Заболело в мире
39,965,414
Умерло в мире
1,113,307
Вылечилось в мире
27,494,768
Заболело в Украине
303,638
Умерло в Украине
5,673
Вылечилось в Украине
126,489
Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

Цикл эссе о трех европейских композиторах-романтиках ХIХ века

Этот материал также доступен на украинском
Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана
Фото: DR

Mind продолжает цикл публикаций о великих европейских композиторах, заложивших основы романтизма в музыке позапрошлого века. Их произведения признаны шедеврами мирового культурного наследия. Ранее мы уже рассказывали о нюансах жизни и творчества Франца Шуберта, а также о ярких моментах биографии Фредерика Шопена. Теперь обратимся к третьему классику из нашего цикла.

Charakter №3: Роберт Шуман

Этот немецкий композитор родился в один год с Фредериком Шопеном (1810). У них в целом много общего: оба – яркие, пламенные романтики. Учитель Шумана Фридрих Вик был уверен, что Роберт станет лучшим пианистом Европы. Но из-за болезни руки молодому музыканту пришлось оставить исполнительскую карьеру и посвятить свою жизнь лишь сочинению музыки.

До 1840 года Шуман писал только для фортепиано. Позднее были опубликованы песни, четыре симфонии, опера и другие произведения. Композитор хорошо знал музыкальное творчество современников, увлекался критикой, был одним из лучших в истории музыкальной критики автором статей о музыке, которые публиковал в «Новой музыкальной газете» (нем. Neue Zeitschrift für Musik).

Детство и юность

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

Роберт Шуман родился в небольшом саксонском городе Цвиккау 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя, писателя, поэта Августа Шумана. Первые уроки музыки получал у местного органиста Иоганна Кунша. А в возрасте 10 лет уже начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их большим поклонником.

Помогая отцу в работе над энциклопедией, проникся и литературным творчеством: школьные сочинения Шумана были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В юности Шуман даже колебался, какое избрать поприще: литератора или музыканта.

В 18 лет поступил в Лейпцигский университет, а через год перевелся в университет Гейдельберга. Его мать настаивала на карьере юриста для сына, но тот все больше тяготел к музыке. В 1830 году все же получил разрешение матери стать пианистом – и вернулся в Лейпциг. Там брал уроки фортепиано у Фридриха Вика и композиции – у Генриха Дорна.

Надежды и действительность

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

Во время интенсивного обучения у молодого музыканта постепенно развился паралич среднего пальца руки и парез указательного пальца. Из-за этогоему пришлось отказаться от карьеры профессионального пианиста. По одной из версий, причиной паралича стало использование тренажера для пальцев.

Такие тренажеры были очень распространены среди пианистов того времени. Пальцы в подобных «приспособлениях» подвешивались на шнурках, прикрепленных к пружинам, запястье жестко фиксировалось; двигая пальцами вниз и с силой растягивая таким образом пружины, пианист тренировал мышцы-сгибатели пальцев в предплечье и кисти. Возможно, Шуман даже самостоятельно изготовил его по типу популярных в то время тренажеров Dactylion и Happy Fingers.

Современные исследователи пришли к выводу, что тренажер скорее всего не был причиной его болезни, а использовался как средство реабилитации в попытке излечиться. Еще одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман в стремлении достичь невероятной виртуозности пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие пальцы, – это мнение не имеет под собой никаких оснований.

В конце XX века ученые-медики выделили особый вид неврологического расстройства у музыкантов – фокальную дистонию. По наблюдениям, этот недуг поражает около 1% инструменталистов во всем мире. В 2005 году исследования доказали, что у Шумана была именно эта болезнь.

Смирившись с невозможностью стать пианистом, Роберт Шуман переключился на композицию и музыкальную критику. В 1834 году основал одно из влиятельнейших в дальнейшем изданий – «Новую музыкальную газету». Затем на протяжении нескольких лет был ее редактором и регулярно публиковал там свои статьи. В них он активно отстаивал новаторство в музыке и нещадно критиковал консерватизм и «бюргерство».

Клара Вик – муза и жена

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

Семейная жизнь композитора тоже была полна драматизма. Шуман влюбился в дочь своего педагога, Фридриха Вика. Но тот был категорически против свадьбы молодых людей. Дело в том, что Клара Вик вела активную,  заметную в общеевропейском масштабе концертную карьеру пианистки, а также сама писала музыку. Прибыль от концертов составляла большую часть состояния ее отца, поэтому он до последнего противился замужеству дочери.

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В сентябре 1839 года Роберт и Клара Вик подали жалобу в суд Лейпцига с требованием обязать отца Клары согласиться с запланированным ими браком. Четыре года продолжалась их борьба. У Роберта то опускались руки, то в нем просыпался боец.

Когда молодые уже потеряли надежду, суд вынес решение в их пользу. Отец в суде публично проклял дочь. Осенью 1840-го Роберт и Клара обвенчались в деревенской церкви под Лейпцигом.  В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен.

Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учрежденной в 1843 году Феликсом Мендельсоном.

Проблемы с психикой

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

Роберт Шуман страдал от нервной болезни, впервые проявившейся в 1833 году эпизодом сильной депрессии.

В 1844 году чета Шуманов отправились в гастрольную поездку по России.  Тогда же супруги перехали жить из Лейпцига в Дрезден. Там ментальное здоровье композитора дало очевидную трещину. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф – городским музыкальным директором. Однако вскоре начались размолвки с местным обществом, и осенью 1853 года контракт с ним не продлили. В ноябре 1853 года композитор с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы душевного расстройства.

В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасен. Осознавая происходящее, добровольно согласился отправиться на лечение в психиатрическую клинику в Энденихе близ Бонна. Там он почти не сочинял. Изредка ему разрешали видеться с женой.

Умер Роберт Шуман 29 июля 1856 года в возрасте 46 лет. Похоронен в Бонне.

Медицинский случай Шумана часто называют классическим примером шизофрении, но некоторые исследователи считают, что композитор страдал биполярным аффективным расстройством.

Йоганнес Брамс и Шуманы: пересечение судеб

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

В 1853 году 33-летняя Клара и 43-летний Роберт Шуманы встретили в Лейпциге 20-летнего Иоганнеса Брамса, который питал к таланту Шумана особенное благоговение. Брамс произвел на чету неизгладимое впечатление и стал другом Кларе на всю жизнь, поддерживая ее во время болезни Роберта, советуясь с ней по поводу новых композиций, даже присматривал за их маленькими детьми, когда она отправлялась на гастроли.

По воспоминаниям старшей дочери Шуманов Марии, когда их отец уже находился в психиатрической лечебнице, мать часто оставляла восьмерых детей (четырех сыновей и столько же дочерей) на попечение «дяди Брамса» и уезжала в длительные – до двух лет – концертные турне. Даже ходили слухи, что Клара удерживала мужа в клинике насильно.  

У Йоганнеса и Клары, несмотря на разницу в возрасте в 13 лет, была глубокая пожизненная любовь друг к другу. Однако, когда Клара овдовела, Брамс так и не решился позвать ее замуж.  Но при этом на всю жизнь остался ее другом и поддержкой.

Наследие композитора

Три «Ш»: величие и боль Роберта Шумана

В своей музыке Шуман максимально ярко отразил природу романтизма в его самом личном проявлении. Ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Творчество Шумана стало вызовом духовной скудости Германии 1820-1840-х годов, оно взывало к чувственности и гуманизму. Мало понятая при жизни, его музыка в наше время расценивается как смелое и оригинальное явление.

Большая часть фортепианных произведений Шумана – это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Типичный шумановский цикл – «Карнавал» (1834), в котором пестрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина – Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» и «Давидсбюндлеры», «Крейслериана».

Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, Фантазия (1836 – 1838), фортепианный концерт. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у композитора есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» и др.

В четырех симфониях композитора преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Шуман внес большой вклад и в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. При этом порицал виртуозность как самоцель, поскольку ее «побочными эффектами» всегда становились равнодушие к искусству.

Главные из выдуманных персонажей, от лица которых Шуман выступал на страницах печати, – пылкий, дерзкий и ироничный Флорестан, а также нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.

Пример творческого наследия Роберта Шумана – пьеса «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены». Исполняет Владимир Горовиц:

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате