Заболело в мире
5,837,541
Умерло в мире
360,919
Вылечилось в мире
2,437,965
Заболело в Украине
22,811
Умерло в Украине
679
Вылечилось в Украине
8,934
Эволюция закупок: топ-5 изменений в Украине

Эволюция закупок: топ-5 изменений в Украине

Диджитализация и аутсорсинг: как изменились закупки в Украине за 10 лет

Этот материал также доступен на украинском
Эволюция закупок: топ-5 изменений в Украине

Министерства с начала марта будут делать закупки топлива, бумаги, канцелярии и офисного оборудования централизованно. Кроме того, закупки будет осуществлять меньшее количество людей, но более профессиональных. Как отмечают в правительстве, специалистов, принимающих решения по закупкам, периодически будут тестировать на полиграфе.

Таким образом в этой сфере начата централизованная реформа. Что уже изменилось за последние 10 лет и как эти изменения повлияли на бизнес, рассказала Mind СЕО компании IPSM, эксперт по закупкам и цепи поставок Марина Трепова.

О необходимости более активного развития сферы закупок в Украине сегодня говорят все ведущие специалисты. В Великобритании первый бум развития закупок пришелся на 30-е годы ХХ века. В Украине же негосударственные (коммерческие) закупки появились сравнительно недавно – 29 лет назад. И лишь лет 10 назад украинская сфера закупок начала приобретать современные формы.

1. Выделение закупочной функции и отдельных направлений закупок

Выделение собственно закупочной функции в украинских компаниях (от появления отдельных специалистов по закупкам до целых отделов) начало происходить примерно, в 2000-х годах. Приблизительно в то же время из общей массы непрямых закупок выделяются отдельные направления. Например, закупка маркетинговых услуг и материалов. Раньше этими закупками занимались исключительно маркетологи, в то время как огромные рекламные бюджеты в секторе FMCG требовали профессионального подхода, которым неспециалист обладать просто не мог.

Создание отделов/департаментов закупок в украинских компаниях ознаменовало собой новую ветвь в развитии сферы закупок. Компании стали нуждаться в квалифицированных кадрах.

2. Образовательные платформы для специалистов по закупкам

В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда профессия «специалист по закупкам» существовала, а обучаться ей было негде. То есть люди, которые отвечают за миллионы долларов, от которых зависит прибыль компании, не имели никакой возможности получить необходимые знания. Максимум – это внутренние тренинги в западных компаниях.

Все изменилось 10–12 лет назад. Тогда начали развиваться одни из первых образовательных программ для закупщиков. Далее было проведение ряда других учебных мероприятий. Позднее мы организовали и провели Первую международную конференцию по закупкам и цепи поставок – 2019. Это было начало развития supply chain (цепи поставок) в Украине.

В конце мая 2020 году в Киеве состоится вторая конференция в знакомом формате: 10 экспертов-практиков из пяти стран мира, практические воркшопы, лекции, дискуссии по обмену международным опытом.

3. Фокус на цепи поставок и стратегической функции закупок

Фокус на цепи поставок – это современный мировой тренд, актуальный и в Украине. Менеджер по планированию в Bridgestone EMEA и автор популярного блога по supply chain доктор Муддассир Ахмед считает, что нельзя продолжать воспринимать цепь поставки отдельно от общей стратегии компании.

Акцент на supply chain – это ключ к увеличению прибыльности компании. И украинские предприниматели начали это понимать. Во многом благодаря финансовым кризисам, которые «заставили» их думать в направлении не только доходов, но и оптимизации расходов.

4. Диджитализация закупок

Сейчас трудно поверить, но еще лет 10 назад украинские компании, даже довольно крупные, не использовали решения по автоматизации в своих закупочных отделах.

В то время как за границей возможностями автоматизации в закупках активно пользовались начиная с прошлого века! Так, в 1973 году компания SAP представила систему «Управления материалами», вслед за которой появился собственно модуль «Закупки».

У нас же такими привилегиями современности долгие годы пользовались исключительно международные крупные филиалы. Сейчас же автоматизация процессов заходит даже в сектор МСБ. Все тот же SAP, к примеру, запустил ряд продуктов для среднего и малого бизнеса. Активизировались и другие компании в направлении автоматизации цепочки поставок, в частности отечественные.

Конечно, одного технологического инструментария мало. Недостаточно просто внедрить в своей компании «умную» систему управления отношениями с поставщиками или популярную электронную торговую площадку и считать, что процесс закупок у вас полностью налажен. Это лишь часть успешной работы.

Кроме того, мощнейшим стимулом в борьбе с коррупцией и на пути к автоматизации стала украинская система ProZorro для государственных (публичных) закупок.

Однако диджитализировать хаос невозможно. Поэтому вначале необходимо выстроить архитектуру процесса, все упорядочить – а потом уже накладывать это на автоматизацию.

Оптимизировать закупочный процесс только с помощью технологий невозможно. Как сказал экс-СРО Rolls Royce Ричард Бомонт на нашей первой конференции по закупкам, только использование новейших технологий квалифицированными специалистами в итоге даст положительный результат. Тут может помочь аутсорсинг закупок вместе с автоматизацией.

5. Консалтинг и аутсорсинг закупок

По мнению экспертов, Украина сейчас находится на этапе зарождения рынка консалтинга и аутсорсинга закупок.

Правильный подход в этой сфере обеспечивает бизнесу до 30% экономии бюджета. И это не только за счет снижения цены поставщика, а именно благодаря оптимизации закупочного процесса.

Все больше отечественных предприятий обращаются к передаче закупок на аутсорсинг, особенно из сферы IT, производства, а также – банки и инвестиционные компании, для которых закупки – не основной профиль.

Таким образом бизнес может концентрироваться на своем основном виде деятельности.

Сегодня украинские компании только становятся на путь осознания важности закупок. Эксперты уверены: сосредоточенность предпринимателей на закупках связана с осознанием их стратегической важности; с необходимостью оптимизировать расходы и, пожалуй, самое главное – с экономическими кризисами последних лет.

Традиционно именно в сложные времена бизнес вспоминает, что нужно не только зарабатывать, но и обращать внимание на свои расходы и цепь поставок.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате