Мест нет: почему ритейлеры замедлили темпы развития
Каковы прогнозы относительно дальнейшего их развития

В текущем году украинские продовольственные ритейлеры откроют меньше новых магазинов в сравнении с прошлым годом. Это связано с несколькими факторами. Продажи сетей в натуральном выражении не растут, рынок насыщается, а хороших площадок для открытия магазинов все меньше. В этом году сети не рискнули ужесточать финансовые требования к поставщикам, которые должны платить «за вход», «за полку» и возвращать ритейлерам ретробонусы.
Продовольственные сети не спешат открывать новые магазины. До конца года в Украине появится до 500 магазинов, тогда как в 2017-м было открыто 511 объектов, сообщил Mind директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Свои предположения аналитик строит на результатах работы отрасли в первом квартале 2018 года. Они оказались хуже в сравнении с январем-мартом 2017-го.
Итак, в первом квартале этого года продовольственные ритейлеры открыли 79 магазинов, тогда как за аналогичный период прошлого года – 111. Всего в Украине на начало апреля работало около 4500 магазинов. В пятерке крупнейших украинских ритейлеров оказались: АТБ – 929 магазинов (в первом квартале – 19 новых), Fozzy Group («Сильпо», «Фора», Fozzy C&C) – 535 (4 новых), Volwest Group («Наш край», Spar) – 241 (4 новых) и "Львовхолод" («Рукавичка») – 131 (1 новый).
«Темпы развития снизили практически все сети», – констатирует Игорь Гугля.
Темпы снизились – с чем это связано? По мнению партнера компании Atlas Advisors Алексея Ращупкина, мест для открытия новых магазинов становится все меньше. «Так, В Киеве открывается меньше торговых центров, а арендные ставки за последний год выросли примерно на 10-15%», – констатирует он.
Мало строят. К примеру, в 2017 году девелоперы открыли лишь три небольших торговых центра арендуемой площадью около 15 000 кв м. Крупных объектов в столице не строили. В марте этого года появились два новых торговых центра – ТРЦ «Ашан Rive Gauche» (22 000 кв. м, фаза І), и «Ритейл Парк Петровка» (12 000 кв. м), который стал первым объектом такого рода в стране, говорится в отчете консалтинговой компании JLL (Украина).
«Формат ритейл-парка, в котором более 75% площадей занимают крупноформатные операторы, довольно популярен в Европе, однако на украинском рынке ранее не присутствовал», – объясняет аналитик компании JLL (Украина) Дарина Кулага.
Постепенное насыщение украинского розничного рынка. Это еще одна причина, комментирует Mind совладелец сети «Таврия-В» Борис Музалев. Количество желающих инвестировать в розничный бизнес увеличивается. Например, в этом году собственники L’Kafa Group открыли первый «магазин у дома» под названием «Базар Експрес». Компания «Аритайл» создает новую сеть мини-магазинов площадью до 100 кв. м «Коло», а собственники западноукраинских сетей «Колибрис» и «Наш край» заявили о намерении объединить активы.
Новички конкурируют со старожилами за лучшие площадки в городе и в некоторых случаях готовы платить больше. Открывать рядом с ними новые торговые точки сети не хотят. Директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что сейчас ритейлеры открывают новые магазины на месте старых гастрономов. Но таких предложений тоже становится все меньше.
Финансовое состояние ритейлеров пока не улучшается. «Заработные платы персонала растут в три-четыре раза быстрее, чем покупательная способность населения. Это значит, что доходность розничного бизнеса остается низкой и сетям сложно развиваться», – перечисляет тенденции Борис Музалев. Эксперт говорит, что за пять месяцев этого года продажи в натуральном выражении не изменились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В денежном эквиваленте продажи растут, что связано с повышением цен на продукты питания производителями. По данным Ассоциации поставщиков торговых сетей, в мае этого года капуста подорожала на 34%, морковь – на 6%, пшено и яблоки – на 3%, а вареные колбасы – на 1%.
Заработать на поставщиках ритейлерам не удается. Отношения не изменились. «Некоторые крупные производители диктуют свои условия сетям, поэтому им приходится работать на старых условиях», – рассказывает Дорошенко. Три руководителя компаний – поставщиков продуктов питания рассказали Мind, что средняя отсрочка по оплате – 60-90 дней, плата за вход в крупные сети составляет 200-300 тыс. грн за одно наименование продукции, а ретробонусы достигают 6-10% от суммы проданных товаров.
«Задержка с оплатой существует у всех, за исключением международных сетей, например, Ашана или Metro. Со всеми остальными приходится договариваться и часто ожидать оплаты дольше установленного срока», – сообщил Мind директор крупной компании-поставщика, пожелавший остаться неназванным.
Председатель правления «Киевхлеба» Владимир Череда отмечает, что отсрочка по оплате его категории продукции составляет 20 дней. «Мы прекращаем отгрузки в том случае, если сеть допустила просрочку платежа. Поэтому они стараются платить вовремя и не остаться без хлеба», – поясняет он.
Как будут развиваться сети? «Мы постоянно занимаемся поиском новых помещений, поэтому основной «пик открытий» придется на конец года. Планируется, что в этом году все сети будут работать над улучшением качества своих магазинов. Это позволит повысить продажи в каждой торговой точке на 10-15%», – говорит Мind директор по развитию крупной торговой сети, пожелавший остаться неназванным.
Повышенное внимание ритейлеры уделяют и регионам. Это видно уже сейчас. По данным GT Patners Ukraine, в первом квартале на востоке страны сети открыли 31,6% от общего числа магазинов, на западе – 30,4%, в Киеве – 15,2%, на юге – 12,7%, в центре – 6,3%, а на севере страны – 3,8%. Киевский розничный рынок уже перенасыщен, потому ритейлеры все активнее пытаются найти интересные площадки в разных областях Украины.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.