Заболело в мире
19,705,715
Умерло в мире
728,129
Вылечилось в мире
11,967,286
Заболело в Украине
80,949
Умерло в Украине
1,897
Вылечилось в Украине
43,972
«Клубный эффект»: почему нужно удешевить звонки между различными мобильными операторами

«Клубный эффект»: почему нужно удешевить звонки между различными мобильными операторами

СЕО lifecell Исмет Языджи – о том, почему от снижения ставки интерконнекта выигрывают операторы, абоненты и государство

Этот материал также доступен на украинском
«Клубный эффект»: почему нужно удешевить звонки между различными мобильными операторами
Фото: pixabay

На прошлой неделе «Интерфакс» опубликовал интервью президента «Киевстар» Александра Комарова, где были упомянуты актуальные проблемы телекомрынка. В частности, речь шла о ставке взаимодействия между операторами (интерконнект), которая стала едва ли не главной темой интервью. Некоторые озвученные главой «Киевстар» утверждения прокомментировал для Mind СЕО lifecell Исмет Языджи, предложив свое видение нюансов развития рынка.

О конкуренции на рынке и ставке интерконнекта (MTR)

Несмотря на все большее потребление дата-трафика, голосовые звонки продолжают быть актуальными для украинцев. К концу 2019 года 35% абонентов «Киевстар» вообще не пользовались мобильным интернетом, в сети «Vodafone Украина» около 39% не пользуются 3G и 4G, а в нашей сети количество таких абонентов составляет около 20%. А с началом карантина все три оператора наблюдали рост доли «голоса» в своих сетях. То есть говорить о том, что голосовая связь ушел в прошлое, еще рано.

lifecell всегда выступал за максимальную демократизацию и здоровую конкуренцию, которая будет стимулировать развитие телеком-отрасли. Равные возможности для развития каждого из участников рынка всегда приводят к выигрышу конечных потребителей.

Это неоднократно подтверждено опытом европейских стран, где законодательство требует, чтобы ставка интерконнекта (MTR) была равна себестоимости. У нас же эта ставка все еще в три раза выше, чем себестоимость. И это является одной из причин, почему абоненты звонят преимущественно внутри сети (onnet), а для звонков на другого оператора (offnet) дешевле использовать вторую SIM-карту, покупать телефон с двумя «симками» и платить еще одну ежемесячную плату за услуги.

Внедрение удобной для абонента процедуры MNP, снижение ставки интерконнекта к себестоимости и устранение дифференциации onnet/offnet, когда для абонента не будет иметь значения, на какую сеть он звонит, – это те основные шаги, которые дают возможность потребителю свободно выбирать оператора по качеству услуг, а не исходя из того, каким оператором пользуется круг его основных контактов.

О «клубном» эффекте

Недавно мы проводили опрос, в котором участвовали сотни абонентов всех операторов из всех регионов. Так вот, более половины всех опрошенных волнует вопрос «своей-чужой» сети: 68% абонентов обращают внимание на номер какого оператора они звонят, а 36% – всегда обращают на это внимание перед звонком. Это и есть «клубный эффект», который ограничивает конкуренцию и приводит к тому, что абоненту выгодно пользоваться оператором с наибольшей абонентской базой.

Это особенно ярко выражено в регионах, где у одного оператора абонбаза может достигать 83–84%, как у «Киевстар» в Тернопольской и Хмельницкой областях. Кому нужна SIM-карта другого оператора, если для 83% абонентов звонок на эту карточку будет стоить как звонок за границу?

Даже если люди недовольны качеством услуг или тарифами доминирующего в вашем регионе оператора, они вынуждены оставаться в его сети, потому что все родственники и знакомые пользуются этим оператором. Это одна из причин, по которой услуга сохранения номера (MNP) в Украине не пользуется популярностью.

«Клубний ефект»: навіщо треба здешевити дзвінки між різними мобільними операторами

Наша цель состоит в том, чтобы после снижения ставки интерконнекта абоненты всех операторов перестали обращать внимание, на сеть какого оператора они звонят. Вместо «звонков внутри», «звонков на мобильные сети», «звонков на фиксированные сети» должны быть просто звонки. Ведь именно так происходит в Европе, где свобода абонента действительно существует.

О прибылях и инвестициях

В 2019 году доходы «Vodafone Украина» составляли 15,9 млрд грн, «Киевстар» – 20,9 млрд грн, lifecell – 5,98 млрд грн.

lifecell в прошлом году зафиксировал чистый убыток в размере 1,11 млрд грн. Чистая прибыль «Vodafone Украина» составил 2,5 млрд грн. А прибыль «Киевстар» – 8,9 млрд грн, то есть 45% дохода от мобильной связи. Получается, что в стране с самым низким в Европе средним доходом с одного активного абонента (ARPU), в «Киевстар» самая высокая в Европе доходность. И не последнюю роль в возникновении этого феномена играет именно «клубный» эффект.

К сожалению, нет отчетности, которая помогла бы проанализировать, существует ли разница в доходах по областям, где доминирует один оператор. Инициатива о введении такой отчетности несколько раз озвучивалась регулятором и даже поддерживалась АМКУ, но благодаря активной позиции крупнейших игроков так и не была реализована.

Опыт других стран показывает, что снижение ставки интерконнекта приводит к устранению дифференциации onnet/offnet, исчезновению «клубного эффекта» и в результате дает рост объема использованных услуг. И выигрывают от этого все – операторы, государство, потребители, которые получают свободу общения, независимо от того, на сеть какого оператора звонят.

Относительно зависимости объема инвестиций в LTE от регулирования рынка интерконнекта – была озвучена сумма уменьшения доходов рынка на 1,6 млрд грн за несколько лет. К сожалению, президент «Киевстар» не сказал о другой стороне медали – уменьшении затрат операторов на ту же сумму в тот же период. На рынке интерконнекта оператор получает доход за объем минут, который абоненты других операторов «выговорили» на его сеть, и расходы за звонки своих абонентов на другие сети. Оплачивают же операторы только «дельту». И это суммы, в десятки раз меньше озвученной. Уменьшение MTR приведет к сокращению как доходов, так и расходов, а также к уменьшению «дельты».

Кстати, об устранении цифрового разрыва: lifecell вкладывает значительно большую долю своих доходов в новые технологии, чем конкуренты. Наши капитальные инвестиции без стоимости лицензий составляют 35% от доходов. Для сравнения: в «Vodafone Украина» это 32%, в «Киевстар» – 20%.

Да, исторически lifecеll начал работать в Украине намного позже двух крупнейших операторов, которые в то время фактически поделили между собой абонентов. За время работы в Украине мы инвестировали более $2 млрд в развитие украинского телекома, строя инфраструктуру и покупая лицензии для запуска новых технологий. Выйти на прибыль планировали в начале 2021 года.

В течение 15 лет именно lifecell драйвил рынок, развивался сам и заставлял развиваться других операторов. Стимулировал пересматривать тарифные планы, вводил новые услуги, словом, двигаться вперед. И выигрывал от этого в первую очередь украинский абонент. И мы уверены, что очередное снижение ставки интерконнекта – это еще один шаг к конкурентному рынку, качественным услугам и свободе выбора абонента.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате