Заболело в мире
12,376,147
Умерло в мире
556,895
Вылечилось в мире
6,795,141
Заболело в Украине
52,043
Умерло в Украине
1,345
Вылечилось в Украине
24,800
Как все увидеть, услышать и сказать в эпоху «золотых рыбок»

Как все увидеть, услышать и сказать в эпоху «золотых рыбок»

И при чем здесь книга «Сторителлинг для глаз, ушей и сердца»

Этот материал также доступен на украинском
Как все увидеть, услышать и сказать в эпоху «золотых рыбок»
Фото: @m.livin

Вы думаете, в вашей жизни не происходит ничего интересного, за что может зацепиться глаз хотя бы того же фейсбучного юзера? А вот и нет! Вы даже не представляете, как много всего невероятного на самом деле с вами происходит! Но вы просто не видите этого, потому что не сторителлите.

Бэкграунд. Книг о сторителлинге, несмотря на то, что вся человеческая цивилизация – это сторителлинг, в мире на самом деле не так уж много. А  отечественные авторы и подавно до сих пор ничего не писали. Поэтому 32 летний Марк Ливин – украинский писатель, сторителлер, издатель The Village Украины и Inspired, соавтор и ведущий популярного подкаста о психологии «Простыми словами», преподаватель сторителлинга, спикер конференции TEDх – решил исправить эту ситуацию и стремительно ворвался на рынок с собственной книгой о сторителлинге.

В ней Марк Ливин подробно объясняет, как научиться видеть и слышать истории, как не пройти мимо головокружительных сюжетов, как, в конце концов, их рассмотреть, ведь на них нет вывески: «Я – сногсшибательный!»

Автор также размышляет, анализирует, делится увиденным и прочитанным, а еще, что очень важно, приводит разговоры с известными украинскими писателями, журналистами, рекламистами. В результате получается такое многоголосие, многообразие, с различными нотами и тонами. И из этого всего следует очень ценная и важная мысль: сторителлинг – мудрая, современная и всем нам нужная штука.

Оригинальное название: «Сторітелінг для очей, вух і серця»

Издательство: «Наш Формат»

Тираж: 4000 экземпляров

Сюжет. «Именно поэтому мы оживаем каждый раз, как видим что-то человеческое в истории». «История – это старейшая форма общения, в которой можно подать любой человеческий опыт, и она имеет чрезвычайную силу». Из таких объяснений человеческой рефлексии на истории начинает свой рассказ автор и цитирует Тириона Ланистера из «Игры престолов»: «Что объединяет людей? Войско, золото, стандарты? История. Нет в мире ничего более мощного, чем хорошая история. Ничего не может ее остановить, никакой враг ее не победит».

Так на чем держится это всемогущество историй – базового элемента эволюции человечества, которое передает свой опыт с помощью историй?

На определенных шаблонах, которые каждый раз повторяются, хотя каждый раз как-будто и другие. Вот эти 7 шаблонов, или 7 основных сюжетов, которые каждый раз экстраполируются в нашей жизни, по определению писателя Кристофера Букера:

  • «победа над чудовищем» (мифы о Персее и Тесее, мифы о Геракле, Дракуле); 
  • «из грязи в князи» (Золушка, Принц и нищий);
  • «приключение» («Илиада», «Божественная комедия»);
  • «путешествие и возвращение» («Одиссея», «Путешествия Гулливера»);
  • «комедия» («Сон в летнюю ночь»);
  • «трагедия» («Макбет», «Ромео и Джульетта»);
  • «возрождение» («Красавица и чудовище»).

А совокупность таких историй и создает коллективные ценности, утверждает Марк Ливин, выделяя среди них две базовые – выживание и самовыражение. Украинцы, говорит он, до сих пор находятся в ценностях выживания, тогда как «обычно человек переходит к ценностям самовыражения, когда у него появляются дополнительные ресурсы – деньги и время. Это позволяет думать о путешествиях, образовании, творчестве, а не только о том, где взять еду и чем оплатить коммуналку».

Еще один вызов: как передавать информацию в так называемую эпоху золотых рыбок, когда концентрация внимания человека сократилась до 8 секунд и почти сравнялась с реакцией золотых рыбок, которые концентрируются 9 секунд. Ответ дает сама жизнь: из истории. Недаром их количество в соцсетях ежегодно растет на 30%, а публикации с историями так называемых «маленьких людей» бьют на Западе все возможные рекорды.

Что такое история? Вопрос простой и сложный одновременно. Марк Ливин позвал в своей книге на помощь людей, разбирающихся в историях и имеющих за плечами собственные яркие истории. И вот некоторые из определений, которые дают они историям:

«История – это также способ вернуться к себе самому. К тому, кем ты можешь быть на самом деле»(Любко Дереш, писатель).

«Хорошая история терапевтически вписывается в личный нарратив: дополняет его, чистит или еще как-то меняет» (Ольга Пахолок, копирайтер, бук-блогер).

«Следует понимать, что мы живем в мире проекции и в любую историю интегрируем что-то свое» (Илья Полуденный, гештальт-терапевт).

«Хорошая история – это та, которую я еще не слышал» (Ярослав Сердюк, соучредитель рекламного агентства Banda).

«Хорошая история говорит через личный опыт об опыте многих» (Александр Михед, украинский писатель).

«Я проживаю столько жизней, сколько историй. Снова, и снова, и снова» (Анна Санден, писательница и предприниматель).

Чтобы писать хорошие истории, стоит просто внимательно слушать, советует автор и приводит известный тезис Зигмунда Фрейда: «Тот, кому не хватает секса, говорит о сексе, голодный – о еде, бедный – о деньгах, а банкиры говорят о морали».

В общем истории могут иметь разные ценности. «Хорошие истории имеют обычно хотя бы одну ценность. Большие истории имеют все три: дают знания, переживания, а еще они очень красивые», – заключает автор.

Вам понравится, если вы ищете теоретическое основание и практическую плоскость. Здесь все есть: от «Поэтики Аристотеля», наработок Хорхе Луиса Борхеса до ценностей компании Google, а также конкретные советы: как писать, что писать и зачем это делать?

Книга интересно оформлена, содержит удобные выделения ключевых слов.

Положительным является еще и представление историй лидеров мнений в сторителлинговий плоскости: писателей, блогеров, психологов, рекламистов.

В общем мысли Марка Ливин достаточно интересные и оригинальные, что дает повод утверждать, что он в современной литературе – явление.

Вам не понравится, если у вас завышенные  ожидания к структурированию книги: мысли автора здесь часто являются продолжением историй и соображений известных людей, и хочется четкого разграничения.

Также в структурировании произведения чувствуется влияние тезисов популярного современного писателя Ювала Ноя Харари.

Автор говорит о популяризации интернета в начале 90-х, что свидетельствует о его достаточно юном возрасте: современному поколению трудно представить себя и всех без интернета, которым, собственно, и было начало 90-х.

Главная причина прочитать: прочитать стоит, чтобы понять, что разрушает и создает истории. Разрушают: непроверенные или искаженные факты, общие формулировки, мусор (все, что не наделено смыслом), субъективная оценка эмоций, осуждение и неприятие. Создают: достоверные факты, конкретика, действие, эмоции и особенно детали – цвет, запах, вкус.

Суть и вкус историй часто кроятся в деталях: «осязаемые детали погружают в атмосферу. Все, что можно укусить, хлебнуть, понюхать, потрогать, должно быть в тексте... А еще не забывайте о действии – оно движет историю вперед», – заключает автор – знаток историй. Поэтому и советы его небанальные и ценные: писать от руки, записывать в блокнот, рисовать словам, читать вслух, убирать слова –ленивцы, загромождающие текст.

Ценность этой книги в том, что, доказывая важность сторителлинга, здесь еще и учат этим навыкам. Это нелегко – быть сторителером, предупреждает писатель: «Местами стыдно, местами даже страшно. Иногда в памяти отзываются слова учительницы, воспитательницы или кого-то из родных: «Не влезай, будь скромным, не говори о себе – это невоспитанно».

Но знания о себе – наше самое ценное достояние: чем больше мы здесь будем знать – тем больше всего видеть в других людях. Поэтому его история о написании книги об историях этим и завершается: Марк предлагает всем писать свои истории и не забывать ставить хэштег: # япишусвоюисторию

В том же духе:

«Курячий бульйон для душі» Марк Віктор Хансен, Емі Ньюмарк, Джек Кенфілд

Эта книга и рекордные ее продажи (в мире продано 500 млн экземпляров) – яркое свидетельство того, насколько на самом деле популярен в мире сторителлинг. Массовый сторителлинг. Ведь до сих пор как было ? Мы знали истории известных людей порой до таких деталей, которые они и сами не могли вспомнить. А наши собственные истории казались чем-то несущественным, мелким и недостойным внимания.

Но эта книга, которая, к тому же №1 The New York Times Bestseller, расставила все по полочкам. Мы все интересные. И даже очень! Все: водители, врачи, монахи, брюнетки и блондинки, молодые и старые. Потому что у каждого из нас есть интересная история, которая может вызывать восхищение и неудержимое желание о ней узнать.

Интересны и звездные авторы. Джек Кэнфилд – американский писатель, предприниматель, мотивационный спикер и тренер. Марк Виктор Хансен – автор многочисленных публикаций-бестселлеров и коуч. Эми Ньюмарк – автор книг по телекоммуникационному профилю, издатель, финансовый аналитик.Что же, это тот случай, когда о сути сторителлинга говорят те, кто сам имеет историю.


«Бог ніколи не моргає. 50 уроків, які змінять твоє життя» Регіна Бретт

История автора книги – известной американской журналистки и спикера, ведущей радиопрограммы и писательницы – очень незаурядная, ее автор и поведала миру, а та в свою очередь сделала ее знаменитой. Книга стала бестселлером по версии New York Times, а Регина таким образом получила компенсацию за пережитые испытания, которые только закалили ее на пути к так называемой американской мечте.

А испытаний было немало: одиннадцатый ребенок в семье, злоупотребление алкоголем в 16 лет, судьба матери-одиночки в 21 и в 41 – страшная болезнь – рак.

Пройдя через эти испытания, она собрала все свои размышления, чувства и переживания вместе и издала книгу. И теперь все, кто ее читает, а потом смотрит на фото красивой и улыбающейся женщины, непременно думает: «И как такое возможно?» Возможно.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате