Марина Абрамович: «Художник не должен превращаться в идола»
О чем на киевской лекции рассказывала всемирно известная художница – мастер перформанса

Марина Абрамович – громкое имя в истории современного искусства. Ее перформансы стали классикой, доказав, что нематериальное и преходящее тоже претендуют на свое место в вечности. Эксперименты с собственной сексуальностью, агрессией других людей, высвобождением эмоций, которые скрываются за маской цивилизованности, действительно впечатляют. Впрочем, нельзя жить в США и не попробовать стать суперзвездой. Марине Абрамович удалось и это. Перформансы в MoMA, камео в культовом сериале 2000-х «Секс и город», скандальная автобиография. И главное – Институт Марины Абрамович, в котором преподают ее метод. Место без постоянного здания, но с целью, ради которой многие ищут эту Шамбалу мегаполисов. Ненавязчивым, но четко прослеживающимся мессианством Марина Абрамович и привлекает большое количество людей, что в очередной раз подтвердили очереди возле Октябрьского дворца в Киеве.
Если попытаться отсечь радость от приезда в Украину художницы, без чьего имени нельзя представить искусство второй половины ХХ – начала XXI века, справедливо будет отметить, что зрители получили не столько лекцию, сколько шоу. Да, Марина Абрамович – легенда, и все сказанное ею автоматически приобретать статус откровения. Но тезис о том, что «быть женщиной-художницей чрезвычайно сложно», потому что «женщины не готовы жертвовать всем, женщины хотят любви, мужчину, семью, дом ...», будет казаться чем-то самым важным для аудитории 20+, и таковых на лекции было большинство. Однако для тех, кому за 30, это утверждение будет разве что констатацией пережитого факта.
Абрамович не сказала ничего концептуально нового, однако в тот вечер на сцене «Октябрьского» речь шла больше о том, как она это делала. Очень красивая, милая, приветливая, харизматичная. Держать внимание публики на протяжении часа 25 минут, а затем отвечать на вопросы, которые порой просто невыносимы, – задача, с которой справится далеко не каждый публичный человек, поэтому Абрамович в дополнение ко всему еще и талантливый оратор.
Перечень достоинств можно продолжать и дальше. Но главная ее суперсила – уверенность в себе. Когда перед вами стоит Марина Абрамович, вы с первых минут чувствуете, что она все о вас знает, потому что люди, на каком бы континенте они ни находились, – существа примитивные и одинаковые в своих страхах и желаниях. В 1970-х Абрамович искала себя, свой творческий метод и язык, поэтому обладала искренностью художника, который осознает, что окружающие его не понимают. Сейчас она – личность, которая осознает свою власть над другими, так как благодаря своему методу способна довести каждого, кто этого захочет, до состояния обнуления, что в наше время навязчивой информации является едва ли не чудом.
После выступления и исторического экскурса в сферу перформансов своих и «студентов», проходивших обучение в Институте Марины Абрамович, художница вполне справедливо отметила, что у всех художников есть манифесты, и она не стала исключением. Чтение манифеста, фразы из которого часто срывали аплодисменты, стало ярким завершением выступления. Далее – часть текста, который можно смело цитировать и использовать для ответа на вопрос «Каким должен быть художник?».
Жизненные принципы художника
- Художник не должен лгать себе и другим
- Художник не должен воровать идеи у других художников
- Художник не должен идти на компромисс с арт-рынком ради себя
- Художник не должен убивать других людей
- Художник не должен превращаться в идола
- Художник не должен превращаться в идола
Художник и любовь
- Художник должен избегать любви к другому художнику
- Художник должен избегать любви к другому художнику
- Художник должен избегать любви к другому художнику
Художник и эротика
- Художник должен смотреть на мир с точки зрения эротики
- Художник должен быть эротичным
- Художник должен быть эротичным
- Художник должен быть эротичным
Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017
Отношение художника к страданиям
- Художник должен страдать
- Через страдания приходит лучшая работа
- Страдание приносит трансформацию
- Через страдания художник превосходит свой дух
- Через страдания художник превосходит свой дух
- Через страдания художник превосходит свой дух
Отношение художника к депрессии
- Художник не должен быть подавленным
- Депрессия – это болезнь, ее нужно лечить
- Депрессия не является продуктивной для художника
- Депрессия не является продуктивной для художника
- Депрессия не является продуктивной для художника
Отношение художника к самоубийству
- Самоубийство является преступлением против жизни
- Художник не должен совершать самоубийство
- Художник не должен совершать самоубийство
- Художник не должен совершать самоубийство
Художник и вдохновение
- Художник должен глубоко посмотреть в себя для вдохновения
- Чем глубже он будет смотреть внутрь себя, тем более универсальным будет становиться
- Художник является вселенной
- Художник является вселенной
- Художник является вселенной
Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017
Художник и молчание
- Художник должен понимать молчание
- Художник должен создать пространство для молчания, чтобы уйти в работу
- Тишина, как остров в середине турбулентного океана
- Тишина, как остров в середине турбулентного океана
- Тишина, как остров в середине турбулентного океана
Художник и одиночество
- Художник должен иметь время на одиночество
- Одиночество чрезвычайно важно
- Вдали от дома
- Далеко от студии
- Вдали от семьи
- Далеко от друзей
- Художник должен долго находиться у водопадов
- Художник должен долго находиться у вулканов
- Художник должен долго смотреть на быстрые реки
- Художник должен долго смотреть на горизонт, где встречаются океан и небо
- Художник должен долго смотреть на звезды на ночном небе
Художник и работа
- Художник должен избегать ежедневного посещения студии
- Художник не должен рассматривать свой рабочий график, как работник банка
- Художник должен исследовать жизнь и работать только тогда, когда идея к нему приходит во сне или в течение дня, как видение, которое возникает словно сюрприз
- Художник не должен повторять себя
- Художник не должен перерабатывать
- Художник должен избегать собственного осквернения искусства
- Художник должен избегать собственного осквернения искусства
- Художник должен избегать собственного осквернения искусства
Список врагов художника
- Враги очень важны
- Далай-лама говорил, что легко сочувствовать друзьям, но гораздо сложнее сочувствовать врагам
- Художник должен научиться прощать
- Художник должен научиться прощать
- Художник должен научиться прощать
Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017
Различные сценарии смерти
- Художник должен знать, что он смертен
- Для художника важно не только, как он живет, но и то, как умирает
- Художник должен сопоставить символы своей работы с различными сценариями смерти
- Художник должен осознанно умереть без страха
- Художник должен осознанно умереть без страха
- Художник должен осознанно умереть без страха
Различные сценарии похорон
- Художник должен дать распоряжение перед похоронами, чтобы все было сделано так, как он хочет
- Похороны – это последняя работа художника перед уходом
- Похороны – это последняя работа художника перед уходом
- Похороны – это последняя работа художника перед уходом
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].