Постдраматичний мир на сцене современного театра: самые смелые спектакли февраля
Зачем созерцать чужие душевные раны и что в них можно найти лично для себя

В современных реалиях Украины и мира, когда идеалов становится все меньше, а люди все более обособленны друг от друга, мы стараемся преодолеть пресловутую экзистенциальную тоску, в полемике с собой как можно чаще прибегая к приему «доведения до абсурда». Современные режиссеры выносят этот прием за скобки конкретной личности, позволяя тем самым зрителю одновременно пережить свои противоречия в концентрированной, преувеличенной форме и при этом посмотреть на себя со стороны. Это становится своеобразной шоковой терапией, которая помогает собрать пазл внутри себя на контрасте с тем, что происходит на сцене. Или, достигнув драматической кульминации вместе с актерами, постепенно исцелиться.
16 февраля в киевском театре «Золотые Ворота» состоялась премьера «почти комедии о ребятах, которые говорят о девушках и своих болезнях» – «Калеки». В ее основу положен текст немецкого драматурга Сергея Гёснера, режиссером выступил худрук «Золотых Ворот» Стас Жирков.
Сюжет. Икар и Фрэнсис знакомятся в больничной комнате ожидания. У обоих парализованы нижние конечности. Найдя общий язык, впоследствии они становятся лучшими друзьями. И вместе «листают дневник» своего прошлого: как хорошо им было, когда они могли насладиться теплым асфальтом, когда летом бежишь против ветра и майка надувается, как парус. Сразу не приходит в голову, что ребятам всего по 15 лет, ведь их размышления достаточно глубокие и философские («Нельзя думать о ком-то только наполовину»), а их проблемы – намного больше, чем у обычных подростков («Людей формируют их ограничения»).

В жизни героев остаются возможности для приключений и типичные для юношей вызовы – от алкоголя до бушующих гормонов и девушек. Но болезнь заставила ребят рано повзрослеть, осознать определенные законы общества. И хотя их раздражают заплаканные лица родственников, чувство жалости и беспомощности, они не прекращают шутить и спорить.
Бэкграунд. Стас Жирков увидел постановку по пьесе Сергея Гёснера в Германии (которая за несколько лет стала там популярной) в период презентации собственных проектов, заинтересовался ею и решил поставить в «Золотых Воротах». Спектакль продолжает театральный сезон # безвиз в этом театре. Перевод текста пьесы сделан при содействии Goethe-Institut в Украине. Главные роли исполняют Богдан Буйлук и Владислав Онищенко.

Жирков подчеркивает, что представление не является вызовом: «Мы никому ничего не доказываем. Там очень много вопросов, которые замалчиваются в обществе, о которых стыдно говорить, поэтому спектакль должны увидеть ученики 10–11 классов».
Главные герои находятся в так называемом пограничном состоянии, когда на время то забывают о своей болезни, то снова вспоминают. «И именно болезнь становится фактором, на который можно «перебросить» любую нынешнюю проблему. Так же мы часто считаем причиной неудач наши комплексы и недостатки», – аргументирует режиссер.
Авторы отмечают: «В конце концов всегда следует помнить: бессмысленно прожигать жизнь, пытаясь изменить то, что изменить нельзя. Лучше потратить эти усилия, чтобы сделать кого-то счастливым. Хотя бы на мгновение». Герои спектакля и открывают для себя эту простую истину.
«Калеки» стоит сравнить с другим спектаклем Стаса Жиркова – «Наташина мечта», который можно будет увидеть 11 марта в «Золотых Воротах». И если в первом главные персонажи – ребята, то во втором речь идет о девушках. А объединяет эти два спектакля острая социальная проблематика на фоне вопросов взросления, человечности и толерантности.
Вам понравится, если: вы неравнодушны к остросоциальным темам и понимаете, что даже когда речь идет о наиболее уязвимых группах населения, то в первую очередь говорится об их праве на личное счастье, за которое они должны бороться не только из-за собственных физических или умственных особенностей, а часто еще и преодолевая недоброжелательное отношение общества, когда штамп человека с инвалидностью загоняет его самого в определенные рамки и дополнительные комплексы.
Вам не понравится, если: вы – сторонник классического «причесанного» театра или жизнерадостных антреприз, в которых предпочтение отдается позитиву, а не балансу веселого и грустного.
Главная причина посмотреть: убедиться в том, что уважения и чувства собственного достоинства заслуживают все люди, даже если они с другим цветом кожи, другой сексуальной ориентации, религиозной принадлежности или же с определенными особенностями внешности и физического или психического здоровья.
Следующий спектакль: 1 марта
В том же духе
Если вы ощутили, что этот жанр вам близок, но не готовы ждать до следующего месяца, предлагаем вашему вниманию еще три постдрамы на февраль.
«Королева красоты, или Перед смертью не надышишься», театр «Золотые Ворота»
Режиссер: Максим Голенко
Ближайший спектакль: 21 февраля

Произведение современного ирландского драматурга и режиссера Мартина Макдона, который написал «Королеву красоты из Линана» за восемь дней.
Главные персонажи спектакля – пожилая женщина и дочь, ставшая «заложницей» матери. Мать манипулирует дочерью, выдавая себя за немощную и беспомощную, но когда дочери нет дома, у нее хватает сил на различные вредительские вещи. Дочь же привязана к матери, потому что за той надо ухаживать. Однако мать любит больше тех дочерей, которые «вылетели из ее гнезда» и напоминают о себе, разве что заказав песню на радио, что очень радует женщину.
Нервные срывы, ругань, отчаянные вульгарные жесты, внезапный визит старого увлечения молодости и... топор в руках королевы красоты в городе, которое красота, кажется, давно покинула. Или все же надежда еще есть?
«Однорукий», Киевский академический Молодой театр
Режиссер: Андрей Билоус
Ближайший спектакль: 25 февраля

Комедия по пьесе «Однорукий из Спокана» Мартина Макдонаха, известного также по черной комедии «Залечь на дно в Брюгге». Главный герой, однорукий мститель Кармайкл поставил себе целью во что бы то ни стало вернуть свою отрезанную конечность и начинает ее поиски. Действия разворачиваются в гостиничном номере, где главный персонаж принимает подозрительных гостей, девушку и парня, которые обещают помочь Кармайклу. Именно здесь он приковывает аферистов-неудачников наручниками, а уже через мгновение будет ныть маме в трубку – рассказывать о своих неудачах. Ведь каким бы циником, а порой и расистом ни был Кармайкл, некоторые моменты показывают, что он человек и ничто человеческое ему не чуждо. В спектакле, наполненном яркими диалогами, есть детективные повороты сюжета и доказывается, что именно абсурд иногда способен очистить ум.
«Как двое бедных румын по-польски говорили», театр «Золотые Ворота»
Режиссер: Тамара Трунова
Ближайший спектакль: 28 февраля

Авангардный театр-аттракцион по пьесе польской писательницы Дороти Масловской, в котором крепкое словцо сочетается с полуцыганскими костюмами в стиле Desigual, а веселье постепенно переходят в экзистенциальное отчаяние. По сюжету, двое странных молодых людей садятся на бензозаправке в чужую машину, заставляя шокированного водителя отвести их на паром, чтобы вернуться домой. Грязные «путешественники» с гнилыми зубами, в одежде, похожей на тряпки, представляются румынами, хотя впоследствии оказывается, что это просто квест-продолжение наркоманской костюмированной вечеринки с неожиданным для всех результатом.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].