ярослав ѕахольчук: Ђ»з 1 млн телезрителей 900 000 плат€т пиратамї

ярослав ѕахольчук: Ђ»з 1 млн телезрителей 900 000 плат€т пиратамї

»сполнительный директор и директор по развитию платного телевидени€ Ђ1+1 mediaї Ц о легализации каналов, кодировании сигнала, доходности отечественного “¬ и законе об украинском контенте

Ётот материал также доступен на украинском
ярослав ѕахольчук: Ђ»з 1 млн телезрителей 900 000 плат€т пиратамї
ярослав ѕахольчук
‘ото: Ђ1+1 mediaї

ѕопул€рные украинские телеканалы, которые сейчас бесплатно транслируютс€ со спутника, уже с 20 €нвар€ следующего года будут закодированы. “акие планы недавно озвучил исполнительный директор «1+1 mediа» ярослав ѕахольчук. »нициативу также поддержали StarLightMedia, «ћедиа √руппа ”краина», «»нтер медиа групп».

„то это означает дл€ р€довых зрителей?  ак медиагруппы собираютс€ готовить население к отключению? —колько зарабатывают пираты и почему в нынешних услови€х невозможно производить качественный украинский контент? Mind поговорил с ярославом ѕахольчуком про все, что сегодн€ действительно беспокоит рынок.

ќ платном «спутнике» и пиратах

– Ќедавно компани€ SES представл€ла свою статистику по количеству домохоз€йств, охваченных телевидением. » получаетс€, что более 4,5 млн из них имеют спутниковые «тарелки». “о есть это самый попул€рный в стране вид приема телесигнала – 34%.

– ¬ стране есть три равнозначных по попул€рности типа приема телевидени€: “2 (эфирное цифровое), спутниковое телевидение и кабельное/интернет. ¬ последние годы в св€зи с проникновением интернета существует тенденци€, когда с кабельного происходит перетекание в интернет-телевидение.

–  омпани€ BigDataUa тоже проводила исследование. » оказалось, что только 4% людей, которые смотр€т спутниковое телевидение, плат€т за него.

– Ёта оценка несколько некорректна, поскольку 4% было на пике попул€рности спутниковых платформ. —егодн€ менее 2% спутниковых домохоз€йств плат€т официальным провайдерам, зато более 20% пользуетс€ платным, но пиратским, спутниковым телевидением. Ёто и есть то, что мы называем «кардшаринг». “о есть где-то 1 млн абонентов плат€т за спутниковое телевидение, и лишь незначительна€ часть денег доходит до правообладателей. ƒругие 900 000 плат€т пиратам.

– ѕочему сложилась така€ ситуаци€?

– ƒумаю, это результат того, что много лет назад отечественные телеканалы ставили на первое место политические амбиции, на второе – коммерческие. ѕосле последнего кризиса 2014 года приоритеты стали мен€тьс€ из-за экономической ситуации в стране. » начали более тщательно считать деньги, € бы сказал.

Ќа самом деле пиком развити€ спутникового телевидени€ был конец нулевых, и рост этого сегмента еще продолжалс€ до 2012–2013 годов. ѕоследние шесть лет это достаточно стабильный сегмент, в котором врем€ от времени происход€т перетекание с бесплатного спутника в кардшаринг. ћы, откровенно говор€, не видим в этом смысла, по большому счету кардшаринг не такой уж и дешевый – люди плат€т 80–200 грн в мес€ц, которые могли бы официально платить правообладател€м.

“акому перетоку, кроме прочего, способствует тот факт, что часто мастера, работающие на официальные спутниковые платформы, параллельно подделывают мастерами «кардшары». ћы, со своей стороны, стараемс€ сдерживать это, и если обнаруживаем факт подключени€ мастерами кардшаринга – разрываем с ними отношени€.


–  ак, по вашему мнению, можно стимулировать людей изменить тип приема?

– ¬о врем€ информационной кампании по кодированию спутникового типа приема мы планируем делать блэк-ауты, то есть ма€тниковые отключени€ спутникового сигнала, во врем€ которых отключаетс€ сигнал телеканала, и наш зритель видит, что картинка отсутствует.

Ѕлэк-ауты провод€тс€ в течение двух с половиной мес€цев в достаточно короткий период времени – от нескольких минут до 15 минут. ÷ель – стимулировать людей к переменам. ”краинцам присущи равнодушие и лень, достаточно часто они все откладывают на завтрашний день. ѕоэтому, если не побуждать человека что-то изменить, он будет откладывать это до последнего.

– ћне кажетс€, что схема, которую вы предлагаете, будет работать, если люди не соглас€тс€ пожертвовать своим комфортом. Ёти отключени€ создают определенный дискомфорт и должны стимулировать к переходу на другие источники. Ќо теоретически зрители могут это пережить, выкрутитьс€.

– Ќе могут. ќни могут просто откладывать приобретение спутникового декодера или изменение типа просмотра телевидени€ до последнего, пока вообще исчезнет картинка с экрана телевизора. ƒва года назад группа «1+1 media» мен€ла переход на другой спутник, который длилс€ два с половиной мес€ца. «а 10 недель информировани€ абонентов только 15% изменили настройки, чтобы продолжить смотреть “¬. Ќа телевизоре были размещены очень некомфортные плашки, но люди продолжали смотреть телевидение на старом спутнике. «а последнюю неделю перешло еще процентов 60% абонентов, а остальные – уже после этого событи€.

ѕоскольку кодирование приближаетс€, мы уже ведем работу со спутниковыми операторами, чтобы они уже сейчас предлагали комфортные тарифы дл€ людей. Ќам важно сделать процесс перехода на закодированный спутник максимально простым и безболезненным дл€ населени€, а также показать люд€м, что никаких манипул€ций не происходит.

ќдновременно мы решаем другую важную проблему – наличие коллективных антенн и активную де€тельность провайдеров, желающих продавать бесплатный сигнал с таких антенн абонентам за деньги. ¬ конце дев€ностых и в начале нулевых было нормальной практикой ставить на крыше одну коллективную антенну, котора€ принимала сигнал спутника.   антенне были подключены кабели, по которым, собственно, расходилс€ сигнал по всем квартирам.

—егодн€ часть местных кабельных операторов, которые обычно работают нелегально, манипулируют своими абонентами, утвержда€, что смогут также принимать сигнал медиагруппы с бесплатной цифровой антенны и распростран€ть его по домам.

Ќеобходимо понимать, что абоненты могут и самосто€тельно подключатьс€ к антенне и принимать сигнал без участи€ посредника-провайдера. ћы еще раз подчеркиваем, что эфирное телевидение €вл€етс€ бесплатным, поэтому когда оператор за услугу трансл€ции начинает брать деньги – это просто способ нажитьс€.

– ћожете назвать конкретные компании, которые ведут такую риторику?

– Ќазывать компании пока не стоит. ≈сть несколько провайдеров, которые уже за€вл€ют, что будут работать именно по такому принципу, а также есть и первые попытки предоставл€ть такую услугу в ќдессе, а также в центральной ”краине (ƒнепр, «апорожье).

– ¬ы с ними ведете диалог и пытаетесь урегулировать этот вопрос?

– ћожно и так сказать.

– ќ планах кодировани€ спутникового сигнала: говор€т об этом давно, но на каком этапе все находитс€?

– ≈сли несколько мес€цев назад мы были на низком старте, то сейчас мы уже бежим. Ќа телекоммуникационной конференции ƒЁK («ƒни электронных коммуникаций») 31 ма€ медиагруппы очень подробно за€вили о своих планах, то есть дали статус реализации проекта кодировани€, который находитс€ в активной фазе. Ќа прошлой неделе был заключен контракт на кодирование транспортного спутникового сигнала ««еонбуда», которой доставл€ет наш сигнал в регионы. «а кодированием транспортного сигнала последует кодирование спутника, которое состоитс€ 20 €нвар€ 2020 года.

– » вы вкладываетесь в этой план?

– ƒа. —истему дл€ перехода на закодированный спутник мы разработали в прошлом году, и сейчас у нас уже готовы к запуску два сигнала: один – дл€ зрителей, второй – дл€ провайдеров. ћы готовы закодировать сигнал хоть завтра, но думаем в первую очередь о 4,5 млн абонентов, которые в случае такого отключени€ физически не готовы принимать сигнал. ѕоэтому ближайшие мес€цы будут посв€щены подготовке к кодированию, а также и информированию украинцев об этом.

–  ардшаринг можно будет делать после кодировани€?

– Ќет. ћы используем одну из самых качественных систем кодировани€ – Verimatrix. ѕрецедентов ее взлома не было.

