«Дій вдома»: как (не)работает государственное приложение для контроля самоизоляции
Почему разработка сорвала джек-пот по количеству негативных отзывов

Украина стала одной из первых стран мира, где появилась утвержденная на государственном уровне разработка для мониторинга самоизоляции людей, которые могут быть заражены COVID-19. Пока Великобритания, Франция и другие страны бьются над вопросами приватности и процедуры, Украина поспешила представить приложение. «Дий вдома» появилось в Google Play чуть больше месяца назад – 10 апреля. На данный момент у него около 35 000 пользователей.
В Министерстве цифровой трансформации объясняют важность этого решения несколькими причинами. Во-первых, только в апреле в страну вернулось около полумиллиона человек, находившихся на заработках или в турпоездках за рубежом. При этом в Украине полицейских примерно в четыре раза меньше, чем необходимо, чтобы охватить мониторинг въезжающих (к которым предъявляются самые строгие требования по самоизоляции) и продолжить заниматься другими вопросами правопорядка. Во-вторых, хотелось быть гуманными: не отправлять на обсервацию всех приезжих и дать возможность людям соблюдать карантин в комфортных для них условиях.
Но притчей во языцех уже стал рейтинг «Дий вдома» на уровне «единички с хвостиком» в Google Play и разнообразные жалобы на его работу. Mind на собственном опыте проверил функционал приложения и возможности украинских служб – Нацполиции и пограничников. А также выяснил, в чем причина самой популярной жалобы.
Карантин и граница: туда и обратно
В конце апреля по личным обстоятельствам автор статьи попыталась попасть на неподконтрольную территорию. Условия, которые предлагала вторая сторона, оказались неприемлемыми, и нужно было вернуться обратно на подконтрольную Украине территорию. За ее пределами автор находилась около полутора часов (столько времени ушло на выяснение условий второй стороны).
На подходе к первому украинскому блокпосту, ведущему на территорию пограничного пункта, автора попросили установить на смартфон приложение «Дий вдома». Причина – пересечение контрольных пунктов въезда на временно оккупированную территорию. Но установкой и активацией дело не закончилось. Пограничник лично проверил, чтобы в приложении была нажата кнопка подтверждения того, что автор уже находится на месте обсервации, то есть в Киеве. На вопрос к сотруднику, уверен ли он, что стоит делать именно так, ведь это нарушение, и впоследствии могут возникнуть проблемы, он уверил, что без подтверждения ни шага на родину делать нельзя – таково требование Порядка проведения противоэпидемических мероприятий, утвержденного постановлением Кабмина №211.
«Из Порядка следует, что мобильное приложение – это часть электронного сервиса, с помощью которого собирается информация о лицах, которые должны находиться в самоизоляции, и, соответственно, соблюдении ими установленных правил. Приложение – всего лишь одна из опций контроля за соблюдением режима самоизоляции, и, по сути, никто не обязан его устанавливать. Контроль может осуществляться также сотрудниками Национальной полиции, Национальной гвардии, государственных учреждений эпидемиологического профиля Минздрава, уполномоченными органами местного самоуправления», – рассказала Mind юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.
В отличие от многих других пользователей, автору повезло: код подтверждения получила сразу (говорят, что можно ждать час и дольше). Приложение запросило адрес, но не выдало ошибку после подтверждения того, что автор уже находится в Киеве. Как рассказали в Министерстве цифрой трансформации позже, в этот момент приложение не сверяет локацию, а закрепляет ее как эталонную.
Далее автор прошла процедуру оформления на КПП. Там тоже проверили, есть ли подтверждение нахождения на самоизоляции. После этого – пост полиции с оформлением документов и снова проверкой того, что автор уже, по данным приложения, находится в месте самоизоляции. Полиция зачитала протокол, сделала фото с паспортом и телефоном. Позже полицейский выслал фотографию, полагая, что она может пригодиться.
По дороге в Киев автор начала получать уведомления о необходимости выслать селфи и подтвердить местонахождение. Естественно, сделать это возможности не было. Связалась с полицейским. Он «утешил»: «Именно об этом мы и думали с напарником... у вас же дорога немало время занимает» (орфография исправлена.– Mind). Добавил, что «90% дел о нарушении самоизоляции разваливаются в суде» и посоветовал обратиться в службу поддержки. В данном случае приложение не предлагало совершить экстренный вызов, этот экран появился только после того, как автор смогла подтвердить геолокацию.
Как работает служба поддержки «Дий вдома»
Она функционирует через мессенджеры. В Telegram есть удобный интерфейс для обращений через бота. В описываемом случае консультант подключился уже в течение шести минут. Посоветовал продолжать делать селфи, как только автор этих строк попадет в место самоизоляции.
Дальше история повторяет большинство жалоб пользователей, оставляемых в «магазине приложений». Дома геолокация не подтвердилась. Повторный запрос в районе 19:00 в службу поддержки остался без ответа. На носу было 1 мая. Легко было представить, как сотни, а то и тысячи пользователей приложения, среди которых могут быть реально заболевшие, уехали на шашлыки подальше от «тихой грусти». Ведь мониторинг не работает. Автор терпеливо ждала дома «дальнейших указаний».
На седьмой день самоизоляции приложение предложило обнулить геолокацию. Со второй попытки привязка прошла легко и быстро, дни продолжали правильный отсчет.
Почему «Дий вдома» бездействовало
В то время как автор ждала ответа от службы поддержки, поддержка работала молча. В Минцифре рассказали, что после поступления заявки сотрудники поддержки проверяют ее вручную и обнуляют геолокацию. Это можно сделать, но только один раз (для безопасности). Данные пользователей, которые пожаловались на проблему с подтверждением геолокации, но после обнуления смогли ее подтвердить, не передавались в полицию. Полиция выезжает, когда нарушения очевидны. Если человека нет на месте, составляет протокол. Штраф выписывается по факту составления протокола.
В официальных разъяснениях относительно приложения говорится, что его установка необязательна. Можно договориться с полицией «как-то по-другому» подтверждать соблюдение самоизоляции. Но есть нюанс. У приложения есть несколько типов пользователей: больные COVID-19 в легкой форме, те, кто с ними контактировал, пожилые люди и те, кто вернулся из-за границы. Украина считает наиболее опасными именно последних (!). Эти граждане обязаны или установить приложение, или пройти обсервацию. Других способов для них нет.
Как пограничники, полиция и Минцифры друг друга неправильно поняли
В Министерстве цифровой трансформации в ответ на запрос Mind сообщили: сотрудники погранслужбы и представители полиции обязаны удостовериться, что человек, который прибыл из-за границы, установил и активировал приложение. Но нажать на кнопку прибытия в место самоизоляции он обязан только дома.
По словам специалистов Минцифры, в нашем случае пограничники превысили полномочия. Согласно данным министерства, за время работы приложения поступило более 1000 жалоб, из них примерно 80% – на проблему с подтверждением геолокации. Многие пользователи оказались «привязаны» к границе.
Как автору удалось узнать впоследствии, пограничники не всегда заставляют подтверждать прибытие в место самоизоляции прямо на границе.
В пресс-службе Пограничной службы подтверждают, что задача сотрудников на границе – удостовериться в установке и активации приложения. И советуют обращаться на горячую линию по номеру 1598, если пограничники требуют большего. Однако есть две проблемы и с горячей линией. В данный момент она сильно перегружена, а консультанты отвечают на звонки только с 8:30 до 17:00.
У полиции оказалось несколько иное видение закона. Официальный комментарий изданию получить не удалось. Неофициально один из представителей МВД заявил: «А как еще полиция будет контролировать самоизоляцию?» Приведенное выше сообщение от полицейского также указывает на то, что, по его мнению, он действовал по протоколу.
В Министерстве цифровой трансформации сообщили, что провели разъяснительную работу с полицией, но уже после описываемого случая. По словам пресс-службы, они впервые слышат о том, что пограничники требуют подтверждения. В ведомстве говорят, что ранее не понимали, почему такой высокий процент жалоб на привязку к геолокации, и удивлялись, неужели в Украине так много несознательных людей.
Какие еще проблемы есть у «Дий вдома»
В соцсетях много жалоб на работу приложения. Они достаточно типичны:
- беззвучные уведомления;
- пуш-уведомления не приходят, если приложение осталось открытым на телефоне;
- подтверждения не проходят по невыясненным причинам;
- геолокация может не работать, если смартфон подключен к Wi-Fi (если вернуться на мобильное подключение, подтверждение проходит);
- молчание службы поддержки;
- ранние оповещения (запросы могут начать поступать с 9 утра), когда некоторые пользователи еще спят.
Автору пришлось столкнуться с двумя из этих проблем (беззвучный режим на смартфоне стоит по умолчанию, но у «Дий вдома» достаточно характерная вибрация, которую легко отличить от мессенджеров).
В один из дней по непонятным причинам селфи не подтверждались. Приходило по пять запросов подряд, в том числе и угроза, что автор нарушила карантин. Ближе к концу дня «оптом» прилетели подтверждения всех сделанных селфи, потом приложение «жаловалось» на отсутствие связи с сервером. Как удалось узнать, у других пользователей в этот день также возникали аналогичные проблемы.
В другой день автор просто «проспала» оповещения, поэтому утро началось не с кофе, а с визита полиции. Полицейские приехали в защитных костюмах поверх формы, переуточнили все данные, миллион раз спросили, все ли у в порядке и почему автор вдруг в 9 утра выходного не подтвердила геолокацию.
Из этого можно сделать вывод, что, когда проблемы происходят на стороне приложения, полиция оповещений не получает, а только уведомления о «провинности» пользователя.
Что грозит за нарушения?
«Что касается сбоев в работе приложения, то в Порядке прямо предусмотрено, что само по себе несоответствие геолокации, несоответствие фотографии, любой «глюк» или даже удаление приложения не является самостоятельным основанием для привлечения к ответственности», – комментирует Наталья Ляшенко.
При этом, по словам Олега Горецкого, управляющего партнера ЮФ «Горецкий и Партнеры», сообщение, поступающее в полицию из приложения о несоответствии фото и геолокации гражданина, является основанием для визита сотрудников полиции (Нацгвардии), чтобы проверить фактическое наличия человека по указанному адресу. «То есть в случае некорректной работы программы к человеку может наведаться работник Национальной полиции и проверить, где тот находится», – говорит Олег Горецкий.
Вместе с тем представители всех сторон советуют не беспокоиться, так как проблемы с работой приложения не приводят к автоматическому штрафу. Его может наложить только полиция, которая приехала проверить человека на место самоизоляции, но его там не оказалось. «В суд еще не поступали материалы о привлечении к ответственности за нарушение правил карантина именно в связи с получением информации из приложения «Дий вдома», – уточняет Олег Горецкий.
Если все же будет иметь место привлечение лица к ответственности, окончательное решение примет суд. А гражданину придется доказывать отсутствие вины – предоставить скрин телефона, снять видео с места самоизоляции, где будет видно время и дату, или, например, написать обращение в приложении о недостатках работы в конкретный день и время.
Понятно, что «баги» приложения можно объяснить тем, в сколь короткий срок оно разрабатывалось и какое количество версий ОС поддерживает (Android 4.4 и выше, iOS 10.0 и выше). Но вызывает вопросы другое: почему разработка, осуществленная за деньги госбюджета, в итоге не способна гарантировать ни эпидемиологическую безопасность, ни корректную работу контролирующих органов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].