Будем здоровы: какие лекарства предлагают украинцам

Будем здоровы: какие лекарства предлагают украинцам

И почему ядром фармрынка стали компании среднего эшелона

Этот материал также доступен на украинском
Будем здоровы: какие лекарства предлагают украинцам
Фото: pixabay.com

Украинский рынок лекарственных средств уже несколько лет растет темпами, в разы превышающими динамику ВВП. «Рост фармацевтики можно сравнить с ростом лучших экономик мира – 11% в год, то есть в три раза быстрее, чем экономика Украины», – говорит Станислав Шум, управляющий исследовательской компании Top Lead.

По данным компании Proxima Research, в 2018 году объем продаж лекарственных средств через аптечные сети (они реализовывают 87% всех лекарств) составил 74,5 млрд грн (в штучном выражении это 1,144 млрд упаковок), в 2017-м – 61,2 млрд грн (1,115 млрд упаковок), а в 2016 году – 50,6 млрд грн (1,046 млрд упаковок). 

Продажи лекарств незначительно просели лишь в первом полугодии 2019 года, и то только в «штуках»: 544 млн упаковок против 562 млн упаковок в январе – июне 2018-го. В деньгах же рост по-прежнему продолжается: объем продаж медикаментов в первом полугодии нынешнего года составил 40,6 млрд грн, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Каково самочувствие «наших»?

Украинские производители отвоевывают все большую долю рынка. Сегодня 2/3 лекарств – это препараты отечественного производства. Хотя лет 10 назад ситуация была диаметрально противоположной.

Такой перевес можно объяснить тем, что после кризиса и, главным образом, обвала курса гривны, украинские фармкомпании получили преимущество. Они смогли предложить альтернативу большинству популярных зарубежных медикаментов и наладить выпуск аналогов, которые в разы дешевле дорогостоящих импортных лекарств.

В итоге, если проанализировать топ-10 фармацевтических компаний-лидеров  2019 года, больше половины из них – это именно украинские производители, такие как «Фармак», «Артериум», «Дарница», «Юрия-Фарм», Киевский витаминный завод и группа «Здоровье». В 2011 году, для сравнения, в первой десятке было лишь четыре украинских компании.

«Украинские фармацевтические предприятия имеют высокие производственные стандарты, поэтому я считаю, что у нашего фармрынка есть большие перспективы. Более 70% упаковок с лекарствами, которые продаются в стране, произведены в Украине», – комментирует Иван Сорока, президент Украинского медицинского клуба.

Поддержку отечественной фарминдустрии оказывают госпитальные закупки лекарств. Несмотря на то, что их доля в общем объеме реализации препаратов около 12–13%, по данным справочника «Фармацевтика Украины 2019», за 2018 год этот канал принес производителям медикаментов более 11,2 млрд грн, что составляет порядка 15% аптечных продаж. А в штучном выражении госпитальные закупки с 2016 года выросли почти в 2,7 раза.

Выиграли украинские фармкомпании и от программы «Доступные лекарства», которая действует с 2017 года и в рамках которой государство возмещает стоимость медикаментов. В первый год действия программы из бюджета было выделено 627,2 млн грн, в 2018-м – уже 1,04 млрд грн.

Что идет на экспорт?

Доказали свою конкурентоспособность отечественные производители и на международном рынке. По данным справочника «Фармацевтика Украины 2019», география экспорта украинских препаратов в 2017 году охватывала 50 стран, а в 2017-м поставки были налажены уже в 81 страну. Основные направления – прежде всего государства бывшего соцлагеря: Узбекистан, Казахстан, Россия, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Грузия, Киргизстан. Параллельно фармкомпании осваивают Ближневосточный, Азиатско-Тихоокеанский регионы и страны Евросоюза.

Хотя, если посмотреть на докризисную географию поставок, можно сделать вывод, что сейчас производители восстанавливают утраченные рынки сбыта. В 2012 году ключевыми покупателями украинских медикаментов были Германия, Индия, Франция, Италия, Венгрия, Россия, Швейцария и Болгария.

Читайте также: Долголетие на продажу: какие лекарства и технологии Украина поставляет другим странам

В 2018 году объем экспорта фармацевтической продукции из Украины составил $184 млн. Правда, эта цифра пока не дотягивает до уровня 2014 года, когда поставки превысили $230 млн. Но 2018 год однозначно оказался более удачным, чем 2016-й с экспортом на сумму $167 млн.

Интересен и тот факт, что фармацевтика продает за рубеж не сырье, а готовую, высокотехнологичную продукцию. В отрасли на каждые 100 грн созданной добавленной стоимости приходится 19 грн капитальных инвестиций.

Уровень капиталовложений выше только в телекоммуникациях и пищевой промышленности. А в сельском хозяйстве и нефтепереработке, для сравнения, доля инвестиций составляет соответственно 17 грн и 14 грн на каждые 100 грн добавленной стоимости.

Кто в рынке?

Фармацевтическая отрасль – одна из немногих в Украине, где нет монополистов. Лицензию на производство лекарств имеют 115 компаний, но никто из них не занимает долю более 7%. При этом рынок отличается высокой конкуренцией и на нем есть как устоявшиеся лидеры, так и компании, которых принято называть «вторым эшелоном».

В то же время потенциал многих производителей часто недооценен, хотя они имеют уникальные наработки и патенты, что открывает перед ними широкие возможности для экспансии как на внутреннем рынке, так и за его пределами.

«Индар». Государственная компания, созданная еще в 1997 году Кабинетом Министров. На сегодняшний день «Индар» – это единственный в Украине производитель инсулинов животного происхождения, который предназначен для людей, больных диабетом. Самые известные препараты компании – «Хумодар» (рекомбинантный инсулин человека), «Монодар» (инсулины монокомпонентные свиные), антикоагулянты (гепарин) и гемостатические лекарственные средства (протамина сульфат).

Свою продукцию «Индар» поставляет в Молдову, Сирию, Йемен, Бразилию. По данным производителя, он намерен расширить продуктовый портфель средствами иммунопрофилактики (вакцинами), новыми лекарственными средствами для обеспечения потребностей пациентов с такими диагнозами, как сахарный диабет, ВИЧ/СПИД и туберкулез.

Стоит заметить, что история «Индара» отнюдь не безоблачна. В 2008 году 70,7% компании, принадлежавшие госпредприятию «Укрмедпром», была продана компании Storke Holdings Limited из Белиза. В 2012 году государство вернуло 70,7% в свою собственность, и руководителем компании назначили Любовь Вишневскую. В 2014 году Минздрав попытался отстранить Вишневскую от должности, обвинив ее в участии в коррупционных схемах при проведении тендерных закупок медикаментов. Но попытка смены руководства оказалась неудачной. В 2016 году Служба безопасности Украины заявила о хищениях на заводе «Индар» на сумму около 500 млн грн. Впрочем, чем закончилось следствие – неизвестно.

А 2 октября 2019 года Верховная Рада приняла законопроект № 1054-1, который упраздняет перечень запрещенных к приватизации государственных предприятий. В их число входит и «Индар».

«ИнтерХим». Одесская компания, основанная в 1992 году на базе опытно-экспериментального производства Физико-химического института им. А .В. Богатского, выпускает и продает лекарства для больных с критическими диагнозами, такими как СПИД, туберкулез и малярия.

В мае 2016 года «ИнтерХим» запустила третью производственную очередь, что позволило увеличить мощности почти в четыре раза, а также добавить к ассортименту препараты в форме капсул и порошков. «ИнтерХим» – первая компания, которая зарегистрировала в Украине таблетированый морфин. Доля продукции «ИнтерХим» достигает 2% общего объема рынка страны. Помимо этого, производитель планирует выводить свою продукцию на экспорт в ЕС.

Как и «Индар», «ИнтерХим» подвергалась давлению со стороны правоохранительных органов. В 2018 году СБУ вместе с представителями нескольких общественных организаций инициировали проверки предприятия с изъятием документов и финансовой отчетности. Руководитель «ИнтерХима» Анатолий Редер даже направил обращение премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой повлиять на силовиков.

«Юрия-Фарм». Один из крупнейших в Украине производителей инфузионных препаратов и ведущих поставщиков медикаментов в госпитальном сегменте, который покрывает 60% потребностей лечебно-профилактических учреждений. «Юрия-Фарм» экспортирует свою продукцию в 18 стран разных регионов: В СНГ, Юго-Восточную Азию, Западную Европу и Латинскую Америку.

Компания выпускает растворы глюкозы, неогемодез, раствор новокаина, реополиглюкин, натрия хлорид, раствор Рингера, растворы офлоксацина, флуконазола, ципрофлоксацина. В период с 1998 по 2016 год производственные мощности предприятия выросли в 70 раз – со 100 000 единиц до 7 млн единиц продукции в год. Как сообщили Mind в пресс-службе компании, в 2020 году «Юрия-Фарм» планирует запустить новый производственный участок инфузионных препаратов.

Летом 2018 года Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками запретила обращение ряда препаратов, в которых были выявлены опасные и запрещенные компоненты. В их число попали раствор для инфузий «Натрия хлорид» и раствор для инъекций «Гепарин-Индар», которые производит «Юрия-Фарм».

«Лекхим». Группа компаний имеет два предприятия – в Харькове и Умани, специализируется на производстве генериков (препараты с доказанной эффективностью) почти всех терапевтических групп – антибактериальных, противовирусных, противогрибковых, противовоспалительных, обезболивающих, антигистаминных, седативных медикаментов, витаминов.

Компания постоянно вкладывает средства в разработку лекарств и ежегодно выводит на рынок порядка 10 новых позиций. В частности, в 2019 году «Лекхим» планировала наладить производство спиртосодержащих растворов, дезинфицирующих средств, расширить линейку обезболивающих препаратов и антибиотиков.

Основной рынок сбыта продукции компании – Украина. Тем не менее «Лекхим» развивает экспорт и поставляет медикаменты в страны СНГ, Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.

В апреле 2018 года Гослекслужба ввела запрет на продажу таблеток «Амброксол», которые выпускает «Лекхим». Как оказалось, этот препарат не был зарегистрирован в Украине и изготовлен для Узбекистана. А в мае 2019 года то же ведомство запретило реализацию, хранение и применение всех серий иммуностимулятора «Глутоксим», произведенного на заводе «Лекхим-Харьков». В препарате были обнаружены недопустимые примеси.

Что в перспективе?

Эксперты считают, что возможности внутреннего фармацевтического рынка Украины еще не исчерпаны. Украинец в среднем тратит на медикаменты около 73 евро в год – это уровень стран Юго-Восточной Азии. Расходы на лекарства у жителей Западной Европы в три-пять раз выше, что связано как с более высоким уровнем жизни и стоимостью препаратов, так и с тем, что европейцы приобретают препараты не за свой счет, а по страховым и государственным программам.

Именно поэтому украинские производители возлагают большие надежды на медицинскую реформу, в частности на запуск страховой медицины. Кроме того, стимулом для роста рынка является упомянутая уже программа «Доступные лекарства». В первый год ее действия потребление медикаментов, стоимость которых компенсирует государство, выросло на 65%, а в 2018-м – еще на 36%.

Читайте также: Цена здоровья: что происходит с индивидуальным медицинским страхованием в Украине

К тому же Министерство здравоохранения год назад заявило о планах увеличить финансирование программы. А в августе 2019 года МОЗ утвердил расширенный список лекарств, подлежащих реимбурсации.

По мнению Ивана Сороки, один из перспективных трендов рынка – выпуск инсулинов. «Субстанции для инсулинов производят не более десяти стран. А это очень высокие технологии и стандарты. Я надеюсь, что в ближайшее время мы должны и можем, учитывая весь потенциал, восстановить производство иммунобиологических препаратов, иммуноглобулинов, вакцин и сывороток и таким образом обеспечить потребности в них Украины», – говорит президент Украинского медицинского клуба.

Также на рынке востребован персонализированный подход к производству товаров медицинского назначения в сочетании с лекарственными средствами. Это направление, в частности, развивает «Юрия-фарм», выпуская растворы, препараты для хирургии анестезиологического и трансфузионного направлений.

Еще одна незанятая ниша – разработка оригинальных молекулярных препаратов. «Как пример можно привести «Интерхим», который производит медикаменты для лечения психоневрологических расстройств, бессонницы, тревожности», – отмечает Иван Сорока.

Каковы экспортные горизонты?

У отечественных фармкомпаний есть шансы усилить позиции и на международной арене. Мировой рынок ежегодно растет на 5–6%, и большой вклад в этот рост делают страны с развивающейся фарминдустрией.  

«По прогнозам, глобальный годовой объем продаж лекарственных средств до 2024 года возрастет с $911 млрд до $1,25 трлн. Украина станет частью этого роста», – считает Дмитрий Шимкив, глава совета директоров Darnitsa Group.

Как рассказывает Александр Торгун, директор направления здравоохранения Украинского института будущего (UIF), емкость одного лишь рынка биосимиляров (лекарственных средств биологического происхождения) к 2024 году может вырасти до $13,1 млрд. И украинские компании способны производить подобные препараты. «Например, предприятие «Биофарма» в сентябре запустила в эксплуатацию завод-фракционатор», – уточняет Торгун. Предприятие будет выпускать альбумин (препарат для восстановления и поддержки циркуляции крови при ранениях и травмах), иммуноглобулин (белки крови) и фактор VIII (препарат для больных гемофилией).

Читайте также: Создано украинцами: три умных гаджета, чтобы вернуться к жизни

Причем конкурентоспособность украинских производителей уже признана на мировом уровне. Большинство из них имеют сертификаты международного стандарта GMP, который определяет требования к производству лекарственных средств и БАД (биологически активных добавок). Только за 2016–2018 годы девять компаний из Украины получили сертификат GMP от Евросоюза.

«Но проблема в том, что для выхода на другие рынки есть масса регуляторных барьеров, которые препятствуют тому, чтобы наладить экспорт в США, Канаду, Австралию, Японию», – объясняет Александр Торгун.

Впрочем, альтернативой в такой ситуации может быть привлечение стратегических партнеров и инвестиций из-за рубежа. Ведь украинские производители представляют собой интересные активы с точки зрения стратегии развития и неизбежной перегруппировки крупных игроков. В том числе и глобальных, которые присматриваются к локальным рынкам.

А транснациональное производство может не только обеспечить лекарствами внутренний рынок, но и подтолкнуть экспорт.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате