Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»

Тобиас Тиберг – об интересах шведского бизнеса в Украине и сложностях, перспективах сотрудничества и крупнейших совместных бизнес-проектах

Цей текст також доступний українською
Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»
Фото: Александр Козаченко/Mind

Mind продолжает общаться с послами различных государств в Украине. Цель проекта – показать отечественные перспективы на международной арене и место нашей страны в глобальной экономике. Мы сосредоточились на вопросах бизнес-интересов, возможностях для сотрудничества и их реализации предпринимателями двух стран, а также на привлекательности Украины для иностранного капитала.

Следующий наш собеседник – чрезвычайный и полномочный посол Королевства Швеция Тобиас Тиберг.

Швеция – важный торговый партнер Украины в Северной Европе и один из ведущих инвесторов в нашу экономику. В Украине зарегистрировано 89 предприятий со шведским капиталом, работающих в сферах возобновляемой энергетики, утилизации отходов, ядерной безопасности, сельского хозяйства.  

Наша беседа с господином Тибергом посвящена проблемам и динамике шведских вложений в Украину и важности Швеции как одного из инвесторов украинской экономики.

– По данным Госстата, объем шведских инвестиций в Украину снижается с 2010 года (резкое падение в 2013–14 годах – с $1,08 млрд до $439 млн). Ваши компании опасаются украинского рынка?

 – По моим данным, количество шведских инвестиций с 2014 года не падает. В 2014-м наши инвестиции (суммарные) составили $340 млн, к концу 2020 года – $540 млн. И ни одна из шведских компаний не ушла с украинского рынка после Майдана.

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»
Фото: Александр Козаченко/Mind

Но признаю, между нашими странами – огромный нереализованный потенциал в сфере инвестиций. Причина – несовершенная судебная система (неэффективная работа судов, неэффективное выполнение судебных решений) и коррупция.

– И все же названные вами цифры в два раза не дотягивают до уровня 2013 года (по украинским данным).  Хотя, отталкиваясь от уровня 2014 года, небольшой рост инвестиций есть. Если говорить о приросте финансовых вложений, какие направления бизнеса развивали ваши компании у нас в последнее время?

 – Резкое падение объемов инвестиций в 2013 году объясняется уходом из Украины шведского банка Swedbank. И это не связано ни с Майданом, ни с войной.

Из недавних инвестиций – это IKEA и H&M, которые работают в сфере розничной торговли. Также компании, работающие в сфере информационных технологий (Sigma Software, Beetroot). Там инвестиции не столь крупные, но они постоянно увеличиваются. В частности, в 2020 году Sigma Software приобрела украинского аутсорсера IdeaSoft, а Embracer Group купила украинскую 4АGames (сумма сделки – $36 млн). Кроме того, Scania открыла свой дилерский центр в Луцке. Суммарный объем инвестиций компании в Украину – около 40 млн евро.

– Кроме открытия магазинов и IT-отрасли, были еще серьезные инвестиции?

 – Vindkraft вложила большие суммы в возобновляемую энергетику. Значительные инвестиции в проекты практически во всех регионах Украины сделаны Экологической финансовой корпорацией Северной Европы (NEFCO) в коммунальную инфраструктуру Украины. А в сельхозотрасли работает Grain Alliance (эта компания оперирует на 50 000 га земли), которая вложила и продолжает вкладывать большие средства. В частности, в переоснащение элеваторов, которые сегодня работают на природном газе, но через несколько лет перейдут на возобновляемые источники энергии.

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»
Фото: Александр Козаченко/Mind

Два месяца назад я участвовал в церемонии открытия такого объекта: компания инвестировала 10 млн евро в новую сушилку для зерна, которая будет работать на биотопливе.

– А как шведский бизнес в Украине переживает пандемию?

– Все зависит от специфики компании. В IT-сфере – бум технологий по причине перехода из режима офлайн в онлайн. А вот наши поставщики запчастей для автомобилей переживают трудное время, хотя ситуация немного меняется. На компании, работающие в сельхозсфере, повлияла не столько пандемия, как глобальные тенденции, связанные с поставками и мировыми ценами на продукцию. Если говорить о новых крупных инвестициях на 2021 году, то у меня нет такой информации. 

– Самая крупная инвестиция в Украину за последние 5–7 лет у кого? 

 – У «Vindkraft Украина», принадлежащей Карлу Стурену. В 2018–2019 годах компания запустила производство на трех площадках в Херсонской области общей мощностью 140 МВт. Суммарный объем инвестиций оценивается в 220 млн евро. 

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»

– Vindkraft  решила свои проблемы с выплатами за «зеленую» электроэнергию от государства? 

– Соглашение с государством достигнуто еще в апреле 2020 года: подписан Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики, на основе которого принят закон «Об альтернативных источниках энергии». Но, ни vеморандум, ни закон не выполнены (согласно меморандуму, 55% «зеленого» тарифа должно возмещаться, на деле – лишь 14% долга компенсировано). Суммарно долг за 2020 год составляет 22,4 млрд грн. То есть вопрос остается открытым. И сейчас речь идет уже о недоверии к соглашениям, заключаемым украинским правительством и международными инвесторами.

– Каковы самые большие проблемы ваших компаний здесь?

– Наши компании сталкивались с разными проявлениями ведения бизнеса «по-украински»: проблемами с налоговой, таможенниками, судами, возвращением НДС. Но компании не уполномочивали меня говорить об этих проблемах сегодня.

– В 2020 году «Scania Украина» проиграла в суде первой инстанции 123 млн грн в пользу бывшего дилера и сервис-центра – украинского предприятия «Журавлына». Была ли уже апелляция?

– Суть спора – якобы упущенная бывшим дилером Scania выгода, в результате разорванного в судебном порядке договора. Оппонент Scania подал в суд ничем не подкрепленные претензии на сумму 123 млн грн, а хозяйственный суд удовлетворил их.

В данном случае Scania обратилась в посольство за помощью. Иск украинской компании «Журавлына» против «Scania Украина» тянется около девяти лет и сейчас находится на рассмотрении Северного апелляционного хозсуда, где уже пять месяцев никак не могут вынести решение.

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»
Фото: Александр Козаченко/Mind

Более того, на сегодня нет ни одного документа/доказательства от «Журавлыны» для возбуждения дела против Scania, и заседания суда постоянно переносились без очевидных причин. Сейчас это дело наконец слушается, и представители посольства присутствуют на слушаниях. Конечно, ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам в вопросе дальнейшего инвестирования в Украину.

– К каким органам нашей власти вы обращались по этому кейсу?

– Мы поднимали этот вопрос с представителями украинской власти, курирующими инвестиции. Также проблему обсуждали на уровне спецкомиссии Верховной Рады по вопросам защиты инвесторов, где получили поддержку. Надеемся, суд вынесет справедливое решение.  

– Вы отметили, что ни одна шведская компания не ушла с нашего рынка, ибо шведы верят в потенциал инвестиций в Украине. Не пошатнулась ли вера в связи со скандалом с китайскими инвесторами компании «Мотор Сич» – введенными Украиной санкциями и национализацией? Как отреагировал шведский бизнес – не опасается ли такой же участи? Сегодня – китайцы, завтра – кто-то другой…  

 – Очень интересный вопрос. Ситуация вокруг «Мотор Сичи» нестандартная, ибо это стратегическое предприятие, но я не вправе ее комментировать. К тому же ни один из наших инвесторов на сегодня не работает в стратегических отраслях Украины. Поэтому шведский бизнес активно не обсуждал эту тему.

– Ранее шведы осуществляли у нас проекты в газовой, агро- и энергоотрасли. Сейчас есть похожие инвестиции?   

– В энергоотрасли назову две компании: Vindkraft – занимается ветроэнергетикой и Westinghouse (дочернее предприятие американской группы компаний Westinghouse) – является производителем ядерного топлива почти для половины ядерных электростанций, функционирующих в Украине. Также была известная компания Misen Energy в сфере природного газа (ее связывают с украинским олигархом Дмитрием Фирташем. – Mind). В сельхознаправлении назову Grain Alliance («Барышевская зерновая компания») – один из крупнейших наших инвесторов.

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»
Фото: Александр Козаченко/Mind

Также есть значительное количество шведских компаний, которые владеют акциями украинских сельхозкомпаний: например, AgroRegion, Agromino. Известно, что в украинском обществе сильное сопротивление либерализации сельхозрынка. Но то, как сегодня выглядит украинский сельхозрынок и как он будет выглядеть (если не провести его глубокую комплексную реформу) – не уверен, что в таком случае здесь будут масштабные инвестиции, несмотря на потенциал этого рынка.

Если барьеры доступа к украинскому сельхозрынку останутся столь высокими – на нем будут доминировать прежние игроки (местные монополии). А те блага и преимущества, которые могли бы появиться благодаря иностранным инвестициям, не осуществятся.

– В декабре 2019 года премьер-министр Швеции Стефан Левен и президент Украины Владимир Зеленский договорились привлечь шведских инвесторов в сферу переработки отходов в основных городах Украины. Есть результаты?

 – На сегодня Швеция поддерживает два проекта, связанные с рекультивацией существующих свалок и строительством новых мощностей для переработки мусора, – во Львове и Хмельницком. Шведское агентство международного развития (SIDA) предоставило $500 000 на каждый проект. Самый крупный – во Львове (он еще в стадии строительства, но переработка отходов уже идет). Эта деятельность является симбиозом грантов и кредитов, предоставленных SIDA и ЕБРР.

 – Несколько лет назад шведские компании рассматривали вопрос возврата производственных мощностей из Азии в Европу (и видели преимущество их размещения у нас). Возможно ли это в обозримом будущем: какие из производств могут быть в Украине?

– На уровне идеи такой вариант дискутируется. Но сегодня я не знаю о шведских компаниях, которые бы планировали перевести свое производство в Украину.

Посол Королевства Швеция: «Ситуация вокруг Scania не прибавляет энтузиазма шведским инвесторам»
Фото: Александр Козаченко/Mind

Более того, дабы такая возможность стала реальностью, Украине сначала надо выполнить «домашнее задание», чтобы убедить собственников шведских предприятий переместить свое производство из Азии сюда.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно