»стори€ выздоровлени€: как украинский фармрынок выходит из кризиса
”краина инвестпривлекательна€
‘армацевтика
Cпециальний проект Mind

»стори€ выздоровлени€: как украинский фармрынок выходит из кризиса

¬первые за четыре года зафиксирован рост в денежных показател€х

Ётот материал также доступен на украинском
»стори€ выздоровлени€: как украинский фармрынок выходит из кризиса

ƒевальваци€ гривны в 2015 году побудила украинцев отдавать предпочтение более доступным отечественным лекарствам вместо дорогосто€щих импортных. Ёто не замедлило сказатьс€ на конъюнктуре всего фармацевтического рынка: увеличение доли в натуральном выражении (по количеству проданных упаковок) стимулировало местные компании несмотр€ на кризис вкладывать дополнительные средства в производственные мощности и новые продукты. “еперь же очередным импульсом дл€ отечественной фарминдустрии стала программа реимбурсации – возмещение государством стоимости некоторых препаратов. „ем живет украинский фармрынок, какую динамику показывал в гривнах, долларах и упаковках за последний год, с какими новшествами выступили ведущие компании, и каким препаратам отдают предпочтение потребители, изучал Mind.

»тоги года

Ќасколько выросли? ¬ 2017 году отечественный фармацевтический рынок наконец-то начал восстанавливатьс€. ѕо данным компании SMD, котора€ занимаетс€ маркетинговыми исследовани€ми в фармацевтике, по итогам прошлого года объем рынка ”краины в закупочных ценах составил $2,1 млрд или 53 млрд грн.   довоенному показателю в $4,1 млрд ему еще шагать и шагать, но впервые с 2013-го зафиксирован рост в долларах (+11%). ¬ фармацевтических компани€х с оптимизмом смотр€т и на текущий год, прогнозиру€ увеличение объемов еще на 20%, правда, пока в гривне.

«¬ течение всего прошлого года прирост рынка обес­печивалс€ преимущественно увеличением объе­ма продаж в упаковках и перераспределением потреблени€ в сторону более дорогосто€щих препаратов. Ќаметившийс€ рост, впрочем, €вл€етс€ относительным. ≈сли сравнивать с периодом 2010-2014 гг., то текуща€ ситуаци€ выгл€дит, скорее, как начало восстановлени€ рынка», – комментируют в фармкомпании «ƒарница».

“орговл€ с внешним миром также показала положительную динамику. ¬ натуральном выражении экспорт украинских лекарств вырос на 17%, а импорт – на 12%.

¬ чем просели? ¬ то же врем€, согласно информации SMD, в упаковках рынок уже четвертый год подр€д показывает отрицательную динамику. ѕо итогам 2017 года падение составило 5%  –  до 1,42 млрд упаковок. ѕравда, эта тенденци€ обошла стороной Ѕјƒы (биологически активные добавки) – данна€ группа товаров выросла на 2%, тем самым увеличив свою рыночную долю до 6,4% в гривне и 5,4% в упаковках.

«–ост наблюдалс€ в денежном выражении. ¬ первую очередь в Rx – рецептурном сегменте. » в сегменте Ѕјƒов. ¬ последние годы есть тенденци€ – регистрировать продукты в категории Ѕјƒы, что соответствует общемировым тенденци€м, упрощает процесс регистрации дл€ компаний и продвижение. “акже речь идет о профилактике заболеваний с использованием Ѕјƒов», – по€сн€ет директор компании SMD »рина √орлова. ¬месте с тем, в официально утвержденные протоколы лечени€ Ѕјƒы пока не включаютс€.

„то двигало рынок? ¬ прошлом году основными движущими силами в отрасли были рецептурные лекарства и препараты локальных производителей. –аспределение рынка между национальными производител€ми и зарубежными в натуральном выражении составило 68% и 32% соответственно. ¬ денежном эквиваленте ситуаци€ несколько ина€. ¬ гривне распределение рынка осталось на уровне 2016 года – 33% и 67%.

««арубежные производители доминируют в сегментах, где сохран€етс€ эксклюзивность на продукты или где существуют технологические барьеры в создании и производстве. »ли когда отсутствует экономическа€ целесообразность входа в сегмент дл€ отечественных компаний», – говор€т в «ƒарнице».  

÷ены на лекарства в 2017 году по сравнению с 2016-м выросли в целом на 20%. —редневзвешенна€ стоимость одной упаковки украинского лекарственного средства увеличилась на 14,7% и составила 31,4 грн. ј средн€€ стоимость импортного препарата возросла на 8,8% – до 128,3 грн.

 акие лекарства наиболее востребованы? «”краинцы отдают предпочтение лекарствам из среднего ценового диапазона. ¬месте с тем, они все еще покупают преимущественно то, что могут себе позволить по цене, а не то, что хот€т или к чему привыкли. Ќаибольшим спросом пользуютс€ дешевые лекарства (52% всех продаж) со средней стоимостью 13 грн/упаковка», – комментирует генеральный директор аналитической компании Pro-Consulting јлександр —околов.

¬ денежном выражении наиболее продаваемыми стали препараты, вли€ющие на пищеварительную систему и метаболизм, а также лекарства дл€ сердечно-сосудистой и нервной системы. ѕо данным SMD, в топ-20 лекарственных препаратов, лидирующих по объемам продаж в гривневом исчислении, средства дл€ лечени€ сердечно-сосудистых заболеваний  сарелто и  ардиомагнил зан€ли соответственно 5 и 15 место, а препарат дл€ лечени€ бронхиальной астмы —еретид закрепилс€ на дев€той строчке.  ѕри этом, многолетний лидер этого рейтинга – јктовегин (ранозаживл€ющее средство) уступил место Ќимесилу (нестероидное противовоспалительное).

ѕо рецепту или без?  ак отмечают в аналитической компании Pro-Consulting, темпы роста продаж рецептурных препаратов стали опережать темпы роста продаж безрецептурных, что свидетельствует о стабилизации и оздоровлении рынка. ¬сего за прошлый год по рецепту было продано 423,5 тыс. упаковок лекарств (38,5% в структуре продаж в упаковке). ƒол€ рецептурных лекарств в денежном выражении составила 59%. ќднако в целом продажи в упаковках импортных препаратов растут быстрее продаж препаратов отечественного производства: +11,2% против +5,1% в 2017 году. ¬ то же врем€ по темпам роста выручки украинские препараты идут примерно наравне с импортными: 20,6% против 21% соответсвенно.

«ѕродажи лекарственных средств украинского производства увеличиваютс€ преимущественно за счет рецептурных препаратов. ¬рачи сегодн€ больше придерживаютс€ схем лечени€ и назначают нужные препараты, пациенты меньше реагируют на агрессивную рекламу различных лекарственных средств», – комментирует гендиректор Pro-Consulting јлександр —околов.

–еимбурсаци€ как двигатель прогресса

„то компенсирует государство? ¬ 2016 году 90% лекарств украинцы покупали за свой счет (9 из 10 упаковок). Ќа больницы приходилось 5% закупок в деньгах и 7,5% в упаковках. ÷ентрализованные закупки в общем объеме зан€ли только 4,3% в гривне и 0,3% в упаковках.

¬ апреле 2017-го в ”краине стартовала программа реимбурсации, котора€ предусматривает бесплатный отпуск отдельных препаратов дл€ лечени€ сердечно-сосудистых заболеваний, диабета II типа и бронхиальной астмы.

«а 9 мес€цев прошлого года по программе «ƒоступные лекарства» пациентами было получено препаратов на 614 млн грн. Ќа фоне совокупного годового объема рынка, эта цифра пока не слишком впечатл€ет, но если смотреть на отдельные категории лекарств, позитивна€ динамика однозначно присутствует.

 ак это повли€ло на рынок? Ќапример, если до старта программы реимбурсации «Ѕорщаговский химико-фармацевтический завод» (Ѕ’‘«) в среднем продавал 180 000 таблеток √идрохлоротиазида (диуретик, предназначенный дл€ снижени€ повышенного артериального давлени€) в мес€ц, то уже в мае 2017-го, на второй мес€ц проекта, объем продаж увеличилс€ в 10 раз – до 1,8 млн таблеток.

≈ще один пример –  лопидогрель, лекарственный препарат против тромбоза, обычный уровень продаж которого с 1,7 млн таблеток в мес€ц увеличилс€ в мае прошлого года до 5,4 млн. ѕо оценкам экспертов, таким образом происходит существенна€ перегруппировка игроков внутри рынка. “ак,  лопидогрель производства международной фармкомпании «“ева» опередил многолетнего лидера в данной категории – препарат, выпускаемый компанией «‘армак», объем продаж которого увеличилс€ почти в п€ть раз (по состо€нию на май в сравнении с мартом 2017 года).

 ак развиваетс€ программа? ¬ феврале 2018-го ћинистерство здравоохранени€ расширило и утвердило новый реестр препаратов, стоимость которых подлежит возмещению: в него вошло 239 лекарственных средств от 48 производителей. ‘инансирование программы в 2018 году также увеличилось. ¬ украинском госбюджете-2018 на ее реализацию заложен 1 млрд грн. ƒл€ сравнени€: в прошлом году на эти цели было выделено сначала  500 млн грн, и позже еще 200 млн грн.

«Ќа глобальном уровне така€ сумма не сможет покрыть расходы каждого больного в ”краине, однако, в определенной степени поможет покрыть расходы наиболее незащищенным пациентам. ј вот производители, учитыва€ увеличение финансировани€, будут больше заинтересованы в производстве лекарств. ¬ ћќ« ожидают, что потребление бесплатных лекарственных средств в упаковках вырастет на 30%», – отмечает советник практики јнтимонопольного и конкурентного права юридической компании INTEGRITES —ергей Ўершун.

«¬ силу того, что в ”краине до сегодн€шнего дн€ отсутствует система медицинского страховани€ (она в наши дни имплементируетс€), уровень диагностики и лечени€ самых распространенных заболеваний крайне невысокий. Ќа мой взгл€д, в фокусе внимани€ будут нозологии (болезни), лидирующие в структуре смертности и заболеваемости (гипертони€, инсульт, астма, диабет, онкологи€). » соответственно, лекарства дл€ борьбы с этими недугами», – прогнозирует »рина √орлова.

√рупповой портрет рынка

ѕо состо€нию на 2017 год в ”краине насчитывалось 135 предпри€тий, занимающихс€ выпуском лекарств.

ѕервое место по реализации в упаковках занимает «ƒарница». «Ќаша рыночна€ дол€ составл€ет 15% и в два раза превышает ближайшего конкурента. Ќа аптечных полках кажда€ седьма€ упаковка лекарственных средств – нашего производства», – комментируют в «ƒарнице». Ќа втором месте идет «‘армак» с долей в 8,4%, за ним –  «јртериум» с 7,6%.

¬ 20-ку же лидеров по объемам продаж вход€т дев€ть украинских производителей. ¬ денежном выражении первое место по доле рынка остаетс€ за компанией «‘армак» (5,6%), на втором – «јртериум» (3,5%), третье место – у «ƒарницы» (3,4%). ј вот «—анофи» (3,3%) опустилась с третьего на п€тое. «Ѕайер» подн€лс€ на одну строчку и теперь идет сразу за «—анофи» с долей в 2,9%.

—огласно данным SMD, самый высокий относительный рост за год продемонстрировал „еркасский завод «ёри€ ‘арм», который обзавелс€ производственными мощност€ми за рубежом и подн€лс€ с 17 места на 15, показав наибольший темп прироста (+29%).

Ћидерами рейтинга дистрибуторов по объему продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остались три украинские компании: «‘армак», «јртериум» и «ƒарница».

ћа€ки дл€ инвестиций

 акие тенденции просматриваютс€? √лавный тренд 2016 года – высокие темпы роста отечественных компаний по сравнению с зарубежными – и в 2017 году стимулировал национальных производителей к выпуску новых препаратов и инвестици€м в производство.  

«Ќа сегодн€шний день около 60% розничных продаж «ƒарницы» составл€ют средне- и высокостоимостные препараты. Ќо вхождение в этот сегмент препаратов €вл€етс€ не самоцелью, а следствием обновлени€ продуктового портфел€ за счет выведени€ новых высокотехнологичных и оригинальных продуктов в сфере кардиологии и неврологии. ћы рассматриваем продуктовые новации как драйвер дл€ усилени€ рыночных позиций компании», – рассказала в интервью Mind гендиректор фармфирмы «ƒарница» —ветлана ƒиденко. Ќапример, за последние три года «ƒарница» внедрила в производство 25 готовых лекарственных средств, 12 самых успешных лончей  обеспечили компании 212 млн грн вторичных продаж.

¬о что вкладываютс€ фармкомпании? ¬ 2017 году отечественные фармацевты активно модернизировали производство.   примеру, «ƒарница» в прошлом году зарегистрировала семь наименований лекарственных средств (в различных формах и дозировках), и еще 20 запланированы дл€ внедрени€ в текущем году. ≈ще 66 продуктов наход€тс€ на стадии фармразработки. ¬сего за  последние 10 лет компани€ инвестировала в технологии  и оборудование 200 млн евро.

 омпани€ «‘армак» в 2017 году инвестировала более 500 млн грн в техническое переоснащение  и вывела на рынок 21 продукт. Ќа разных этапах разработки наход€тс€ еще 125 проектов.

Ѕ’‘« планирует до конца 2018 года вложить в свою модернизацию 317 млн грн, «Ѕиофарма» намерена в июле-2018 запустить в работу завод-фракционатор плазмы крови. ¬ его строительство уже было инвестировано $35 млн.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате