Как все увидеть, услышать и сказать в эпоху «золотых рыбок»
И при чем здесь книга «Сторителлинг для глаз, ушей и сердца»

Вы думаете, в вашей жизни не происходит ничего интересного, за что может зацепиться глаз хотя бы того же фейсбучного юзера? А вот и нет! Вы даже не представляете, как много всего невероятного на самом деле с вами происходит! Но вы просто не видите этого, потому что не сторителлите.
Бэкграунд. Книг о сторителлинге, несмотря на то, что вся человеческая цивилизация – это сторителлинг, в мире на самом деле не так уж много. А отечественные авторы и подавно до сих пор ничего не писали. Поэтому 32 летний Марк Ливин – украинский писатель, сторителлер, издатель The Village Украины и Inspired, соавтор и ведущий популярного подкаста о психологии «Простыми словами», преподаватель сторителлинга, спикер конференции TEDх – решил исправить эту ситуацию и стремительно ворвался на рынок с собственной книгой о сторителлинге.
В ней Марк Ливин подробно объясняет, как научиться видеть и слышать истории, как не пройти мимо головокружительных сюжетов, как, в конце концов, их рассмотреть, ведь на них нет вывески: «Я – сногсшибательный!»
Автор также размышляет, анализирует, делится увиденным и прочитанным, а еще, что очень важно, приводит разговоры с известными украинскими писателями, журналистами, рекламистами. В результате получается такое многоголосие, многообразие, с различными нотами и тонами. И из этого всего следует очень ценная и важная мысль: сторителлинг – мудрая, современная и всем нам нужная штука.
Оригинальное название: «Сторітелінг для очей, вух і серця»
Издательство: «Наш Формат»
Тираж: 4000 экземпляров
Сюжет. «Именно поэтому мы оживаем каждый раз, как видим что-то человеческое в истории». «История – это старейшая форма общения, в которой можно подать любой человеческий опыт, и она имеет чрезвычайную силу». Из таких объяснений человеческой рефлексии на истории начинает свой рассказ автор и цитирует Тириона Ланистера из «Игры престолов»: «Что объединяет людей? Войско, золото, стандарты? История. Нет в мире ничего более мощного, чем хорошая история. Ничего не может ее остановить, никакой враг ее не победит».
Так на чем держится это всемогущество историй – базового элемента эволюции человечества, которое передает свой опыт с помощью историй?
На определенных шаблонах, которые каждый раз повторяются, хотя каждый раз как-будто и другие. Вот эти 7 шаблонов, или 7 основных сюжетов, которые каждый раз экстраполируются в нашей жизни, по определению писателя Кристофера Букера:
- «победа над чудовищем» (мифы о Персее и Тесее, мифы о Геракле, Дракуле);
- «из грязи в князи» (Золушка, Принц и нищий);
- «приключение» («Илиада», «Божественная комедия»);
- «путешествие и возвращение» («Одиссея», «Путешествия Гулливера»);
- «комедия» («Сон в летнюю ночь»);
- «трагедия» («Макбет», «Ромео и Джульетта»);
- «возрождение» («Красавица и чудовище»).
А совокупность таких историй и создает коллективные ценности, утверждает Марк Ливин, выделяя среди них две базовые – выживание и самовыражение. Украинцы, говорит он, до сих пор находятся в ценностях выживания, тогда как «обычно человек переходит к ценностям самовыражения, когда у него появляются дополнительные ресурсы – деньги и время. Это позволяет думать о путешествиях, образовании, творчестве, а не только о том, где взять еду и чем оплатить коммуналку».
Еще один вызов: как передавать информацию в так называемую эпоху золотых рыбок, когда концентрация внимания человека сократилась до 8 секунд и почти сравнялась с реакцией золотых рыбок, которые концентрируются 9 секунд. Ответ дает сама жизнь: из истории. Недаром их количество в соцсетях ежегодно растет на 30%, а публикации с историями так называемых «маленьких людей» бьют на Западе все возможные рекорды.
Что такое история? Вопрос простой и сложный одновременно. Марк Ливин позвал в своей книге на помощь людей, разбирающихся в историях и имеющих за плечами собственные яркие истории. И вот некоторые из определений, которые дают они историям:
«История – это также способ вернуться к себе самому. К тому, кем ты можешь быть на самом деле»(Любко Дереш, писатель).
«Хорошая история терапевтически вписывается в личный нарратив: дополняет его, чистит или еще как-то меняет» (Ольга Пахолок, копирайтер, бук-блогер).
«Следует понимать, что мы живем в мире проекции и в любую историю интегрируем что-то свое» (Илья Полуденный, гештальт-терапевт).
«Хорошая история – это та, которую я еще не слышал» (Ярослав Сердюк, соучредитель рекламного агентства Banda).
«Хорошая история говорит через личный опыт об опыте многих» (Александр Михед, украинский писатель).
«Я проживаю столько жизней, сколько историй. Снова, и снова, и снова» (Анна Санден, писательница и предприниматель).
Чтобы писать хорошие истории, стоит просто внимательно слушать, советует автор и приводит известный тезис Зигмунда Фрейда: «Тот, кому не хватает секса, говорит о сексе, голодный – о еде, бедный – о деньгах, а банкиры говорят о морали».
В общем истории могут иметь разные ценности. «Хорошие истории имеют обычно хотя бы одну ценность. Большие истории имеют все три: дают знания, переживания, а еще они очень красивые», – заключает автор.
Вам понравится, если вы ищете теоретическое основание и практическую плоскость. Здесь все есть: от «Поэтики Аристотеля», наработок Хорхе Луиса Борхеса до ценностей компании Google, а также конкретные советы: как писать, что писать и зачем это делать?
Книга интересно оформлена, содержит удобные выделения ключевых слов.
Положительным является еще и представление историй лидеров мнений в сторителлинговий плоскости: писателей, блогеров, психологов, рекламистов.
В общем мысли Марка Ливин достаточно интересные и оригинальные, что дает повод утверждать, что он в современной литературе – явление.
Вам не понравится, если у вас завышенные ожидания к структурированию книги: мысли автора здесь часто являются продолжением историй и соображений известных людей, и хочется четкого разграничения.
Также в структурировании произведения чувствуется влияние тезисов популярного современного писателя Ювала Ноя Харари.
Автор говорит о популяризации интернета в начале 90-х, что свидетельствует о его достаточно юном возрасте: современному поколению трудно представить себя и всех без интернета, которым, собственно, и было начало 90-х.
Главная причина прочитать: прочитать стоит, чтобы понять, что разрушает и создает истории. Разрушают: непроверенные или искаженные факты, общие формулировки, мусор (все, что не наделено смыслом), субъективная оценка эмоций, осуждение и неприятие. Создают: достоверные факты, конкретика, действие, эмоции и особенно детали – цвет, запах, вкус.
Суть и вкус историй часто кроятся в деталях: «осязаемые детали погружают в атмосферу. Все, что можно укусить, хлебнуть, понюхать, потрогать, должно быть в тексте... А еще не забывайте о действии – оно движет историю вперед», – заключает автор – знаток историй. Поэтому и советы его небанальные и ценные: писать от руки, записывать в блокнот, рисовать словам, читать вслух, убирать слова –ленивцы, загромождающие текст.
Ценность этой книги в том, что, доказывая важность сторителлинга, здесь еще и учат этим навыкам. Это нелегко – быть сторителером, предупреждает писатель: «Местами стыдно, местами даже страшно. Иногда в памяти отзываются слова учительницы, воспитательницы или кого-то из родных: «Не влезай, будь скромным, не говори о себе – это невоспитанно».
Но знания о себе – наше самое ценное достояние: чем больше мы здесь будем знать – тем больше всего видеть в других людях. Поэтому его история о написании книги об историях этим и завершается: Марк предлагает всем писать свои истории и не забывать ставить хэштег: # япишусвоюисторию
В том же духе:
«Курячий бульйон для душі» Марк Віктор Хансен, Емі Ньюмарк, Джек Кенфілд
Эта книга и рекордные ее продажи (в мире продано 500 млн экземпляров) – яркое свидетельство того, насколько на самом деле популярен в мире сторителлинг. Массовый сторителлинг. Ведь до сих пор как было ? Мы знали истории известных людей порой до таких деталей, которые они и сами не могли вспомнить. А наши собственные истории казались чем-то несущественным, мелким и недостойным внимания.
Но эта книга, которая, к тому же №1 The New York Times Bestseller, расставила все по полочкам. Мы все интересные. И даже очень! Все: водители, врачи, монахи, брюнетки и блондинки, молодые и старые. Потому что у каждого из нас есть интересная история, которая может вызывать восхищение и неудержимое желание о ней узнать.
Интересны и звездные авторы. Джек Кэнфилд – американский писатель, предприниматель, мотивационный спикер и тренер. Марк Виктор Хансен – автор многочисленных публикаций-бестселлеров и коуч. Эми Ньюмарк – автор книг по телекоммуникационному профилю, издатель, финансовый аналитик.Что же, это тот случай, когда о сути сторителлинга говорят те, кто сам имеет историю.
«Бог ніколи не моргає. 50 уроків, які змінять твоє життя» Регіна Бретт
История автора книги – известной американской журналистки и спикера, ведущей радиопрограммы и писательницы – очень незаурядная, ее автор и поведала миру, а та в свою очередь сделала ее знаменитой. Книга стала бестселлером по версии New York Times, а Регина таким образом получила компенсацию за пережитые испытания, которые только закалили ее на пути к так называемой американской мечте.
А испытаний было немало: одиннадцатый ребенок в семье, злоупотребление алкоголем в 16 лет, судьба матери-одиночки в 21 и в 41 – страшная болезнь – рак.
Пройдя через эти испытания, она собрала все свои размышления, чувства и переживания вместе и издала книгу. И теперь все, кто ее читает, а потом смотрит на фото красивой и улыбающейся женщины, непременно думает: «И как такое возможно?» Возможно.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].