Темное искусство: чем лоббизм отличается от коррупции
И при чем здесь борьба с олигархами в Украине

На этой неделе Кабмин утвердил план практических мер по деолигархизации. Его цель – ограничить возможности для коррупции и злоупотреблений богатыми гражданами Украины, которые стремятся определять правила игры в национальной политике и экономике. По своей сути этот документ конкретизирует Закон Украины «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)».
«Мы в процессе большой войны по деолигархизации», – подтвердил президент Владимир Зеленский сегодня на пресс-конференции, комментируя ситуацию в стране. «Я отношусь к большому бизнесу с уважением. Но важно, чтобы большой бизнес не был олигархатом и не влиял на медиа и политику», – сказал он.
О том, что олигархи – это «самое уязвимое звено» Украины как государства, а их укрощение – ключевая задача для укрепления украинской государственности, Mindранее уже писал.
Сегодня мы решили разобраться в том, что представляет собой практика современного лоббизма, которая должна стать одним из ключевых элементов деолигархизации. Актуальность этой темы подтверждает также усиление роли лоббизма и лоббистов в антикризисном восстановлении экономики развитых стран, в широком сотрудничестве с которыми заинтересована Украина.
Лоббизм – благо или зло?
Исследование The Center for Responsive Politics показало, что по итогам прошлого года расходы американских компаний на лоббирование своих интересов стали рекордными – их общая сумма достигла почти $3,5 млрд. Примерно столько же расходуется на лоббизм в Европе: по оценкам The Economist, общий бюджет порядка 25 000 всех лиц и организаций, занимающихся лоббистской деятельностью в ЕС, превышает 3 млрд евро в год, при этом около 7500 лоббистов аккредитовано непосредственно в Европарламенте.
«С первых месяцев пандемии влияние лоббистов на политику во всем мире существенно усилилось», – подтверждают выводы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликованные в докладе «Лоббирование в XXI веке».
Лоббировать свои интересы имеет право каждый гражданин, каждая компания или и общественное объединение. Это позволяет контролировать власть, добиваться от политиков защиты интересов избирателей, продвигать любые идеи, включая самые прогрессивные.
Если лоббистская деятельность прозрачна, а люди, ее осуществляющие, отстаивают во властных структурах весь спектр общественных интересов, то тем самым лоббисты помогают государству принимать наиболее взвешенные решения, от которых выигрывает все общество.
Однако для выигрыша всего общества лоббирование должно быть открытой деятельностью. В противном случае возникают риски монополизации влияния, предвзятости в оценке информации, подтасовки фактов, манипулирования общественным мнением.
Почему лоббистов часто приравнивают к коррупционерам?
В современном мире механизмы и каналы воздействия на принятие политических решений стали намного более разнообразными. Общество перегружено информацией, часто противоречивой, и миллионы людей, нередко плохо информированных, пытаются влиять на общественное мнение и правительства с помощью социальных сетей.
Это усложнило условия для всей государственной политики в целом, привело к поляризации обществ и снижению доверия к государственным институтам. Должностные лица находятся под постоянным и пристальным общественным вниманием, а непрерывный «информационный шум» создает для них репутационные риски быть неправильно понятыми.
Такой контекст может ограничивать действия правительства и выбор мер информационной политики на государственном уровне. К лоббистской деятельности часто привлекаются, помимо юридических компаний и PR-агентств, научные и аналитические центры. Однако они не всегда раскрывают, например, источники финансирования своих исследований. Это подрывает доверие как к научной экспертизе в целом, так и общественным институтам.
Как лоббизм регулируется в законах других стран?
США были первой в мире страной, закрепившей регулирование лоббизма на уровне федерального закона в 1946 году. Частные лоббисты и организации, занимающиеся отстаиванием чьих-то интересов, обязаны проходить специальную регистрацию и ежеквартально отчитываться о договорах с каждым клиентом, а также о полученных гонорарах. Раскрывать информацию о контактах с лоббистами или собственных лоббистских практиках и их целях обязаны также сами компании и чиновники.
Несоблюдение этих правил чревато штрафами и уголовной ответственностью.
В Европе лоббистская деятельность сегодня не попадает ни под какую форму правового регулирования только в семи из 27 стран ЕС: в Эстонии, Греции, Венгрии, Люксембурге, на Мальте, в Португалии и Словакии.
В десяти странах ЕС принято не законодательное регулирование лоббистов, а саморегулирование. Например, в Швеции все компании, занимающиеся данной деятельностью, состоят в Ассоциации консультантов по связям с общественностью (PRECIS), выпускающей рекомендации, обязательные для всех ее членов.
Чтобы искоренить практику непрозрачного принятия политических решений, ОЭСР разработала принципы, которых следует придерживаться для предотвращения негативных последствий применения лоббистских практик.
Согласно этим принципам, правила взаимодействия властей с лоббистами должны быть закреплены на законодательном уровне; лица и компании, занимающиеся лоббистской деятельностью, должны вноситься в специальные реестры и отчитываться о своих контактах с чиновниками; а чиновники, в свою очередь, раскрывали информацию о встречах и сути переговоров с лоббистами.
Еврокомиссия в обязательном порядке публикует данные обо всех встречах своих чиновников с лоббистами.
Каково будущее мирового лоббизма?
Мир не идеален: если возможности групп, представляющих разные интересы, влияющих на политические решения неравны, а механизм принятия этих решений основан на коррупции и далек от прозрачности, лоббизм дает преимущества только отдельным игрокам, причиняя ущерб остальным. Но в странах, где лоббистская деятельность и процесс принятия политических решений более прозрачны, конфликты между частными и общественными интересами случались реже.
«Пандемия показала, что качество регулирования лоббизма напрямую влияет на качество принимаемых на государственном уровне решений, эффективность антикризисных мер и на устойчивость государств в целом», – подытожили эксперты ОЭСР.
Главные выводы, которые сделали исследователи, можно вкратце изложить следующим образом.
Лоббирование – инклюзивный политический процесс. Несмотря на противоречивое восприятие в обществе, лоббирование, или продвижение определенных интересов, – это легитимный акт политического участия, предоставляющий разным заинтересованным группам доступ к разработке и реализации государственной политики, а самим политикам – возможность узнать о вариантах и компромиссах воплощения принимаемых мер. Такой инклюзивный процесс, учитывающий множество интересов, способствует более аргументированному и оптимальному принятию решений.
Лоббизм по своей сути – это коммуникация с должностным лицом, чтобы оказать влияние на принятие того или иного закона, политического, регуляторного или административного решения.
Лоббирование исключает взятки и коррупцию. Если действия лоббистов, как правило, направлены на изменение существующей или разрабатываемой государственной политики, то цель коррупции – воспользоваться текущим порядком с выгодой для себя.
Преимущества лоббизма не только в том, что это более цивилизованная форма продвижения интересов, но и в его эффективности: у тех, кто действует в составе лоббистских групп, вероятность добиться желаемых изменений выше, чем у тех, что действуют в одиночку и преследуют личные корыстные интересы.
При этом от коррупции в большинстве случаев выигрывает один заинтересованный игрок, а от успешного продвижения позиции общие преимущества распространяются на широкий круг заинтересованных.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].