Высоковольтное будущее: за что украинцы любят электромобили

Высоковольтное будущее: за что украинцы любят электромобили

Но почему отказ от двигателей внутреннего сгорания – это не вопрос завтрашнего дня

Этот материал также доступен на украинском
Высоковольтное будущее: за что украинцы любят электромобили

В начале января маркетинговое агентство IRS Group со ссылкой на МВД обнародовало данные о количестве электромобилей в Украине. По состоянию на 1 января 2019 года в нашей стране официально состояло на учете 10 700 авто на электрической тяге (в 2012 году было зарегистрировано всего семь автомобилей). И это не учитывая гибриды, которых в Украине еще 7000.

Почему популярность автомобилей на электротяге растет как на дрожжах – догадаться несложно. Эксплуатация электромобилей значительно дешевле, чем авто на бензине или дизеле. Глобально стоимость электрокаров постепенно снижается, формируется вторичный рынок, что дает возможность приобрести электромобиль почти по цене аналогичного авто на традиционном топливе. Кроме того, электрокары не загрязняют внешнюю среду, что тоже является стимулом к их покупке.

Тем не менее на фоне преимуществ есть и недостатки. И для кого-то они настолько критичны, что автовладельцы, покатавшись на электромобиле год-два, вновь пересаживаются на более привычные авто с двигателями внутреннего сгорания.

Преимущества электромобилей

Как уже было сказано, главное достоинство – сравнительная дешевизна владения. Среднестатистический автомобиль на бензине с двигателем объемом 1,6 л потребляет около 8 л топлива на 100 км. В год городской житель накручивает на одометре порядка 15 000 км. При нынешней цене бензина затраты на топливо составят 34 000 грн.

Пусть электромобиль проезжает на одном заряде 120 км (скажем, Nissan Leaf). Себестоимость одного километра пробега – около 0,2-0,3 грн. Это означает, что на «заправку» электромобиля его владелец за год потратит 4 500 грн. То есть в 7,5 раз меньше.

Электромобиль заряжается от любой «розетки». Да-да, авто можно запитать от обычной домашней сети, и за 5–8 часов его аккумулятор будет полностью заряжен. Портативная зарядная станция, которая позволит присоединить электромобиль к электросети в квартире или частном доме, стоит от $300–400.

Помимо этого, в Украине за последние годы значительно выросло число точек заряда для электромобилей. Как в городах, так и за их пределами. Карта всех электроАЗС (и не только Украины, но и других стран) есть на ресурсе. На данный момент зарядные станции расположены практически на всех ключевых трассах страны. Поэтому путешествие на электромобиле из Киева до Одессы, Львова или в Карпаты и даже за пределы Украины уже не кажется фантастикой. Причем станции, оборудованные быстрыми точками заряда, способны наполнить аккумулятор до 50–80% за 20–30 минут. Это как раз время, чтобы сделать передышку в долгой дороге и выпить кофе или перекусить.

Беспроблемность эксплуатации. У электромобиля гораздо меньше «болячек» и конструктивных элементов, которые нуждаются в регулярном обслуживании и могут внезапно выйти из строя. Нет свечей зажигания, топливной и выхлопной системы, поршней в двигателе, коробки передач (в ее привычном виде) и т. д. Поэтому сервисное обслуживание авто можно проводить раз в 30 000–60 000 км. Проводить замену масла в редукторе (аналог КПП), антифриза, тормозной жидкости. Стоимость всех этих манипуляций – 1500–2000 грн. Ну и раз в 10 000–15 000 км можно заехать на СТО, проверить ходовую и заменить фильтр салона.

Ходовая часть – как в обычном авто, кузов – тоже. Поэтому стандартные манипуляции можно провести и на обычной СТО. Если же возникнут проблемы с электроникой или двигателем, можно обратиться на одну из специализированных сервисных станций. Среди них есть как фирменные СТО крупных производителей, так и «гаражи» поменьше, которые часто работают при автосалонах. Например, только в Киеве существует уже более 20 СТО, которые берутся за обслуживание электромобилей.

Широкий выбор моделей. Несмотря на то что многие модели электромобилей в Украине официально не представлены (это как раз «минус», но о нем – ниже), приобрести можно практически любое авто. От Nissan Leaf и Chevrolet Volt и вплоть до такой экзотики, как Fiat 500e или Tesla Model X.

Если брать авто с пробегом, то цена на него будет более чем приемлемой. За Nissan Leaf с пробегом 60 000–70 000 км 2015 года выпуска просят 380 000–400 000 грн (новый – под 1 млн грн), Renault Zoe 2016 года выпуска с пробегом 35 000–40 000 км стоит порядка 340 000–350 000 грн (новый – 900 000 грн), а KIA Soul EV 2015 года выпуска с пробегом 60 000–70 000 км обойдется в 450 000–500 000 грн (новый – вдвое дороже).

Льготное налогообложение. В конце 2018 года Верховная Рада приняла целый ряд изменений в Налоговый кодекс. Депутаты, в том числе, продлили освобождение электромобилей, ввозимых в Украину, от НДС и акциза вплоть до 2022 года. Напомним, что впервые эта норма вступила в силу еще 1 января 2018 года.

Недостатки электромобилей

Дорогое удовольствие. Стоимость электромобилей – это один из основных факторов, который сдерживает от их приобретения. Цена нового электрокара (о вторичном рынке в данном случае речь не идет) в среднем в 1,5–2 раза выше, чем аналогичного по классу автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем.

Например, новый Volkswagen e-Golf стоит около 1 млн грн. Цена обычного Golf в украинских автосалонах – от 484 000 грн. Стоимость электрического KIA Soul – 935 000 грн, цена KIA Soul с ДВС начиналась с отметки в 450 000 грн. Renault Kangoo Z.E. стоит почти 1,1 млн грн. Его бензиновый аналог Renault Dokker Van (сменил Kangoo в 2012 году) – 322 000 грн, что почти втрое меньше.

Автоимпортеры не торопятся завозить новинки в Украину. Речь, конечно, об официальных поставках. В автосалонах, которые являются авторизованными дилерами производителей, можно встретить только электромобили Renault Zoe, KIA Soul EV, Hyundai Ioniq Electric, BMW i3, а также Jaguar I-Pace. Электромобили других марок – Volkswagen, Chevrolet, Citroen, Ford, Tesla – попадают в Украину усилиями частных автосалонов и перекупщиков.

Покупка автомобиля не у официального дилера, без гарантии производителя, – это всегда риск. Если с авто начнутся проблемы – это, скорее всего, будут заботы и затраты покупателя. Тем более что большинство пригоняемых электромобилей уже с пробегом. Многие из них после ДТП, встречаются и «утопленники». И, что самое печальное, покупателю будет очень сложно проверить «родословную» электромобиля. Поэтому такая покупка – кот в мешке.

Зависимость от розетки. Довольно низкая автономность – это действительно бич электромобилей. Даже хваленая Tesla, у которой заявлен запас около 500 км, на самом деле может «съесть» батарею раза в два быстрее. Было бы желание. Рядовые гражданские электрокары (Nissan Leaf, Renault Zoe, KIA Soul EV) на одном заряде проезжают 120–150 км.

Зимой запас хода падает еще на 20–30% – из-за морозов и более активного использования дополнительного оборудования (обогрева салона). Поэтому в пределах большого города одного заряда аккумулятора будет хватать максимум на два-три дня. И то, всегда есть риск застрять с севшей батареей где-то посреди трассы. Причем, если обычное авто, которое осталось без топлива, можно дозаправить из канистры и дотянуть до ближайшей АЗС, то электромобиль без заряда уедет только на эвакуаторе. По-другому – никак.

Также не стоит забывать, что постепенно емкость аккумулятора сокращается. Пусть и не так сильно, как пугали первых владельцев электромобилей. Спустя 2–3 года использования автомобиля – где-то на 10%, а спустя 5–7 лет – на 20–30%. Иными словами, со временем от одного заряда машина проезжает все меньше и меньше.

Ремонтировать – дорого. Если техосблуживание автомобиля – процесс довольно-таки простой и не особо затратный, то серьезный ремонт может влететь в «копеечку». Самый дорогостоящий элемент электрокара – батарея. Ввиду ее постепенной деградации, для 7–8-летнего авто (первые серийные партии Nissan Leaf, например, как раз такого возраста) желательна замена. Стоимость аккумулятора – $3000–6000. И еще не каждая СТО возьмется за его переустановку. Новый редуктор (трансмиссия) стоит от $1200 до $2000, а электродвигатель – $6000–7000 и более.

Кузовные детали тоже недешевые: бампера – $400–600, лобовое стекло – $300–400, фары – $200–300 за штуку.

При этом системные поставки запчастей в Украину толком не налажены. Исключая разве что электромобили, которые пользуются популярностью. Комплектующие для моделей, которые в меньшинстве, придется заказывать из-за рубежа и ждать неделями.

Перспективы и прогнозы

То, что электромобили стали обыденным явлением на дорогах, это факт. Число электромобилей в мире уверенно приблизилось к 4 млн. 

Но несмотря на планы некоторых стран полностью отказаться от ДВС в ближайшие 10–20 лет (такие заявления делали власти Франции, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Германии), осуществить их будет довольно сложно. Пока электромобили проигрывают по степени автономности, начальной стоимости и недостаточной развитости сопутствующей инфраструктуры (зарядные станции, СТО).

Правда, некоторые производители объявили о выпуске доступных моделей и электромобилей с внушительным запасом хода. Great Wall, например, анонсировала электромобиль стоимостью $14 000, а Volskwagen создаст авто с автономностью до 500 км.

Впрочем, пока подобные модели станут массовыми – пройдет явно не один год. Поэтому электромобили вроде бы уже и настоящее, но все-таки еще будущее.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате