанк озвучивал активное желание продать на открытом конкурсе свою долю в горнолыжном курорте «Буковель», но пока государственная доля так и остается государственной. ПриватБанку принадлежит две трети комплекса, который состоит из 64 объектов, а еще треть приходится на ООО «Скорзонера». Сейчас владельцами Буковеля являются жена и сын Игоря Палицы, бизнес-партнера Игоря Коломойского.

У Александра Шевченко амбициозная цель – развивать Буковель не только как курорт, но и как профессиональный спортивный комплекс «олимпийского сорта». Из последних расширений инфраструктуры – биатлонный комплекс, который позволит принимать международные соревнования. Буковель предоставил участок в 18,4 гектара, комплекс строится за счет субвенции из госбюджета. Первая очередь – 220 млн грн государственных средств, вторая – около 160 млн грн, третья еще оценивается.

Славское: Виталий Антонов

lviv-tourist.info

Проект от ОККО Group. Всего планируется 65 км горнолыжных трасс, инженерную документацию разработала австрийская ILF.

В Славском на старте озвучены амбиции «в техническом плане опередить Буковель на 8–9 лет». Ориентировочная емкость также сравнивается с Буковелем – от 25 000 туристов в день. Проект создаст ориентировочно 5000 новых рабочих мест на курорте и 25 000 новых рабочих мест в целом по региону.

Как сообщил вице-президент «Концерн Галнафтогаз» Василий Даниляк, в подготовительные работы уже инвестировано около $25 млн, дополнительно в ближайшее время нужно будет вложить еще около $10–12 млн в электроснабжение первой очереди курорта, 20 км трассы.

Правда, пока необходимо пройти процедуру изъятия земельных участков из лесного фонда для целей рекреации. Поэтому реализация первой очереди начнется ориентировочно весной 2022 года.

Создание этих 20 км трассы будет стоить около $100 млн. Это – ориентировочные затраты на гондолы, системы оснежения, искусственные озера для работы системы оснежения, ратраки, а также базовую инфраструктуру для этой катальной зоны.

Реализация всех очередей проекта займет три-четыре года и потребует около $500 млн (не считая отеле). Что касается гостиниц, то часть планируют строить самостоятельно, для части – привлекать партнеров.

Чтобы привлекать в Славское туристов в течение всего года, уже разрабатывается инфраструктура для «теплого» сезона: туристические пешие маршруты, велосипедные дорожки, веревочные парки, родельбан, детские тематические парки и искусственный рекреационный водоем.

Боржава: «лижный инструктор» Гернот Ляйтнер

Фото: karpaty.life

Идея проекта высокогорного всесезонного спортивно-туристического кластера «Боржава» была озвучена летом 2020 года в Офисе Президента.

Бенефициарный владелец компании «Боржава Эссет» – Гернот Ляйтнер. Он является директором словацкой Carpathian Mountain Resort, которая через ряд украинских компаний владеет 500 га земли в Закарпатье, где и планируется построить новый курорт.

Другая компания Ляйтнера, Masterconcept, во времена президента Виктора Януковича была привлечена для подготовки Украины к участию в Олимпиаде-2022, когда этот проект курировал Владислав Каськив. 

По словам юридического консультанта компании «Боржава Эссет» Юрия Чижмаря, в Боржаву уже инвестировано 25 млн евро. В частности, закупили и планируют установить первый в Украине гондольный подъемник длиной 4 км, с помощью которого туристов будут вывозить в горы. В дальнейшем инвестор планирует влить в туристический кластер на Боржаве еще 250–300 млн евро.

Хватит ли гор на всех?

Три кластера – совсем немного. Как подчеркивают эксперты, это только начало. В Украине могут развиваться и поддерживать друг друга 7–10 крупных проектов. Кроме перечисленных, значительные ожидания возложены на Драгобрат.

Туристический вектор развития горного региона – это новые рабочие места и даже решение проблемы сохранения лесов. Пример – Буковель. По словам Александра Шевченко, после создания курорта и подписания в 2002 году меморандума о невозможности рубки, объем леса на 5000 га вокруг увеличился с 1 млн до 1,5 млн кубометров

Что касается заинтересованности инвесторов, то запросы есть именно на проекты, которые предлагают отдых в любую погоду. «Также ковидная ситуация перенесла внимание на украинские Карпаты тех клиентов, которые обычно выбирали отдых за границей, что также системно повысило требования к проектам, к их функционалу и наполнению», – рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании Art Build Hotel Group Алексей Евченко. По его словам, для удовлетворения нынешнего спроса недостаточно делать «просто усадьбы», хотя такие варианты также будут появляться.

Для экономического успеха необходимо предусматривать широкую, а главное – профессиональную, технологическую инфраструктуру: рестораны, СПА, конференц-залы, комнаты для хранения горнолыжного и летного снаряжения.

В местах, где такая инфраструктура появляется, активнее «вырастают» и гостиницы. «Туризм – это продукт и продвижение. Вот Славское заявило о планах – и сразу инвесторы потянулись строить гостиницы», – говорит Евченко.

Эксперт оценивает украинский рынок пока как «эмоциональное» инвестирование. Но считает, что с каждым годом будет расти потребность в грамотном позиционировании – чем больше будет насыщаться рынок. «Можно создавать «вау»-индивидуальный проект, а можно – под требования массового опытного туриста, нуждающегося в высоком уровне комфорта. Поэтому будут развиваться международные бренды», – считает он.

На сегодняшний день в Карпатах работает только один проект под международным брендом – Radisson Blu Resort, Bukovel. Его открытие в свое времени придало курорту статуса. «Момент появления еще одного проекта под международным брендом можно считать моментом профессионализации рынка», – резюмирует Евченко.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате