Человек недели: что оставил после себя Карл Лагерфельд
Почему он — самый знаменитый модельер в мире

Нынешняя неделя для мира моды началась с печальной новости – во вторник, 19 февраля, в возрасте 85 лет ушел из жизни модельер Карл Лагерфельд. Причиной стал рак поджелудочной железы: Лагерфельд скончался в больнице, куда был госпитализирован за день до этого. После себя модельер оставил огромное состояние, целую библиотеку и несколько модных домов (Chanel и Fendi, а также собственный бренд Karl Lagerfeld), которым после его смерти предрекают кризис.
Mind рассказывает, чем запомнился Карл Лагерфельд человечеству и какие достижения еще долго будут синонимом этого имени.
Деньги
Личное состояние Карла Лагерфельда оценивают по-разному: от 300 до почти 500 млн евро. Это был один из богатейших модельеров в индустрии, его ежегодный доход в последние несколько лет составлял около 50 млн евро. Кроме того, кутюрье часто сотрудничал с другими брендами, делал коллаборации, а также продавал различные аксессуары, которые отлично расходились среди его поклонников: например, комплект карандашей Karlbox стоил $2850. Также он зарабатывал на своем издательстве L7.
Главный вопрос сегодня – кому отойдут деньги Лагерфельда после его смерти: у него никогда не было жены и детей. Единственный партнер – Жак де Башера – умер в 1989 году, после чего модельер не заводил открытых романтических отношений. В прессе даже высказывались смелые предположения, что главным наследником состояния Лагерфельда станет его кошка Шупетт, которую он невероятно любил и везде брал с собой. Но по французским законам это невозможно. Поэтому скорее всего, часть состояния может отойти 11-летнему крестнику, который часто сопровождал модельера на подиуме.
Chanel
Главное достижение Лагерфельда – Chanel. Модный дом, основанный еще в 1909 году, в середине прошлого века переживал кризис: после смерти Коко Шанель он утратил свою актуальность, одежда бренда перестала быть «модной». Лагерфельд стал креативным директором Chanel в 1983 году, успев до этого поработать с Пьером Балмейном, а также выпустить несколько коллекций для Chloe и Fendi.
Его приход в Chanel ощутимо взбодрил модный дом. Лагерфельд не стал отказываться от известных вещей – вроде твидового жакета – а лишь обновил его, добавив свежих элементов. То же касается и сумок компании, которые начали выпускать в разных цветах. В результате, за несколько лет он сумел полностью оживить Chanel и сделать модный дом снова «модным».
А в последние годы Карл Лагерфельд и вовсе стал законодателем главных показов – шоу от Chanel считались едва ли не самыми стильными и необычными. Например, в 2014 году для показа построили супермаркет, в 2015-м модели вышли на «страйк», в 2016-м, чтобы показать круизную коллекцию бренда, Лагерфельд повез всех на Кубу, а в марте 2017-го модели дефилировали вокруг огромной ракеты. Каждое такое шоу стоило миллионы долларов, что необычайно дорого (с учетом того, что Chanel проводил несколько показов ежегодно), но модный дом охотно отдавал деньги – коллекции Лагерфельда приносили значительно больше.
Выручка Chanel в 2018 году составила $9,6 млрд. Лучшим итогом могут похвастаться только две компании – Louis Vuitton и Gucci (более $10 млрд у каждой). При этом, Chanel – независимый дом моды, тогда как Louis Vuitton входит в группу LVMH, а Gucci – часть холдинга Kering. Именно Лагерфельд сумел вывести Chanel в топ самых дорогих люксовых брендов: его оценивают в $20 млрд, дороже только Louis Vuitton – $28 млрд.
СМИ предрекают, что теперь у Chanel могут возникнуть те же проблемы, что и 40 лет назад – большой креативный кризис. На место Лагерфельда нужно найти человека, который сможет не упустить все прошлые наработки и при этом будет поддерживать компанию в тонусе.
Fendi
Лагерфельд – пример того, как один человек может на всю жизнь связать свое имя с одним брендом. В Fendi он пришел в 1965 году и с того времени возглавлял итальянский дом моды. Как и в случае с Chanel, ему удалось добиться серьезных успехов в популяризации бренда, но многим он запомнился по другой причине – мех.
Бренд Fendi всегда славился коллекциями шуб, и Лагерфельд поддерживал эту традицию до последнего. Когда в начале нулевых организации по защите животных начали упрекать его в использовании натурального меха, он не прекратил это делать и прямо заявил, что не собирается делать этого в будущем. А когда в 2018-ом дом моды Fendi все-таки отказался от изделий из меха (шубы будут делать только на заказ для частных клиентов), Лагерфельд заявил, что причиной послужило не давление общественных организаций, а падение спроса – если бы не этот фактор, он бы продолжил создавать меховые изделия.
Кто заменит Лагерфельда, в Fendi пока не комментируют.
Увлечения
Одним из самых больших пристрастий Лагерфельда были книги. По некоторым данным, его личная библиотека составляет порядка 300 000 томов. Что с ними произойдет после смерти владельца – неизвестно. У Лагерфельда даже есть собственное издательство L7, которое издает книги об искусстве, моде и т.д.
Еще одним хобби модельера была фотография.
Также Лагерфельд – один из ярых сторонников создания культа супермоделей, который зародился еще в прошлом веке. Среди самых ярких звезд того времени были Синди Кроуфорд и Клаудия Шиффер, а одной из последних «фавориток» Карла стала модель и актриса Кара Делевинь. Модельер активно поддерживал супермоделей, приглашал их на показы Chanel и Fendi, делал их лицами брендов и снимал в рекламных кампаниях.
Но больше всего многим запомнится образ самого Лагерфельда. Большие черные очки на все лицо, которые он почти никогда не снимал, прическа «хвост», единый стиль в одежде. Ни один дизайнер в мире не имеет настолько устоявшийся образ, как Карл Лагерфельд.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].