«Запрещенный»: как в байопике о Стусе соединили советские штампы и соц-арт в духе Сорокина
Первые впечатления от просмотра «скандального» фильма об украинском поэте-диссиденте

От фильма «Запрещенный» (бюджет 38,5 млн грн) о поэте и диссиденте Василии Стусе публика изначально ожидала многого. Особенно на фоне скандала, вспыхнувшего во время работы над лентой. Камнем преткновения стала сцена суда, где Стуса от государства защищает молодой адвокат, а ныне известный политик Виктор Медведчук. Год назад появилась информация, что на авторов ленты оказывалось давление со стороны окружения политика – и этот эпизод из сюжета «испарился». Авторы утверждали, что «под нож» сцена попала из-за раздутого хронометража ленты. А после возмущенного бурления соцсетей – была доснята.
5 сентября картина вышла в украинский прокат. И оказалась, с одной стороны, напичканной огромным количеством сценарных и режиссерских штампов, а с другой – с жесткими эротическими фантазиями в духе соц-арта Владимира Сорокина. Претензий нет только к похожести актера Дмитрия Ярошенко на поэта: что есть – то есть. Но к остальному – множество вопросов.
Безымяный Медведчук
Сразу скажем обеспокоенным этой историей зрителям, что эпизод суда в фильме присутствует и воспроизводится практически дословно по стенограмме, выложенной в интернете. Виктор Медведчук, как известно, формализировал свою защиту, ничем не смягчив наказания поэту: за «Антисоветскую деятельность и пропаганду» Стус получил 10 лет принудительных работ и пять лет ссылки.
Единственное «но»: фамилия «Медведчук» в картине не прозвучала. В фильме некий безымянный адвокат вялым тоном сообщает, что во всем полагается на решение суда и просит лишь учесть физическое состояние подзащитного и его отношение к работе. Без подробностей относительно и первого, и второго.
Проблемы молодежного досуга
Картина начинается с радужно-романтических сцен, как Василий Стус знакомится в метро со своей будущей женой – миловидной девушкой со светящимися глазами – Валентиной Попелюх (актриса Диана Розовлян). Он прямо в вагоне прочитал ей свой стих, и та сразу предрекла: «У вас большое будущее». Стус повел юную особу в арт-тусовку, где представил ее своей яркой подружке – художнице Алле Горской. Девушки из-за взаимной ревности сразу же невзлюбили друг друга. «Попелюх? Попелюшка!», – засмеялась Горская, обыгрывая фамилию новой знакомой. Стус всячески пытается успокоить Валю, что «Алла только друг».
На вечер в мастерской Горской, посвященный памяти поэта Василия Симоненко, врываются милиционеры, как из перестроечных фильмов: хамовитые, маргинальные и неопрятные, с лицами серийных преступников. Они требуют прекратить собрание молодежи через 10 минут. В противном случае они (милиционеры?!) грозят отобрать у Аллы мастерскую. Оказывается, у Горской уже были неприятности: ее витраж «Шевченко. Мать» в вестибюле Киевского университета из-за оконных рам прозвали «Шевченко за решеткой» и разобрали. А потом самого автора исключили из Союза художников, требуя покаяния.
Собрание перешло в парк, где чтение стихов Симоненко стало проходить при свете бумажных факелов, скрученных из «Комсомольской правды» (газеты, прекрасно существующей и сейчас). Это было забавно, потому что чтецы, декламируя из книг, стояли прямо под горящими уличными фонарями. Снова явились милиционеры-чудовища, да еще во главе с толстым нагловатым дружинником. «Если не разойдетесь, будем это тушить из брандспойта», – выдали они удивительную фразу. Дело в том, что во время, описываемое в картине, таких «полицейских машин» в Советском Союзе не было. Надо понимать, стражи порядка пригнали ли бы пожарных? Один из них, глядя на Стуса, оскорбительно заметил: «Митець без яєць».
После этого Василь повел свою девушку на вечеринку, где танцевали твист, но и туда проникли вездесущие милиционеры. «Аспирант! – развязно заметил один из них, проверяющий документы Василя. – Угу, умный значит». И уже отсюда поэта и научного сотрудника провели в отделение для дальнейшего разбирательства. Судя по картине, в 1963 году, стоило куда-либо привести девушку – там сразу появлялись милиционеры.
Тюремный соц-арт
Дальше вперемешку с черно-белыми пасторальными кадрами советской хроники, идут скандалы, связанные с протестом против ареста поэта Ивана Светличного. На премьерном показе «Теней забытых предков» Сергея Параджанова в Доме кино со сцены раздалось: «Все, кто против диктатуры, – встаньте!». Советский классик Павло Тичина испуганно закричал со своего места в зале: «Прекратите балаган!» – и тут вдалеке почему-то раздалось завывание сирены…
Научные руководители Стуса ему прозорливо сообщили: «Если продолжишь в том же духе – сначала вылетишь из института, а потом сядешь». А он дерзко им в ответ: «Власть, которой вы лижете задницу, исчезнет, а неприятный привкус останется».
Все бы ничего, но, к сожалению, монтаж и стиль этой ленты, повествующей о борце с советской властью, напоминают приемы из советского фильма киностудии Довженко о каком-нибудь борце за власть Советов. А ближе к финалу картина неожиданно стала походить на соц-арт Владимира Сорокина: особенно в этом смысле поразили смелые сценарные решения, связанные с тюремщиками. «Нетрадиционная» пара двух режимных офицеров – майора Журавлева (Олег Масленников) и лейтенанта Кузнецова (Виталий Салий) – точно поразит зрительское воображение. Когда обстоятельства изменятся не в их сторону, реплика одного из тюремщиков «Давай убежим в Америку, там полно, таких как мы!» вызовет в зале заслуженный хохот: для 1985 года это были очень просвещенные работники пенитенциарной системы. А то, что с майором начнет вытворять в бане (в качестве наказания) полковник КГБ Вера, которую еще в юности «приставили» к Стусу – вообще словно взято со страниц сорокинского романа «Голубое сало».
Впечатление Mind
Лента эклектичная и своеобразная, пестрящая разными стилями и жанрами, но главный ее недостаток – в том, что образ главного героя выведен слишком плакатно, без изюминки, как в дежурной советской ленте об очередном революционной герое, занесенном в школьную хрестоматию.
Премьера: 5 сентября 2019
Бюджет: 38,5 млн грн
Режиссер: Роман Бровко
Сценаристы: Сергей Дзюба, Артемий Кирсанов
В главных ролях: Дмитрий Ярошенко, Олег Масленников, Виталий Салий, Евгения Гладий, Карина Шереверова, Диана Розовлян
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.