– ћожете рассказать о каких-либо успешных операци€х с киберполицией по противодействию пиратству?

– ƒл€ эффективного противодействи€ пиратству нужно научитьс€ или договариватьс€ с пиратами или действенно им противосто€ть. Ёто довольно сложный процесс, поэтому ожидать быстрых результатов может только альтруист или неопытный человек. ¬ нашем случае вода камень точит, поэтому, если долго и точечно обрабатывать проблему, начинаешь получать нужный результат.
»з моей практики, чтобы раскачать тему по выбранному направлению, надо 2–2,5 года. Ќа самом деле законодательных норм дл€ борьбы с пиратством вполне достаточно. —амое сложное – это бюрократические процессы между государственными органами, которые замедл€ют процесс: блокирование разбирательств дел на определенных этапах, коррупционные или индивидуальные составл€ющие.

— 2012 года в ”краине действует инициатива «„истое небо», в состав которой, в частности, входит группа «1+1 media». ѕервым направлением работы инициативы была борьба с несанкционированным контентом в интернете, с 2016 года – борьба с несанкционированным использованием линейных каналов (когда кабельный или IPTV-оператор транслирует наши каналы, и мы об этом не знаем).

ѕо результатам работы в 2018 году благодар€ совместным усили€м участников инициативы и киберполиции было открыто около 50 дел по фактам нарушени€ прав. » это очень хороший результат, который показывает, что противодействие пиратству происходит системно.

— прошлого лета мы вместе с инициативой начали активно заниматьс€ противодействием системам кардшаринга, и первые значимые результаты ожидаем получить в ≤ квартале следующего года. ¬месте с кодированием на нарушителей увеличитс€ вли€ние правовых рычагов, по€витс€ более четкий объект защиты и, соответственно, более четкое понимание наказани€.

“ем не менее даже сейчас уже ведутс€ первые дела по правонарушител€м, которые завод€т «кардшару» в дома – за нарушение авторского права в таких масштабах их ждет уголовна€ ответственность. ¬ целом люди, которые этим занимаютс€, прекрасно понимают ответственность, поэтому, чтобы избежать наказани€, стали больше пр€татьс€ и переносить серверы «кардшары» за границу, где их не так просто заблокировать.

ярослав ѕахольчук: 	Ђ« м≥льйона телегл€дач≥в 900 тис€ч плат€ть п≥ратамї
‘ото: «1+1 media»

ќ стоимости контента «1+1 media»

– —колько стоит контент «1+1 media»?  ак стоимость коррелируетс€ между платформами?

– ¬ообще стоимость уже произведенного контента дл€ абонента спутникового или кабельного телевидени€ условно одинакова. Ќа нее может вли€ть разве что технологическа€ специфика доставки сигнала и его обслуживани€. —ейчас мы идем к тому, чтобы достичь так называемой технологической нейтральности – то есть чтобы права всех участников рынка платного телевидени€ были равными.

Ќаибольшую часть прибыли за последние три года нам обеспечили OTT-операторы, которые работают на всей территории ”краины. ќднако наша цель на следующий год – получать равный доход от провайдеров всех типов. —егодн€ ќ““ плат€т за контент медиахолдинга около 6 грн за абонента, остальные провайдеры – на уровне 3 грн. ¬ следующем году мы постараемс€ сделать так, чтобы каждый чувствовал себ€ ценным дл€ нас и чтобы цена дл€ абонента была равной с учетом специфики доставки контента по той или иной технологии.

–  ак формируетс€ стоимость?

– ÷енообразование индивидуальное.  аждый канал оцениваетс€ отдельно. ѕон€тно, что мы заинтересованы в максимальной пенетрации рынка и дистрибуции всех наших телеканалов, поэтому иногда в индивидуальном пор€дке продаем каналы пакетами, за что слышим обвинени€ в свою сторону. Ќо это манипул€ци€, не больше.

”краинский рынок платной дистрибуции даже не молодой, а юный. ѕринципы определени€ стоимости контента дл€ той или иной технологии только формируютс€. ≈сли вз€ть какие-то глобальные международные образцы, то, например, стоимость прав на Discovery или на Fox дл€ того или иного рынка определ€етс€ в индивидуальном пор€дке, так как дл€ каждого рынка есть сво€ цена. ¬ первую очередь на нее вли€ет зрительска€ попул€рность.

‘актически мы ориентируемс€ на рейтинги каналов, оцениваем общую симпатию и интерес зрител€ к конкретному телеканалу, ”читываем его региональные особенности. —овременные цифровые платформы вообще позвол€ют в любой момент времени определить, сколько зрителей смотр€т определенный канал или контент. “акже есть мощные инструменты, благодар€ которым владелец платформы может оценить – нужен ему конкретный канал или нет.   сожалению, не все операторы могут (или хот€т) этими преимуществами пользоватьс€, в частности операторы аналогового телевидени€.

– Ёто те, кто андеррепортингом занимаетс€ (то есть умышленно занижают цифру количества абонентов, чтобы меньше платить правообладателю)?

– ƒа, или еще и такие, кто не занимаетс€ подсчетом и действительно не знает этой информации. ѕока все это работает на довольно примитивных принципах.

–  акой из каналов в «1+1 mediа» самый дорогой? ” вас же есть и Paramount?

– ” нас в группе семь собственных телеканалов. —амый дорогой и самый рейтинговый – «1+1». Ќо конечна€ стоимость всех каналов группы вместе составл€ет 3 грн. ћного это или мало – судите сами. Ќапример, премиальный канал с фильмами стоит 75 центов, то есть ориентировочно 20 грн за один канал. ƒл€ сравнени€, научно-попул€рный канал в среднем стоит 7–15 центов, то есть от 2 до 4,5 грн. ј мы предлагаем за 3 грн получить группу каналов с самым попул€рным и премиальным контентом.

Ќа всех технологи€х каналы украинских медиагрупп смотр€т от 55% до 85%. “о есть даже в самых больших цифровых пакетах, где присутствуют 150–200 каналов, 55% абонентов смотр€т 20 украинских каналов. ѕри этом их цена и цена остальных каналов довольно сильно отличаетс€. ѕоэтому говорить, что медиагруппы «душат» кабельный рынок тем, что непомерно дорогие, – совершенно несправедливо.

– ” вас посто€нно идет процесс легализации провайдеров, которые раньше «пиратилы» ваш контент. ј вы с ними договариваетесь – и они начинают вам платить.

– — подавл€ющим большинством – да, но есть провайдеры, с которыми мы не договариваемс€ принципиально. ћы за то, чтобы каждый работал в равных услови€х и зарабатывал больше за счет того, насколько эффективно он выстраивает свои процессы, маркетинговую стратегию и насколько качественные услуги предоставл€ет.

– —о сколькими бывшими «пиратами» вы за последний год заключили договоры?

– ѕо состо€нию на 2018 год мы заключили 48 соглашений с такими провайдерами программных услуг.

–  акие они используют аргументы дл€ того, чтобы не платить? ”далось ли хоть кому-то из них доказать свою правоту через суд?

– Ќикому. јбсолютно все судебные процессы мы выиграли. јргументов у нарушителей нет, они просто избегают объ€снений. „асто такой нарушитель – это —ѕƒ или „ѕ, осуществл€ющий свою де€тельность без лицензии. ћы его вы€вл€ем, обращаемс€ к регул€тору, фиксируем правонарушение.

–анее фиксаци€ одного нарушени€ нам стоила более 50 000 грн, а сам процесс был очень сложным, взвесьте сами: дл€ фиксировани€ правонарушени€ нужно официально арендовать квартиру, оформить подписку на услугу провайдера, зафиксировать факт оплаты услуги и сделать это при свидетел€х, после чего доказать регул€тору факт нанесени€ нам, как правообладател€м, убытков. ƒалее судебный процесс со всеми адвокатскими «истори€ми».

ј сегодн€, когда есть контрактна€ база, это делать уже проще. ћы научились проводить процедуру в пределах нескольких тыс€ч гривен. –анее это были дес€тки, сегодн€ это уже тыс€чи.

– ” вас были случаи, когда экономика не сходилась?  огда вы понимали, что на фиксирование нарушени€ потратите больше денег, чем составл€ют ваши убытки?

– ћы работаем дл€ установлени€ равенства прав, поэтому вопрос экономии в контексте борьбы с пиратством не стоит в целом. —ейчас на рынке услови€ не равные: предположим, что в районе, где € живу, есть п€ть операторов, которые отчисл€ют ро€лти правообладателю, отчитываютс€ о своей де€тельности и количестве абонентов. Ќо по€вл€етс€ шестой провайдер – конкурент, который принципиально не платит правообладател€м и фактически демпингует, наруша€ весь баланс на рынке. Ёто возмущает наших партнеров, и мы должны системно этим заниматьс€.

ѕоэтому мы поддерживаем здоровый тонус работы в каждом отдельном районе, подъезде или городе дл€ того, чтобы наши партнеры чувствовали себ€ комфортно и защищенно. ≈сли они дел€тс€ с нами информацией о том, что их сосед действует незаконно – мы не считаем, выгодно нам это или нет, а сразу обрабатываем обращение. Ёто вопрос чести и принципов, поэтому, если ты последователен и не отступаешь от них, ты достигаешь своего результата.

– Ёто какой-то избирательный подход.

– ¬озможно, но оп€ть же – в таких принципиальных вопросах мы не считаем выгоду.  онечно, медиагруппа хочет компенсировать расходы в судебном процессе, но главна€ цель – отсто€ть свои права и дать пон€ть другим, что наказание за пиратство реально.

 онечно, всю территорию ”краины не охватишь в один момент, но когда нас информируют, то процесс борьбы с пиратством набирает большие обороты. Ћюди на местах лучше владеют информацией, поэтому мы работаем с народным мониторингом, который состоит из более чем 600 человек, которые нас информируют. ” нас с ними есть диалог, так сказать «стукачество», и он развиваетс€.

– —воевременное информирование.

– «ачем бо€тьс€ слова «стукачество»? —тукачество – это нормально.

– ¬ ”краине не было стукачей, поэтому нет такого слова.

– ќни были во всем цивилизованном мире. ¬озьмите √ерманию.  то-то не так припарковал авто или заехал на газон – «добрые» люди сообщат куда следует, и нарушитель понесет ответственность.

– Ёто правда. ¬ Ўтатах,  анаде и та же истори€.

– ѕочему? “ам люди уважают друг друга, цен€т то, что имеют. ” нас пока не так, но надо мен€тьс€.

–  ак распредел€ютс€ доходы «1+1 media» от различных каналов – как от ретрансл€ции, так и от рекламы. я так понимаю, что доходный у вас «1 + 1»?

– ƒа, самый доходный и самый рейтинговый.

– ј как насчет интернет-трансл€ций контента – Youtube и собственного плеера? ћожно сказать, что там какие-то значительные доходы? ¬ рамках «„истого неба» вы позвол€ли пользоватьс€ своим контентом при использовании вашего медиаплеера и соответственно рекламы, котора€ там прокручиваетс€. ƒоходы шли вам?

– „ем дальше, тем зритель становитс€ все более требовательным. ¬первые, пожалуй, года четыре назад, начали говорить о том, что в ”краине по€вл€етс€ тенденци€ к тому, что платить за контент – стыдно. “еперь мы видим, как стремительно растут продажи билетов в кинотеатры, подписка на платных сервисах, платформах. ƒействительно, зритель, попробовав раз качественную платформу или сервис, готов отдавать деньги за доступ к ней регул€рно, и это нормально.

≈сли сравнить, сколько было способов раздачи контента 10–20 лет назад, и сколько сегодн€ – это небо и земл€. —егодн€ существуют уже дес€тки способов доставки контента до зрител€. –аньше их было ориентировочно три: сн€тое кино сначала показывали в кинотеатре, потом выпускали на DVD, и наконец – показывали по телевизору. “о есть правообладатель имел три источника поступлени€ прибыли за свой контент.  огда сегодн€ ты продаешь его на внешние рынки, размещаешь на Youtube или в интернете, отдаешь онлайн-платформам и сервисам, то количество каналов коммуникации возрастает в разы. ќднако рынок остаетс€ таким же, как, собственно, и количество зрителей.

ћы часто слышим о многомиллионных просмотрах тех или иных видео на платформах, но монетизаци€ сегодн€ уже совсем ина€, чем раньше. ” диджитал огромные перспективы, вопрос в том, когда он начнет занимать фундаментальные позиции в структуре доходов и отчетности.

Ќаша группа плодотворно работает. «1+1 media» тоже соответствует требовани€м времени и уже имеет свою VOD-платформу, такую себе брендовую площадку контента группы – «1+1 video». Ќаша цель – сосредоточить зрител€ именно там, чтобы он не искал контент плохого качествагде-либо еще.

– ќн все равно будет искать.

– ƒа, но на том же Youtube такого контента становитс€ все меньше. ‘актически в будущем Youtube будет использоватьс€ в качестве площадки дл€ промо готового продукта – с тизерами и анонсами.

– “о есть люди заход€т целенаправленно за этим контентом, а в случае с Youtube вам приходитс€ делитьс€ рекламными доходами.

- ƒа, рынок новый, но цена рекламы уже совершенно друга€. ѕоэтому до сих пор мы учимс€ и экспериментируем, ориентиру€сь на настроени€, предпочтени€, культуру потреблени€ контента у зрител€, которые чрезвычайно быстро мен€ютс€. 5 лет назад никто не смотрел кино на телефоне, а сегодн€ это уже нормальна€ практика.

– ” вас больша€ часть зрителей с телефонов? ¬ы отслеживаете девайсы?

– ћы ожидаем, что в ближайшие годы у нас по€витс€ единый измеритель того, сколько какого контента, с какого устройства и кто смотрит. —ейчас это разные базы. ”читыва€, что сегодн€ в ”краине 17 млн смарт-устройств, считайте, что каждый второй взрослый уже имеет смартфон – не просто мобильный телефон, а смартфон, который позвол€ет просматривать видео.  стати, на «1+1 видео» уже есть возможность платной подписки за доступ к нашим отдельных продуктам, а в ближайшее врем€ по€витс€ и за доступ к платформе в целом.

– Ёто вы тестируете?

– Ќет, мы уже запускаем такие сервисы на посто€нной основе.  лючевой вопрос состоит в монетизации контента – через рекламу, подписку, транзакцию, в каком качестве, в каком комфорте, с каким окружением. Ёто основа того, куда будут перетекать средства.

ярослав ѕахольчук: 	Ђ« м≥льйона телегл€дач≥в 900 тис€ч плат€ть п≥ратамї
‘ото: «1+1 media»

ќ запуске новых телеканалов

– ¬ы видите перспективы дл€ запуска еще каких-то иностранных каналов в рамках медиагруппы «1+ 1»? ¬едете переговоры с иностранными правообладател€ми?

– ƒа, конечно, мы видим перспективу, поэтому переговоры по запуску новых нишевых телеканалов продолжаютс€ посто€нно. “ак сразу не могу назвать четкую дату запуска следующего канала, но это вопросы текущего, максимум следующего, года. ћы всегда держим руку на пульсе и стремимс€ предоставл€ть зрителю именно тот контент, в котором он нуждаетс€. —егодн€ у нас в дистрибуционном портфолио уже 23 канала, среди которых 8 собственных.

– Ёто экономически выгодно?

– ƒа. «ритель готов платить за то, что ему интересно. ¬озьмите, например, телеканал Paramount Comedy – он транслирует культовые зарубежные сериалы в украинской озвучке, поэтому если бы на него не было спроса, это было бы странно.

ћы очень тщательно выбираем каналы, которые войдут в наше дистрибьюторское портфолио, поэтому экономически невыгодных каналов у нас нет. ƒругое дело, когда мен€ютс€ требовани€ к наличию национального контента на законодательном уровне, и нам приходитс€ инвестировать много денег, чтобы им соответствовать.

“от самый Paramount Comedy, который имеет украинскую лицензию, после прин€ти€ нового законодательства столкнулс€ с тем, что, несмотр€ на полностью локализованный украино€зычный контент, должен был  транслировать еще и 50% контента украинского производства, а это, сами понимаете, дополнительные расходы.  роме того, рейтинги канала стремительно падают, потому что люди, которые привыкли смотреть зарубежные сериалы в режиме нон-стоп, теперь вид€т 50% контента украинского производства, который резонирует с основной частью контента канала.

– ј какой на Paramount контент украинского производства?

– ћы добавл€ем в эфир блок «Paramount Comedy  адры». ѕо сути, он представл€ет собой нарезку шуток из сериалов, которые идут на канале, но поскольку их производит «1+1 ѕродакшн», то он считаетс€ собственным производством.

–  огда он идет? Ќи разу не видела.

– ќн транслируетс€ преимущественно утром. Ќа самом деле новое законодательство существенно усложн€ет работу каналов, таких как Paramount Comedy. ƒл€ сравнени€: подобные каналы, транслируемые в ≈вропе, предоставл€ют контент фактически без вс€кой адаптации, и это не €вл€етс€ проблемой. јналогична€ ситуаци€ с детскими телеканалами: в ”краине вещали два канала-лидера – «ѕлюсплюс» и «ѕиксель», которые полностью работали в соответствии с требовани€ми законодательства и вместе имели, грубо говор€, 9% детского телепросмотра. ¬последствии по€вл€етс€ закон о том, что 50% контента каналов должно быть украинского производства. ¬озникает вполне логичный вопрос – сколько мультиков снимают в ”краине?

– Ќу, какие-то снимают.

– Ќу, какие-то. —колько? 100 часов? Ќет.

– –азве что старые доставать.

– ƒействительно, можно транслировать мультики, произведенные много лет назад, но кто сегодн€ смотрит, например, «Ќу, погоди»? ƒа, но каждый ребенок их уже видел, и не раз. ќчевидно, что современных детей интересуют современные мультфильмы.

” украинских производителей нет достаточного финансировани€ и поддержки со стороны государства, чтобы производить то количество отечественных мультиков, которое удовлетвор€ло бы детей. ѕолучаетс€, что  каналы, имеющие украинскую лицензию и полностью адаптированные на украинский €зык, показывают это минимальное количество мультиков украинского производства дес€тки раз в год. Ѕудет ли ребенок смотреть один и тот же мультик столько раз? Ќе будет.

ѕри этом что происходит? ƒет€м нужно посто€нно что-то новое, поэтому часто из-за недостатка контента, который их интересует, они переход€т на русско€зычный контент в YouTube или смотр€т спутниковые каналы, не адаптированные на украинском €зыке.  ака€ выгода от этого закона – судите сами.

¬ целом мы за адаптацию контента на украинском. —егодн€ технологии позвол€ют каналам иметь несколько звуковых дорожек, и проблемы договоритьс€ с правообладател€ми нет. ѕо моему мнению, зритель должен сам выбирать €зык, на котором ему комфортно просматривать. ѕрисутствие «контента национального производства», безусловно, должно быть, но также должен быть и адекватный переходный период дл€ этого. —кажем, п€ть лет. ѕока же есть закон, который об€зывает всех срочно произвести сотни часов украинского контента без какой-либо государственной поддержки. ѕроизводить качественный украинский контент в такой срок и в таких услови€х просто невозможно.

„тобы канал был рейтинговым и интересным, он должен показывать 600–700 часов эксклюзивного контента и 200–300 часов – премиального. —ейчас, по оценкам экспертов, всего детского контента в ”краине производитс€ не более 100 часов в год. ≈сли создать действительно качественный мультик, то каждый эпизод будет стоить миллионы долларов. √ораздо дешевле вз€ть простые сериальные мультфильмы, такие как российские «—мешарики» или «Ћунтик», и адаптировать их.

– ј в –оссии они делались при государственной поддержке?

– ƒа, много проектов. » на развитие аналогичных в ”краине нужно врем€. ј пока благодар€ таким «патриотическим» законам государство фактически перевело детей на неконтролируемые ресурсы с неадаптированным контентом.   слову, после прин€ти€ нового законодательства дол€ просмотра каналов «ѕлюсплюс» и «ѕиксель» снизилась до 2,5% (втрое за полгода действи€ закона). ѕоэтому лично € ожидаю, что ¬ерховна€ –ада нового созыва учтет этот опыт с нишевыми телеканалами.

–  огда принимали этот закон, вы, наверное, входили в рабочие группы?  ак-то коммуницировали?

– ќсенью мы пытались в очередной раз донести до власти понимание того, что законы, разработанные на эмоци€х, на практике не полностью будут работать в интересах общества. ћы всегда поддерживали и будем поддерживать отечественное производство, и будем принимать непосредственное участие в нем. Ќо также мы как никто видим реальную картину и понимаем, что процесс создани€ украинского контента очень сложный, а потому наскоро прин€тые законы никак не способствуют его прогрессу. ќп€ть же есть большие надежды на новое правительство, чтобы этот паритет восстановилс€.

– Ќо пока он не восстановитс€, вы начинаете вводить украинский контент и выполн€ть закон?

– ћы соблюдали требовани€ лицензии с самого начала и продолжаем сегодн€ это делать. —оздание нового контента – это очень сложна€ истори€. ¬ ”краине, к сожалению, нет соответствующей инфраструктуры, графических, технологических и человеческих ресурсов. Ёта практика была утрачена, и она должна сформироватьс€ заново.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате