Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»

Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»

Вадим Гулько – об отмене «мобильного рабства» взамен на паспортизацию, обвинениях в сбое системы и начале маркетинговой войны

Этот материал также доступен на украинском
Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»
Вадим Гулько
Фото: Евгения Подгайная/Mind.UA

1 мая в Украине стартует MNP – услуга переноса абонентского номера к другому оператору. «Киевстар», «Vodafone Украина», lifecell, «ТриМоб», «Интертелеком» заранее описали план действий для желающих сменить «любимого» оператора. PEOPLEnet пока отмалчивается.

Насколько востребованной будет услуга, которую хотели запустить еще девять лет назад? Можно ли будет вместе с номером автоматически переносить и деньги с мобильного счета? Почему абонентам-мигрантам придется «сбрасывать» свои паспортные данные и старому, и новому оператору? Насколько успешно прошло тестирование системы переноса номеров? Почему MNP будет стимулировать «большую тройку» более оперативно достраивать в небольших городах 3G и  4G-сети? Об этом и многом другом в интервью Mind рассказал Вадим Гулько, исполнительный директор Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) – администратора MNP.

О механике переноса номера

- Что пошагово нужно сделать абоненту, чтобы сменить оператора и сохранить свой номер?

- Шаг первый: зарегистрировать номер у нынешнего оператора. Это нужно сделать только абонентам предоплаченных услуг, которые не предоставляли свои паспортные данные оператору. Думаю, в Украине уже немало припейд-абонентов, которые ранее зарегистрировались, чтобы пользоваться финансовыми услугами, MobileID и т.п.

Незарегистрированным абонентам нужно прийти в фирменный магазин своего оператора с паспортом или другим документом, который удостоверяет личность, например, водительскими правами. Абонентам, у которых есть ЭЦП, BankID или MobileID, можно зарегистрироваться по упрощенной процедуре – в онлайн-режиме.

Шаг второй: подать заявление о переносе номера онлайн или прийти в магазин реципиента (оператора, к которому хотите перейти) с паспортом (контрактным абонентам нужно принести и ИНН), выбрать тарифный план и указать желаемую дату перехода.

Думаю, каждый оператор будет стараться упрощать эту процедуру. В Порядке предоставления услуг  нет ограничений для регистрации онлайн. Поэтому возможна договоренность с оператором и по SMS, через сайт и т.п. 

Шаг третий: получить новую SIM-карту в магазине реципиента.

- Зачем ее менять?

- Каждый оператор зашивает на свою SIM-карту море технической информации.  Теоретически абонент может сохранить старую карту, но в таком случае он не сможет получать весь спектр услуг от нового оператора. Поэтому замена SIM-карты – необходимый шаг. Как минимум, для того чтобы морально попрощаться со своим старым оператором.

- А через месяц вернуться?

- И такое может быть (смеется).

- Абоненту придется два раза регистрироваться. Зачем оставлять паспортные данные и старому, и новому оператору?

- Это требование прописано в Порядке предоставления услуги. Реципиент должен получить от донора (оператора, от которого уходит клиент) информацию, кто именно к нему приходит, и выдать SIM-карту только реальному абоненту. Целесообразность этого требования долго обговаривалась с операторами. В конечном итоге, все согласились: норма нужна для предотвращения вероятного мошенничества. Ведь могут найтись «шутники», которые захотят перерегистрировать чужой номер. А к нему у абонента может быть подвязана масса сервисов, месседжеров, проще говоря, полжизни – в телефоне. Чтобы максимально надежно ее защитить, исключить риск выдачи SIM-карты «шутнику» – и была введена эта норма.

Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»
Фото: пресс-служба УГЦР

- На недавней встрече с журналистами главный исполнительный директор lifecell Исмет Языджи высказывал опасения, что доноры могут стопорить процесс регистрации, чтобы не отпускать своего абонента к коллегам.

- Я не разделяю его опасения. Во-первых, давайте попробуем представить ситуацию: некий оператор выдает тысяче своих сотрудников такое секретное поручение. Думаю, о нем станет публично известно максимум через полчаса: найдется немало работников, которые сольют «спецзадание» своим  родственникам и друзьям. В итоге, оператор получит скандал и потерю имиджа. Будет ли он так рисковать ради удержания абонента в течение еще нескольких дней? Очень сомневаюсь.

Во-вторых, если телеком-регулятору поступит даже несколько жалоб от абонентов на затягивание процесса регистрации – оператору не поздоровится. Поэтому уверен, что методом «каменного века» никто из игроков не будет пользоваться.

- И все же, какие санкции может «включить» НКРСИ?

- Прямой ответственности нет. Но если оператор нарушит Порядок предоставления MNP – регулятор может приравнять это к невыполнению закона «О телекоммуникациях» и лицензионных условий. Думаю, вряд ли найдутся желающие спровоцировать дополнительную проверку и лишиться лицензии.

- Номер будет переноситься в течение трех дней. Почему так долго? Ведь услугу будут оказывать не люди «ручками», а автоматизированная система, которая объединяет центральную и локальные базы данных (ЦБД И ЛДБ).  

- Надеюсь, вскоре вся процедура будет занимать нескольких часов или даже минут, как во многих странах. Пока же MNP – «новый автомобиль», который только что сошел с конвейера и нужно проверить все его механизмы, программное обеспечение. Думаю, на раскачку нам потребуется полгода. А потом можно будет инициировать внесение изменений в Порядок и сокращать сроки.

Сейчас же процесс более сложен. Абонент подает заявление не нам – администратору, а новому оператору. Сотрудникам этой компании дается 8 рабочих часов на то, чтобы проверить, обработать и переслать заявление старому оператору. Следующие 8 часов заявление проверяет донор.

И еще 8 часов занимает процедура перенесения номера: абоненту сообщается, что заявка принята, можно заменить SIM-карту. Также абонента предупреждают, что в течение максимум 3 часов у него может отсутствовать связь. Хотя по факту сам перенос номера занимает гораздо меньше времени: сбои возможны лишь на несколько минут.

- Абонентов будут информировать, на номер какой сети они звонят. Это софт УГЦР или операторов?

- Пока это комедия. Предупреждать абонентов – обязанность операторов. Еще три месяца назад мы просили игроков создать единое сообщение, которое смогли бы использовать все операторы. Но у каждого гетмана – свое видение. За три месяца так и не пришли к единому знаменателю.

- И что сейчас будет?

- Каждый оператор запустит свое голосовое уведомление. Оно должно быть понятным и не длинным. 

О деньгах

- Будут ли автоматически переноситься деньги со счета?

- Нет. Зато в Порядке предусмотрена отсрочка переноса номера в течение 30 дней. Большинство абонентов не пополняют счет более чем на месяц.

- Некоторые операторы предоставляют скидки за пополнение счета на несколько месяцев – год вперед. Наверняка, есть абоненты, которые пользуются такими акциями.

- В таком случае абоненту можно будет написать заявление старому оператору с просьбой перечислить остаток на банковскую карту или самостоятельно сбросить деньги со своего на другой номер. Уверен, деньги не потеряются: механизмы их возврата есть.

В этой ситуации бОльшие риски не у абонента, а у донора. К примеру, согласно нормам Порядка, он не имеет права удерживать у себя контрактного абонента, у которого «висит» долг на счету. Для возврата кредита, возможно, придется даже обращаться в суд.

- Почти все операторы уже заявили, что будут бесплатно предоставлять MNP. Правда, некоторые обязывают припейд–абонентов купить стартовый пакет при переходе в их сеть. 

- Бесплатный «доступ» к услуге – ожидаемое решение. Реципиентам невыгодно устанавливать плату за переход к ним. Операторам нужно не плату взимать, а дополнительно бонусы предлагать, чтобы переманить абонентов.

Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»
Фото: пресс-служба УГЦР

О роли УГЦР

- Каковы функции администратора?

- Наша роль для абонентов незаметна и неинтересна (смеется). Хотя без УГЦР запуск MNP был бы невозможен. Мы выполнили первую задачу: изучили международный опыт,  построили систему, создали технические условия для переноса. Теперь приступаем ко второй: наблюдать за сроками и правильностью технического процесса.

У нас будет сохраняться вся база данных перенесенных номеров для того, чтобы операторы могли маршрутизировать звонки.

- ЦБД находится на территории УГЦР?

- Не только. У нас есть два ЦОДа (центра обработки данных) – основной и резервный. Один расположен на территории УГЦР. Второй – в другом дата-центре. Бекап нужен для того, чтобы бы надежность системы была максимальной. Проще говоря,  чтобы никакие порывы ветра или отключение электроэнергии не повлияли на ее работоспособность.

- Некоторые абоненты опасаются, что их данные могут «уйти на сторону». Какая информация будет храниться в ЦБД? И есть ли риск ее утечки?

- У нас сохраняется минимальный набор данных: только номер и каким оператором он  обслуживается.

- Т.е. хакерам нет смысла ломать систему?

- Да. Персональных данных у нас не будет. Тем не менее, мы внедряем комплексную систему защиты информации. Сейчас готовятся документы для экспертизы и получения сертификата. Система будет отвечать всем государственным нормам защиты и обеспечивать трафик информации в зашифрованном виде.

Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»
Веб-интерфейс администратора ЦБД
Фото: пресс-служба УГЦР

- До 1 февраля операторы должны были запустить свои ЛБД и интегрировать их с ЦБД. Далее – в течение трех месяцев – протестировать работу системы. Как прошло тестирование?

- Это были самые сложные 3 месяца, как для нас, так и для операторов. Работали по вечерам и выходным. Нужно было оттестировать очень много технических «моментов». Совещания проходили по несколько раз в неделю и с операторами, и с регулятором, и на базе профильный ассоциации ТЕЛАС. Создали массу групп в Telegram между техническими специалистами, которые за день задавали по тысяче вопросов.

- Некоторые операторы говорят, что ЦБД все еще «глючит». Они опасаются, что в первое время может быть много технических сложностей. И не знают, как сгладить возможный негатив перед абонентами.

- Это не так. Рабочих технических сложностей действительно было множество. Но это нормально. Все проблемы оперативно решались. На моей памяти в период тестирования было только два сбоя ЦБД. Причем, один из них «возник», когда наш партнер в Словении перенастраивал систему и забыл нас предупредить, а мы, соответственно, операторов.  

После тестирования сбои возможны только в случае какого-то форс-мажора. Уверен, специалисты устранят их в течение несколько часов, а абоненты не заметят неполадок.

Хотя понимаю операторов: они хотят подстраховаться – пытаются себе «подушку подстелить». Если вдруг что-то не заработает, то на кого можно будет переложить вину?

- УГЦР.

- Точно (смеется). На совещаниях игроки не раз говорили, что в ЦБД есть проблемы и перечисляли баги, которые устранили еще несколько недель назад. Так, на всякий случай.

О расходах и окупаемости

- Сколько УГЦР потратил на создание ЦБД и как намерен возвращать эти деньги?

- Мы вложили 40 млн грн. Операторы будут оплачивать тариф, за счет которого когда-нибудь окупим систему.

- Ранее вы говорили, что надеетесь вернуть вложения в течение 4 лет.

- Теперь сомневаюсь (смеется). Думаю, срок окупаемости будет более долгим.

- За что вам будут платить операторы?

- В Порядке четко прописан тариф: за доступ к информации ЦБД – 13,14 грн за 1000 номерного ресурса.

- Т. е. УГЦР выгодно, чтобы было как можно больше перенесенных номеров?

- Нет. Это фиксированный тариф за имеющийся у оператора номерной ресурс. Например, у одного оператора – 26 млн номеров, у второго – 20 млн. Они каждый месяц будут вносить абонентскую плату за эти номера. (по приблизительным подсчетам, игроки суммарно будут перечислять около 7,8 млн грн в год. – Mind).

Также есть тариф за перенесение номера. Но он символический – 1 копейка.  

- А сколько стоили ЛБД операторам?

- Достоверной информации у меня нет. Сами операторы путаются, когда рассказывают о своих затратах. Цифры очень разнятся в их официальных письмах и за чашкой кофе.

Слышал оценку от 10 млн грн до 400 млн грн. Такая огромная «вилка» возникает из-за разных методик оценки: можно считать только оборудование, а можно приплюсовать софт, зарплату сотрудников, расходы на тестирование и т.п.

Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»
Фото: Евгения Подгайная/Mind.UA

О спросе на услугу

- Глава правления Turkcell Ахмет Акча на недавней встрече с журналистами рассказывал: когда запустили MNP в Турции – был очень сильный всплеск миграции абонентов, наблюдали «трафик», как на улицах Стамбула. А какую портацию ожидаете вы с 1 мая в Украине?

- 1 мая – в выходной день – вряд ли у нас будет «трафик», как на улицах Стамбула. Миллионов переходов не увидим. Украинцы – осторожны. Вначале будут присматриваться, анализировать, как работает услуга, слушать, что соседи и друзья говорят.

А в дальнейшем желающих воспользоваться MNP в Украине будет очень много. Думаю, стоит ожидать портации от 1% до 10%. Не соглашусь с коллегами, которые говорят, что услуга устарела и уже никому не нужна.

Наоборот, сейчас она очень необходима, потому что «большая тройка» в регионах строит свои 3G и 4G-сети неравномерно, в разном количестве и качестве. У операторов нет денег, чтобы запустить сети по всей Украине. Без диапазона 900 МГц 3G и 4G не дойдут во все села. Понятно: если в каком-то районном центре 4G только у одного оператора, абоненты побегут к нему.

- Т.е MNP будет стимулировать операторов идти в глубинку с повышенными затратами (запускать базовые станции на высоких частотах), а не ждать пока государство определиться, когда и на каких условиях отдать им спектр 900 МГц?

Администратор MNP: «В новой маркетинговой войне победят абоненты»
Фото: пресс-служба УГЦР

- Конечно. Кто первым встал – того и тапки. Например, игрок заходит в небольшой районный центр, ставит несколько базовых станций, запускает рекламу: «Первый и  единственный оператор, который у вас предоставляет 4G. Переходите по MNP и получите 50 грн на счет». Думаю, полгорода к нему перебежит. Пока другой оператор развернет 4G и свою рекламную кампанию «А у меня дешевле на 5 грн» – желающих мигрировать наберет гораздо меньше.

«Плодородная почва» для МNP будет еще немало лет – пока игроки окончательно не достроят 3G и 4G-сети, не получат  частоты в низких диапазонах и не раскошелятся на создание сетей и в них. А в перспективе у нас запуск 5G. Связь этого поколения будет внедряться точечно. Поэтому ожидается новый всплеск спроса на МNP.  

- Изначально шесть операторов намеревались участвовать в MNP. Почему PEOPLEnet вышел из игры?

- PEOPLEnet остался в списке участников MNP. У них есть номерной ресурс, лицензия оператора мобильного связи. Но активности от них не было. Думаю, после 1 мая у регулятора возникнет много вопросов к этому оператору.

- Он не запустил локальную базу?

- Не знаю. Мы получали отписки о том, что PEOPLEnet не имеет возможности участвовать в MNP. И в тестировании оператор не принимал участия.

- А «ТриМоб» и «Интертелеком»?

- С ними все в порядке. Тестирование завершили, готовы стартовать.

- Как думаете,  у этих небольших операторов есть шансы перетянуть к себе абонентов?

- На локальном уровне – в регионах – они имеют серьезные преимущества. Игра зависит от их тарифных планов и услуг, которые они могут предложить абонентам больших операторов. Думаю, жители регионов, которые мало путешествуют, могут «купиться» на выгодные предложения.

- Какие игроки могут стать лидерами по привлечению абонентов?

- Каждый оператор – и маленький, и большой – уверен, что именно он победит в этой гонке. Выигрыш будет зависеть от креативности их маркетинговых кампаний.

- Пока ни один из операторов не запустил яркую РК по переманиванию абонентов. Как думаете, почему? Не верят в MNP или готовятся «выстрелить» после 1 мая?

- Они сейчас как хищник перед нападением. Ждут, когда «включат рубильник». Скорее всего, маркетинговая война стартует 2 мая. Думаю, основной упор будут делать на регионы: запускать локальные компании и описывать свои преимущества, предлагать бонусы за переход и, наоборот, за лояльность старому оператору. Вскоре увидим, насколько жесткой будет эта война. В любом случае, в ней победят абоненты.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате