Топ GlobalLogic: «Надеюсь, Hitachi поможет нам расти по 50% в год»
Андрей Яворский – о невыходе на IPO, 115 000 вакансий и игре в пятнашки

Летом этого года японская компания Hitachi приобрела GlobalLogic за рекордную сумму – $9,6 млрд с мультипликатором 18–19 EBITDA. 2020 год «GlobalLogic Украина» – топ-3 IT-компания страны – закончила с оборотом 5,5 млрд грн и чистой прибылью 270 млн грн. В украинском филиале было более 5 700 специалистов в четырех офисах: Киеве, Харькове, Львове и Николаеве. Компания специализируется на разработке для automotive, medtech, media, tech, industrial и telecom. Насколько возрастет выручка и количество айтишников в этом году? Что будет большим вызовом интеграции GlobalLogic в Hitachi? Собирается ли компания вступать в «Дія City»? Теряет ли она клиентов из-за новостей о вторжении России? Об этом и многом другом журналистам рассказал вице-президент по стратегии и технологиям GlobalLogic Андрей Яворский. Mind выбрал интересные факты и цитаты.
О том, как Hitachi «перекупила» выход GlobalLogic на IPO
Мы не ожидали такой высокой оценки. Думали, что стоимость сделки будет в пределах $7–7,5 млрд. Так совпало, что продавались на пике, когда рынок подрос. С ноября-декабря предыдущего года у нас был четкий план по выходу на IPO в апреле 2021-го. Перед этим устроили Road Show: пошли к потенциальным инвесторам (инвестиционным банкам, крупным компаниям и т. п.) с предложением купить определенный пакет. Тогда появилось несколько корпораций уровня Hitachi, которым предложили купить весь пакет без IPO. Показали, как на рынке перформят другие компании и пояснили, что мы это сделаем лучше.
Нас купили за 18–19 EBITDA. В то время компании уровня GlobalLogic оценивались немного ниже. К примеру, наверное, самая близкая к нам по размеру аргентинская Globant ушла с мультипликатором около 15 EBITDA. У компаний поменьше – мультипликатор – около 10 EBITDA, у совсем маленьких компаний – 6–8.
Да, для украинского рынка оценка была нереальной. Около 25–30% нашего бизнеса находится в Украине, которая в разных рейтингах выглядит не очень эффектно. А высокий мультипликатор стал хорошим сигналом для инвесторов, что на этом рынке не все так плохо, мы – не страна третьего мира.
О том, что дала Hitachi покупка GlobalLogic
Возможность уйти от традиционного производства в цифровой инжиниринг. К примеру, у Hitachi большой бизнес в железных дорогах, она занимается цифровым хай-эндом поездов. Компания начала строить платформу, на которой будет работать множество поставщиков оборудования и электроэнергии, а также компании, которые ее потребляют.
Пока такой платформы ни у кого нет. Несколько компаний пытаются ее сделать. Hitachi уже реализовала некоторые элементы системы. А мы масштабируем проект.
О динамике оборота
Прошлый год GlobalLogic закончила с оборотом около $1,1 млрд. Думаю, в этом году будет рост на 25%. Украинское подразделение, надеюсь, подрастет на 28–30% в доходах.
О росте «GlobalLogic Украина» за счет Hitachi
До покупки у Hitachi было хорошее инженерное присутствие в Японии, США и нескольких азиатских странах. В меньшей степени они были представлены в Европе. Теперь развитие на этом рынке – один из больших приоритетов для корпорации.
Надеюсь, Hitachi поможет нам расти не на 25–30%, а на 50% в год. Ожидаем, что в следующие пару лет от корпорации нам поступит объем работ для 3 000–5 000 разработчиков. Этих людей хотим нанять на украинском рынке. Думаю, это вполне реально. В 2021 году привлекли около 2 000 человек, из них около 1000 студенты. Сейчас у компании около 7300 специалистов. Сотрудничаем с 24 учебными заведениями Украины.
О «сближении» менталитета японцев и украинцев
Мне кажется, это будет большим вызовом для нас. У японцев очень качественно ориентированный и детализированный подход к бизнесу. Когда-то эта черта стала их ключевым преимуществом. Но современная разработка программного обеспечения – это, по сути, динамичная структура, в которой не предопределено, что произойдёт. В R&D тяжело четко запланировать, что, условно, за месяц запустим 15 инноваций.
Сейчас наблюдаю попытку найти компромисс между миром инноваций и культурой, ориентированной на четкие шаги и точки проверки. Хотя, в целом, украинцы не так далеки от японской культуры.
О реакции клиентов на новости о возможном полномасшабном вторжении РФ
В последние недели часто приходится успокаивать клиентов. Пока это удается. На волне последних новостей никто не приостановил проекты. У нас был только один такой кейс около 4 лет назад. Тогда по просьбе клиента сделали релокейт около 150 специалистов из Харькова в Польшу. Сейчас этот клиент продолжает развивать проекты с нами и в Польше, и в Украине – Киеве и Харькове
Наши офисы еще с 2014 года оснащены дизельгенераторами. В случае атаки на энергосети наши люди смогут без сбоев работать в офисах. Также настроили доступ в интернет, который не идет через Россию и Беларусь. В случае экстренной ситуации сможем вывезти людей в наши офисы в других странах.
О динамике спроса на айтишников
За этот год индустрия очень сильно выросла. Сейчас в Украине около 250 000 инженеров. При этом 110 000–115 000 вакансий (более 40% рынка). Такой резкий взлет спроса был неожиданным для всех. Мы думали, что после ковидного падения в этом году вырастем до предкризисного уровня. В реальности же подпрыгнули в 2 раза. Этот тренд заставил менять подходы в работе как с заказчиками, так и с инженерами.
О покупке активов ради хедхантинга
Приобретать компании для привлечения инженеров сейчас невыгодно. Во-первых, эти люди еще долгое время будут заняты на своих проектах. Во-вторых, при покупке собственники актива захотят хороший мультипликатор. В итоге один инженер сейчас мне обойдется в $50 000–70 000 (в пересчете от суммы сделки). Мне проще предложить бонусы и они сами перейдут к нам без покупки. Хотя такие покупки иногда происходят.
В нашем сегменте, как правило, приобретают компании для трех точек синергии. Первая – получение новых клиентов и предложение им чего-то большего. Вторая – дополнительная узкоспециализированная экспертиза нового актива. Третья – выход в новую географию.
К примеру, сейчас мы хотим выйти в Румынии. Если будем там нанимать людей и строить офис с нуля, появятся риски. К примеру, нанятый под эти задачи локальный топменеджер окажется не слишком топом.. Вместо этого мне проще найти успешную компанию, которую хорошо знает рынок, и купить ее. Так я сэкономлю два года времени проб и ошибок и увеличу капитализацию.
О «переобувании» офисов
Во время пандемии у нас в офисы ходит 10–15% людей (оплачиваем им такси и обеды). Но для нас важно создание атмосферы, вовлеченности специалистов. Ранее было проще делать объединяющие вещи: «плюшки», события. Теперь же, когда люди сидят дома и меняют работу, на самом деле для них ничего не меняется: тот же стол и вид за окном.
Поэтому переводим офисы на гибридную модель. В Европе уже приняли концепцию Virtual First и начали перестраивать под нее офисы. Не будет привязки к рабочим столам, уменьшаем их количество, люди будут их бронировать на определённый день. В расчищенном пространстве будет больше спейсов для ивентов, образовательных мероприятий, социализации, онбординга новых людей.
В Киеве вместо одного офиса хотим открыть 4–5 меньшего размера в локациях, где проживает много наших специалистов. Такие изменения далее, думаю, произойдут во всех наших офисах. Также хотим открыть офисы в Одессе и Днепре.
Вначале рассматривали коворкинги. Но проблема в том, что большинство из них ориентированы на столы. А нам бы хотелось чтобы там было меньше столов и больше meeting spaces для команд. Поэтому пока вижу больше смысла снимать офисы, а не коворкинги. Если же коворкинги адаптируются под этот спрос – мы пойдем и туда.
Сейчас офисы класса А стоят как офисы класса B, в среднем стоимость упала с $20 до $12 за квадрат. В Украине у нас около 40 000–50 000 квадратных метров в офисах. Думаю, нам нужно будет оставить около 70% площадей. Хотя в ближайшие годы ожидаем рост на 30% в людях. Поэтому сейчас играем в пятнашки: просчитываем, насколько стоит перераспределить площади.
О «Дія City»
Пока не могу сказать, будем ли вступать в «Дія City». Решение зависит от последних подзаконных актов и желания специалистов. Если они не захотят, никого заставлять не будем.
Сложно сказать, почему в законе остался пункт о непереманивании сотрудников у резидентов. В мировой практике это считается незаконным.
О будущем ФЛП
На протяжении последних 12 лет наблюдаю попытки избавиться от ФЛП. Они мозолят глаза каждому правительству. Думаю, эти попытки будут продолжаться, в том числе и через «Дія City».
О метавселенных
Сейчас новый бум дополнительной и виртуальной реальностей. На мой взгляд, метавселенная – это маркетинговый ход. «Мы взяли все, что у нас есть, и сказали, что в будущем это будет metaverse, в который добавим кучу всяких штук». Облака около 10–12 лет назад были такой же маркетинговой уловкой. Этот термин просто натянули на существующие в то время серверные решения. Сейчас Facebook, Microsoft, Google и куча разнообразных стартапов пытаются запустить метавселенную. Хотя это всего лишь новая стадия развития экосистемы.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].