Правила киноделов: как Голливуд и стриминговые сервисы взялись за сохранение климата

Правила киноделов: как Голливуд и стриминговые сервисы взялись за сохранение климата

Во что обходится природе красивая картинка на экране и чем вернуть этот долг

Цей текст також доступний українською
Правила киноделов: как Голливуд и стриминговые сервисы взялись за сохранение климата
Фото: depositphotos.com

Влияние киноиндустрии и стриминговых сервисов на изменение климата не сопоставимо с традиционной промышленностью. Но даже они выбрасывают в атмосферу миллионы тонн парниковых газов, которые там накапливаются, провоцируя глобальное потепление. По данным The Shift Project, энергопотребление цифровой индустрии растет с каждым годом на 9%, а это в свою очередь ведет к росту эмиссии парниковых газов. Уже сейчас ответственность за 4% от глобальных выбросов лежит именно на секторе цифровых технологий. Потоковое онлайн-вещание генерирует 60% мирового трафика данных, это дает 300 млн тонн CO2 ежегодно. Треть приходится на развлекательные стриминговые сервисы, такие как Netflix и Amazon Prime. Mind изучил, как производители цифрового контента намерены преломить ситуацию и каким путем стараются вернуть природе то, что взяли у нее взаймы.

Кто пошел «по углеродному следу»? За углеродным следом все пристальнее следят киностудии в Голливуде (Калифорния – лидер «зеленых» инициатив в США) и Великобритании. По инициативе Британской академии кинематографического и телеискусства (BAFTA) было проведено первое исследование о воздействии на климат кинопроизводства на всех этапах. Отчет A Screen New Deal: Route Map to Sustainable Film Production презентовали в этом году накануне вручения премии BAFTA. 

Эксперты подсчитали, что выбросы парниковых газов при производстве одной телевизионной передачи исчисляются десятками тонн углекислого газа, а производство фильма со средним бюджетом в $70 млн – это уже 2900 тонн эквивалента СО2.

При этом значительная часть парниковых газов связана с использованием транспорта для перевозки оборудования, актеров и съемочной группы. Оставшиеся выбросы приходятся на энергопотребление, главным образом электроэнергии и природного газа.

Что можно предпринять уже сегодня? В этом отчете также рассматриваются системные изменения, которые необходимы кино- и телеиндустрии, чтобы к 2050 году достичь климатической нейтральности.  Прежде всего, речь об использовании энергоэффективных технологий и реализации принципов циркулярной экономики на всех этапах производства и постпродакшена.

В связи с этим призывают участников рынка публиковать ежегодные отчеты о своей работе по данным направлениям – чтобы способствовать продвижению знаний об устойчивом развитии и полезных практик для бизнеса. Расчет делается на то, что такая информация будет не только поддерживать инвестиционный имидж, но и заставит зрителей менять потребительские привычки.

Правила киноделов: как Голливуд и стриминговые сервисы взялись за сохранение климата

А какова ситуация в Украине? Украинские кинопроизводители пока не уделяют климатическим проблемам значительного внимания. Но все идет к тому, что они станут перенимать западные практики в этой сфере, чтобы демонстрировать приверженность одинаковым ценностям с зарубежными партнерами, которые все чаще проявляют интерес к Украине.

Стимулы уже создаются на государственном уровне. Правительство поддерживает отечественное кинопроизводство и субсидирует зарубежные кинокомпании, чтобы привлечь их для съемок на отечественных локациях.

В прошлом году самая популярная стриминговая компания в мире Netflix сняла свой первый фильм в Украине – комедийный боевик The Last Mercenary, в котором сыграл Жан-Клод Ван Дам. 

Правила киноделов: как Голливуд и стриминговые сервисы взялись за сохранение климата

А в марте этого года ее название фигурировало в первых строчках мировых новостей по другому поводу – климатическому. Специалисты Netflix впервые подсчитали свой углеродный след, чтобы в дальнейшем его сократить, и внести вклад в достижение Парижских соглашений по климату. 

За весь 2020 год углеродный след Netflix составил 1,1 млн тонн эквивалента СО2 (для сравнения: у YouTube эта цифра – 10 млн тонн в год).

Половина выбросов Netflix приходится непосредственно на производство фильмов и сериалов под брендом компании. Еще 45% выбросов относится к операционной деятельности – работа офиса, маркетинговые расходы и другое. Оставившие 5% – это облачные технологии, через которые идет потоковая передача контента.

Углеродный след одного часа онлайн передачи видео на платформе Netflix составляет чуть меньше 100 г в CO2-эквиваленте.

Какие климатические обязательства взяла на себя Netflix? К концу 2022 года компания планирует выйти на нулевые нетто-показатели по выбросам. Это значит, что она будет полностью компенсировать ту эмиссию парниковых газов, которая связана с производством и дистрибуцией контента.

Чтобы достичь целей декарбонизации, специалисты Netflix разработали программу Net Zero + Nature. «Ее смысл – не реконструкция зданий, а восстановление человеческой жизни», – говорится в презентационном видео программы:

Она состоит из трех шагов:

Сокращение выбросов. К 2030 году Netflix намеревается уменьшить свой углеродный след на 45% по двум сферах охвата (Scope 1 и 2), приведя их в соответствие с целью Парижского соглашения. К Scope 1 относится прямая эмиссия компании, которую она непосредственно генерирует в ходе своей деятельности. Scope 2 – это выбросы парниковых газов от производства энергии (тепловой или электрической) для нужд компании.

Сохранение существующих механизмов накопления углерода. Речь о компенсации выбросов, которые невозможно сократить при производстве фильмов и сериалов.

Полной компенсации своих прямых выбросов Netflix планирует добиться уже в конце 2021 года. Главный путь – инвестиции в сохранение природных территорий, которые являются огромными естественными хранилищами углерода (например, тропические леса).

Удаление углерода из атмосферы. Это компенсация косвенных выбросов парниковых газов, связанных с деятельностью компании через инвестиции в восстановление природных территорий, таких как пастбища, мангровые заросли и деградированные почвы.

В Netflix рассчитывают, что запланированные меры позволят компании добиться полной углеродной нейтральности к концу 2022 года. Но также ее топ-менеджеры признают, что этот путь не будет простым. Причина – постоянно возрастающее потребление электроэнергии, которое мешает остановить увеличение углеродного следа.

Больше полезной информации, новостей и аналитики о мировом энергетическом рынке – на канале Светланы Долинчук. Читайте тут о главных трендах в энергетике и торговле энергоресурсами, новых технологиях в нефтегазовой отрасли, энергопереходе и декарбонизации.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно