Езда наперегонки: как новые сервисы упростят ежедневные поездки

Езда наперегонки: как новые сервисы упростят ежедневные поездки

Ride-hailing и ride-sharing как альтернатива такси и общественному транспорту

Цей матеріал також доступний українською
Езда наперегонки: как новые сервисы упростят ежедневные поездки
Фото: pixabay

Невозможность свободно передвигаться по городу из-за карантина повлияла на развитие сервисов доставки и такси. Действиями последних уже заинтересовался Антимонопольний комитет, ведь  стоимость некоторых поездок во время локдауна выросла в разы. В свою очередь сервисы постоянно работают над расширением собственных можливостей, пытаясь удовлетворить потребности клиентов.

Какие новые сервисы, доступные через мобильные приложения, совсем скоро изменят наши представления о ежедневных поездках, рассказал Mind руководитель направления заказа поездок компании «Bolt в Украине» Сергей Павлик.

Мир ожидает глобальная транспортная реформа. То, как мы будем перемещаться в наших городах и пригородах, преимущественно обусловлено тем, что мы живем во все более урбанизированном мире.  Количество населения постоянно растет, в последние годы в городах стало жить больше людей, чем в сельской местности.

По данным Всемирного экономического форума, в ближайшие десятилетия 60% людей планеты будут жить именно в городах. В ООН считают, что этот показатель будет только расти, а города будут становиться все более перегруженными. Поэтому сегодня как никогда актуально стремительное развитие сервисов ride-hailing и ride-sharing, которые в корне меняют взгляды на пользование транспортом.

Сервисы и платформы для заказа поездок часто связывают с будущим общественного транспорта, который должен предотвратить перегруженность дорог автомобилями и обеспечивает индивидуальные удобные решения. Многие описывают их как сервисы вызова авто или сервисы совместного использования, будто эти два термина являются взаимозаменяемыми. Однако это два разных опыта, которые получает пассажир.

О новых возможностях «поездки на заказ»

Ride-hailing, или «поездка на заказ» – в этом случае пассажир выбирает свободного водителя автомобиля с помощью мобильного приложения, а свободный водитель, который подключен к сервису, может принять его вызов и оказать услугу. В то же время платформа, которая их соединяет, выступает агрегатором заказов и финансовым посредником, а также анализирует трафик загруженности автомобилей и их пребывания в необходимом районе и др.

Под термином ride-sharing имеем в виду возможность совместного пользования автомобилем, предоставленным платформой для заказа поездок. Буквально это процесс, когда пассажир «делится» несобственным транспортным средством с другими попутчиками. Поэтому водитель будет останавливаться по дороге, чтобы подвозить других пассажиров.

Эти сервисы меняют традиционное понимание такси и диспетчерских служб, поскольку оказывают услуги гораздо быстрее и более удобным способом. Достаточно воспользоваться приложением в мобильном телефоне, чтобы осуществить звонок, выбрать уровень комфорта автомобиля и оплатить поездку.

Кто уже пользуется сервисами

Ride-hailing и ride-sharing в странах, где они успешно прижились, способствуют меньшему использованию общественного транспорта.

Сегодня в США, согласно данным Национального центра устойчивого транспорта страны, 15% взрослых в целом по стране (21% жителей больших городов) активно пользуются такими услугами по заказу транспорта.

Согласно данным доктора философии Регины Кливлов, которая является ведущим исследователем общей мобильности и автономных транспортных средств, наступает время новых бизнес-моделей совместного использования транспорта.

Предыдущие способы предоставления таких услуг привлекли лишь 2 млн пользователей в Северной Америке и около 5 млн человек во всем мире примерно за 15 лет. В то же время новые платформы «общей мобильности» только за последние 5 лет расширили свое глобальное влияние и вышли на уровень более 250 млн пользователей.

Сегодня почти четверть тех, кто совершает поездки в мегаполисах (24%), пользуется сервисами поездок на заказ еженедельно или ежедневно. Среди них 4% – лица в возрасте от 65 лет и старше. А наиболее активная и прогрессивная молодежь (36% лиц, кому от 18 до 29 лет) выбирает именно эти сервисы в противовес традиционным службам такси и общественному транспорту.

В последнее время в Европе наблюдается быстрый рост новой транспортной инфраструктуры: спрос на ride-hailing со 120 млн пользователей в 2015 году показал стремительный рост до 150 млн в 2020-м. Кроме того, расходы европейцев на такие сервисы к началу коронакризиса вышли на кривую роста с $5,5 млрд до $16,6 млрд в год (в течение 2015–2019 годов). И только в 2020-м, в год пандемии, «просели» до $9,9 млрд. Это свидетельствует об устойчивости данного рынка и его способности быстро адаптироваться к новым вызовам.

Про преимущества сервисов

Одной из главных причин, которая побуждает выбирать эти сервисы, остается проблема парковки. Даже владельцы транспортных средств часто пользуются услугами заказа авто, чтобы избежать лишних проблем и потерь времени.

К тому же ride-hailing и ride-sharing делают возможной разгрузку городского трафика. Преимущества ride-hailing и ride-sharing очевидны: автоматизированное бронирование поездок, непрерывная работа, оптимизация маршрутов в режиме реального времени, а специализированные сервисы удовлетворяют самые разнообразные потребности в мобильности.

Все больше людей, которые живут в мегаполисах и имеют собственное авто, пользуются им только при крайней необходимости: на выходных или только для поездок за город.

Однако и такая ситуация будет постепенно меняться при последующем развитии сервисов аренды автомобилей. Ведь зачем иметь собственное авто и нести расходы, связанные с его содержанием, если можно использовать сервисы ride-hailing для поездок на работу и сервисы car sharing (аренды авто) для поездок за город?

Такие услуги помогают оптимизировать количество автомобильного транспорта на дорогах и избегать простоев, а также отслеживать нагрузку в разные часы и дни. Динамические модели ценообразования способствуют тому, что цены на один и тот же маршрут могут меняться в зависимости от спроса и предложения при заказе поездки. А поскольку пользователь может заказать поездку просто за считанные минуты, чтобы доехать до любой локации по доступной цене, то даже потребность в содержании собственного автомобиля становится второстепенным вопросом.

Чего ожидать в ближайшем будущем

Развитие сервисов ride-hailing и ride-sharing в свою очередь влияет на ускорение развития рынка электромобилей. Это предопределяет широкое распространение экологичного транспорта, а его положительная роль в преодолении пандемий, кризисов и транспортных проблем растет на благо жителей городов.

В 2020 году спрос на эти сервисы несколько снизился во всем мире. Причина вполне понятна: кризис, вызванный пандемией коронавируса, ударил по всем отраслям. Впрочем, именно платформы по предоставлению услуг заказа транспорта оказались наиболее актуальным средством для безопасного передвижения людей и перемещения товаров / продуктов питания (услуги по доставке еды или товаров из  интернет-магазинов, перевозка врачей и представителей других критически важных профессий и т. д.) в такое время.

В 2021 году началось «восстановление жизни» и рост спроса на транспортные сервисы. И, судя по всему, перспективы развития будут поразительными: по прогнозам ведущего ресурса по вопросам медиа и информации для индустрии приложений Business of Apps, глобальный рынок такси в 2026 году уже достигнет отметки в $150 млрд. Поэтому ride-hailing и ride-sharing имеют все шансы стать популярными транспортными сервисами в ближайшем будущем.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате