Без евроблях и «Богданов»: как Uber запускает шаттлы в Украине

Без евроблях и «Богданов»: как Uber запускает шаттлы в Украине

Какую долю рынка пассажирских перевозок Киева может занять Uber Shuttle и будет ли сервис доступен в других городах Украины

Этот материал также доступен на украинском
Без евроблях и «Богданов»: как Uber запускает шаттлы в Украине
Фото: Евгения Подгайная/Mind

«В Киеве – транспортный коллапс. Мы намерены закрутить гайки с неправильной парковкой: нарушители ПДД станут платить очень высокие штрафы, автомобили безответственных водителей будем эвакуировать», – заявил мэр Киева Виталий Кличко на пресс-конференции, отвечая  на вопрос, как городские власти могут помочь мотивировать киевлян пользоваться новым сервисом Uber Shuttle  – альтернативой маршруток.

Кроме такого «кнута», столичный градоначальник пообещал использовать и «пряник»: у въезда в город строятся парковки, которые должны разгрузить центр Киева. «Создание комфортной и безопасной транспортной системы – один из наших приоритетов. А новые технологии (Uber Shuttle) – один из ее «кирпичиков», – надеется мэр города.

Региональный менеджер Uber по Великобритании, Северной и Восточной Европе Джейми Хейвуд пояснил, что цель компании – сокращение количества частных авто на дорогах для сохранения экологии. Первым этапом был запуск сервиса электромобилей Uber Green, 14 мая настала очередь Uber Shuttle.  

Mind попытался выяснить более приземленные «вещи»: ожидаемый спрос на услугу, окупаемость инвестиций в проект, а также то, как Uber будет реагировать на сопротивление со стороны конкурентов нового сервиса – полулегальных маршруточников, и многое другое. 

Без евроблях и «Богданов»: как Uber запускает шаттлы в Украине
Перед началом пресс-конференции (сидят в первом ряду, слева направо): региональный менеджер Uber в Великобритании, Северной и Восточной Европе Джейми Хейвуд, мэр Киева Виталий Кличко, министр инфраструктуры Владимир Омелян, исполняющий обязанности заместителя председателя Миссии США в Украине Джозеф Пеннингтон 
Фото: Евгения Подгайная/Mind

Сколько стоят перевозки в шаттлах?

Джейми Хейвуд сообщил, что стоимость услуг на 75% ниже, чем в такси. Тариф устанавливается по расстоянию: 15 грн – за поездки до 8 км, 20 грн – до 12 км, 25 грн – до 16 км и 30 грн – более 16 км. Цена не зависит от времени суток и числа пассажиров в микроавтобусе. Оплатить проезд можно как через мобильное приложение, так и наличными или банковской картой в салоне маршрутки.

«Стоимость будет немного выше, чем в общественном транспорте. Мы не хотим с ним конкурировать. Наоборот, его дополнить», – пояснил Mind глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы Георгий Соколянский.  

По каким маршрутам будут курсировать шаттлы?

За месяц до запуска сервиса Uber начал изучать спрос на популярные направления, создав опросник на сайте компании.  

По его результатам 14 мая запустили два тестовых маршрута: Проспект Победы, 100 – Площадь Победы и ул. Каунасская, 10 – ст. м. Лыбедская. Вскоре перечень направлений пополнится еще четырьмя направлениями: ул. Соломенская, 24  – ул. Эспланадная; просп. Владимира Маяковского, 97/15  – ст. м. «Харьковская»»; ул. Ревуцкого, 19/1  – ул. Большая Васильковская, 28; просп. Владимира Маяковского, 97/15  – Контрактовая  площадь, 1.

Георгий Соколянский сообщил Mind, что компания не ограничится этими направлениями: «В тестовом режиме мы изучим, насколько популярен продукт. По мере наличия спроса будем запускать новые «ветки». При построении маршрутов опираемся на два источника информации: запросы пользователей и данные Uber о перевозках из спальных районов к месту работы или учебы. Лимита по маршрутам не будет. Единственное: не хочу снижать качество предлагаемых авто, чтобы просто расширить маршрутную сеть».

График маршрутов

В компании обещают, что шаттлы будут ездить каждые 15 минут с 7:00 до 21:00 в будние дни. Микроавтобусы  станут курсировать даже пустыми, если не будет заявок на рейс. Где именно находится микроавтобус и когда он прибудет к нужной остановке, пользователи смогут видеть в онлайн-режиме на карте мобильного приложения. 

«В отличие от общественного транспорта шаттлы будут курсировать более динамично, то есть останавливаться только там, где пассажиру нужно зайти или выйти», – уточнил  Георгий Соколянский.

Без евроблях и «Богданов»: как Uber запускает шаттлы в Украине

«Начинка» автопарка

На пресс-конференции представили Uber, мэр Киева и министр инфраструктуры Владимир Омелян дружно повторяли, что компания будет использовать безопасные и комфортные авто.

Выяснилось, что в первое время по маршрутам станут курсировать около 50 Mercedes-Benz Sprinter. Какому перевозчику принадлежит этот автопарк, в Uber не разглашают. «Не наши – партнера», – лаконично ушел от ответа  Джейми Хейвуд. Его коллеги также не посчитали нужным рассекретить эту информацию.

Георгий Соколянский уточнил, что в дальнейшем любой перевозчик, чьи авто  соответствуют критериям комфорта и безопасности, сможет сотрудничать с проектом Uber Shuttle. Автомобили должны быть  с работающим отоплением или кондиционированием, ремнями безопасности на каждом сидении, удобным входом для посадки, вмещать до 20 посадочных мест, быть не старше 2011 года выпуска и т. п. «Сейчас опираемся на Mercedes-Benz Sprinter как эталон для запуска. Вскоре будем работать с несколькими другими моделями эквивалентного качества иных производителей. «Евроблях» точно не будет. (Смеется.) Все авто – на украинской регистрации», – рассказал Mind глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.

Какую комиссию будут получать перевозчики?

«Конкретные цифры, к сожалению, не могу раскрыть. Мы гарантируем определенную рентабельность партнерам, чтобы иметь возможность запускать на маршруты микроавтобусы определенного уровня качества. Таковых, к сожалению, не много на рынке», – отметил Георгий Соколянский.

По каким критериям выбирали третью локацию для запуска?

Киев стал третьим городом мира и первой столицей Европы, в которой запустили  Uber Shuttle. Почему компания отдала предпочтение Украине? «Uber Shuttle работает в Каире (Египет) и Монтеррее (Мексика). Это очень большие и интересные города, но они ментально и демографически отличаются от европейских. А Киев – нам идеально подходит. Опыт и уроки, которые мы вынесем отсюда при продвижении продукта, станем применять для запуска Shuttle в других городах Европы», –  ответил на вопрос Георгий Соколянский.

Будут ли курсировать шаттлы по другим городам Украины?

Представители компании рассказали, что пока хотят сфокусироваться на столице, чтобы отточить продукт. А для продвижения в регионы должны совпасть несколько «звезд». «Мы пойдем в другие города, если будем видеть, что есть спрос от пассажиров, предложение со стороны автопарков и водителей, и городские власти будут рады нас видеть», –  уточнил глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.

Какую долю рынка пассажирских перевозок Киева могут занять шаттлы?

Виталий Кличко полагает, что спрос на шаттлы будет, но общественный транспорт останется ключевым перевозчиком пассажиров. «Шаттлы – узкий сегмент. В ценовой политике они находятся между маршрутками и такси. Не могу сказать, какую долю им удастся завоевать», – рассказал Mind мэр Киева.  

По словам Георгия Соколянского, в Каире и Монтеррее Uber Shuttle пользуется огромнейшим спросом (конкретные данные – также под грифом «секретно»): «Такой же спрос надеемся увидеть в Киеве. Наша ЦА – люди, которые сейчас не каждый день используют Uber, но ежедневно ездят из спальных районов в центр на работу или учебу. Надеемся, что они пересядут с общественного транспорта или собственных авто на шаттлы. У нас нет цели захватить какой-либо рынок. Хотим, чтобы город, опираясь на свою систему общественного транспорта, имел дополнительные опции: полную линейку Uber (от эконом до премиального сегмента)», – отметил спикер.  

Концепция и реальность 

Ранее киевские власти заявляли, что хотят убрать с дорог города малогабаритные маршрутные такси и заменить их автобусами повышенной вместимости. Как вписываются в эту концепцию небольшие шаттлы Uber? Отвечая на этот вопрос, Виталий Кличко «перевел стрелки»: «Shuttle – не общественный транспорт или маршрутки. Это такси. Более дешевые, чем обычные такси. Не секрет, что сегодня очень много маршруток и такси работают без лицензии. А Uber – в законодательном поле».

Напомним, что сегодня Uber работает в Украине с местными партнерами, владельцами автопарков, по договору о предоставлении информационных услуг. Компания платит на счета партнеров только ту часть оплат пассажиров, которые осуществляется в безналичной форме. Наличные оплаты не учитываются, Uber только учитывает их при расчете комиссии (25% от тарифа). Подавляющее большинство автопарков зарегистрированы как ФЛП на III группе налогоплательщиков, и платят только 5% с оборота. Уже больше года, как Uber не требует от перевозчика каких-либо лицензий на перевозку.

Без евроблях и «Богданов»: как Uber запускает шаттлы в Украине

Сколько вложено в Uber Shuttle и когда окупятся инвестиции?

На пресс-конференции спикеры не раз подчеркивали важность того, что Uber  вкладывает в Украину. «Эта инвестиция демонстрирует приверженность американского бизнеса украинскому рынку. Это также укрепляет имидж Киева как деловой и инновационной столицы», – отметил исполняющий обязанности заместителя главы Миссии США в Украине Джозеф Пеннингтон.

Сколько именно инвестировали и когда инвесторы смогут получать прибыль –  так и осталось без конкретного ответа. Видимо, после недавнего падения акций Uber компания перешла в режим строгой секретности.

«Мы не фокусируемся на реагировании на ежедневное движение цены акций. Для нас важно построить долгосрочный работающий бизнес, который помогает городам и приносит прибыль инвесторам. Тот факт, что Shuttle некоторое время не будет рентабельным, не останавливает нас», – отметил  Георгий Соколянский.

Юридические нюансы

Перед запуском Uber Shuttle в некоторых СМИ появились статьи с провокационными заголовками о том, что компания будет нелегально предоставлять сервис. «На каком заборе вы это прочли?!», – возмутился Виталий Кличко, отвечая на вопрос Mind о достоверности этой информации.

Владимир Омелян пояснил изданию, что пока Uber запускает пилотный проект. Все необходимые документы (сертификация и лицензии) вскоре будут получены: «Мы очень рады открытому и оперативному подходу КГГА к запуску. В первые 2–3 месяца  протестируем технологию и сертифицируем все автобусы».

Схожее пояснение выдал и Джейми Хейвуд: «Так как продукт еще находится на пилотной стадии, Uber будет тесно сотрудничать с местными и национальными властями, чтобы согласовать применимые законодательные требования с учетом инновационного характера сервиса».

Ожидает ли компания сопротивления местных полулегальных перевозчиков?

«Очевидно, что всегда будут люди, которые недовольны нашим присутствием в городе. Но мы не фокусируемся на отражении атак конкурентов. Идем другим путем – стремимся сделать хороший, комфортный и безопасный продукт, чтобы довольные пассажиры и водители выбирали нас. Также очень благодарны за поддержку мэру Киева и министру инфраструктуры», – подчеркнул глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.  

Что дальше?

Uber работает в Украине с 2016 года. Ранее запустил свои сервисы Green, UberX, Select, Black, Van и Eats. Компания присутствует в Киеве, Одессе, Львове, Днепре, Харькове, Запорожье и Виннице.

По словам Владимира Омеляна, вскоре Uber запустит еще два сервиса. Какие именно, министр инфраструктуры не стал рассказывать заранее. Вероятно, речь идет о POOL (совместных поездках в такси по разделенной между пассажирами цене).

Также на пресс-конференции Джейми Хейвуд обронил, что компания заинтересована в запуске сервиса электровелосипедов и скутеров. Мэр Киева не упустил возможность подхватить одну из своих любимых тем, расхвалил этот сервис и спросил, когда же киевляне смогут им пользоваться. «Для нас важно наличие  безопасных маршрутов. Моя задача – привести транспорт, а ваша – гарантировать безопасность пользователей», – парировал Джейми Хейвуд.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате