Прозрачный заработок: что заставляет украинский бизнес выходить из тени

Прозрачный заработок: что заставляет украинский бизнес выходить из тени

О мотивах легализации и о ее влиянии на дальнейшее развитие

Этот материал также доступен на украинском
Прозрачный заработок: что заставляет украинский бизнес выходить из тени
Фото: Hamilton Apps

Украинский бизнес растет почти без вливания внешних инвестиций. Согласно официальной статистике, в 2018 году капитальные инвестиции предприятий в украинскую экономику составили 526 млрд грн. На депозитах в банках находится еще 933 млрд грн. Объем привлеченных кредитных средств составляет 10 млрд грн. В недвижимость инвестировано 50 млрд грн.

По сравнению с этими цифрами объем иностранных инвестиций, а это $690 млн, или около 18 млрд грн, выглядит более чем скромно. Получается, что инвестиции самого бизнеса в десятки раз превысили объем средств, привлеченных из-за рубежа.

Во что сегодня вкладывается украинский бизнес и как легализация способствует его росту? Об этом председатель правления Райффайзен банка Аваль Владимир Лавренчук размышлял во время Mind Invest Club во Львове. Мероприятие прошло при поддержке компаний Avellana Gold и Klingspor.

Во что вкладывает украинский бизнес?

Скачки девальвации – один из самых больших факторов «вынужденных» инвестиций в Украину. За последние два года 62% всех инвестиций осуществлялись в банковском секторе. Ведь банкам пришлось проводить докапитализацию, в связи с потерей капитала, преимущественно по причине девальвации.

Вместе с тем у индустрий, которые имеют кеш, хорошая перспектива для эффективных инвестиций в Украину. Преимущественно, это украинские компании отдельных отраслей, например агро. Они развиваются, они занимаются новыми технологиями и больше вкладывают в модернизацию процессов. Мы подтверждаем, что капитальные инвестиции в оборудование держатся на достаточно высоком уровне: около 32% роста ежегодно. С точки зрения здоровья компаний все хорошо. Хотя количество компаний не увеличивается и международных новых много не появляется.

По своему опыту мы также видим, что украинский бизнес «отбеливается». Клиентами нашего банка сейчас являются 160 000 компаний – это те, кто прошел наш комплаенс, а значит, работают легально и «по-белому». Около 20% компаний, обращающихся к нам за кредитами, комплаенс пройти не способны. Но в целом тенденция очень положительная. Потому что еще три года назад пропорция была противоположной: только 20% проходили проверку, а 80% не отвечали требованиям KYC (знай своего клиента).

Почему компании стремятся «отбелиться»?

Украинский бизнес выходит из «тени» не только потому, что банки «давят» А потому, что появляется осознание: перспектива большого бизнеса лежит в плоскости международных операций и прозрачности.

Требования к прозрачности финансовых операций во всем мире растут. За проведение сомнительных (обратите внимание на формулировку – не нелегальных, а именно сомнительных!) операций европейское законодательство предусматривает огромные штрафы. Фактор сомнительности – он субъективен и появился в международном поле не потому, что банки так хотели, – просто такова реальность. Не имеет значения, это Svedbank или это Danske bank, это продвинутые финтехи в Эстонии или это Латвия – штрафы колоссальные. Упомянутые в балтийских странах финтехи сейчас закрываются (часть из них), потому что не смогли адекватно построить прозрачность операций.

Комплаенс или ответственный бизнес – это сегодня фундамент международного развития. Предприниматели осознают, что в теневом бизнесе высокие маржи, но низкие перспективы. Как только компания достигает, условно говоря, объемов в два гаража, где можно собрать сотню компьютеров, ей нужен прозрачный бизнес.

В рамках группы Raiffeisen мы изучаем опыт Чехии, Польши, Словакии, обмениваемся информацией, как построен бизнес, каковы его перспективы. Мы видим такие тренды, как трансграничная торговля (cross-boarding) – границы бизнеса исчезают. Множество компаний из Львова и других городов открывают свои дочерние учреждения за рубежом, за океаном. И ничего удивительного здесь нет.

Уровень сегодняшних контактов украинского бизнеса очень высокий. Украинские предприниматели сейчас открывают новые рынки сами, быстро, агрессивно, благодаря качеству компании и менеджмента (а лично я очень высокого мнения о качестве украинского менеджмента в различных отраслях). Наши компании конкурируют на международных рынках.

Но что нам надо? Нам надо только добавить больше возможностей финансирования операций, и не всегда из-за кредитов. Например, в Украине на бумаге есть Экспортно-кредитное агентство, а если бы оно еще и  эффективно заработало, это был бы большой эффект. Ведь деньги в Украине дорогие, дешевыми скоро не будут, а механизм Экспортно-кредитного агентства делает это замещение возможным, а использование таких вещей, как аккредитивы или гарантии, – дешевле.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате