Проклятие 3С: почему зарубежные инвесторы игнорируют Украину

Проклятие 3С: почему зарубежные инвесторы игнорируют Украину

Что мешает иностранному капиталу полноценно «прорасти» в отечественной экономике

Цей текст також доступний українською
Проклятие 3С: почему зарубежные инвесторы игнорируют Украину
Фото: depositphotos.com

В Украину уже практически не заходят новые иностранные инвестиции. Объем ПИИ, поступивших по итогам I полугодия 2021-го, составил $2,7 млрд, из которых $2,3 млрд (85%) сформированы потоком реинвестированных доходов. Об этом свидетельствуют данные Госстата.

Приток нового иностранного капитала в Украину за первые шесть месяцев нынешнего года составил всего $0,43 млрд. При этом зарубежные инвесторы вывели из нашей страны $0,46 млрд.

Тенденция в целом не нова: падение объемов иностранных вливаний в отечественную экономику фиксируется еще с 2014 года. Mind разбирался, почему так происходит, что мешает притоку зарубежного капитала, и какие отрасли в нем особенно остро нуждаются. Основой для написания материала послужила серия из 10 интервью с послами других стран, считающихся основными бизнес-партнерами нашей страны.

К слову, некоторые из респондентов признались: за рубежом Украина зачастую воспринимается в контексте формулы 3С: «коррупция, Чернобыль, конфликт» (англ. – Corruption, Chornobyl, Conflict).  В последнем случае подразумевается вооруженное противостояние на Донбассе.

Рассмотрим детальнее, какие именно факторы и явления  отпугивают качественный иностранный капитал.

Непрозрачная судебная система

Зарубежные дипломаты в один голос говорят о том, что бизнесмены из их стран сетуют на проблемы с правосудием в Украине. А именно, что судебная система работает по весьма непрозрачным стандартам.

Так, ощутимым минусом украинского бизнес-климата стали длительные судебные тяжбы инвесторов с государственными органами и местными деловыми партнерами. Особенно страдают от этого малые и средние компании.

Причина – сомнительные финансовые схемы украинских предпринимателей в работе с зарубежными инвесторами, доказать неправомерность которых в украинских судах не представляется возможным из-за коррумпированности местных властей и самих судов.

Например, в 2007 году корейский конгрессмен Чой приобрел за $2,5 млн сельскохозяйственную землю под Николаевом. Тогдашний мэр г.Николаева (Владимир Чайка – тесть экс-спикера Верховной Рады Украины Дмитрия Разумкова. – Mind) поспособствовал подделке документов, в результате чего корейский инвестор лишился земли и своих денег, которые копил всю сознательную жизнь. Суд не завершился по сей день… 

В неприятную историю попала и другая корейская компания – Khan International, купившая за несколько миллионов долларов водочный завод в Одесском регионе. Вскоре после этого группа украинцев подделала документы и лишила корейцев права собственности. Судебные тяжбы тянутся с 2011 года.

Более того, даже имея на руках положительное судебное решение, иностранцам зачастую не удается сполна его применить. Например, с этим столкнулась норвежская компания Pelagia – крупнейший экспортер рыбы в Украину.    

Естественно, при таком положении дел – когда для иностранных инвесторов существует высокая степень риска быть обманутым и лишенным своей собственности – Украина не может рассчитывать на привлечение длинных денег из-за рубежа. Чтобы изменить ситуацию, требуется политическая воля украинской власти. Нужна защита прав инвестора, частной собственности и т.д. – когда у других игроков на рынке уже не будет возможности отнять предприятие посредством силовых рейдерских атак или с помощью «черных нотариусов».

Увы, зарубежные предприниматели сталкивались с такими проявлениями «специфичности» местного бизнес-климата. Например, в случае со словацкой девелоперской компанией VI GROUP UA братьев Душка «черные нотариусы» дважды переписывали ее недвижимость на другую украинскую компанию. А владельца еще одного бизнеса из Словакии – Grafobal Group Energy UA – отстранили от управления и заменили украинским генеральным директором по сфальсифицированной доверенности нотариуса из Чехии. Безусловно, подобные неприятные инциденты сильно настораживают тех, кто желает инвестировать в Украину.  

Налоговые неурядицы, коррупция и повсеместная бюрократия

Инвесторы часто жалуются на проблемы с налогами. В частности, на трудности с возмещением НДС. Например, один из мировых лидеров по производству промышленных газов – французская компания Air Liquide – идет по этому тернистому пути еще с 2014 года. А словацкой SES Tlmače (Slovenské energetické strojárne), которая занималась проектированием, производством и сборкой энергетического оборудования, не вернули более 8 млн грн еще за май 2009 года.  

Что касается коррупции и бюрократии в местных органах власти, то примером может стать история одного из швейцарских инвесторов, уже несколько лет успешно работающего на территории Украины с инфраструктурными проектами. Но сегодня его вложениям не удается дать ход: украинский конкурент, имеющий более мощное влияние на местную власть, оказывает неформальное давление. В результате, инвестиции на десятки миллионов долларов, рассчитанные на свыше чем четыре года, – заблокированы.

Отсутствие равных правил игры для всех игроков рынка ощутили на себе многие иностранцы, рискнувшие вложиться в украинскую экономику. В частности, «веское слово» олигархических структур не позволяет зарубежным предпринимателям развивать бизнес в Украине.

Еще пример: швейцарская компания неожиданно получила штраф от Антимонопольного комитета Украины за соблюдение норм украинского законодательства, существовавшего при президенте Викторе Януковиче. Тут дело касалось работы в секторах, которые определены законодательством как естественные государственные монополии. АМКУ наложил штраф на швейцарского инвестора за то, что он, якобы, сделал свой вклад в монополизацию отрасли.

С похожими историями столкнулись и британские предприниматели, работающие в нефтегазовом и табачном секторах.

Также показательны случаи с тендерами на Prozorro, на непрозрачность которых нарекают иностранцы. В частности, речь о торгах по инфраструктурным проектам, распределяемым более чем на 50% лишь между тремя фирмами. В итоге, например, польские компании наотрез отказываются принимать участие в украинских тендерах, опасаясь, что через год-два к ним придет «в гости» прокуратура либо другие контролирующие органы. Естественно, подобные ситуации для иностранных инвесторов являются достаточно абсурдными. И воспринимаются как проявления коррупции и прямое злоупотребление бюрократическими рычагами со стороны властей.

Недоверие к обещаниям украинской власти

Как отмечают западные бизнесмены, в Украине ощущается низкая степень доверия к соглашениям, заключаемым украинским правительством с международными компаниями. В первую очередь, речь о проблемах с выплатами за «зеленую» электроэнергию от государства. Как уже писал Mind, «Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики» был подписан еще в апреле 2020 года, и на его основе принят законоб усовершенствовании условий поддержки производства «альтернативной» энергии. Но требования ни одного из этих документов не выполнены (согласно Меморандуму, должно возмещаться 55% «зеленого» тарифа, по факту – компенсировано лишь 14% долга). Долг за 2020 год перед инвесторами в ВИЭ составляет 22,4 млрд грн.

Происходящее сегодня на украинском энергетическом рынке – минус для всего инвестиционного потенциала Украины. В местном бизнес-климате нет предсказуемости и не всегда можно доверять решениям украинского правительства (как пример, принятые решения о «зеленом» тарифе задним числом). И пока доминирует такая неопределенность и непредсказуемость, Украине будет тяжело привлечь любые иностранные инвестиции.

В частности, серьезные норвежские вложения в сфере возобновляемой энергетики таких компаний как NBT, Scatec Solar и Norsk Solar пока поставлены на паузу. Также зарубежные компании не хотели бы оказаться в ситуации китайских инвесторов «Мотор-Сич»…   

Украина – не ЕС

На пути инвестирования в Украину есть и другие препятствия, на которые указывают наши иностранные партнеры. Одно из них: Украина – не член Европейского Союза. В частности, для азиатских государств нет ясности, как туда экспортировать продукцию, изготовленную на украинских предприятиях.

Зарубежные инвесторы также отмечают, что до событий на Майдане в Украине работало значительно больше иностранных компаний, и многие из них рассматривали перспективы длительных вложений. Хотя, бизнес-среда в то время была гораздо менее регулируемой, чем сейчас, но зато более предсказуемой.

Пока что серьезных инвесторов отпугивает путь, по которому движется Украина. И пока нет четкого ответа «Куда и как идет страна?»  – нет инвестиций, ибо если инвестор не видит «свет в конце тоннеля» – он не станет вкладываться.

Имидж Украины создается на основе историй, рассказываемых бизнесменами, уже работающими здесь. Увы, «страшилки» в них преобладают.

Как весьма тонко подметил посол Польши: «Если в 1990-ых годах Украина на 20 лет отставала от Польши, то в настоящий момент – на 50. И дистанция будет расти. Потому что в Украине индивидуальное богатство важнее государственного».

Что дальше?

К сожалению, нынешний украинский бизнес-климат не способствует притоку инвестиций в страну. Зарубежные компании все чаще колеблются, вкладывать ли ресурсы в здешнюю экономику, а порой и рассматривают вариант полного ухода с украинского рынка.

Но возможен «крутой поворот». Президентом Владимиром Зеленским в октябре 2020 года была представлена Национальная экономическая стратегия до 2030 года. Над документом работали 20 экспертных групп по различным направлениям: в процессе разработки участвовали чиновники, специалисты из разных отраслей, международные аналитики, представители бизнес-кругов. И уже 3 марта 2021 года Кабинет Министров утвердил Стратегию. В этом объемном документе (на 343 страницы) прописаны темпы и направления экономического развития Украины.

Стратегия предполагает 20 главных векторов, среди которых: промышленность, аграрный сектор, добывающая промышленность, энергетический сектор, инфраструктура, транспортные коридоры, IT и R&D. Также в НЭС-2030 содержатся и другие важные направления – развитие предпринимательства и сбалансированное региональное развитие, «зеленый» курс, диджитализация.

Среди принципов, на которых базируется Стратегия, – неприкосновенность частной собственности, верховенство права и нетерпимость к коррупции, свободная и честная конкуренция, равный доступ для бизнеса, а также европейская и евроатлантическая интеграция.

Документ изобилует, несомненно, оптимистичными целями и пожеланиями. Но вопрос в том, насколько они достижимы в реальности. Как все прописанное в Стратегии имплементировать и кем этот процесс будет контролироваться. Поэтому, как полагают эксперты, НЭС-2030 должна быть еще обязательно утверждена украинским парламентом. 


Инвестиционные реалии украинской экономики

Отрасли, где присутствуют иностранные инвестиции
(объемы на I полугодие 2021 года
Наименования крупнейших иностранных компаний,
работающих в Украине
сельское хозяйство (19 млрд грн) Fromageries Bel, Louis Dreyfus, AgroFeed Kft., Limagrain, Grain Alliance, Glencore Agriculture Limited, Risoil S.A., Vдderstad, Sierenz
производство пищевых продуктов
(6,8 млрд грн)
Mila Med, Nestlй, Unilever, Lantmдnnen Cerealia, Pelagia, Mokate, Bakalland, Reckitt Benckiser, Ahmad Tea
производство промышленных товаров (73,2 млрд грн) Kerametal, JCB, Minerfin, Posco International, Barlinek, MasterPlast Nyrt., British American Tobacco, Kross, Śnieżka, Fakro, Elopak, Can-Pack S.A., Glas Trösch, Cersanit S.A.
нефтегазовая сфера и возобновляемая энергетика (13,2 млрд грн) NAFTA a.s., Eustream a.s., Shell, Cadogan Petroleum, Axpo, PGNiG, Vindkraft, Scatec Solar, NorskSolar, NBT, GS Construction, Nбrodnб energetickб a.s.
машиностроение (2 млрд грн) Renault, Peugeot Citroen, Tata Motors Ltd., Bajaj Motorcycles, Solaris, Inter-Groclin
электроника и IT (5,8 млрд грн) Samsung Electronics, LG Electronics, Electrolux, Schneider Electric, ABB, Sigma Software, Itera, Beetroot, Ericsson
транспорт и логистика (14,2 млрд грн) Scania, Volvo Trucks, Ald Automotive, Kuehne + Nagel, Tschudi Ship Managemnt, CMA CGM, Hyundai Corporation, Wizz Air Hungary Zrt., Air France
медицина (1,7 млрд грн) Hemo Medika, Sitno Pharma Revolta, Richter Gedeon NyRt., Sanofi-Aventis, Acino, Novartis, GlaxoSmithKline
банковская и финансово-страховая деятельность (3,5 млрд грн) Crйdit Agricole, Ukrsibbank BNP Paribas Group, Kredo Bank, OTP Bank Rt., SEB Corporate Bank, PZU Ukraine
ритейл (14,4 млрд грн) Auchan, Leroy Merlin, IKEA, H&M, Marks & Spencer, Gino Rossi

Отрасли, ожидающие иностранных инвестиций:

инфраструктура, фармпроизводство, переработка рыбы, агротехнологии, производство паровых турбин для АЭС, электробусов и зарядных станций, космическая и энергоотрасли, проекты по развитию безопасности и обороноспособности страны.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно