Игровой джаггернаут: как виртуальную «песочницу» Roblox оценили в $45 млрд

Игровой джаггернаут: как виртуальную «песочницу» Roblox оценили в $45 млрд

Компания, ставшая бебиситтером в эпоху COVID, совершила сенсационный выход на биржу

Цей текст також доступний українською
Игровой джаггернаут: как виртуальную «песочницу» Roblox оценили в $45 млрд
Фото: DR

Платформа для создания онлайн-игр Roblox вязнет в убытках, её выручка относительно невелика, и более половины ее пользователей – дети в возрасте до 12 лет. Накануне пандемии инвесторы оценивали эту компанию в $4 млрд, но за время COVID она подорожала примерно в 10 раз. На прошлой неделе акции Roblox, размещенные на бирже, взлетели до $45 млрд, поместив эту компанию на уровень ярчайших звезд панденомики.

Что необычного в игровой платформе Roblox, и почему инвесторы так взвинтили ее цену, разбирался Mind.

Выход на биржу без IPO

Roblox – одна из немногих компаний, ставшая публичной без традиционного прямого размещения акций (IPO), путем которого она могла бы вечером 9 марта продать крупные пакеты своих акций институционным инвесторам, а затем утром 10 марта открыть их для торгов.

Компания пропустила этот первый шаг – она не продала ни одной ценной бумаги. Акции просто открылись для торгов в среду, 10 марта; и люди, уже владевшие ими, в том числе ранние венчурные инвесторы и сотрудники Roblox, смогли продавать их на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Владельцы не продешевили. Стартовая цена акций в среду составила $65, что на 44% превысило заданный биржей ориентир. На следующий день их стоимость поднялась почти до $78, а капитализация Roblox достигла $45 млрд.

Игровой джаггернаут: как виртуальную «песочницу» Rolbox оценили в $45 млрд
Источник: arstechnica.com

Компанию стали называть сенсацией и феноменом, так как рыночная оценка ее стоимости оказалась выше, чем у игрового гиганта Electronic Arts, выпускающего знаменитые серии игр Battlefield, FIFA, Mass Effect и The Sims. Самая популярная игра Roblox называется Adopt Me!, и она почти незнакома недетской аудитории.

Биржевая стоимость известных игровых компаний:

Activision Blizzard – $72 млрд

Electronic Arts – $38 млрд

Unity – $28 млрд

Take-Two – $19 млрд

Zynga – $11 млрд

Ubisoft – $9,5 млрд

Гибрид социальной сети и игровой платформы

Roblox – это виртуальная «песочница», пользователи которой могут и играть, и создавать игры. Сервис оказался завлекающим для представителей нового поколения, рассматривающих игры не только как развлечение, но и как объект для творчества и самовыражения.

Число активных пользователей Roblox за прошедший год увеличилось в 1,5 раза до 35 млн человек, 25% которых – дети в возрасте до 9 лет, а 29% – 9-12-летние. Сейчас в сервисе Roblox насчитывается 8 млн игроков-разработчиков, создавших почти 18 млн игр.

Свыше 1,2 млн человек на платформе Roblox за создание контента получили в 2020 году внутриигровую валюту «робуксы», которую можно обменять на реальные деньги по установленному компанией курсу. Суммарно игроки-разработчики заработали за год $329 млн.

Смесь социальной сети и непрерывного конвейера новых игр обусловила высокую вовлеченность аудитории. Во время пандемии платформа Roblox миллионы раз была использована для виртуальных празднований дней рождения, что создало новый культурный феномен, который наверняка продолжится.

Строительство «метавселенной»

По словам аналитиков, Roblox пытается реализовать концепцию «метавселенная» – создать такой виртуальный мир, в котором миллионы или миллиарды людей могут собираться, чтобы играть, зарабатывать и социализироваться. Пример подобного мира красочно описан в книге и одноименном фильме «Первому игроку приготовиться».

Roblox стремится предоставить удобные строительные блоки для «метавселенной» своим пользователям, чтобы те соорудили цифровой мир, как они его видят. И по мере того, как экономика этой «метавселенной» будет расти и развиваться, Roblox будет получать все больше дохода, срезая себе долю от каждой транзакции.

Похожую концепцию пытаются реализовать и другие. Так, компания Epic Games расширяет в «метавселенную» свой шутер в жанре «королевской битвы» Fortnite, проводя внутри игры эксклюзивные показы фильмов и концерты. В 2020 году выступление рэпера Трэвиса Скотта в Fortnite одновременно смотрело 12,3 млн игроков. Создателем еще одной «метавселенной» станет Microsoft, купившая разработчика игры Minecraft за $2,5 млрд в 2014 году.

Заоблачная оценка бизнеса – это ставка на рост

Roblox стал одним из крупнейших выгодополучателей от COVID. Закрытие школ на карантин и призывы «оставайтесь дома» в немалой степени поспособствовали притоку детей к ее играм. В связи с этим остается открытым вопрос: сможет ли компания в период выхода из изоляции удержать пользователей на своей виртуальной платформе и создать устойчивый бизнес?

В прошлом году Roblox почти удвоила свою выручку – с $508 млн до $923 млн, но также увеличила убыток до $253 млн. В 2021 году тенденция экспоненциального роста дохода и убытка сохранится, поскольку расширение платформы неминуемо повлечет рост капитальных расходов и выплат игрокам-разработчикам.

Может пройти немало лет, прежде чем Roblox сможет начать работать в прибыль. Однако инвесторы говорят, что на данном этапе их волнуют исключительно темпы роста игровой платформы.

«Как и ко всем современным софтверным компаниям, обычные формулы оценки бизнеса к Roblox не применимы, – рассуждает Борис Шлоссберг, управляющий партнер инвестиционной компании BK Asset Management. – Успех Roblox будет базироваться на таких же критериях, как у Netflix и Twitter – на числе новых пользователей. Если компания сможет удержать новообретенную базу фанатов и расширить свой глобальный охват, в особенности на Китай – крупнейший в мире игровой рынок – ее акции, вероятно, удвоятся в цене в течение следующего года на одной лишь надежде и на хайпе».

Покупая акции Roblox, инвесторы ставят на то, что, нарастив пользовательскую базу, компания сможет перенаправить детей и подростков от простых игр на создание и использование виртуальных площадок по обмену опытом. Платформа Roblox отлично подойдет, например, для размещения интерактивных лекций, проведения церемоний награждения, коллективных собраний и всевозможных социальных и бизнес-событий.

Перспективы обширны, но, если юных игроков-разработчиков переманит от Roblox конкурирующая «метавселенная» или развлечения реального мира, стоимость игровой платформы, скорее всего, рухнет.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно