Кабельная лихорадка: как Минэкономики «подставило» Минцифру

Кабельная лихорадка: как Минэкономики «подставило» Минцифру

Собираются ли отечественные производители кабеля повышать цены и наращивать мощности

Цей матеріал також доступний українською
Кабельная лихорадка: как Минэкономики «подставило» Минцифру
Фото: depositphotos.com

С 15 октября импорт кабеля в Украину будет облагаться пошлиной. Эта, на первый взгляд, непримечательная новость всколыхнула телеком-индустрию. В чем проблема? Насколько возрастет капекс при строительстве сетей? Будет ли дефицит кабеля? Ударит ли протекционизм по тарифам для абонентов мобильных операторов и интернет-провайдеров? Почему введена пошлина на виды кабеля, который в Украине вообще не производят? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.

Издание опросило украинских производителей кабеля, импортеров и телекомщиков. «Показания» и мнения сторон полярно разделились. 

Что произошло? В Украине работает около 80 производителей различных видов кабеля. Летом прошлого года два крупнейших игрока – «Одескабель» и «Южкабель» – инициировали проведение специального расследования Межведомственной комиссией по международной торговле. Недавно на сайте «Урядового кур'єра» появились его результаты. Комиссия просмотрела показатели с 2017 по середину 2020 года и решила, что импорт «наносит значительный вред национальному товаропроизводителю». К такому выводу она пришла на основании вот этих данных  двух украинских заводов:

  • с июля 2019 по июнь 2020 года объемы производства сократились на 7,28%;
  • объемы продаж на внутреннем рынке уменьшились на 8,57%;
  • прибыль сократилась на 38,85% в гривне;
  • цены снизились на 9,17%;
  • себестоимость возросла на 3,03%;
  • рентабельность уменьшилась на 30,77% (до какого объема – не указано);
  • уровень производительности труда сократился на 6,20%;
  • запасы на складах к июлю 2020 года увеличились на 3,16%;
  • уровень занятости уменьшился на 1,12%;
  • сумма уплаченных налогов сократилась на 16,25%.

Также комиссия пришла к выводу, что ограничение импорта не навредит потребителям. «По убеждению национального производителя применение специальных мер будет отвечать интересам потребителей. Сейчас мощности национального товаропроизводителя, при условии достаточной загрузки, могут полностью удовлетворить потребности Украины, даже учитывая возможное увеличение такой потребности в будущем. Более того, качество выпускаемого товара в Украине национальным товаропроизводителем, соответствует мировым стандартам, то есть интересы украинских потребителей полностью защищены», – говорится в вердикте.

У опрошенных Mind В2В-покупателей «немного» иное мнение, но об этом чуть позже. 

В итоге по результатам расследования Украина на три года вводит пошлину 23,5% (с 15 октября 2021 года), через 12 месяцев она снизится до 22,3%, спустя 24 месяца – до 21,2%.

Прения сторон. «Ввод пошлины – взвешенное, грамотное и своевременное решение страны с целью отстаивания своих государственных интересов! Аналогичные решения уже давно имплементированы многими западными странами», – уверяет директор по продажам и маркетингу «Одескабель» Александр Симонов.

По его словам, недавно существование кабельной отрасли оказалось под угрозой: «После массового строительства сетей 4G и 5G в Китае наблюдается значительный избыток производственных мощностей в важнейших секторах, включая медные, алюминиевые и оптоволоконные кабели. Китай использует ту же тактику, которую он применял для снижения цен на телекоммуникационное оборудование, чтобы  наводнить глобальные рынки оптоволоконными кабелями. Поэтому для национальных производителей  – это жизненно необходимое решение, без которого финальный коллапс всей индустрии становится лишь вопросом времени. Многие предприятия уже были вынуждены начать  сокращение штата, а об избыточных финансовых подушках для преодоления долгосрочных демпинговых войн на украинских кабельных заводах вообще говорить не приходится».

Представители «Южкабеля» пока не ответили на запрос Mind.

Импортеры же и телекомщики удивлены выводами комиссии. «Мы, как участник расследования, направляли в Минэкономики перечень показателей. В частности, сообщали, что, по данным Smida, у компаний «Южкабель» и «Одескабель» с 2015 по 2019 год наблюдался рост  финансовых показателей и численности работников. Также у нас много вопросов по процедуре расследования, которые, надеюсь, в дальнейшем всплывут в судебных делах. На заседании комиссии были приняты во внимание аргументы только одной стороны. По сути, мы стали свидетелями одностороннего монолога», – рассказывает директор украинского представительства «Lapp Украина» Максим Карпюк.

Директор по дистрибуции DEPS Геннадий Лебедев (директор з дистрибуції DEPS Геннадій Лебедєв) дополняет: пошлину вводят на некоторые виды кабельной продукции, которую отечественные предприятия вообще не производят. В данном случае логическая связь с «нанесением значительного вреда национальному производителю» не установлена.  

Замглавы комитета ВР по вопросам цифровой трансформации Александр Федиенко  сообщил изданию, что направил заявления в НАБУ и СБУ. «Считаю, решение принято достаточно кулуарно, как говорится, «с душком», в нем есть признаки договоренностей и лоббизма. Конечно, национального производителя нужно поддерживать. Но делать это не в ущерб для другой отрасли – телекоммуникаций, которая сейчас строит цифровую инфраструктуру. Наши производители кабеля платят растаможку, покупая материалы для производства. В сумме получают примерно те же 20% налогообложения. Поэтому я предлагал не вводить барьер на импорт кабеля, а убрать пошлину на материалы для его производства», – поясняет Федиенко.

Замминистра цифровой трансформации Александр Шелест рассказывает, что Минцифра не раз обращалась к предыдущему руководству Минэкономики и поясняла, что введение пошлины несет риски для развития всей телеком-отрасли.

Ведь кабели, как оптические, так и медные, являются основой не только сетей фиксированной связи, но и мобильной: «Сейчас мы готовим обращение к коллегам, в котором вновь обоснуем позицию. Надеемся на понимание нового состава комиссии. Пошлина вводится через 30 дней, думаю, за это время сможем убедить коллег и не допустить ее запуска». Мінцифра неодноразово зверталася до попереднього керівництва Мінекономіки з тим, що запровадження мита несе ризики для розвитку всієї телеком-галузі. Адже кабелі, як оптичні, так і мідні, є основою не лише мереж фіксованого зв’язку, але і мобільного. «Зараз ми готуємо звернення до колег, у якому знову обґрунтуємо позицію. Сподіваємося на розуміння нового складу комісії. Мито вводиться через 30 днів, гадаю, за цей час зможемо переконати колег і не допустити його введення в дію».

Схожие аргументы в Минэкономики направляла и ИнАУ.

Что будет с «интернетом в села»? По (не)случайному стечению обстоятельств решение о введении пошлины оглашено после проведения большинства тендеров на интернет-субвенцию. Напомним, государство выделяет телекомщикам около 500 млн грн на прокладку оптики в села. «Теперь получается, что затраты провайдеров рассчитаны неправильно, так как у кабеля будет другая цена. Минэкономики подложило «свинью» Минцифре для их проекта», – полагает глава правления ИнАУ, директор «Атраком» Александр Савчук.

«Действительно, решение комиссии несет риски, и не только из-за роста стоимости», – говорит замминистра цифровой трансформации. Минцифра уже получает отзывы с рынка, что ускоренное развертывание сетей и рост спроса привели к увеличению сроков поставки кабеля с двух-трех недель порой до двух-трех месяцев.

«Ограничение предложения путем введения пошлины увеличит этот срок, и операторы могут просто не получить кабель до конца года. Кроме того, существует вероятность дефицита на отдельные виды кабельной продукции. Также для более 2000 сел, по которым закупка уже завершена, операторы будут пересчитывать бизнес-кейсы и оценивать рентабельность подключения уже «разыгранных» сел. Для незавершенных тендеров цена, безусловно, возрастет», – поясняет Шелест.

Что закупали телекомщики до введения пошлины? «По нашим оценкам, около 80% мелких и средних операторов (а таких в Украине около 4000) покупали импортный оптический кабель. Решающими факторами при выборе были качество, доступность товара на складе (сегодня оформил заказ – завтра получил кабель в своем городе), финансовые условия, консультации технических специалистов, разнообразные сервисы (порезка, упаковка, отправка, изготовление патчкордов необходимой длины и т. д.), цена. Суммарно все эти факторы влияли на выбор в сторону импорта. Отечественные производители не могли или не считали нужным улучшать свой сервис. После введения пошлины, думаю, тем более не будут работать в этом направлении», – поясняет директор по дистрибуции DEPS Геннадий Лебедев.

И дополняет: а большие национальные операторы обычно проводят тендеры, в которых принимают участие как импортеры, так и местные производители. Крупные операторы уже начали запускать новые тендеры в связи с введением пошлины.

В «Vodafone Украина» рассказывают, что для строительства ВОЛС закупают кабели у украинских производителей на тендерах. «А у вендоров приобретаем проприетарные оптические патчкорды вместе с оборудованием транспортной сети. Заменить их отечественными аналогами пока невозможно: украинские  производители их не могут изготавливать. В итоге ожидаем увеличения стоимости строительства сети. К слову, в прошлом году Украина ввела пошлину на импорт полимеров, которые в том числе используются для изготовления кабелей. По результатам тендеров, проведенных после вступления в силу этого решения, видим рост стоимости. В зависимости от конкретной позиции он составил от 3 до 27%», – уточняют в пресс-службе «красного» оператора.

«Для развития сети lifecell используем продукцию «Одескабель», – сообщили в этой компании.

Директор «Атракома» (крупнейшего магистрального провайдера) рассказывает, что его компания чаще закупала кабель у отечественных производителей. «А интернет-провайдеры, думаю, больше приобретали импортной продукции», – говорит Савчук.

Совладелец интернет-провайдера «Астра» (Львов) Назар Третяк подтверждает: до введения пошлины многие компании покупали импортный кабель. «Он дешевле по цене, а по качеству иногда лучше. Если бы отечественная продукция была дешевле, никто бы импорт не покупал – это же очевидно. Украинский кабель мы приобретали разве что под различные проекты, где в спецификациях было прописано конкретное наименование кабельной продукции», – говорит Третяк.

Директор интернет-провайдера «Паутина.NET» (Киев) Александр Арутюнян рассказывает, что его компания чаще покупала импортный кабель, как оптику, так и медь. «Соотношение цена/качество сильно интереснее было. Теперь все изменится. Мы в любом случае будем оставаться на качественном кабеле, будь то национального или импортного производства. Но за качество придется доплачивать. Да, в теории можно покупать самое дешевое и не поднимать цены на свои услуги, но это не наш путь. Мы лучше потеряем часть клиентов, но останемся в нише качественного оператора», – говорит Арутюнян.

Директор департамента корпоративных коммуникаций «Укртелеком» Михаил Шуранов поясняет: при закупках компания ориентируется на качество и способность кабеля выдерживать долговременную эксплуатацию с сохранением своих характеристик: «Используем комбинацию закупок и у отечественных, и у импортных производителей в сегменте кабеля высокого качества исходя из производственных мощностей заводов». 

На рынке уже началась «кабельная лихорадка»? «Паники не наблюдаю. Думаю, основные дистрибьюторы сделали запасы на три-шесть месяцев. Мы увеличили свои заказы на 10 –15% в зависимости от вида кабеля», – рассказывает основатель дистрибьютора «Ромсат» Виктор Мазур.

«Осень – период повышенной бизнес-активности, на этот период увеличиваем наши товарные запасы. Так произошло и в этом году. Кроме того запасы формировались с учетом запуска интернет-субвенции. Часть тендеров по этой программе уже проведены, поэтому операторы-победители сейчас по максимуму закупают кабель для реализации проектов по рассчитанной смете, ведь, согласно условиям тендера, они не могут пересмотреть стоимостные показатели, а кабель будет расти в цене», – рассказывает директор по дистрибуции DEPS.

По его словам, некоторые игроки стараются быстрее закончить начатые проекты и также увеличили объемы закупок. «Часть операторов пересчитывают проекты и еще думают об их целесообразности. Прогноз на ближайший месяц – увеличение продаж оптического кабеля и аксессуаров. Наши складские запасы в большинстве своем позволят закрыть потребности операторов на несколько следующих месяцев», – отмечает Лебедев.

Будет ли в дальнейшем дефицит украинского кабеля? Представители «Одескабель» говорят, что беспокоиться не о чем. «Существующих производственных мощностей предприятий кабельной индустрии страны вполне достаточно как для закрытия собственных потребностей, так и для экспорта в другие страны. На сегодняшний день  более актуальна проблема как раз простоя этих мощностей. Конечно, теоретически могут возникнуть задержки с производством «экзотических», редко применяемых или абсолютно новых конструкций, но практика показывает, что такие задачи решаются очень быстро», – говорит Симонов.

У оппонентов – иное мнение. В lifecell считают, что принятое решение негативно повлияет на сроки выполнения заказов и может создать искусственный дефицит оптоволоконной продукции на рынке.

«Ведь в Украине только два предприятия, которые производят кабели и провода необходимого качества для телеком-отрасли. Уже сейчас, чтобы получить свой заказ, мы вынуждены некоторое время ждать. При введении пошлины на импорт эти сроки увеличатся, что может привести к вынужденному замедлению развертывания 4G-сетей мобильных операторов. Считаем, что можно было просто обязать всех производителей сертифицировать свою продукцию – и тех, кто ввозит, и тех, кто производит в Украине. Международного сертификата в соответствии с европейскими стандартами было бы достаточно», – рассказывают в пресс-службе «желтого» оператора.

Директор по дистрибуции DEPS поясняет ситуацию в разрезе видов продукции:

Медная витая пара от «Одескабель». «По нашим оценкам, эта продукция занимала до 70% рынка. Это вовсе не означает, что «Одескабель» закроет все потребности Украины, так как часто предприятие отказывало отечественным потребителям в товаре, мотивируя большими экспортными заказами. В первую очередь, в Россию. Если посмотреть на статистику Гостаможслужбы, экспортные поставки кабельной продукции не только не сокращаются, а демонстрируют стабильный рост. Думаю, что и в дальнейшем они будут расти. Поэтому не исключаю, что количество отказов внутренним покупателям также станет пропорционально возрастать», – полагает Лебедев.

Биметаллическая (Al-Cu) витая пара. «Ее местные заводы не производят, так как у них нет оборудования для получения комбинированной жилы Al-Cu. Этот кабель предпочитают как большинство небольших провайдеров ФШПД, так и мобильные операторы», – рассказывает директор по дистрибуции DEPS.

Оптический кабель. «Этот рынок отечественные производители закрывали на 60%. Как быстро они смогут нарастить объемы, не готов оценить. Но некоторые конструкции они вовсе не могут производить. Доступность товара для потребителей определяется не только производственными мощностями, но и отлаженным процессом сбыта, маркетинга и сопутствующим сервисом. Украинские операторы знают как «легко» купить кабель на отечественных заводах, сколько нужно ждать поставку, отмотку, отправку», – поясняет спикер.

Оптические аксессуары (патчкорды, пигтейлы). «Эти товары изготовляются небольшими отечественными производителями. Ранее местные заводы закрывали 20–25% потребностей рынка Украины. Основной объем шел от импортеров», – подытоживает Лебедев.

Третяк полагает, что в ближайшее время дефицит вероятен: сразу после ввода пошлины импорт застрянет  на таможне, а наши заводы вряд ли радикально увеличат мощности: «Через пару месяцев все нормализуется, провайдеры будут спокойно покупать кабельную продукцию, но по более высоким ценам».

Поднимут ли цены местные производители и не просядет ли качество? В компании «Одескабель» заверяют, что специального изменения цен не запланировано. «Ценообразование на готовую продукцию определяется в первую очередь стоимостью материалов для производства. Также на цену влияет курс национальной валюты. Пример: сейчас стоимость меди на Лондонской бирже металлов – порядка $9400 за тонну. Для целого ряда кабельной продукции на медь приходится основная доля себестоимости производства. Естественно, при увеличении биржевой стоимости меди цена будет расти и, наоборот, при уменьшении – снижаться», – рассказывает Симонов.

А оппоненты сомневаются. По мнению Лебедева, украинские игроки получат возможность поднять цены на 20%, увеличив свою прибыль. «Производителю не нужно будет задумываться об эффективности производства, маркетинга и работать со своими затратами. Проблема в том, что такие решения становятся стандартными на государственном уровне, в итоге украинские производства останутся на том же технологическом уровне. Украина не получит отечественных производителей, которые смогут достойно играть на мировом рынке», – предполагает директор по дистрибуции DEPS.

Федиенко прогнозирует рост стоимости отечественной продукции на 23% (размер пошлины). «Некоторые украинские заводы производят отличный кабель. К примеру, медная продукция «Одескабель» – эталон качества. У Черниговского завода – хорошие отзывы. И сейчас наши предприятия рассчитывают на рост спроса на свою продукцию. Это могло бы произойти, если бы клиентам не приходилось ждать в очереди. Есть рынок производства,  а есть – интеграции, не должно быть сдерживающих факторов. Поэтому слабо верю, что объем импорта существенно просядет: операторы снова придут к импортерам за кабелем», – считает нардеп. 

По мнению директора «Lapp Украина», благодаря введению пошлины «Южкабель» и «Одескабель» могут стать монополистами по отдельным позициям. «Да, в индустрии работает много заводов. Но весь спектр кабельной продукции не производит ни одно из украинских предприятий. Сомневаюсь, что снижение конкуренции повысит качество отечественного продукта и сервис. Скорее, ограничение импорта приведет к росту цен либо получению дополнительной прибыли местными игроками», – полагает Карпюк.  

Мазур дополняет, что позитива для Украины в этой истории немного: местные производители заработают больше, возможно, создадут новые рабочие места. «При этом вероятны перебои в поставках, падение качества украинской продукции из-за ослабления конкуренции, сокращение рабочих мест у импортеров».

По мнению Третяка, некоторые продавцы воспользуются ситуацией и в ближайшее время поднимут цены даже на ту продукцию, которая была куплена до введения пошлин: «Это же «украинский» бизнес».

«Дополнительные расходы «Киевстар» могут составить десятки миллионов гривен, поскольку стоимость импортного кабеля, очевидно, возрастет, а гарантий, что национальный производитель также не взвинтит цены, – нет. При выборе поставщика самое главное для нас – соотношение цена/качество. Это не должно достигаться искусственно: путем дополнительных пошлин. Государство должно создавать стимулы для производителей модернизировать производство и улучшать качество, снижая себестоимость продукта, а не вводить заградительные барьеры», – говорит ведущий советник по регуляторным вопросам «Киевстар» Артем Фреюк.

По мнению Шуранова, введение пошлины в ІІІ квартале – когда значительная часть  инвестпроектов уже реализуется или запланирована, а рынок в преддверии масштабной стройки в рамках субвенции – приведет к росту цен на оптический кабель не только у импортных, но и у отечественных производителей. «Для нас это означает прирост затрат на материалы и некоторое увеличение сроков окупаемости наших проектов», – уточняет директор департамента корпоративных коммуникаций «Укртелекома».

Насколько в свою очередь взвинтят тарифы для абонентов мобильные операторы и интернет-провайдеры? Резкого и большого роста абонплаты на высококонкурентном рынке вряд ли стоит ожидать. Опрошенные спикеры пока не рискуют называть конкретные цифры.

«От такой защиты интересов кабельных производителей пострадают и конечные потребители: возрастут как цены на услуги, так и время возобновления их предоставления», – полагает Шелест.

Телеком-эксперт Александр Глущенко говорит, что бизнес не готов опускаться в марже. «По цепочке все участники процесса: импортеры, наши производители, операторы – повысят цены. Подобные пещерные схемы – когда не развиваем рынок, а закручиваем гайки – одинаково «эффективны» для конечного потребителя».  

Арутюнян считает, что поднимут цены все: интернет-провайдеры, охранные компании и другие потребители кабеля. «А в итоге пошлину оплатит конечный потребитель. Мы пополнили свои склады по «старым ценам», чтобы отсрочить повышение цен на свои  услуги. Но надолго этого не хватит. Скорее всего, зимой придется пересмотреть как регулярные тарифы на услуги, так и стоимость подключения. Думаю, так же поступили многие коллеги. Но так или иначе – это все временные меры. Увеличения затрат у провайдеров не избежать», – предупреждает директор «Паутина.NET».

Третяк считает, что введение пошлины вряд ли серьезно повлияет на цены для абонентов: «Очередной незначительный рост тарифов будет сопровождаться комплексом факторов. Прежде всего корреляцией с ростом минимальной зарплаты, от которой зависят все другие платежи (аренда, налоги и т. д.)».

А в компании «Одескабель» полагают, что новости о росте тарифов – происки дистрибьюторов. «Большинство импортеров, на наш взгляд, негативно расценят ввод пошлин, так как это не способствует реализации их бизнес-целей – дальнейшей экспансии на рынке Украины. Более того, они уже предпринимают и будут предпринимать в дальнейшем попытки противодействовать такому решению, используя различные методы. Например, один из излюбленных методов –  попытки «запугать» общественность повышением тарифов на услуги интернет. Или «угрозы» невозможностью развертывать в дальнейшем сети 5G. Как первое, так и второе не более чем просто манипуляции, оказывающиеся полностью несостоятельными при детальном изучении вопроса», – считает Симонов.

По его словам, введение пошлины принесет «исключительно положительные последствия для абонентов». «В первую очередь, за счет снижения доли низкокачественного  и нередко опасного для их жизни и здоровья кабеля. В конечном счете абонент получит более качественный сервис», – уверен директор по продажам и маркетингу  «Одескабель».

Есть ли дополнительные риски для телекомщиков? По мнению замминистра цифровой трансформации, из-за пошлины замедлится распространение 4G и введение 5G: «Мобильная связь, особенно последние поколения, нуждается в надежной опорной сети, которая строится на оптике».

По подсчетам Мазура, стоимость CAPEXа сетей поднимется на 10–15%.

«Операторы получат меньший выбор, более высокую цену, по некоторым конструкциям – хуже качество, ухудшение финансовых условий работы и проблемы со сроками производства. Как следствие – нереализацию или затягивание сроков выполнения проектов», – считает Лебедев.

И дополняет: если операторы не будут соблюдать сроки подключения, то возрастет его стоимость и абонплата: «Отдаленные населенные пункты с еще меньшей вероятностью получат доступ к оптическому интернету, увеличится время на подключение, так как мелкие и средние операторы не могут себе позволить делать запасы оборудования и материалов заранее. Также увеличится стоимость СКС проектов для организаций».

У украинских производителей кабеля опять-таки противоположное мнение. «Для операторов и провайдеров, на наш взгляд, плюсов будет гораздо больше, чем минусов. Сроки поставок снизятся, качество продукции возрастет. Те участники телеком-рынка, которые заботятся о качестве предоставляемых услуг, о своей репутации и не используют в своих сетях продукцию сомнительного происхождения, особенно благоприятно оценят такое решение, так как им будет легче конкурировать с недобросовестными провайдерами», – предполагает Симонов.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате