Заболело в мире
11,850,886
Умерло в мире
544,722
Вылечилось в мире
6,467,428
Заболело в Украине
50,414
Умерло в Украине
1,306
Вылечилось в Украине
23,119
«В облаке» или «не в облаке»? – вот в чём вопрос. 10 ответов на (не)простые вопросы
 
Материал в партнерстве с Київстар
Партнерский материал

«В облаке» или «не в облаке»? – вот в чём вопрос. 10 ответов на (не)простые вопросы

Чем должен руководствоваться бизнес, чтобы переход от собственной инфраструктуры к облачным сервисам принес максимум пользы

Этот материал также доступен на украинском
«В облаке» или «не в облаке»? – вот в чём вопрос. 10 ответов на (не)простые вопросы
Фото: pixabay.com

Сегодня бизнес разделился на две категории: тех, кто уже пользуется облачными технологиями хотя бы частично, и тех, кто пока их не освоил. Но это то направление, в котором движется весь мир. К примеру, сейчас облаком Microsoft Azure пользуются 95% компаний из Fortune 500. Лидеры индустрии подтверждают – будущее за облаками. Этим призывом руководствуется «Киевстар», поэтому вместе с Microsoft развивает проекты в сфере Интернета вещей, аналитики данных, искусственного интеллекта и облачных решений. Mind в спецпроекте с «Киевстар» разбирался, какие бывают облачные сервисы, для чего они нужны и почему многие компании в мире отказываются от инвестиций в собственную инфраструктуру в пользу облаков.

1. Что значит «перейти в облако»?

Мигрировать в облако – значит избавиться от значительной части собственной IT-инфраструктуры, сократить расходы на ее обслуживание, получить гибкость и способность справляться с пиковыми нагрузками. Для работы в облаке необходимы только компьютеры и/или ноутбуки и скоростной интернет. Инфраструктуру обслуживает провайдер услуги, а IT-специалисты компании работают над развитием продуктов или направлений. Например, если в кризис компания моментально сократит нагрузку на IT-инфраструктуру, то мощности собственных серверов в таком случае будут просто простаивать. Благодаря гибкости и виртуальности облачная модель позволит уменьшить количество потребляемых сервисов. Достаточно просто отказаться от них.

2. Облако – это модный тренд или потребность бизнеса?

Это тренд, который существенно меняет возможности компании и отвечает на запрос бизнеса в условиях постоянного развития технологий. Облачная инфраструктура позволяет сократить инвестиции на оборудование, которые могут никогда не окупиться, и направить высвободившиеся ресурсы на стратегические цели – например, экспансию, развитие продуктов, открытие новых направлений бизнеса. И при этом здесь и сейчас получить все самые современные инструменты при небольшом бюджете.

Облака – это быстрый старт, гибкость, масштабируемость и доступность. Если стандартная тендерная процедура закупки IT-инфраструктуры занимает около трех месяцев, то, чтобы подключить облако, достаточно заключить договор с провайдером услуги и сделать несколько кликов. Не нужно сразу выкладывать $10 000 на покупку сервера (для стартапов это зачастую неподъемная сумма), большую часть задач берет на себя провайдер услуги.

Что касается гибкости и масштабируемости, то часто приводят в пример экстремальные нагрузки в «черную пятницу» или «киберпонедельник». Но на самом деле, даже если маркетолог компании запустит удачную акцию в любое другое время, а оборудование не выдержит нагрузки и «ляжет», для бизнеса это  также закончится нулевыми доходами и прямыми материальными и репутационными убытками. С облаками такого бы не произошло, так как ресурсы можно нарастить мгновенно.

«У хмарі» чи «не в хмарі»? – ось в чому питання.<br>10&nbsp;відповідей на (не)прості питання

3. То есть все процессы в облаке работают сами по себе?

После того как инфраструктура в облаке выстроена, IT-специалисты компании обслуживают облачную среду. Им не нужно следить за работой оборудования, этим занимаются специалисты провайдера услуги. А вот модель использования облаков может быть разной, она зависит от того, какой уровень поддержки и контроля нужен бизнесу. Поставщики традиционно предлагают следующие модели использования облаков:  IaaS (инфраструктура как сервис), PaaS (платформа как сервис), SaaS (программное обеспечение как сервис). IaaS – это только ресурсы, а платформу и ПО компания разворачивает самостоятельно.

Клиенты «Киевстар» получают доступ к платформе Microsoft Azure, где представлено более 100 PaaS-сервисов для разработки, тестирования и доставки приложений, обработки и вычислений данных, как от Microsoft, так и от партнеров.

4. Хорошо, а как насчёт безопасности?

Сколько бы in-house специалистов не обслуживало IT-инфраструктуру, мало кто может себе позволить уровень отказоустойчивости, как у гигантов Microsoft, Google и Amazon. Кроме того, у «необлачных» компаний без бэкапов есть риск, что в случае форс-мажора вроде кибератак может «лечь» весь бизнес. В облаках же все «зазеркалено». Если какой-то сервер отключился, среда переключается на другое хранилище – и бизнес никак не страдает. Об этих нюансах нужно думать особенно компаниям, которые законодательно обязаны хранить данные на территории Украины (в частности, государственным и финансовым учреждениям).

5. Но ведь миграция в облако – это дорого?

Проект по переходу в облако должен решать стратегические задачи бизнеса: поддержание роста компании, экспансия, запуск нового продукта или направления. Это точно не экономия ради экономии. Суть использования облачных решений в том, что клиент инвестирует, однако не ждет возврата инвестиций, потому что использует столько ресурсов, сколько необходимо для решения задачи по принципу pay as you go. Если нужно больше ресурсов, их можно докупить в несколько кликов, без длительных тендеров, закупок, и так же легко отказаться, когда потребности снижаются. То есть все ресурсы, за которые платит компания, используются эффективно, нет платы за простой или «чтобы было» на будущее.

6. Какова схема оплаты пользования облаком?

Зачастую речь идет о помесячной тарификации, абонплате за использование ресурсов. Но у разных провайдеров облачных сервисов условия отличаются. Например, глобальные провайдеры вроде Microsoft, Amazon, Google также тарифицируют каждое обращение к данным. У компании с большой базой данных, к которой постоянно обращаются разные пользователи, стоимость ресурсов может быть в разы меньше расходов на обращение. У локальных провайдеров нет таких расходов на каналы связи, поэтому они могут себе позволить предоставлять услугу бесплатно. При этом зачастую они более заинтересованы в стабильной абонплате, в то время как крупные игроки более гибкие.

Есть тарифы на стыке этих возможностей. Например, клиенты «Киевстар», которые пользуются облаком Azure и локальным Azure Stack, могут хранить бэкапы в глобальном облаке, а данные, обращение к которым происходит регулярно, размещать на Stack. И таким образом экономить на услуге, оставаясь пользователями технологического решения одного из лидеров рынка.

«В облаке» или «не в облаке»? – вот в чём вопрос.<br>10&nbsp;ответов на (не)простые вопросы

7. Миграция в облако требует сокращения IT-персонала?

Прежде всего речь идет о трансформации ролей внутри IT-департамента. Возможно, действительно потребуется меньше IT-сотрудников, но они все равно будут нужны, просто их задачи будут другого рода. Вместо поддержки работы серверов и борьбы с багами они смогут заниматься разработкой и улучшением продукта. Когда приходится постоянно администрировать серверы, на другие задачи времени часто не остается. В данном случае есть возможность направить людские ресурсы на развитие компании и решение стратегических задач.

8. Облачное решение основывается на принципе «от потребности клиента» или это стандартизированное решение?

Облачное решение – это гибкая среда в отличие от собственной инфраструктуры в силу виртуальности. Но нюансы зависят от конкретного провайдера. Какие сервисы он готов предоставить, есть ли у него дополнительные услуги для бизнеса, кроме собственно дата-центров, насколько гибкие тарифы и т. д. «Киевстар» благодаря использованию технологии Azure Stack позволяет гибко работать с данными клиента, распределяя их между дата-центрами и предлагая тарификацию и услуги под потребности клиента.

Например, сегодня есть тренд на гибридное облако. Когда, с одной стороны, компания хотела бы пользоваться услугами одного из мировых лидеров, с другой – не может хранить данные за пределами страны (ни у Microsoft, ни у Amazon и Google нет дата-центров в Украине). В таком случае ей необходимо либо покупать услугу у разных компаний, либо отказываться от чего-то, либо искать компромисс.

Сейчас облачную среду активно используют компании, которые работают с аналитикой больших данных и аналитикой с разных устройств, а также с данными с устройств IoT.

«В облаке» или «не в облаке»? – вот в чём вопрос.<br>10&nbsp;ответов на (не)простые вопросы

9. Для работы в облаке нужен интернет?

Да, качественный доступ в интернет – это практически самое главное, что нужно для комфортной работы с облаками. Например, у Microsoft есть собственная сеть передачи данных между дата-центрами. Сначала данные попадают в сеть, а потом оттуда распределяются куда следует. Это позволяет увеличить скорость и сократить задержки.

Соответственно, украинские клиенты Azure могут получать доступ к облаку с помощью публичной сети или выделенных каналов, за которые необходимо доплатить. Но у бизнес-клиентов фиксированного интернета «Киевстар» такой проблемы нет: им не нужно доплачивать за выделенный канал, если трафик идет внутри сети. Также, если клиенты оператора ранее пользовались услугами дата-центра «Киевстар», следующим шагом зачастую является колокейшен – размещение сервера клиента в том же дата-центре, что и Azure Stack. А это минимальное расстояние и максимальная скорость.

10. Облачные решения от одного провайдера – это удобно?

Это позволяет сократить количество партнеров и решать многие задачи в одной точке, под одним аккаунтом, с единым договором и счетом для оплаты.

Как мобильный оператор и провайдер фиксированного доступа в интернет «Киевстар» может сделать пакетное предложение для клиента, куда входят необходимые ему сервисы. Например, связь, виртуальная мобильная АТС, Big Data, StarTeams, MSO 365 и другие сервисы для бизнеса. Точка входа во все сервисы – единый аккаунт-менеджер со стороны компании. Он вовлекает в свою работу менеджеров разных подразделений, но клиента это уже не затрагивает. У него только одна точка входа, управления и оплаты.

В большинстве голосовых бизнес-тарифов «Киевстар» включены услуги виртуальной мобильной АТС, MSO 365 без дополнительной оплаты. В решении StarTeams «Киевстар» объединил фиксированную (городскую) связь, цифровое рабочее пространство Microsoft Teams и виртуальную мобильную АТС. Это рабочее пространство, которое всегда с вами для общения, решения рабочих задач, конференций, собраний, ведения проектов – и это все удаленно, без привязки к офису. Привязать напрямую украинский номер к аккаунту Skype для бизнеса или Teams невозможно без покупки специального дорогостоящего оборудования или ПО. Обычно такое себе могут позволить только крупные корпорации. Для подключения услуги StarTeams достаточно заключить договор с компанией.

 
Материал в партнерстве с Київстар
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате