Заболело в мире
42,641,728
Умерло в мире
1,150,157
Вылечилось в мире
28,776,373
Заболело в Украине
343,498
Умерло в Украине
6,391
Вылечилось в Украине
141,508
Два уникумы: чем удивили единственный в своем роде гоночный КрАЗ-5450 и его создатель

Два уникумы: чем удивили единственный в своем роде гоночный КрАЗ-5450 и его создатель

Обоих сегодня можно было увидеть на техническом ретрофестивале Old Car Land

Этот материал также доступен на украинском
Два уникумы: чем удивили единственный в своем роде гоночный КрАЗ-5450 и его создатель
Фото автора

Этот гоночный грузовик в 1992 году произвел фурор на чемпионате Европы по тракрейсингу. И если бы не досадная поломка копеечного подшипника после первой же гонки, мог бы в дальнейшем принести КрАЗу немало призовых кубков. На Old Car Land автомобиль привез бывший работник завода Владимир Гавриленко, который был идеологом этого проекта, принимал непосредственное участие в разработке машины и владеет ею до сих пор.

С чего все начиналось?

Июль 1992, легендарная трасса Нюрбургринг, очередной этап чемпионата Европы по тракрейсингу. Среди участников – грузовиков Mercedes-Benz, MAN, Scania и других – выделяется капотный тягач с надписью «KrAZ» на радиаторной решетке. Это было первое в истории независимой Украины появление отечественной техники на мировой автоспортивной арене.

В паддоке все смотрели на машину с особым интересом еще и потому, что в самом начале ее пилот, многократный чемпион СССР и Украины по шоссейно-кольцевым гонкам Алексей Медведченко продемонстрировал результаты на уровне лидеров серии. В первой квалификационной гонке он словно стоящих обходил соперников в поворотах, но был вынужден сбрасывать газ на прямых, чтобы уменьшить густоту черного дыма от двухтактного дизеля, который был установлен на машине: черный дым был запрещен правилами. Тем не менее Медведченко финишировал седьмым, чего было достаточно для прохождения в финальную гонку, где насчитывалось вдвое больше баллов. Гонки обещали стать сверхжаркими...

Этой истории предшествовал ряд событий, которые при других обстоятельствах могли бы повести КрАЗ по иному автоспортивному пути. Ведь сначала в Кременчуге смотрели в сторону ралли-рейдов, мечтая выставить машину на Дакар. Однако стоимость такого приключения оказалась слишком высока. А на фоне горячих споров, которые велись вокруг проекта и концепции машины, инициатор и идеолог гоночной программы завода Владимир Гавриленко в 38 лет слег с инфарктом. Но не отказался от идеи и, вернувшись из больницы, убедил руководство в перспективности именно кольцевых гонок.

Два унікуми: чим здивували єдиний у своєму роді гоночний КрАЗ-5450 та його творець
Фото автора

Как создавался КрАЗ-5450?

Машина получила заводской индекс 5450 и в своей начальной итерации была построена за рекордные восемь месяцев: первые эскизы появились в марте 1990 года, а уже в октябре начались испытания на треке. В отличие от серийных моделей завода для гоночного трака была выбрана двухосная схема, а главной особенностью стал... танковый дизель! Который к тому же был размещен не в традиционном месте над передней осью, а под кабиной, почти в центре машины.

Почему танковый двигатель, а не, скажем, форсированный мотор от грузовика какого-либо из известных мировых производителей? И снова возвращаемся к Владимиру Гавриленко, который как настоящий патриот больше всего хотел, чтобы кразовская машина была сделана с максимальным использованием отечественных узлов. Среди двигателей, которые тогда производились в Украине, по показателям мощности единственным вариантом виделся один из дизельных агрегатов, которые устанавливались на танки производства харьковского завода им. Малышева.

Итак Владимир поехал в Харьков, где достиг договоренности с Николаем Рязанцевым, руководителем ХКБД (Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению), которое разрабатывало двигатели для украинских танков. Танкостроители согласились подготовить для будущего спортивного КрАЗа форсированный вариант своего двухтактного дизеля 5ТДФ, который устанавливался на танки Т64. Сначала его мощность составляла 850 л. с. против стандартных 700, но по результатам первых испытаний на автодроме «Чайка» в октябре 1990 года этого оказалось мало. Поэтому через несколько месяцев харьковчане изготовили новый мотор, который благодаря ряду доработок (модернизированному блоку цилиндров, поршням и гильзам от более продвинутого танкового дизеля 6ТД, новой топливной аппаратуре) достиг мощности 1050 л. с.

Именно с этим агрегатом, сблокированным с танковой же планетарной коробкой скоростей с гидравлическим приводом переключения и задним редуктором собственной конструкции, машина должна была выйти на старт. КрАЗ-5450 выделялся не только уникальной силовой установкой, но и независимой пружинной подвеской спереди и сзади (у серийных кразовских грузовиков была зависимая рессорная) и дисковыми вентилируемыми тормозами по кругу.

Два унікуми: чим здивували єдиний у своєму роді гоночний КрАЗ-5450 та його творець
Фото автора

Что произошло во время гонки?

Сначала нужно было получить от Международной автомобильной федерации FIA омологацию. Это было нелегко, ведь, несмотря на то что КрАЗ был заявлен в свободном классе С, где разрешалось немало переделок, он был, по сути, прототипом, который не имел почти ничего общего с серийной продукцией завода. К счастью, незадолго до этого на заводе построили экспериментальную партию двухосных тягачей с аналогичной кабиной – автоспортивные чиновники приняли этот довод и в конце 1991 года дали уникальной машине зеленый свет.

Но зеленый свет светофоров в своей главной гонке того этапа на Нюрбургринге КрАЗ-5450, к сожалению, так и не увидел. После квалификационных заездов выяснилось, что не выдержал нагрузок подшипник редуктора. Организаторы серии, которых поразила скорость машины, даже предлагали бесплатно вертолет, чтобы слетать за запчастями в Восточную Германию, где со времен дислокации советской армии осталось немало КрАЗов. Но украинцы отказались: сломанный подшипник привел к поломке всего узла, а такую неисправность в полевых условиях устранить было невозможно.

Как сложилась дальнейшая судьба уникальной машины?

Главное «к сожалению» произошло после возвращения команды домой. Это было время экономической нестабильности, после развала СССР охватившей всю страну. Завод в Кременчуге оказался на грани выживания, поэтому гонки, которые требовали немалых финансовых затрат, отошли на второй план. «Зеленый крокодил», как прозвали трак за капотную компоновку и зеленый цвет, простаивал на задворках и едва не пошел на металлолом. От гибели его спас опять-таки Владимир Гавриленко: в 1993 году он выкупил автомобиль вместе со всеми запчастями и документацией.

С тех пор на долгие 25 лет о КрАЗ-5450 почти забыли: он стоял в Кременчуге и ждал возрождения. Это время пришло три года назад, когда Владимир Гавриленко собственными силами начал реставрацию. Первый выезд восстановленного автомобиля состоялся в конце августа 2019-го на финальном этапе чемпионата Украины по драгрейсингу, а на фестивале Old Car Land его наконец увидит широкая публика. В дальнейших планах – установление рекорда скорости: по словам владельца, машина способна достичь 300 км/ч, а если мотору добавить мощности, то и значительно превысить ее.

Два унікуми: чим здивували єдиний у своєму роді гоночний КрАЗ-5450 та його творець

Фото автора

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате