Директор Хуавэй Украина: «Если каждый оператор станет строить свою 4G-сеть вдоль автобанов – мы заработаем больше. Но это не в наших интересах»
Ма Ци – о динамике финпоказателей, оптимальном времени для старта 5G и причем здесь солнечные электростанции

Компания Huawei входит в топ-10 мировых техгигантов по объему доходов в нашей стране. Что помогло компании удержать позиции на рынке во время пандемии? Какие инновационные ниши в Украине осваивает поставщик телекоммуникационных сервисов? Как решение Huawei LampSite помогает увеличить скорость интернета в киевском метро? Об этом и многом другом в интервью Mind рассказал директор Хуавэй Украина Ма Ци.
О финансовых показателях
– Какова динамика основных сегментов вашего бизнеса?
– Наш бизнес можно условно разделить на три направления: поставка, установка, пусконаладка, эксплуатация и техобслуживание телекоммуникационного оборудования; цифровизация корпоративного сектора и продвижение потребительских гаджетов.
В первых двух сегментах бизнес развивается стабильно и показывает положительные результаты. В третьем мы зафиксировали небольшой регресс в прошлом году. Но в целом нам удалось выйти на постоянную прибыль. Даже несмотря на снижение некоторых показателей значительных убытков не наблюдалось. На протяжении последних трех лет финансовые показатели компании в Украине демонстрируют рост.
– Что помогло нарастить доходы?
– Цифровая трансформация многих отраслей и улучшение цифровой инфраструктуры в Украине. Эти направления создают большой потенциал, который можно реализовывать с помощью инноваций и сотрудничества.

Офис Хуавэй Украина в Киеве
В прошлом году, когда люди перешли на удаленный формат работы, возросла потребность в качественной связи. Операторам пришлось работать над повышенным спросом на бесперебойный доступ в интернет. Соответственно расширился и спектр наших услуг.
Аналогичная ситуация сложилась и в корпоративном сегменте бизнеса. Из-за пандемии компании перешли на дистанционный формат работы, что привело к увеличению объемов закупок ИКТ-оборудования.
– На какую динамику рассчитываете в этом году?
– На наше развитие могут положительно влиять несколько факторов. Первый – цифровизация. Из-за пандемии многие компании в Украине ощутили потребность перехода в диджитал. Еще один стимул – «зеленая» энергия. Бизнесы переходят к «зеленой» модели производства и стремятся внедрить цифровые технологии, чтобы сделать свой вклад в устойчивое развитие страны.
О новых нишах
– С 2015 года на украинском рынке представлено оборудование Huawei для солнечных электростанций. А год назад вы запустили сайт solar.huawei. Почему данное оборудование называется интеллектуальным? Батареи синхронизируются с движением солнца?
– Речь идет о множестве решений на основе искусственного интеллекта. Единственная интеллектуальная составляющая большинства солнечных электростанций – это инвертор. Например, благодаря искусственному интеллекту инвертор Huawei может не только проводить самодиагностику, но и отслеживать исправность всей системы, включая солнечные батареи. Еще один пример – наша защита от электрической дуги AFCI, которая также функционирует на искусственном интеллекте и значительно снижает риск возникновения пожара.
В целом искусственный интеллект повышает производительность всей системы до 2%. В случае затемнения оптимизаторы для солнечных батарей Huawei увеличивают выработку электроэнергии до 30% по сравнению с традиционными решениями. Хотя на первый взгляд 2% – не так уж и много. Но поскольку оборудование рассчитано на срок эксплуатации до 25 лет, эта разница будет более чем ощутимой.
– За счет чего повышается производительность?
– Дело в том, что даже фотовольтаические панели одной партии неидентичные. На их различия влияют и условия эксплуатации. Инверторы Huawei оснащены большим количеством независимых входов (MPPT), благодаря чему отличия сводятся к минимуму, а генерация растет.
– Каков спрос от В2В и В2С-клиентов в нашей стране?
– Наше интеллектуальное фотовольтаическое оборудование используют как большие предприятия, так и частные клиенты. Однако рост В2В-сегмента зависит от регуляторной базы. Мы наблюдаем переход от строительства промышленных СЭС с использованием стимулирования при помощи «зеленого» тарифа к солнечным электростанциям для собственного потребления. Благодаря нашим интеллектуальным фотовольтаическим решениям предприятие может заместить до 40% потребления из сети, сэкономив таким образом на электроэнергии. Наши клиенты оценивают срок окупаемости до 5 лет.
Частные домохозяйства начинают активнее изучать и использовать фотовольтаические решения. Они компенсируют снижение инвестиций от больших предприятий.
– Сколько сейчас у вас клиентов в В2В?
– Несколько сотен. С каждым годом доходы в этом сегменте растут.
– А в В2С?
– Около 15 000 домохозяйств используют инверторы Huawei.
– Как привлекаете частных клиентов?
– Через наш сайт, продвигаем группу и страницу компании в Facebook. Работники локального офиса проводят вебинары и тренинги, а также сотрудничают с дистрибьюторами и инсталляторами, которые распространяют наши фотовольтаические решения и продукты.

Первоочередные задачи Huawei – сократить затраты на электроэнергию для потребителей, помочь повысить безопасность и надежность установок, а также обеспечить наилучший пользовательский опыт.
О 4G в киевском метро
– Мобильные операторы недавно завершили запуск 4G в киевском метро. Почему они выбрали Huawei в качестве поставщика и наладчика сети?
– Думаю, по нескольким причинам. Во-первых, этот проект был особенным. В метро используется нестандартное оборудование, которое не применяется для обычного покрытия городов. Мы использовали решение LampSite, специально разработанное для покрытия в помещениях, в том числе в торговых центрах, аэропортах, на стадионах и в метро.
Во-вторых, кейс 4G в метро уникален тем, что тут применяется технология совместного использования сети доступа RAN Sharing. Она позволяет троим операторам использовать одно и то же оборудование. Система настроена так, чтобы операторы одновременно могли использовать свои лицензированные частоты.
В-третьих, Huawei помогала Украине перейти из поколения 2G в 3G, а далее – из поколения 3G в 4G. Так что у нас есть немалый опыт в данной сфере.
Мы продолжаем внедрять инновации, чтобы создавать ценность для украинского общества, способствовать экономическому и социальному прогрессу, а также устойчивому развитию. Доступ к интернету в метро стал необходимостью в цифровую эру. Ведь на сегодняшний день это не просто доступ к соцсетям, СМИ и развлечениям. В первую очередь это основа развития технологий «умного» и безопасного города, которые могут повысить уровень комфорта в столице.

Немаловажным является и предоставление высококачественных телекоммуникационных услуг. Эти услуги расширяют возможности горожан, открывают им доступ к новым знаниям, позволяют решать рабочие вопросы, а также общаться с друзьями и родственниками во время поездки.
– Вы упоминали о решении LampSite. В чем его особенности?
– Есть три аспекта, которые делают это решение уникальным. Во-первых, LampSite позволяет запускать сети трех операторов одновременно. Во-вторых, поддерживает поколения 2G, 3G и 4G, при этом покрывая полный спектр частот, лицензированных для использования в сетях мобильной связи. В-третьих, там используется технология Virtual 4T4R MIMO (Multiple Input Multiple Output, помогает повысить пропускную способность, т.е. передавать больше данных, увеличить скорость. – Mind).
О покрытии автобанов 4G
– По условиям лицензии в 900 МГц, операторы должны в ближайшие годы покрыть 4G международные и национальные дороги. Ранее топы «большой тройки» заявляли о возможности совместного использования инфраструктуры. Как вы относитесь к этой идее? Вероятно, Хуавэй Украина было бы выгоднее, чтобы каждый оператор строил свою сеть?
– В теории, если каждый оператор станет устанавливать свои вышки и оборудование, вендор заработает больше. Но это не в наших интересах. Мы понимаем, что расходы операторов ограничены. Их доход от строительства собственных сетей не увеличится.
Мы бы хотели, чтобы игроки отрасли могли стабильно зарабатывать больше с помощью наших технологий. Если оператор получает хорошую прибыль, у него появляется стимул больше инвестировать в другие продукты. Это наша приоритетная модель развития. Поэтому мы бы хотели, чтобы три оператора объединились для покрытия автобанов и использовали шеринг, как в кейсе 4G-метро.
– «Большая тройка» уже договорилась о запуске такого сценария?
– Пока нет единого решения. Кейс покрытия автобанов очень сложный. Много вопросов не только с технической точки зрения, но и с точки зрения бизнеса. Пока проект на начальной стадии развития.
Мы начали переговоры с тремя операторами о сотрудничестве по шерингу. Сделали первые шаги в области базовой инфраструктуры. В дальнейшем будем еще обсуждать проект и думать, как операторам сэкономить на себестоимости.
– Насколько шеринговая модель может удешевить проект?
– Затраты на оборудование при совместном использовании инфраструктуры могут снизиться на 30-40%. Также важно учитывать и другие технические детали, которые могут сократить расходы.
О 4G на железной дороге
– Актуальная для многих абонентов проблема – отсутствие стабильного интернета на железной дороге. Как ее можно решить?
– Мы согласны, что технологии должны быть ориентированы на людей. Они позволяют облегчить жизнь и повысить эффективность работы. В цифровую эру каждый должен иметь доступ к цифровым технологиям и их возможностям. Мы стремимся создавать технологии, которые делают жизнь лучше, бизнес – более интеллектуальным, а общество – более инклюзивным. То есть технологии, которые в конечном итоге приблизят нас к полностью подключенному интеллектуальному миру. Потому во время поездок пассажиры должны иметь доступ к услугам, которые удовлетворяют потребности и обеспечивают лучший опыт.
Этот проект мы также обсуждали с операторами. Он достаточно сложный, требует значительных усилий и затрат. Полноценному покрытию железнодорожных путей мешают ограничения и барьеры. Прежде всего, операторам необходима поддержка от государства. Когда – или если – игроки отрасли ее получат, реализовывать проект будет намного проще. Пока же проблемы, с которыми столкнутся операторы, и выгоды от реализации проекта не равноценны.
Но мы в любом случае рассматриваем варианты запуска 4G вдоль жд. Например, уже есть успешные кейсы покрытия железных дорог в Китае и Европе. У нас имеется опыт реализации подобных проектов.
– Возможно, вы оценивали объем инвестиций в проект? И предполагаете, какую долю могло бы компенсировать государство?
– Думаю, этот вопрос не к Huawei. Мы предоставляем оборудование и технологические возможности. Но это только около 30% от себестоимости проекта.
Также объем инвестиций будет зависеть от того, какой вариант выберет украинское правительство совместно с операторами. В других государствах этот проект развивался по разным моделям.
О развертывании 5G
– В этом году должен был состояться 5G-тендер, но его перенесли. Вы расстроены?
– Мы не почувствовали сожаления (смеется). Развитие каждой эры поколения связи (2G, 3G, 4G, 5G) – сложный процесс. Для развертывания 5G необходимо время, чтобы все обдумать и тщательно распланировать каждый шаг. Нельзя сразу запустить 5G в Украине. Нужен четкий план и видение реализации проекта операторами. Новые технологии требуют больших ресурсов. Нужно подходить с умом к решению этого вопроса.
– На ваш взгляд, когда оптимальное время для старта 5G в Украине?
– Думаю, 2023 год. К этому времени операторы смогут просчитать риски и все распланировать.
– В каких сферах 5G может пользоваться спросом в Украине? Операторы давно запустили сети NB-IoT, но пока шквала запросов от бизнеса не наблюдается.
– Мы тоже думаем над этим вопросом и уже начали несколько проектов. Vodafone Ukraine, UNIT.City, Министерство цифровой трансформации при технической поддержке Хуавэй Украина создают тестовую площадку c использованием технологии 5G на территории UNIT.City. Это повлияет на развитие инновационного предпринимательства.
Об R&D
– Huawei открыла научно-исследовательское подразделение в Киеве около пяти лет назад. Почему компания выбрала Украину?
– Мы запускаем R&D в разных странах, основываясь на нескольких факторах. Прежде всего, смотрим на сильные стороны каждой страны. Украина перспективна с точки зрения производства и наличия специалистов, которые сильны в точных науках. Мы работаем с локальными сообществами, чтобы поддерживать и способствовать развитию знаний и навыков студентов.
– По всему миру корпорация Huawei вкладывает в R&D серьезную долю от дохода (10-15%). А какой процент таких инвестиций в Украине?
– Инвестиции Huawei в научно-исследовательскую деятельность имеют международный характер, то есть их инициирует штаб-квартира компании.
– Сколько разработчиков в киевском R&D?
– Сейчас там работают несколько десятков ученых с докторской степенью.
– Чем они занимаются? Можете привести пару примеров финализированных проектов?
– Украинские инженеры занимаются термофизическими исследованиями и разработками. Их решения применяются не только в Украине, но и во всем мире.
– Проект уже завершен?
– Еще нет. Сейчас он на стадии совершенствования технологии. Пока не можем раскрывать детали.
О КСО
– Недавно компания Хуавэй Украина запустила мобильное приложение Digital Inclusion для людей с нарушениями речи. Его разработали сотрудники киевского R&D?
– Украинский R&D сконцентрирован на создании универсальных решений, которые используются по всему миру. Мобильное приложение Digital Inclusion создано по инициативе компании Хуавэй Украина в рамках социального партнерства с украинской общественной организацией «Здоровое общество» (Одесса) и социальным предприятием «ДивоГра» (Бровары, Киевская область) при поддержке Министерства образования и науки Украины.
В создании мобильного приложения Digital Inclusion приняли участие эксперты, представители родительских комитетов, государственных учреждений, школ, университетов, медиа, бизнеса. Особую роль в проекте сыграли педагоги Мостищенской школы-интерната (Киевская область) и национальное сообщество активистов, которые являются будущими пользователями мобильного приложения. Проект поддержал технический партнер из Днепра – компания VRG Soft.

– Почему вас интересует участие в таких проектах?
– Миссия Huawei – обеспечить доступ к цифровым технологиям каждому человеку, дому и организации, чтобы создать полностью подключенный интеллектуальный мир. Компания работает в Украине уже более 20 лет и стремится создать ценность для сообществ там, где ведет бизнес.

Один из наших флагманских проектов в сфере образования – программа Seeds for the Future («Семена для будущего»), направленная на развитие талантов в сфере информационно-коммуникационных технологий. В Украине проект реализуется с 2016 года. За это время 40 студентов приняли участие в программе и посетили Китай. В 2020 году в связи с карантинными мерами программа Seeds for the Future проходила в онлайн-формате. В прошлом году в программе участвовали 50 студентов и выпускников из 21 вуза нашей страны.
В 2021 году Хуавэй Украина провела в Киеве проект, который длился восемь дней. В инновационно-образовательной программе приняли участие 20 украинских студентов из 14 вузов.
Совместно с девятью ведущими высшими учебными заведениями Украины мы создали авторизованные сетевые академии Huawei. Здесь представлены углубленные сертификационные курсы по целому ряду передовых технологий, включая 5G, искусственный интеллект, облака, большие данные и интернет вещей.
Одним из основных направлений нашей стратегии корпоративной социальной ответственности является поддержка малого и среднего бизнеса. Huawei также стала техническим партнером по созданию центров поддержки малого и среднего бизнеса «Дія.Бізнес» в Харькове, Киеве, Николаеве, Черкассах и Одессе.
Проект инициирован Министерством цифровой трансформации. Предприниматели смогут получить профессиональные консультации по следующим направлениям: поиск и тестирование бизнес-идей, создание бизнес-плана и систематизация бизнес-процессов, финансовый менеджмент, HR, маркетинг, продажи, юридическое сопровождение, фандрайзинг и др.
Материал рубрики «Точка зрения» является отражением личного мнения автора и может не совпадать с точкой зрения редакции Mind. Он не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Инициатива публикации, как правило, поступает со стороны автора.
Редакция не несёт ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя. Материалы в рубрике «Точка зрения» могут быть опубликованы как на коммерческой, так и на безоплатной основе.
Основное требование – общественная значимость темы и открытая публичная позиция автора.