Марина Абрамович: «Художник не должен превращаться в идола»

Марина Абрамович: «Художник не должен превращаться в идола»

О чем на киевской лекции рассказывала всемирно известная художница – мастер перформанса

Цей текст також доступний українською
Марина Абрамович: «Художник не должен превращаться в идола»
Марина Абрамович
Фото: YES © 2017

Марина Абрамович – громкое имя в истории современного искусства. Ее перформансы стали классикой, доказав, что нематериальное и преходящее тоже претендуют на свое место в вечности. Эксперименты с собственной сексуальностью, агрессией других людей, высвобождением эмоций, которые скрываются за маской цивилизованности, действительно впечатляют. Впрочем, нельзя жить в США и не попробовать стать суперзвездой. Марине Абрамович удалось и это. Перформансы в MoMA, камео в культовом сериале 2000-х «Секс и город», скандальная автобиография. И главное – Институт Марины Абрамович, в котором преподают ее метод. Место без постоянного здания, но с целью, ради которой многие ищут эту Шамбалу мегаполисов. Ненавязчивым, но четко прослеживающимся мессианством Марина Абрамович и привлекает большое количество людей, что в очередной раз подтвердили очереди возле Октябрьского дворца в Киеве.

Если попытаться отсечь радость от приезда в Украину художницы, без чьего имени нельзя представить искусство второй половины ХХ – начала XXI века, справедливо будет отметить, что зрители получили не столько лекцию, сколько шоу. Да, Марина Абрамович – легенда, и все сказанное ею автоматически приобретать статус откровения. Но тезис о том, что «быть женщиной-художницей чрезвычайно сложно», потому что «женщины не готовы жертвовать всем, женщины хотят любви, мужчину, семью, дом ...», будет казаться чем-то самым важным для аудитории 20+, и таковых на лекции было большинство. Однако для тех, кому за 30, это утверждение будет разве что констатацией пережитого факта.

Абрамович не сказала ничего концептуально нового, однако в тот вечер на сцене «Октябрьского» речь шла больше о том, как она это делала. Очень красивая, милая, приветливая, харизматичная. Держать внимание публики на протяжении часа 25 минут, а затем отвечать на вопросы, которые порой просто невыносимы, – задача, с которой справится далеко не каждый публичный человек, поэтому Абрамович в дополнение ко всему еще и талантливый оратор.

Перечень достоинств можно продолжать и дальше. Но главная ее суперсила – уверенность в себе. Когда перед вами стоит Марина Абрамович, вы с первых минут чувствуете, что она все о вас знает, потому что люди, на каком бы континенте они ни находились, – существа примитивные и одинаковые в своих страхах и желаниях. В 1970-х Абрамович искала себя, свой творческий метод и язык, поэтому обладала искренностью художника, который осознает, что окружающие его не понимают. Сейчас она – личность, которая осознает свою власть над другими, так как благодаря своему методу способна довести каждого, кто этого захочет, до состояния обнуления, что в наше время навязчивой информации является едва ли не чудом.

После выступления и исторического экскурса в сферу перформансов своих и «студентов», проходивших обучение в Институте Марины Абрамович, художница вполне справедливо отметила, что у всех художников есть манифесты, и она не стала исключением. Чтение манифеста, фразы из которого часто срывали аплодисменты, стало ярким завершением выступления. Далее – часть текста, который можно смело цитировать и использовать для ответа на вопрос «Каким должен быть художник?».

Жизненные принципы художника

  • Художник не должен лгать себе и другим
  • Художник не должен воровать идеи у других художников
  • Художник не должен идти на компромисс с арт-рынком ради себя
  • Художник не должен убивать других людей
  • Художник не должен превращаться в идола
  • Художник не должен превращаться в идола

Художник и любовь

  • Художник должен избегать любви к другому художнику
  • Художник должен избегать любви к другому художнику
  • Художник должен избегать любви к другому художнику

Художник и эротика

  • Художник должен смотреть на мир с точки зрения эротики
  • Художник должен быть эротичным
  • Художник должен быть эротичным
  • Художник должен быть эротичным


Марина Абрамович: «Митець не повинен перетворюватися на ідола»

Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017

Отношение художника к страданиям

  • Художник должен страдать
  • Через страдания приходит лучшая работа
  • Страдание приносит  трансформацию
  • Через страдания художник превосходит свой дух
  • Через страдания художник превосходит свой дух
  • Через страдания художник превосходит свой дух

Отношение художника к депрессии

  • Художник не должен быть подавленным
  • Депрессия – это болезнь, ее нужно лечить
  • Депрессия не является продуктивной для художника
  • Депрессия не является продуктивной для художника
  • Депрессия не является продуктивной для художника

Отношение художника к самоубийству

  • Самоубийство является преступлением против жизни
  • Художник не должен совершать самоубийство
  • Художник не должен совершать самоубийство
  • Художник не должен совершать самоубийство

Художник и вдохновение

  • Художник должен глубоко посмотреть в себя для вдохновения
  • Чем глубже он будет смотреть  внутрь себя, тем более универсальным будет становиться
  • Художник является вселенной
  • Художник является вселенной
  • Художник является вселенной


Марина Абрамович: «Митець не повинен перетворюватися на ідола»

Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017

Художник и молчание

  • Художник должен понимать молчание
  • Художник должен создать пространство для молчания, чтобы уйти в работу
  • Тишина, как остров в середине турбулентного океана
  • Тишина, как остров в середине турбулентного океана
  • Тишина, как остров в середине турбулентного океана

Художник и одиночество

  • Художник должен иметь время на одиночество
  • Одиночество чрезвычайно важно
  • Вдали от дома
  • Далеко от студии
  • Вдали от семьи
  • Далеко от друзей
  • Художник должен долго находиться у водопадов
  • Художник должен долго находиться у вулканов
  • Художник должен долго смотреть на быстрые реки
  • Художник должен долго смотреть на горизонт, где встречаются океан и небо
  • Художник должен долго смотреть на звезды на ночном небе

Художник и работа

  • Художник должен избегать ежедневного посещения студии
  • Художник не должен рассматривать свой рабочий график, как работник банка
  • Художник должен исследовать жизнь и работать только тогда, когда идея к нему приходит во сне или в течение дня, как видение, которое возникает словно сюрприз
  • Художник не должен повторять себя
  • Художник не должен перерабатывать
  • Художник должен избегать собственного осквернения искусства
  • Художник должен избегать собственного осквернения искусства
  • Художник должен избегать собственного осквернения искусства

Список врагов художника

  • Враги очень важны
  • Далай-лама говорил, что легко сочувствовать друзьям, но гораздо сложнее сочувствовать врагам
  • Художник должен научиться прощать
  • Художник должен научиться прощать
  • Художник должен научиться прощать

Марина Абрамович: «Митець не повинен перетворюватися на ідола»

Публичная лекция художницы Марины Абрамович
Фото: YES © 2017

Различные сценарии смерти

  • Художник должен знать, что он смертен
  • Для художника важно не только, как он живет, но и то, как умирает
  • Художник должен сопоставить символы своей работы с различными сценариями смерти
  • Художник должен осознанно умереть без страха
  • Художник должен осознанно умереть без страха
  • Художник должен осознанно умереть без страха


Различные сценарии похорон

  • Художник должен дать распоряжение перед похоронами, чтобы все было сделано так, как он хочет
  • Похороны – это последняя работа художника перед уходом
  • Похороны – это последняя работа художника перед уходом
  • Похороны – это последняя работа художника перед уходом
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно