Николаевский порт может включиться в «зерновой коридор». Что для этого нужно и что это даст Украине?

Николаевский порт может включиться в «зерновой коридор». Что для этого нужно и что это даст Украине?

Вторая по значимости торговая гавань страны получила шанс восстановить операционную деятельность

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Николаевский порт может включиться в «зерновой коридор». Что для этого нужно и что это даст Украине?

Второй по объему перевалки в Украине морской порт – Николаев – может эксплуатироваться и физически уже готов присоединиться к работе Черноморской зерновой инициативы. Об этом глава Николаевской обладминистрации Виталий Ким сказал в интервью LIGA.net.

«Возможно. Но это решение высшего руководства. И переговоров. Потому что в первую очередь они должны юридически присоединиться к этому коридору. Физически уже возможно», – сказал Ким. Но напомнил, что географически Кинбурнская коса очень близко подходит к Очаковской общине, и через этот пролив есть прямой заход в морские порты Николаевской области: «То есть это позволит сделать невозможным обстрелы легким оружием, ПТРК, минометными и артиллерийскими снарядами судов, которые потенциально будут проходить зерновым коридором».

Освобождение Херсона месяц назад дало шанс задействовать инфраструктуру на юге страны, которая с марта блокирована активными боевыми действиями и/или непосредственной угрозой со стороны агрессора. 

И Николаевский морской порт, которому существенное отбрасывание войск оккупантов открывает возможность восстановить операционную деятельность, мог бы воспользоваться этим в первую очередь. Это помогло бы активней разгружать внутренний рынок от излишка аграрной продукции, сконцентрированного во время морской блокады в марте – июле. По состоянию на июль в Украине сформировалось 20 млн тонн переходных запасов при среднегодовом уровне не более 5–6 млн тонн. Мешали этому остаточные, но очень серьезные риски на отдельных участках южного фронта – на Кинбуре.

Включение Николаевского порта в реализацию Стамбульского соглашения по вывозу украинской агропродукции наравне с портами Большой Одессы обсуждалось еще накануне продления зернового коридора 19 ноября. Но это предложение, как и другие, которые озвучивала украинская сторона – в частности, о годовом сроке действия коридора и сокращении процедур инспекции, пока не было учтено.

Mind разбирался – есть ли перспективы для восстановления судоходства из вторых по объемам перевалки морских ворот Украины?

Насколько важен для экспорта Николаевский порт? Всего в 2021 году в морских портах Украины было обработано 153,076 млн тонн грузов. Из них на экспорт отгружено 118,1 млн тонн. По итогам 2021 года Николаевский порт (включая всю инфраструктуру – Ольвию, «Ника-Терру», Николаевский порт), занял второе место в рейтинге морских портов по объемам перевалки с результатом 30 млн тонн. Это составляет 16% от суммарного грузооборота всех портов Украины.

В течение 2021 года Николаевским морским портом было обработано 1969 судов, из них 122 – класса Panamax и 100 754 вагонов. Самым продуктивным месяцем в 2021 году был ноябрь, когда было перевалено 10% всего годового объема.

Также этот порт лидирует по перевалке растительного масла с результатом 2,88 млн тонн, что составляет 36% от общего объема масла, обработанного портами Украины.

Были ли повреждены портовые мощности во время обстрелов? Да. Речь идет о зерновом терминале «Ника-Терра» – он претерпел значительные разрушения во время атаки в начале июня. Разрушены три элеватора, а также погрузочные механизмы.

Могут ли порты Большой Одессы самостоятельно перевалить как минимум аграрные грузы? В теории – да, вопрос – в сроках.

Чтобы реализовать в этом сезоне весь экспортный потенциал только в части зерна (около 50 млн тонн = текущий урожай + переходящие остатки), нужно не менее 10 месяцев. Причем эта оценка не учитывает перевалку других несыпучих аграрных грузов и поступление нового урожая.

В случае если канал морского экспорта будет исключен вовсе, для разгрузки рынка наземным, железнодорожным транспортом и через порты Дуная понадобится 1,5 года. При этом уже в июне на рынок начнет поступать урожай ранних зерновых 2023 года.

Могут ли порты Дуная стать альтернативой? Полноценной – нет. Инфраструктурные единицы уже работают на пределе своих мощностей.

Так, обработка  грузов в Белгород-Днестровском порту с момента возобновления в апреле его деятельности как логистического центра возросла более чем в 100 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

«Порт принял более 10 000 грузовых автомобилей и отгрузил по железной дороге более 4000 вагонов, чем существенно облегчил нагрузку на дорожную инфраструктуру в порты Измаил и Рени», – говорится в сообщении порта.

За полгода предприятие обработало больше грузов, чем за последние три года  вместе взятые. При этом  дунайские порты имеют небольшой или сложно реализуемый потенциал к повышению объемов перевалки.

По оценкам экспертов Украинской зерновой ассоциации, даже при модернизации терминалов и реализации мероприятий по наращиванию перевалки достижение объема в 2 млн тонн для Дуная уже будет считаться успехом. Поэтому альтернативы возобновлению работы Николаевского порта практически не существует.

Насколько безопасен порт в нынешних условиях? Основной фактор риска для работы морской инфраструктуры Николаева – возможность обстрела с Кинбурнской косы.

Географически покидающие / заходящие в порт корабли должны проплывать в километре от Кинбурнской косы, то есть в пределах досягаемости для артиллерии агрессора. «Когда там не будет артиллерия доставать, это  [восстановление работы порта ] будет очень актуальным вопросом. Мы готовимся», – говорил ранее Виталий Ким.

Текущая расстановка сил на Кинбурнской косе неизвестна, бои ведутся в режиме информационной тишины. Ранее сообщалось, что осталось освободить три населенных пункта, относящихся к Николаевской области. После деоккупации этого участка Николаевский порт сможет полноценно участвовать в экспорте зерна в рамках Стамбульской сделки.

«Освобождение Херсона – это несомненно победа. Но [пока] на отгрузку зерна из Херсона и Николаева она не повлияла, – констатирует Николай Горбачов, президент Украинской зерновой ассоциации. –  Для начала работ по погрузке судов необходима безопасность судна и экипажа. К сожалению, пока россияне находятся на левом берегу Херсона и занимают Кинбурнскую косу, безопасность судоходства обеспечить будет трудно». При таких условиях страховые компании не будут покрывать риски, а судовладельцы не дадут согласие на заход в рискованные воды без страховки.  

Как быстро может быть возобновлена работа портов после устранения военного фактора? Как только украинские военные освободят левый берег Днепра и Кинбургскую косу. Николаев и Херсон технически готовы возобновить работу в течение недели.

Будет ли Николаевский морской порт включен в реализацию Стамбульского соглашения после снятия военных рисков? Да, и украинская делегация в Стамбуле работает над этим. «Верю, что это возможно достичь», – сказал Николай Горбачов.

Напомним, Украина обеспечивает продовольствием около 90–120 млн человек за пределами государства. Именно поэтому ООН и весь цивилизованный мир так живо реагируют на блокаду продовольственных грузов из Украины, вызванную российской агрессией.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно