«аболело в мире
11,641,640
”мерло в мире
538,539
¬ылечилось в мире
6,320,890
«аболело в ”краине
49,607
”мерло в ”краине
1,283
¬ылечилось в ”краине
22,193
–ежиссер »ль€ ћощицкий: Ђ¬ ”краине театральна€ критика отсутствует как фактї

–ежиссер »ль€ ћощицкий: Ђ¬ ”краине театральна€ критика отсутствует как фактї

—ооснователь киевского театра Ђћизантропї Ц о том, чем отличаетс€ украинский зритель от российского и почему ориентироватьс€ на вкусы публики Ц плоха€ иде€

Ётот материал также доступен на украинском
–ежиссер »ль€ ћощицкий: Ђ¬ ”краине театральна€ критика отсутствует как фактї

»ль€ ћощицкий – петербуржский режиссер и сооснователь киевского театра «ћизантроп», который уже четыре года ставит спектакли в ”краине. 16 декабр€ 2019 года в «“еатре на ѕодоле» пройдет спектакль »льи ћощицкого «ƒуб ћайкла  рейг ћартина» совместно с перфолекцией питерского театрального блогера ¬иктора ¬илисова «как смотреть на современный театр, чтобы не болели глазки». ¬иктор ¬илисов – автор телеграм-канала «¬илисов постдраматический» и книги о современном театре «Ќас всех тошнит.  ак театр стал современным, а мы этого не заметили».

ћы обсудили с »льей, чем же украинский зритель отличаетс€ от питерского; как информационный вакуум может быть одновременно главной проблемой и преимуществом  иева; и что сейчас происходит с театральной критикой.

–ежиссер »ль€ ћощицкий: Ђ¬ ”краине театральна€ критика отсутствует как фактї

–  то ты?

– я – Homo sapiens, человек. ѕри рождении мне дано им€ »ль€, и € унаследовал от отца фамилию ћощицкий.

– „ем занимаешьс€?

– „ерт знает чем, но, чтобы было проще объ€сн€ть – в социуме это называетс€ режиссура.

– „ем знаменит?

– —тараюсь не читать, что обо мне пишут, хот€ понимаю, что произвожу определенное впечатление. «акрепилось так – режиссер-экспериментатор, но не помню с какого спектакл€ это пошло. ¬ прессе такое бывает, что кто-то первый написал, а потом € вижу эту формулировку везде – «молодой режиссер-экспериментатор». Ёто интересное клише.

– ѕочему «молодой режиссер» – клише?

– ѕотому что это уже не так. ≈сть двадцатилетние люди, которые занимаютс€ режиссурой, в советское врем€ такое было невозможно, а сейчас слава богу реально. ѕредставление о режиссере в традиции русского репертуарного театра – это такой кур€щий д€дька с бородой, поэтому пока ты не достиг семидес€тилетнего возраста, ты – молодой режиссер. ћолодому режиссеру – вообще срока нет.  ирилл —еменович —еребренников в одном интервью сказал, что интересно, в каком возрасте нас перестанут называть молодыми режиссерами.

– ¬ы с ƒмитрием —аратским уже четыре года занимаетесь театром «ћизантроп» в  иеве. я могу пон€ть ƒиму, дл€ него  иев – это дом, семь€, прекрасна€ жена, но ты же коренной петербуржец. и не до конца пон€тно, почему ты вдруг решил зан€тьс€ украинским театром.  ака€ была мотиваци€?

– я не занимаюсь украинским театром, так же как не занимаюсь русским или английским, потому что € вообще безродный космополит. ¬о мне намешано много национальностей, и € не причисл€ю себ€ к какой-то стране.

– » все же, почему театр в  иеве?

– ѕотому что в  иеве было можно делать то, что в ѕитере было сложно. Ќапример, независимый театр, в котором были бы зан€ты люди, имеющие опосредованное отношение к театру. Ћюди без театрального образовани€. ≈ще четыре года назад, приход€ в государственный театр, артисты «со школой» ждали от теб€ конкретных вещей. » когда ты эти вещи им не предлагал, они начинали теб€ провер€ть и поджирать.   тому же, мы с ƒимой работали в настолько фиговых театрах и чудовищных организаци€х, что тогда наш путь не свел нас с людьми, которые могли бы отвечать тем запросам и образам мысли, которые сделали бы репетиционный процесс возможным. ’от€ такие места и в ѕитере, и в ћоскве, и в регионах –оссии есть. я только что поставил спектакль в јрхангельске и дико доволен процессом.

– „то же тогда театр «ћизантроп»?

– Ёто режиссерский театр. ≈сть определенные договоренности между мной и ƒимой, и договоренности наши очень просты. я предлагаю идею, и если эта иде€ отзываетс€ в ƒиме, то мы можем ее осуществл€ть в пространстве театра «ћизантроп». «ћизантроп» – это наше желание с ƒимой делать свободный театр, который не ориентировалс€ бы на какие-либо задачи. ¬ итоге пришли к тому, что это не получаетс€. Ќезависимый театр, если он зависит от продажи билетов, не может быть независимым. ќн зависит от рубл€, от гривны, от продажи билетов. ј в  иеве очень специфический зритель, который во многом диктует то, что он готов считать товаром.

– „ем киевский зритель отличаетс€ от питерского?

– ћожно сказать, что всем. ¬о-первых, по темпераменту и открытости.  иевский зритель более открыт, но при этом вообще ни хрена не видел. ѕитерский зритель видел все, и его ничем не удивишь. ќн воротит нос.   нам сейчас привезли Ѕоба ”илсона,  эти ћитчелл, “еодороса “ерзопулоса, ’айнера √Єббельса… и можно дальше перечисл€ть весь спектр театра. ¬ ѕитере нет вопросов к насмотренности, а украинский зритель даже не начинал смотреть. Ёто больша€ проблема, котора€ непон€тно как решаетс€. „тобы привезти тот корпус хедлайнеров, нужны дикие бабки. Ќужно очень много бабок на театр, который вообще не продаетс€.

–  акой спектакль ты привозишь с собой?

– Ёто перформанс взаимных действий. —пектакль, который подразумевает постановку спектакл€ во врем€ спектакл€. Ёто действие, в котором в качестве режиссера € предлагаю одному из зрителей осуществить постановку со мной. я выбираю зрител€ абсолютно произвольно. ¬ижу, что кто-то т€нет руку, кто готов включитьс€ в этот опыт, и этот человек оказываетс€ на сцене. » дальше мы с ним делаем спектакль.

–ежиссер »ль€ ћощицкий: Ђ¬ ”краине театральна€ критика отсутствует как фактї

– „то за формат вечера?

– ѕеред спектаклем будет перфолекци€ ¬ити ¬илисова, о том, как смотреть современный театр, чтобы не болели глазки. ѕотом мы делаем небольшую паузу, и после нее спектакль «ƒуб ћайкла  рейг ћартина». я – в качестве режиссера, а зритель – в качестве перформера. ј после, если зрители захот€т побеседовать, мы с радостью побеседуем.

–  ак спектакль св€зан с лекцией ¬илисова?

– Ќас св€зывает врем€ одного вечера и поле современных сценических практик.

–ежиссер »ль€ ћощицкий: Ђ¬ ”краине театральна€ критика отсутствует как фактї

– “еатральна€ критика и журналистика имеет смысл в XXI веке?

– ∆урналистика имеет, а вот театральна€ критика – под вопросом. “еатральна€ критика, к сожалению, переживает громадный кризис. я это говорю с большим уважением, потому что есть чудесные критики.  огда € читаю последнюю книжку ћарины ƒавыдовой, то делаю это с большим удовольствием, но критика, направленна€ на мен€, ничего дл€ мен€ полезного сделать не может.  огда € слышу, что спектакль ужасный, неправильно сделанный, то не дай бог мне начать пытатьс€ мен€тьс€ под мнение критика ј, Ѕ или ¬. ≈сли же € читаю отрицательную критику с по€снени€ми, то чем талантливей и обоснованней написано, тем хуже дл€ мен€. “огда € должен пон€ть, что € – др€нь, бездарность и ничто: и либо сгинуть, либо пытатьс€ перестраиватьс€ под какие-то запросы. Ёто чудовищно, потому что моему личному росту, биографии и личности эта критика не поможет, ведь € сам могу себ€ уничтожить получше любого критика.

– “ебе не кажетс€, что оде€ло по оценке того, что происходит на сцене, перет€гивают так называемые профессиональные зрители. “о, что сейчас социальные сети с оценками-звездочками имеют большее вли€ние на продажу билетов, чем те же статьи театральных критиков или журналистов, которых читают одни театралы.

– Ёто да, но все-таки широкие массы и в театр не особо ход€т. ƒа и театр не должен стремитьс€ к продаваемости, потому что от продажи спектакл€ одна головна€ боль. ≈сли театр ориентируетс€ на вкус зрител€, то будет стагнировать до уровн€ плинтуса.  ак только зритель рублем тебе показывает, что это «нра», а это «не нра», мы быстро оказываемс€ там, где до нас ночевали питекантропы. ћассова€ культура чудовищным образом вли€ет на вкус зрител€, «рителей, которые  быстро могут пон€ть €зык, на котором с ним разговаривает спектакль, остаетс€ чудовищно мало, поэтому театр выживает только там, где возможно не ориентироватьс€ на спрос.

–  то такой ¬ит€ ¬илисов?

– Ёто мальчик, который сначала взорвал телеграм своим дневником из психиатрической лечебницы. —тал читаемым, а потом в той же энергии и в тех же коннотаци€х выбрал дл€ высказывани€  пространство театра.

– ѕочему его называют скандальным?

– Ќе отвечу на этот вопрос. ƒл€ мен€ этот человек не €вл€етс€ примером с однозначным знаком плюс. ¬ чем-то его статьи полезны, и мне нрав€тс€ его мотивы и тезисы, а с какими-то € категорически не согласен.

– ѕочему тогда решили его привезти?

– ƒл€ киевского пространства это полезно, потому что в ”краине театральна€ критика отсутствует как факт. ¬ ѕитере ситуаци€ тоже не особо весела€. Ќо мы же говорим о ситуации в ”краине, а она с точки зрени€ театрального дела – печальна.

– ќ каких проблемах украинского театрального дела говоришь?

– Ћюди ничего не видели, а главное, что те, кто ставит спектакли, тоже ничего не видели. —ама€ главна€ проблема – проблема вакуума, и как ее решить – не пон€тно. —ейчас реб€та, которые делают театр, езд€т смотреть спектакли в √ерманию и куда-то еще, но это единичные случаи. —итуацию можно решить только через системные изменени€, но не частным образом, что один режиссер ћ, съездил в город Ѕ, посмотрел спектакль, приехал и помен€л ситуацию.

– ≈сли €, как зритель, не читаю критику, то почему мне будет интересно послушать ¬илисова?

– ћы хотим, чтобы пространство вокруг нас как-то бурлило, взаимодействовало, не застывало, не превращалось в музей или пам€тник. ћы вообще театром занимаемс€ дл€ физического возмущени€ континуума пространства-времени, чтобы его приводить в движение, осуществл€ть реакцию. ¬се наши действи€ направлены на то, чтобы победить смерть, но дело в том, что все вокруг подвержено танатосу больше, чем эросу. » наша борьба как в театре, так и в жизни, это всегда борьба с танатосом, поэтому мы делаем спектакли и все врем€ воюем.

Ѕлиц

–  ому больше доверишьс€ в выборе: блогеру или журналисту?

– —ебе.

– Ћучший спектакль ћизантропа?

– «ќресте€».

– Ћучший украинский режиссер из тех, кого знаешь?

– јндрей ∆олдак.

–  акой спектакль поставил бы только в ”краине?

– —пектакль по пьесе ёри€ —мирнова «‘айлы мертвых слав€н».

– —овет »льи ћощицкого украинскому театральному зрителю.

– Ќе провтыкай, пожалуйста.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате