Армия Украины: от рождения к рождению
Как менялись ВСУ в течение 30 лет независимости

Вскоре Украина в очередной раз будет отмечать довольно новый для себя государственный праздник – День защитников и защитниц отечества. Но, несмотря на то что в привязке к 14 октября празднование будет проводиться только восьмой год подряд, история Вооруженных Сил независимой Украины уже насчитывает три десятилетия.
От кого Вооруженным Силам Украины вести преемственность и какие воинские формирования в прошлом являются украинскими – вопрос весьма непростой. История у нас – всегда политика, и это обстоятельство мешает спокойно решить, например, является ли украинской армией польское реестровое казачье войско (позже перешедшее под руку московского царя) или же ею следует считать вольных запорожцев-сечевиков из области Низа, которые полноценной армией не были.
Современные солдаты и офицеры ВСУ носят на рукаве шеврон в виде тризуба войск УНР, и официально их идейно связывают с Легионом украинских сечевых стрельцов австрийского ландвера и деятельностью УПА. Однако вся материально-техническая база, инфраструктура и система образования достались им от Советской армии. Основой вооружения армии, флота и Национальной гвардии стабильно остаются советские оружейные системы – от автомата Калашникова до систем залпового огня. В общем-то вся история армии независимой Украины – это тридцатилетняя попытка перейти из советского качества в некое другое под девизом соответствия стандартам НАТО и историческим традициям.
Весьма популярным в политическом дискурсе является девиз про совершенно новые ВСУ, появившиеся в 2014 году. Однако процесс этот очевидно далеко не завершен, и чем он закончится – невозможно сказать без правильной оценки прошлого и настоящего.
Mind решил вспомнить все основные взлеты и падения ВСУ за этот период и проанализировать, из чего они проистекали и к чему привели (или могут привести в обозримом будущем).
Время большого дележа

Формально новая армия родилась 6 декабря 1991 года, когда Верховная Рада приняла законы «Про оборону» и «Про Вооруженные силы Украины», одновременно создав и специальный праздничный день, который отмечается с 1993 года.
А в реальности для начала предстояло перетрясти огромную военную силу: формирования, оставшиеся на территории бывшей УССР, включали более 700 000 человек, ядерное оружие, стратегическую авиацию и огромные склады с имуществом. Четвертая в мире армия!
Черноморский флот в Крыму состоял из 833 боевых кораблей практически всех классов, 400 самолетов и вертолетов морской авиации, 100 000 человек личного состава и 60 000 вольнонаемных. Только морской пехоты было порядка 2000 человек. Все это почти одновременно было объявлено собственностью и Украины, и России, что вылилось в долгие споры о способе раздела имущества и в его прямые силовые захваты.
Неслучайно Вооруженные Силы Украины одноименным указом президента Леонида Кравчука предписано было создать на базе войск Киевского, Одесского, Прикарпатского военных округов, сил Черноморского флота, других военных формирований, дислоцирующихся на территории Украины, «кроме войск, входящих в состав Стратегических сил сдерживания». К ним относились Ракетные войска стратегического назначения, представленные на территории Украины 43-й Ракетной армией со штабом в Виннице.
Однако большая игра, завертевшаяся вокруг ядерного оружия, привела к тому, что в итоге единый центр управления РВСН на уровне СНГ так и не был создан. Тем более что в тексте минского соглашения 1991 года речь шла лишь о том, что украинское ядерное оружие будет находиться под контролем объединенного командования до полного уничтожения в 1994 году. Украинские же политики рассматривали его как предмет торга. А США, на которые были нацелены наши ракеты, играли в партии первую скрипку, направляя процесс разоружения и всеми силами в нем участвуя ради своего интереса.
Теперь принято считать, что тогда нам дали бы все, о чем только можно попросить, в том числе членство в ЕС и НАТО. Однако сложные переговорные процессы в итоге завершились подписанием Будапештского меморандума. Межгосударственный документ о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года стал главным решением, определившим судьбу и страны, и ее Вооруженных Сил.
Для них была принята трехвидовая система войск, обозначен оборонный характер военной доктрины и приняты планы по созданию «мобильной модерной армии, вооруженной современными видами высокоточного оружия, и налаживание военно-политического сотрудничества… в частности, НАТО и ЗЕС (Западноевропейского союза, существовавшего до 2011 года. – Mind)».
Уничтожение ракетных комплексов и шахтных пусковых установок завершилось 20 августа 2002 года, а двумя годами ранее Украина полностью избавилась и от стратегических ракетоносцев Ту-95 МС и Ту-160. Такой же подход был применен и к выстраданным в пятилетних спорах ВМС. Из полученных в 1997 году 18% Черноморского флота значительная часть была пущена «на гвозди». А СКР-112 – первый корабль, поднявший украинский флаг и прорвавшийся с боем в Одессу, – разделан на металлолом летом 1996-го.
Совершенно новым формированием в первые годы независимости стала Национальная гвардия Украины, созданная на базе ВВ МВД СССР. Формально замещая «вэвэшников», она получила гораздо более широкие полномочия и задействовалась в самых разных мероприятиях – от патрулирования улиц в «лихие 90-е» до помощи в охране госграницы, пока не была расформирована в 2000 году.
В целом к 1994 году численность Вооруженных Сил Украины была уменьшена до 517 000 человек, а к концу 1996-го структура приобрела завершенный вид, соответствовавший Концепции от 11 октября 1991 года. В декабре была принята Госпрограмма строительства и развития ВСУ на период до 2005 года, в соответствии с которой численность Сухопутных войск, ВВС, сил ПВО и ВМС должна были сократиться еще больше – до 350 000 человек. Одновременно сокращались и обычные вооружения, как в соответствии с международными договорами, так и вследствие большой распродажи, не прекращавшейся всю историю независимости.
Армия на экспорт

Украинские военнослужащие уезжают выполнять миротворческую миссию в составе международного воинского контингента КФОР в Косово, 17 апреля 2012 года
Огромные склады военного имущества и легкость доступа к ним не могли не привлечь внимания предприимчивых людей. Только с 1994 по 1997 год украинская Государственная служба экспортного контроля выдала 6500 лицензий на экспорт оружия и военного оборудования, которое «тащили» в 40 стран мира более ста компаний. На пресс-конференции 20 августа 2001 года генеральный директор компании «Укрспецэкспорт» Валерий Малев заявил, что экспорт оружия из Украины ежегодно увеличивался на 120–140% и в указанном году должен был подрасти еще. Наша страна числилась в семерке крупнейших продавцов в мире, торгуя в том числе с теми, торговать с кем запретила ООН.
Неудивительно, что вновь избранный президент Леонид Кучма в 2001 году оказался в центре огромного скандала, связанного с обвинениями в продаже Ираку оборудования для производства ракет и комплексов радиотехнической разведки «Кольчуга» по цене $100 млн за комплекс.
О состоянии же украинской армии в этот период красноречиво рассказывают две истории, связанные с министром обороны Александром Кузьмуком. В 2000 году во время учений боевая ракета поразила жилой дом в Броварах (три человека погибли), а годом позже в ходе маневров был сбит российский пассажирский самолет (погибли 78 человек). В отчете следственной комиссии было отмечено, что часть ПВО, проводившая стрельбы, не имела боевой практики два года. Кузьмук же упорно врал о непричастности военных, пока под давлением фактов ему не пришлось уйти в отставку.
Смена элит в результате «оранжевой» революции не принесла ничего нового. Даже наоборот, правительство Юлии Тимошенко официально утвердило огромный список отчуждаемого, в котором было все – от самолетов до эмалированных мисок. Со стороны парламентской оппозиции регулярно звучали обвинения и в адрес самого президента Виктора Ющенко, в результате чего возник скандал вокруг продажи оружия Грузии, где президентом стал Михеил Саакашвили. Туда широким потоком шли танки, колесная бронетехника, крупнокалиберная артиллерия, стрелковое оружие, ракетные комплексы. В частности, семь ЗРК «Бук-М1» для такой продажи были специально сняты с боевого дежурства в Украине.
В 2005 году британская пресса сообщила, что Киев через фальшивых посредников продал Ирану и Китаю 18 крылатых ракет Х-55, способных нести ядерные боеголовки. А тремя годами ранее британское издание Jane's Foreign Report обвинило украинских чиновников в продаже в 1990-е годы оружия «Талибану», в том числе 130 танков Т-55 и боеприпасов. В 2008 году Украина опять прогремела на весь мир: украинское судно Faina с грузом 33 танков Т-72, гранатометов, зенитных установок и боеприпасов было захвачено сомалийскими пиратами. А потом прогремела еще раз – чередой взрывов на складах боеприпасов.
Своим чередом шло и сокращение численности армии. В 2005 году Виктор Ющенко уменьшил ее до 245 000 лиц (в том числе 180 000 военных), одновременно сократив срочную службу до года в армии и полутора во флоте. Главным лозунгом дня стала «контрактная армия»: в 2007 году президент пообещал через три года отменить призыв навсегда, однако вскоре отказался от этой идеи.
Президентство Ющенко – это впервые официально объявленный курс на вступление в НАТО. Но самым заметным внешним проявлением реформ на этом этапе пути стало внедрение носков вместо портянок. Министр обороны Анатолий Гриценко лично курировал это направление, с удовольствием обещая, что в казармах больше не будет специфического запаха и таких же шуток. Общественность в свою очередь нападала на министра, указывая, что вместо перевооружения и повышения качества жизни военнослужащих он занимается малополезными делами. Впрочем, в декабре того же года Анатолий Степанович пост министра оставил.
А вот кто был своевременно переодет и переобут – так это украинские миротворцы. Участие в международных миссиях ООН началось с 1992 года, когда Верховная Рада разрешила отправить воинский контингент в бывшую Югославию. Самой же масштабной из них стало участие украинских военных во вторжении в Ирак, начавшемся в 2003 году. Через операцию прошли три бригады и одна тактическая группа. Всего порядка 6000 человек, получивших серьезный боевой опыт, включающий и боевые потери.

Украинских миротворцев в Либерии награждают медалями ООН «За службу миру»
Многие участники миротворческих миссий впоследствии констатировали, что подготовка к ним (как и сама миссия) были «правильной армией» в миниатюре. Ну и деньги играли не последнюю роль – как для военных, так и для государства, получавшего переводы от ООН.
Всего более 50 000 украинских солдат и офицеров приняли участие в 28 операциях по поддержанию мира в разных странах. И в этом, пожалуй, квинтэссенция отношения к Вооруженным Силам: в 2000-х они, казалось, окончательно превратились в «армию на экспорт».
Накануне грозы

Известная максима гласит, что в период президентства Виктора Януковича армия была уничтожена. Однако ничего сверхъестественного «прагматичные хозяйственники» не предпринимали, держась общего течения.
В последний год президентства Виктора Ющенко на армию было выделено всего 8,340 млрд грн, или 0,79 % ВВП. При президенте Викторе Януковиче в 2010–2013 годах количество денег оставалось на уровне 1%. А проектом реформы от Минобороны предполагалось до 2017 года довести количество людей в форме до 122 000 человек и упразднить срочную службу.
На 2013 году в Госбюджете Украины была предусмотрена сумма в 15,281 млрд грн (0,97 % от ВВП), из которых только 10% направлялись на развитие вооружения и техники. Контрактник первого года службы получал чуть более 2000 грн – на 1500 меньше официальной средней зарплаты, зато на 500 грн больше, чем при Викторе Ющенко. В очереди на получение жилья стояли около 45 000 военнослужащих.
На боевую подготовку войск денег выделялось меньше половины от потребностей. Новая военная доктрина Украины, утвержденная Указом президента 8 июня 2012 года, закрепила внеблоковый статус, а также предусматривала, что в случае нападения нужно действовать прежде всего ненасильственными методами – в частности, обратиться за помощью в Совбез ООН, к подписантам Будапештского меморандума и вообще «влиятельным государствам».
Специализация Вооруженных Сил была видна невооруженным глазом. Несмотря на то, что главным принципом называлась оборона, боеспособные подразделения на всех учениях готовились к отработке действий в ходе «стабилизационных операций», как в Ираке и Афганистане: патрулирование, служба на блокпостах, уничтожение небольших групп противника, зачистка населенных пунктов и т. д. Почти все выходы в море кораблей ВМС тоже были связаны с совместными учениями НАТО.
Собственно, военно-политическое руководство и не скрывало, что цель такой подготовки – дальнейшее участие украинских военнослужащих в деятельности Сил реагирования НАТО и ЕС. Перевод армии на контракт при очевидных проблемах с комплектованием, помноженный на планы сокращения, означал создание профессиональной структуры, только в коммерческих интересах и для работы за рубежом.
Все, кто не вписывался в этот проект, имели весьма слабую мотивацию служить, большинство солдат и сержантов покидали армию по окончанию первого контракта и должности профессионалов были заняты только на 56%.

Демотивация и отсутствие боевой подготовки сыграли ключевую роль во время аннексии Крыма, когда целые воинские части не оказывали никакого сопротивления, безнадежно дожидаясь приказа из Киева. По словам и. о. президента Украины в 2014 году Александра Турчинова, более 70% военнослужащих Вооруженных Сил Украины на Крымском полуострове «перешли на сторону агрессора».
Новая армия

Последующие события привели к появлению действительно новой армии. С началом боевых действий на Донбассе появилась цель ее качественного увеличения, с повышением числа боеготовых солдат.
Пока этот процесс набирал обороты, Вооруженные Силы пережили уникальный этап доминирования добровольческих формирований, которые почти (или принципиально) не подчинялись армейскому командованию. Постепенно эту ситуацию выровняли, сделав ВСУ основным действующим лицом и наладив систему подготовки и ротации военнослужащих на передовой.
Одновременно развернулась масштабная работа по зачистке любого напоминания о реальном прошлом: была введена новая форма одежды и воинское приветствие, которое использовалось в армии УНР и в ОУН в 40-е годы прошлого века, выведена на новый уровень идеологическая работа. Кроме того, был определен военный противник – и соответственно меры по организации обороны стали более определенными. Огромная масса людей получили боевой опыт.

Изменена общая структура, к трем видам Вооруженных Сил добавлены отдельные рода войск: Силы специальных операций и Десантно-штурмовые войска. Сформированы почти два десятка боевых бригад, новые полки и батальоны, части оперативного, боевого, тылового и технического обеспечения. Численность личного состава выросла почти до 250 000 человек. Также пришло осознание необходимости в проведении более глубинных, системных изменений в организации управления войсками. Оно предполагает разделение полномочий между теми, кто готовит и обеспечивает деятельность армии, и теми, кто непосредственно вовлечен в выполнение боевых задач. В частности, работы главнокомандующего ВСУ и начальника Генерального штаба.
В рамках адаптации системы управления к стандартам НАТО создан ряд новых командований, а также внимание уделяется переводу структур и органов военного управления оперативного звена на натовские J-структуры (от joint – объединенные). В войска пошла линейка новых колесных машин, бронетехники, беспилотников и комплексов по борьбе с ними, отечественные противотанковые комплексы.
Но все это не решает оборонных задач страны. Поскольку направлением для развития ВСУ по-прежнему остается путь в НАТО, все крупномасштабные учения проводятся по натовским легендам и мало похожи на подготовку к дефензиве. Несмотря на заявленную стратегию «всеохватывающей обороны», как раз обороне ВСУ не учатся: с 2014 года все боевые операции были направлены на уменьшение неподконтрольных территорий, а в политической плоскости не прекращается дискурс о победоносной войне.
Нетрудно заметить, что и на крупных международных учениях (в частности, «Об'єднані зусилля – 2020») никто не строит оборонительных рубежей – все действия носят наступательный характер. В частности, «освобождение населенного пункта от террористов». При этом вести полноценную оборону не позволяют и наличные ресурсы. В частности – отсутствие в ВМС крупных кораблей, береговой артиллерии и соответствующей оборонительной инфраструктуры побережья.
Несмотря на принятие Доктрины Военно-морских сил ВСУ, фактически они располагают лишь «москитным» флотом, а гигантского бюджета на корабельное строительство нет, как и судостроительных мощностей. Власти Украины периодически пытаются приобрести списанные плавсредства у других стран, однако вряд ли это можно считать решением проблемы. Тем более что несмотря на постоянное увеличение бюджета, ВСУ все равно пребывают в ситуации хронического недофинансирования.
Относительно недавно Офис омбудсмена Украины заявил, что текущая задолженность Минобороны по обязательным выплатам военнослужащим составляет 1 млрд 465,8 млн грн. Более 90% этой суммы – долги по денежной помощи на оздоровление. Кроме того, прекращено финансирование «боевых» выплат в зоне проведения Операции объединенных сил. При этом ситуация в экономике вряд ли позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, а большинство поступлений техники и вооружений пока связаны с иностранной помощью.
В частности, с 2014 года до осени 2020-го США оказали Украине помощи на сумму около $4,1 млрд. В апреле нынешнего года Комитет Сената США по иностранным делам поддержал законопроект «О партнерстве с Украиной в сфере безопасности», предусматривающий помощь (включая летальное оружие) на $300 млн. Тем не менее контрактник-рядовой в тылу получает 10 300 грн, а служить идут прежде всего те, чьи доходы на гражданке еще меньше. По данным Генштаба, за 2018–2020 годы из армии уволилось более 77 000 контрактников – почти треть личного состава. Не побеждена и не хочет сдаваться армейская бюрократия, больным местом остаются отношения командиров и подчиненных.
Для главной задачи – обороны страны – никак не решена проблема с системой профессионального резерва и регулярной подготовки граждан на базе воинских частей. Не внедрен практически способ взаимодействия ВСУ и Нацгвардии в случае войны. А главное – нет видения будущего вне застывшей ситуации на Донбассе и внешней поддержки от США. Так что, если считать 2014 год временем второго рождения армии, ей еще только предстоит повзрослеть и осознать себя.
В то же время в последние 7 лет армия Украины имеет самый высокий бюджет за свою историю, в пересчете на курс доллара – на $3000 на одного военного в год больше, чем, к примеру, в 2013-м.
Кроме того, постепенно происходит перевооружение, что показали украинцам на параде в честь 30-летия независимости: новые бронеавтомобили, беспилотники, ракетные и противотанковые комплексы. Зафиксированы попытки взаимодействия с системой управления Территориальной обороны и привлечение резервистов, взаимодействие с другими силовыми ведомствами. То есть, пусть небольшими шагами, но делается то, что раньше только имитировалось.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].