Турецкий не гамбит: как Turkcell пытается потеснить Google, Amazon и других гигантов
Топ-менеджеры компании – о периоде стресс-тестирования, инвестициях в нестандартные ниши и «приключениях» lifecell на украинском рынке

Крупнейшие мировые мобильные операторы постепенно уходят от концепции «трубы»: перестают быть лишь транспортом для передачи голоса и данных, пытаются захватывать новые ниши и конкурировать с техно-гигантами Google, Amazon, Facebook и т.д. Как происходит этот «простой» процесс, украинским журналистам показали и рассказали на примере Turkcell (материнской компании lifecell) ее топ-менеджеры в Стамбуле. О стратегии и тактике этого оператора можно написать несколько томов «Войны и мир». Mind выбрал самые интересные цифры, факты и месседжи.
Смена приоритетов. Оператор стал «переобуваться» – позиционировать себя как ведущего мирового дата-оператора – 4 года назад. К концу 2018-го Turkcell уже продавал свои цифровые сервисы по франчайзи 169 млн абонентов в 192 странах. Тогда как физические сети у оператора есть только в 5 странах (Турции, Северном Кипре, Германии, Беларуси и Украине), где компания предоставляет услуги мобильной связи 49 млн абонентов.
Также Turkcell избавился от «баласта»: продал свои дочерние компании в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Молдове. В этих странах у оператора не было мажоритарной доли, а финансовые показатели не всегда впечатляли.
Топ-менеджеры Turkcell шутя называют этот период стресс-тестированием и уверяют, что очень успешно его пережили. По итогам 2018 года, стоимость активов Turkcell достигла 42,8 млрд турецьких лир (около $8,9 млрд, учитывая скачущий курс лиры), доходы выросли на 20,8% – до 21,3 млрд лир ($4,4 млрд), EBITDA на 41,1% – до 8,8 млрд лир ($1,8 млрд), маржа EBITDA на 6 п.п. – до 41,3%. А за два года выручка повысилась на 49%, прибыль – на 90,2%.
Даже во сне. Сейчас маркетологи компании продвигают концепцию Digital Operator 1440. Это значит, что Turkcell пытается побудить абонентов пользоваться своими цифровыми продуктами – BiP, fizy, TV +, LifeSport, «Журналы», LifeSport, Upcall , Playcell, Paycell, Yaani, Lifebox и т.п. – 1440 минут в день, т.е. 24 часа в сутки. Какие сервисы пользователи могут юзать во сне, маркетологи не уточняют. Вероятно, облачное хранилище данных Lifebox.
Глава правления Turkcell Ахмет Акча сообщил, что эти цифровые продукты уже приносят компании около 10% дохода.
Конкуренция с мировыми гигантами. В Турции очень сильны позиции месседжера BiP, поисковика, почтового сервиса и голосового ассистента Yaani, финансового сервиса Paycell. Этими продуктами пользуются миллионы жителей страны. Вероятно, секрет успеха связан с зашкаливающим уровнем патриотизма турок. Отечественная кампания «Покупай украинское» просто «отдыхает», в сравнении со стремлением жителей Турции поддерживать местные компании.

СЕО Turkcell Мурат Эркан рассказывает о Yanni
Однако патриотизм вряд ли поможет при продвижении на других рынках, где серьезно обосновались Google & CO. Гендиректор Turkcell Мурат Эркан рассчитывает, что компания сможет противостоять мировым гигантам за счет партнерства по франшизе с локальными мобильными операторами. Они предоставляют абонентам бонусы, более оперативную и качественную сервисную поддержку, устранение сбоев, позволяют хранить данные внутри страны. Эти «мелочи» помогут перетянуть долю рынка у гигантов, надеются в Turkcell.
«Прогнозируем, что вскоре будут серьезные изменения в мире: позиции операторов укрепятся. А мы будем прилагать как можно больше усилий, чтобы увеличить наши конкурентные преимущества», – подчеркнул Ахмет Акча.
Нестандартные ниши. Помимо цифровых услуг Turkcell пытается обосноваться и в «далеких» от телекома отраслях. К примеру, «дочки» Turkcell – Energy Solutions и Electricity Sales Trade Inc еще в 2017 году купили лицензию на поставку электроэнергии на 20 лет. Не секрет, что в Турции стабильные проблемы с электричеством. А эти компании запускают собственные смарт-решения по бесперебойному энергоснабжению клиентов.
Также Turkcell выходит на рынок электрокаров. Ахмет Акча рассказал журналистам, что компания вместе с 5 партнерами уже 1,5 года развивает этот проект. Совместные инвестиции достигнут $3 млрд. В 2019-м будет выпущен прототип электромобиля. А к 2022 году ожидается коммерческий запуск, в том числе и на украинском рынке. Главный исполнительный директор украинского lifecell Исмет Языджи пошутил, что их электрокары смогут составить достойную конкуренцию «Запорожцу».
О «центре управления полетами NASA». На Turkcell Technology Summit и встречах с журналистами топы компании постоянно говорили о важности качества услуг. «У меня есть философия, которой учу своих детей: когда строишь бизнес – в первую очередь должен думать о качестве услуг. Если думаешь только о деньгах – бизнес не состоится», – отмечал Ахмет Акча. Вероятно, чтобы журналисты поняли, что значит это эфемерное качество, нас отправили на экскурсии в операционный, кибер- и дата-центры Turkcell.
В операционном центре – огромная система мониторинга всех показателей эффективности мобильной сети, фиксированного интернета и ТВ-услуг.

В реальном режиме времени она отслеживает более 50 индикаторов. К примеру, количество обращений абонентов, голосовой и дата-трафик по регионам, доступ к популярным сервисам, на каких базовых станциях возникают проблемы с поставками электроэнергии, где «садятся» резервные батареи, температурный режим начинает превышать норму, сбои трансляции 150 ТВ-каналов. Если происходит какая-то аномалия, система тут же сигнализирует, а специалисты устраняют проблему. Инвестиции в систему мониторинга в Turkcell не разглашают, лишь уточняют: ее создавали силами сотрудников компании несколько лет.

Кибер-центр Turkcell в прошлом году отразил около 7 000 хакерских атак на сеть компании. Специалисты уверяют, что абоненты их не заметили. Компания использует подход 360 градусов: мгновенное выявление и реагирование на атаку. Чтобы эта простая «штука» срабатывала, система ежедневно мониторит около 3,5 млрд логов, трафик всей мобильной и фиксированной сети, IP-адреса, соцсети, абонентов, которые конектились с сомнительными ресурсами, и т.п. По каждому подозрительному «кейсу» собираются дополнительные данные. Журналистов попросили не фотографировать «святая-святых» – дешборды с мониторингом.
Также система в реальном времени анализирует, с каких регионов «идут» атаки. Во время посещения кибер-центра журналистами в топе «вредных» стран были Китай, Россия и Габон. Для последней страны такая активность нетипична, значит, хакеры используют прокси-сервера, чтобы замаскировать запросы к сетевым сервисам, поясняли специалисты Turkcell и отметили, что обычно весь мир хотят слушать Россия, Китай, Великобритания и США.
Уже 4 года Turkcell предлагает сторонним белым хакерам за вознаграждение хакнуть свою систему защиты: пока выявить уязвимости не удалось.
Пару раз сотрудники компании выявляли личности черных хакеров. Их не переманивали, даже несмотря на огромный дефицит специалистов. «В современном мире кибербезопасности перейти с белой на черную сторону можно за секунду – достаточно лишь сменить клавиатуру», – пояснили сотрудники кибер-центра.

Самый дорогостоящий «пазл» поддержания качества – дата-центры. В них компания вложила за последние три года 2 млрд лир (перевести эту сумму в доллары сложно, учитывая, что курс лиры упал с 2 до 5 за $1).

В Турции у Turkcell 35 ЦОДов, в которых сервера размещаются на 25 000 квадратных метров. Вскоре «арсенал» пополнится еще одним – самым крупным дата-центром на 12 000 квадратов. Вблизи Анкары Turkcell открывает ЦОД с собственной системой энергопитания на основе солнечных панелей.

Дата-центры сертифицированы по международному стандарту Tier III. Это значит, что риск выхода серверов в офлайн – минимален. Все системы жизнеобеспечения – энергопитание, кондиционирование, пожарная безопасность, доступ в интернет – дублируются. Если что-то пойдет не так – тут же включается бекап. В системе мониторинга – 7 000 датчиков, которые анализируют 20 000 индикаторов: температуру, влажность, поставку электроэнергии, системы охлаждения и т.п.

В дата-центрах «живут» сервера не только Turkcell, а и сторонних клиентов. К примеру, авиакомпании Pegasus, корпорации Oracle. Руководителя дата-центра Gebza удивил вопрос о проценте заполняемости ЦОДов.

Оказалось, в Турции, в отличие от Украины, нет проблемы простаивающих площадей. Секрет прост: Turkcell сразу не строит огромные ЦОДы, а создает дополнительные модули по мере запросов от клиентов. Также помогает все тот же патриотизм. «Данные должны храниться в Турции. Так мы их не только лучше оберегаем, но и поднимаем ВВП страны», – подчеркивали топы компании. В итоге Turkcell выходит на очень быстрые сроки окупаемости: 5-7 лет. Для владельцев украинских дата-центов такие темпы пока остаются мечтой.

В каких странах самый высокий и низкий ARPU? Наиболее устойчиво Turkcell чувствует себя в Турции, где «владеет» более 60% рынка мобильной связи. В 2018 году выручка компании на родном рынке повысилась на 18,2% – до 18,7 млн турецких лир ($3,9 млрд) и составила почти 90% от всего дохода. Минимальный пакет (5 ГБ интернета) стоит около $9. «И в Турции нет безлимита!», – подчеркнул Исмет Языджи.
«Самый высокий ARPU в Турции, наверное, потому что платежеспособность местных жителей выше, чем в других странах», – поскромничал Ахмет Акча. И добавил, что компания ежегодно вкладывает около $1 млрд в поддержание своей конкурентоспособности на местном рынке.
Отвечая на вопрос, в какой стране самый низкий ARPU, глава правления Turkcell рассмеялся и демонстративно посмотрел на руководителя украинской «дочки». Исмет Языджи парировал: «В Украине самый высокий средний чек у lifecell, по сравнению с другими мобильными операторами».

Ахмет Акча (слева) и Исмет Языджи (справа)
Причины «бедствия» – не только низкая платежеспособность населения, а и ценовые войны большой тройки. К слову, очередную атаку недавно начал lifecell, запустив безлимит за 40 грн. Исмет Языджи пояснил, что это временная акция. Ее цель – дать возможность абонентам опробовать качество услуг и новых цифровых сервисов. «Мы не поддерживаем ценовые войны. А пакет безлимит за 40 грн выпустили в том числе и потому, что безумное число SIM-карт раздается на улицах, демпигуют коллеги по рынку», – полагает СЕО lifecell.
Об инвестициях в украинскую «дочку». Ахмет Акча подчеркнул, что в Украине ARPU должен прилично вырасти, иначе у компании не будет возможности инвестировать в развитие сети. За годы присутствия Turkcell вложил в украинский рынок $2 млрд, из них $150 млн в прошлом году. «Но об окупаемости говорить еще рано: не можем не только хлебушек кушать, а даже водички попить», – отметил глава правления Turkcell.
Все на выход? Не секрет, что lifecell уже который год убыточен. Но Turkcell не намерен уходить с украинского рынка. Ахмет Акча рассчитывает, что в 2020 году оператор таки выйдет на прибыль. «Иначе вначале полетит голова Исмет-бея, а потом моя», – пошутил глава правления и серьезно пояснил, что считает Исмета Языджи одним из лучших топ-менеджеров: «Ранее компания стояла на коленях, были проблемы как с инвестициями, так и с целевыми расходами. Долей компании владел Ринат Ахметов. Теперь постепенно lifecell встает на ноги и начинает быстро двигаться вперед. У нас уже хорошая EBITDA».
Исмет Языджи добавил, что пока «ускорение» оттягивают два пункта: амортизация и ставки по кредитам. «Мы оперативно вложили огромные инвестиции в 3G и 4G, но прошло мало времени, чтобы их вернуть».

Вид из офиса Turkcell
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].