Демпинг в сети: провайдеры ополчились против недобросовестной конкуренции

Демпинг в сети: провайдеры ополчились против недобросовестной конкуренции

Как ценовые баталии повлияют на тарифы для абонентов

Этот материал также доступен на украинском
Демпинг в сети: провайдеры ополчились против недобросовестной конкуренции

На рынке интернет-услуг идут очередные сражения между провайдерами. Большинство игроков полагают, что их коллеги злоупотребляют недобросовестными методами продвижения. Конкуренты все чаще начали обвинять друг друга в демпинге, который, по их мнению, стал основной маркетинговой стратегией для многих провайдеров.

На фоне снижающейся рентабельности эмоции игроков стали перерастать в конкретные действия. В профильной телеком-ассоциации – ИнАУ – сейчас создается комитет по защите экономической конкуренции. Он должен заработать в ближайшее время. Члены комитета намерены выявлять и пресекать «нецивилизованные» шаги участников рынка. Также провайдеры недавно заручились поддержкой медиагрупп (МГ) в борьбе с демпингом. При чем здесь медиагруппы, что именно не могут поделить провайдеры, и как расцвет демпинга в дальнейшем может отразиться на кошельках абонентов? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.

Картина рынка. На рынке доступа к интернет-абоненту наблюдается огромная конкуренция. Сейчас в реестре операторов, провайдеров телекоммуникаций Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) – 6776 зарегистрированных субъектов хозяйствования. Из них более 5000 предоставляют услуги фиксированного ШПД (проводного интернета).

Игроков так много, потому что на пути их выхода на рынок отсутствуют серьезные административные барьеры. Чтобы начать продавать услуги доступа к проводному интернету, достаточно зарегистрировать юрлицо или открыть ФЛП и зарегистрироваться в реестре НКРСИ. Лицензию приобретать не нужно.

Эти 5000 игроков в 2016 году обслуживали 9,2 млн домохозяйств и заработали 8,9 млрд грн (таковы данные исследования консалтинговой группы Expert & Consulting, свежие показатели еще не опубликованы). Почти половину рынка удерживает первая десятка крупнейших операторов.

Суть конфликта. Высокая конкуренция хороша для абонентов: погоня за ними стимулирует провайдеров предоставлять высокоскоростной доступ по невысоким ценам и с добротным уровнем сервиса.

Но на насыщенном рынке уже не хватает места для всех его участников. «В Украине еще работает около 6000 провайдеров. Вы знаете, сколько интернет-провайдеров, например, в Турции, где население вдвое больше, чем в Украине? Там их 150. В Германии всего 15 провайдеров. В этих странах возможна только легальная деятельность, требующая больших инвестиций. Как результат, конкурентная среда там небольшая», – подчеркивал в конце прошлого года гендиректор компании «Воля» Джордж Жембери в интервью изданию «Бизнес». 

Тактика ведения «боевых действий». В теории рост доходов игроков возможен за счет увеличения абонбазы и повышения тарифов. На практике эта миссия выполняется при помощи очень грамотного маркетинга, проникновения в отдаленные населенные пункты Украины или же использования недобросовестных маневров. Третья «точка роста» на рынке применяется гораздо чаще.

Ранее в тренде было вырезание сетей конкурентов. Но такие происки, как правило, имели краткосрочный эффект. Провайдеры оперативно восстанавливали свои сети, не допуская существенного оттока абонентов. А против заказчиков «вандализма» ополчалось полрынка и профильные ассоциации.

Также некоторые компании практиковали заказ обысков и налоговых проверок у «коллег» по рынку. В последнее время такие методы используются реже. Видимо, правоохранительный ресурс – недешевое удовольствие на рынке с тысячами конкурентов.

Постепенно игроки перешли к более масштабным и уголовно ненаказуемым методам борьбы за «место под солнцем» – предложению потребителям услуг по ценам ниже среднерыночного уровня или себестоимости. Такие действия принято трактовать как демпинг.

Что говорит закон? Понятие «демпинг» в украинском законодательстве применяется только в отношении экспорта-импорта в законах «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» и «О внешнеэкономической деятельности». Так государство защищает своего национального производителя. Но на внутреннем рынке нормы этих законов применяться не могут.

В законе «О телекоммуникациях» есть лишь принцип о «недопущении установления демпинговых или дискриминационных цен со стороны отдельных операторов, провайдеров телекоммуникаций». А в законе «О защите от недобросовестной конкуренции» – статья «Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции».

Как эти нормы «привязать» к демпингу, несколько лет назад на практике продемонстрировали компании «Воля», «Датагруп», «Телегруп-Украина», «Юникаст Инвест» (входит в «Триолан»), «Информационные технологии». Они пожаловались в АМКУ на несколько небольших киевских провайдеров, которые предлагали тарифы ниже среднерыночного столичного уровня (менее 80 грн). Заявители утверждали, что действия их конкурентов направлены на достижение неправомерных преимуществ в конкуренции и могут привести к ее ограничению. Киевские провайдеры отделались легким испугом: заявители лишь просили АМКУ обязать «нарушителей» привести свои тарифы к экономически обоснованному уровню. 

Хотя законом «О защите от недобросовестной конкуренции» предусмотрена и ответственность – до 5% от годовой выручки за все действия, которые могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция. Но на практике штрафов за демпинг на телеком-рынке не было. Несколько источников на рынке  пояснили изданию, что пока не спешат подавать заявления в АМКУ, так как сомневаются в эффективности, непредвзятости и оперативности расследования этого госоргана.

Позиции сторон. В этой борьбе провайдеры условно разделились на два лагеря: крупные и мелкие. Ряд больших игроков периодически публично обвиняют мелких в демпинге. Они полагают, что около 30% небольших провайдеров являются «серыми». Кто такие «серые» провайдеры, доподлинно не известно. Видимо, имеются в виду частные предприниматели, которые обязаны уплачивать только единый налог и ЕСВ, следовательно получающие преимущество по себестоимости по сравнению с юрлицами-плательщиками НДС на общей системе. «Высокая конкуренция порождает демпинговые предложения, особенно со стороны «серых» операторов», – ранее отмечали в пресс-службе «Укртелекома». «На рынке немало локальных «теневых» компаний, которые нигде не зарегистрированы. Многие из них предоставляют услуги низкого качества и конкурируют только за счет низкой стоимости», – рассказали нашему изданию в «Киевстар». 

Небольшие провайдеры уверяют, что у них нет финансового запаса прочности для проведения регулярных демпинговых акций. «В отличие от крупного бизнеса, который может перекрывать убытки за счет доходов от других услуг и «экономить» на масштабе, для небольших компаний постоянный демпинг – самоубийство», – полагает руководитель некрупного провайдера, пожелавший остаться неназванным.

Другой спикер из небольшой компании тоже уверяет, что широкомасштабные демпинговые кампании не по силам мелким игрокам: «Основная цель демпинга – достижение доминирующего положения на рынке и дальнейшего существенного повышения цен». На первый взгляд, в условиях работы на территории Украины тысяч провайдеров достичь существенного перевеса практически невозможно.

Но на практике такие примеры уже есть в отдельных населенных пунктах страны, рассказывают провайдеры. «К примеру, пару лет назад в небольшой город Днепропетровской области зашел один из крупных провайдеров с годовой демпинговой акцией. После ее окончания из более десятка игроков «выжили» только несколько крупных. Последние, не сговариваясь, уже подняли тарифы для В2В-сегмента более чем в три раза. Вероятно, на очереди и повышение планки для В2С-абонентов», – отмечает участник рынка, пожелавший остаться неназванным.

«Маркетинг по-украински – это демпинг», – иронично характеризует рыночные баталии последних лет телеком-эксперт Александр Глущенко.

Кто меньше лукавит? Mind промониторил свежие тарифы и акционные предложения на доступ в интернет топ-10 крупнейших операторов страны и десяти провайдеров Киева. Столичный рынок был выбран потому, что на нем – самая высокая конкуренция, то есть простор для ценовых войн шире.

В качестве базы для сравнения расценок за доступ к интернету Mind взял 80 грн из заявления, направленного в АМКУ компаниями «Воля», «Датагруп» и другими.

Демпинг в сети: провайдеры ополчились против недобросовестной конкуренции

Тарифы и акции топ-10 интернет-провайдеров Украины

№ п/п Название компании Минимальные тарифы за интернет, грн Акции компаний
1 «Укртелеком» 95 «Легкий старт»: 11 грн/мес. в течение первых 180 дней. Далее – 65 грн/мес.
2 «Киевстар» (ТМ «Домашний интернет») 155 «Собственная скидка»: 75 грн/мес. в течение 3 месяцев + персонального акционного периода.
3 «Воля» 140 69 грн/мес., до 4 месяцев. Далее – 140 грн/мес.
4 «Триолан» 150 нет
5 «Фрегат» 94 «Фрегат.Год Пэсык@»: 0,01 грн в течение 12 месяцев. Платеж при подключении – 250 грн. После истечения срока действия тарифа на счет абонента зачисляется бонусом 250 грн. Далее абонент переводится на тариф All inclusive. Сейчас его стоимость – 164 грн.
6 Датагруп (ТМ «Домашний телеком» 99 «Двойная выгода»: интернет и до 50 ТВ-каналов за 39 грн в течение первого месяца. Далее – 139 грн/мес.
7 «Ланет» 134 При подключении тарифного плана Gold (199 грн/мес.) каждый третий месяц оплачивается со скидкой 50% (99 грн/мес.).
8 Vega 140 «Суперконект Легкий»: 60 грн/мес. в течение года. Далее – не известно.
9 «Тенет» 125 /4 месяца по цене одного»: в выбранном тарифе абонент оплачивает 1 месяц, стоимость подключения – 99 грн.
10 «Фринет» (ТМ ОЗ) 100 «-50% на абонплату»: скидка на 3 месяца (45-75 грн/мес. в зависимости от города)

Источник: данные компаний

Крупнейшие провайдеры страны ранжированы по рейтингу Expert & Consulting  

Тарифы и акции 10 интернет-провайдеров Киева 

п/п Название компании Минимальные тарифы за интернет, грн Акции компаний
1 «Билинк» 99 «Успей подключиться»: 4 месяца за 65 грн/мес. Далее – 129 грн/мес.
2 «Саннет» 100 Розыгрыш скидок в размере 90, 50, 20, 15% от стандартной стоимости тарифов PRO100 (140 грн/мес.) и «Гигабит» (230 грн/мес.).
3 «Информационные технологии» 100 «Эконом»: при оплате тарифов по 120 и 165 грн/мес. на 4, 8 или 12 месяцев вперед предлагаются бонусы. Абонент получает абонплату не ниже 90 грн/мес.
4 «НашНет» 89 Тариф «Стандарт», включающий и ТВ-услуги, в течение полугода со скидкой 40% – за 75 грн
5 «ЛокалНет» 100 Скидка 10% на все тарифы для новых абонентов
6 «Андернет» 100 «10=12»: оплачивая услуги на 6, 12 месяцев вперед, абонент получает бесплатные периоды. Абонент платит не менее 83 грн/мес.
7 «Телесистемы Украины» 99  «Приводи друзей»: бонус – 50% абонплаты за один месяц новому и пригласившему его абоненту.
8 «Паутина.Net» 139 нет
9 Znet 100 При подключении второй месяц бесплатно.
10 «Индастриал Медиа Нетворк» (ТМ Ipnet) 89 «Весенний»: 89 грн/мес. в течение 150 дней. Далее абонент переводится на пакет /Домашний», который сейчас продается за 140 грн/мес.

Источник: данные компаний

Киевские игроки ранжированы по данным сервиса 2IP

Как видно из таблицы, из 10 крупных провайдеров только у трех игроков («Триолан», «Ланет» и «Датагруп») нет длительных акций с предложениями ниже 80 грн в месяц.

Из десятки столичных провайдеров такие акции есть только у двух («Билинк» и «НашНет»). Акция-розыгрыш провайдера «Саннет» – под вопросом: компания не оглашает число абонентов, которые могут выиграть максимальные скидки.

Масло в огонь. Вскоре на рынке может обостриться борьба с тарифами ниже среднерыночного уровня. Во-первых, должен начать работу комитет по защите экономической конкуренции ИнАУ, участники которого будут мониторить активность игроков рынка, публично оглашать итоги исследований и при необходимости обращаться в АМКУ.

Во-вторых, к борьбе с демпингом могут подключиться медиагруппы (МГ). На недавнем круглом столе «Актуальные вопросы развития рынка платного телевидения Украины» представители МГ сообщили, что хотели бы вновь повысить роялти за телеправа для провайдеров.

Напомним, последние обязаны оплачивать каналам трансляцию контента с 1 января 2017-го после вступления в силу закона «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» относительно уточнения условий распространения программ телерадиоорганизаций в составе универсальной программной услуги». Провайдеры долго сопротивлялись новшествам, требовали убрать рекламу с каналов и т. п. Но в конечном итоге многие заключили договоры с МГ и заложили возросшие затраты в тарифы для своих абонентов.  В свою очередь медиагруппы пообещали воздействовать в меру своих сил на провайдеров, которые замечены в попытке демпинга. Правда, эти устные договоренности никак не были зафиксированы на бумаге, а обязательства взяты «под честное слово». Сейчас же провайдеры утверждают, что выполнять их никто не спешит.

Новые договоренности. На круглом столе несколько провайдеров заявили, что их рентабельность упала до 2–3% «благодаря» заниженным тарифам на ТВ-услуги некоторых конкурентов. «Зачем нам такой бизнес? Проще прекратить предоставлять ТВ-услуги, а деньги, которые мы платим медиагруппам, направить на рекламу фиксированного ШПД», – пригрозили провайдеры и предложили медиагруппам расторгать договоры с компаниями, которые продают услуги ниже себестоимости. На сегодня точкой безубыточности является 60 грн в месяц за ТВ-услуги, сообщили спикеры. Предложение меньших тарифов, по их мнению, можно расценивать как демпинг.

Медиагруппы пошли навстречу телеком-рынку. Стратегический директор StarLightMedia Федор Гречанинов заявил, что МГ хотят пресекать разрушительные тенденции на рынке, а демпинг – одна из них. «Везде, где видим проявления демпинга, уже боремся. Пока не жестко: массово не отзываем телеправа. Мы общаемся с компаниями, на которых жалуются их коллеги. И нас слышат. Но важно, чтобы мы не были теми жуткими парнями, которые устанавливают минимальные цены на телеком-рынке», – отметил Федор Гречанинов.

Гречанинов предложил профильным ассоциациям и провайдерам определить общую «медиану» для всего рынка: публично огласить точку безубыточности и экономически обосновать, почему тарифы не могут быть меньше этого уровня. После создания и публикации такого документа представители медиагрупп обязались более активно подключиться к «реагированию» на демпинг.

Создать такой документ согласились почти все присутствовавшие на круглом столе представители провайдеров и профильных ассоциаций. Кроме «Воли». «Вначале рынку необходимо выстроить некую дорожную карту, куда дальше двигаться, насколько мы эффективно продвигаемся в том или ином направлении. Мы должны думать не о копейках, а о каких-то глобальных вопросах», – отметил представитель компании. Вероятно, спикер дал понять своим коллегам: один из крупнейших игроков рынка не намерен участвовать в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате