Нескучные композиторы и музыкальные истории из их жизни

Нескучные композиторы и музыкальные истории из их жизни

Почему стоит прочитать книгу Марии Пустовит «Сам ты Гендель»

Цей текст також доступний українською
Нескучные композиторы и музыкальные истории из их жизни

Классическая музыка – сложно? – Нет!  Увлекательно и интересно? – Да!
Именно об этом книга  Марии Пустовит «Сам ты Гендель».

Бекграунд: Бетховен – потерянный пациент психотерапевтов? У Гайдна была невыносимая жена?  Моцарт «тусил» с масонами? Шопен троллил Листа? В кого влюбился автор знаменитого «Свадебного марша»? Шуман – шизофреник с манией преследования?

Классическая музыка –  одна из высших сфер человеческого понимания, но за ее созданием стояли хоть и талантливые, но все же просто люди. Такие же, как и мы – со своими характерами, проблемами, желаниями.

К примеру, мы уже свыклись с тем «официально» закрепившимся фактом в биографии Александра Пушкина, что он был не только гениальным писателем и поэтом, но и хулиганом и матерщинником. И конечно же, именно такая занимательная и даже вызывающая сторона жизни знаменитых людей – настоящая, не втиснутая в даты и списки достижений – может заинтересовать многих. 

Академической учебной и научной литературы о жизни и творчестве композиторов написано предостаточно. Биографии, статьи, научные работы, изобилующие сухими фактами, датами, терминами. Скорее всего, неискушенный читатель, решивший в высоком порыве узнать что-то о композиторе через несколько строк загрустит, сдуется и оставит изучение таких текстов преподавателям и их студентам.

Автор книги Мария Пустовит, профессиональный музыкант с высшим академическим образованием, старается поделиться своими знаниями про тех великих и знаменитых, чья музыка звучит в наушниках плееров, каждой третьей рекламе или является саундтреками к мультфильмам. И подает их в форме кратких увлекательных юмористично-ироничных рассказов, почти скетчей.

В этой книге вы не найдете слов «родился…крестился…умер…»,  ранних и поздних периодов творчества и прочего учебного текста. Только живые люди в живой жизни. После ее прочтения вы поймете, что классическая музыка не так далека и непонятна, как казалось раньше.

Оригинальное название: «Сам ты Гендель»

Издательство: Нотное издательство «Мелосвит»

Тираж: 1000 экземпляров

Сюжет: книга сразу захватывает и начинает знакомить с прекрасным миром музыки по-новому. Понятный «человеческий» язык, юмор, ненавязчиво используемые музыкальные термины, без которых сложно было бы сделать определенный акцент, увлекательное повествование. Совсем без терминов и не хотелось бы. Несмотря на то что книга является «легкой» литературой, все-таки имеет благородную образовательную миссию –расширение кругозора, популяризацию высокого и сложного искусства музыки.

Автор очень удачно сочетает крепкие, глубокие профессиональные знания и легкую развлекательную манеру подачи.

Какая методика лучше всего подходит для подачи учебного или научного материала? Конечно, образность – в литературных образах, живых портретах персонажей. Книга похожа на учебник для начинающих, который создан, чтобы с самого начала не отбить желание узнать новое в этой области и максимально увлечь читателя.

Структурно книга состоит условно из трех обособленных разделов.

Первый и самый большой – непосредственно о жизни великих композиторов. 

Автор берет своей отправной точкой эпоху барокко и ее известнейших представителей – безусловно, Баха и упомянутого в названии книги Генделя. Также в «диалогах» участвуют и другие известные их современники.

«…Папа не разрешал Георгу (Генделю) играть не клавесине. Он вообще убрал из дома все, на чем можно было бы играть, а клавесин унес на чердак. Потому что папа любил тишину и юристов.

Вот поедем к герцогу, – грозился он, – я ему расскажу, чем ты по ночам занимаешься. Ишь удумал. Спать невозможно.

Папу можно было понять – ему было шестьдесят семь лет и по ночам он хотел спать.

Понять Георга было труднее – ему было четыре и по ночам он хотел играть на клавесине…»

Далее идет следующая «эволюционная» ступень развития музыки – эпоха классицизма. И здесь на своих почетных местах: Гайдн, Моцарт и Бетховен.

«Вы себе представьте – просыпается Гайдн с утра, довольный. Первую часть симфонии вчера закончил. Пьет кофе. Дай, думает, сыграю разок, может чего подправлю.

Хвать – заключительной партии нет.

Идет искать в другую комнату, а там жена. Сидит с щипцами, заключительную партию на локон свой накручивает, свинья…»

Следующая веха – эпоха романтизма. Шуберт и Шуман, Шопен и Лист, Вагнер, Григ и Мендельсон.

«Лист очень нравился женщинам. И немудрено – Лист был высокий, красивый и демонический.

Время было такое – модно было в обморок падать от экзальтации. А если не падаешь – все, ты немодное бревно. И все, конечно, падали. Общественное мнение оно такое – и не захочешь, а упадешь.

А Шопен был маленький и довольно хлипкий. Но удивительное дело – его женщины тоже очень любили. Только в обморок возле Шопена падать было невыгодно, потому что Шопен сам все время падал…»

И заключительная эпоха – стиль модернизм и его представители – Скрябин, Прокофьев, Рахманинов.

«Сергей Васильевич (Рахманинов) был очень юморной человек.

Например, как-то раз написал Шаляпину романс с неисполнимой для его тесситуры нотой. Шаляпин на сцене как ни надувался, ноту эту так и не взял. Психанул и ушел. А Рахманинов из зала убежал и полчаса хохотал в гримерке. Шаляпин с ним полгода потом не разговаривал, хоть и дружили они очень…»

Следует сразу оговориться, что четкое деление на эти периоды и хронологические границы эпох условны, принадлежность к ним тех или иных композиторов несколько размыты. Композитор рождается и воспитывается в одной эпохе, а позже его творчество приобретает признаки новой или, точнее, новаторской. Эпохи тесно вплетаются друг в друга, перенимая коллективный опыт и навыки, логически продолжая эволюцию развития музыки.

Во втором условном  разделе книги автор представляет собственно себя – Марию Пустовит. Кто она? Чем живет? Чем дышит?

Зарисовки из собственной студенческой жизни помогают представить личность Марии, мир, который ее питает и вдохновляет, ее «дело жизни».

Завершает этот раздел искреннее, трогательное посвящение памяти своего преподавателя.
Заключительный раздел книги – рассказы, также биографические, на разные жизненные темы, которые еще больше помогают увидеть автора как человека, как личность, с эмоциями, радостями, переживаниями, страданиями. Именно так, как хотела показать нам великих и знаменитых – просто людьми.

Вам понравится, если вы человек, который стремится узнать что-то новое, испытывает потребность расширить свой кругозор; если вы преподаватель или студент, который хочет узнать альтернативный взгляд; если вы просто хотите прочитать новую «нужную», образовательную книгу.

Вам не понравится, если вы не любите читать и равнодушны к музыке; если вы профильный преподаватель или студент, который предпочитает более академические формы представления материала.

Главная причина прочитать: потратить свое время на действительно полезное дело и получить знания, которые безусловно повысят личный и культурный уровень.

В том же духе:

Виктор Черняк «Невыдуманные истории из жизни знаменитих людей. От великого до смешного…»

Скверные характеры, глупые привычки, смешные ситуации.

Да-да, герои этой книги – знаменитые люди, имена которых всем известны. Ученые, литераторы, политики, военные, художники, которые значительно влияли на ход мировой истории. Однако и они были обыкновенными людьми со своими слабостями, склонные к порокам и попадающие в разные жизненные ситуации, в том числе и курьезные.

В книге собрано множество фактов об известных на весь мир людях, начиная с их детства, когда преподаватели заверяли будущих светил, что ничего из них не получится. Мы столкнемся с тем, что многие из этих фактов отсутствуют в «прилизанных» биографиях или противоречат стереотипам, сложившимся у нас со школьных лет. А многие поступки гениев могут и вовсе возмутить, но, что поделаешь, факты – упрямая вещь.


 Ирвинг Стоун  «Микеланджело. Муки и радости»


Бестселлер, написанный ярким и живым языком, о скульпторе, художнике, архитекторе эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Перед читателями – гений, но живой человек, со своими радостями и страданиями, неудачами и победами. Уникальный человек во всех проявлениях своей необыкновенной жизни. Книга погружает во все тайны его личного мира, создавая незабываемый литературный образ этого великого человека.

Эта книга-учебник подойдет людям, которым интересно искусство, а также история, но которые не любят унылые и бесстрастные биографии с многочисленными датами и прочей сухой информацией.

Вы узнаете или узнаете больше об известных и простых современниках Микеланджело, об их быте и общении. Книга – просто находка, призванная рассказать легким и приятным слогом о жизни людей далекой загадочной эпохи Возрождения.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно