Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.

Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.

Никита Нагаткин – о судьбоносном звонке брата, старте в «гараже», колыбели для стартапов и важности деталей

Цей матеріал також доступний українською
Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.

Mind продолжает цикл интервью с успешными украинцами, которые, несмотря на юный возраст, уже выбрали карьерный путь или дело по душе. 

Ранее мы уже рассказывали об изобретателе специального «водоотталкивающего» блокнота для военных Владиславе Рыбке, 14-летнем чемпионе Европы по снукеру Юлиане Бойко, основателе ІТ-компании Андрее Басе, фаундере интернет-маркетингового агентства Владиславе Ивченко, создателе светодиодной маски Михаиле Чумаченко, а также общались с Владиславом Бандуриным – соавтором справочного интернет-ресурса для абитуриентов, Валентином Фречкой, разработавшим проект переработки опавших листьев в бумагу, и с Иваном Затварским, который реализовал свои стартапы до 24 лет, а сейчас является волонтером всеукраинской экокарты Recycle Map и координирует проекты цифрового развития как сотрудник Министерства цифровой трансформации Украины. Также беседовали с соучредителем креативного агентства nudge и анимационной студии NEED Вадимом Черниковым, а еще – с самым молодым самым сильным человеком мира Алексеем Новиковым, 21-летним Никитой Смотровым – соучредителем и креативным директором независимой дизайн-студии и технологической компании, Елизаветой Подкопаевой, которая в 16 лет изобрела устройство для очистки канализационных коллекторов; юной изобретательницей робота-санитара Вероникой Подлесновой и 22-летним миллионером Владиславом Уразовым.

Наш новый герой – Никита Нагаткин, главный исполнительный директор и основатель IT-компании DIGIS. Никита рассказал, как начал сам придумывать себе задачи, когда устроился программистом на полный день, о первых шагах его компании к современному IT-образованию, о поддержке семьи и не только. 

– Сколько вам сейчас лет и чем гордитесь больше всего сегодня – каким проектом?

– Мне 24. Каждый из моих проектов мне дорог, и я им по-своему горжусь. Но, конечно, больше всего времени и сил я вложил в нашу IT-компанию DIGIS.

– Когда вы поняли, что хотите заниматься IT? 

– С детства у меня была склонность к математике, развито логическое мышление. Поэтому к концу 11-го класса я понимал, что буду начинать свою карьеру в IT. 

– Где получали профильные знания? Достойное ли IT-образование в Украине? 

– Это интересная история. Честно признаться, в университет я ходил мало. Но как только я начал программировать, меня затянуло. Начал сам придумывать себе задачи: сделать приложение, игру, что-то еще – так и учился. Получив таким образом какой-то минимальный практический опыт, начал фрилансить, а уже на втором курсе устроился программистом на полный день. 

Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.
Фото из личного архива

Проблема украинского образования не обошла IT стороной. Дается мало практики, а учить заставляют часто устаревшую теорию. Практические задачи, которые встречаются в обучении, обычно не особо актуальные. Не те, которые ты будешь решать ежедневно на работе.

IT-образование в Украине – это как раз то, на что мы тратим колоссальные усилия и ресурсы, организовывая обучающие программы, курсы, интернатуру, конференции и прочее. Но самим глобально что-то изменить очень сложно. Поэтому сейчас DIGIS вошла в состав одесского IT-объединения IT Family. Я верю, что у нашей группы получится эффективно решить проблему образования, и мы уже делаем к этому первые большие шаги.

– С чего начался DIGIS? Расскажите детальнее от идеи основания компании до этапов развития. 

– На втором курсе я работал программистом и начал задумываться о своей компании. Я выбрал формат аутсорса, потому что стартапы для меня тогда были слишком непонятной историей, и у меня не было опыта создания продукта. 

В 2014 году мы с однокурсниками из Политеха стали брать проекты после работы и учебы по вечерам. Но все, естественно, продвигалось очень медленно и не очень успешно. В какой-то момент мне позвонил старший брат, на тот момент уже успешный серийный предприниматель, и предложил открыть IT-компанию. 

Брат помог с финансовой стороной и бизнес-стратегией – создание компании сдвинулось с мертвой точки. Я ушел с работы и начал полностью посвящать себя DIGIS (на тот момент Do IT).

Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.
Фото из личного архива

Следующие четыре года были очень хаотичными, в постоянной борьбе за выживание. Очень в стартаповском стиле, но все на свои средства, без инвестиций. Мы начинали с «гаража» и пяти студентов, но постепенно росли. К 2018 году у нас было уже около 70 сотрудников.

2020 год стал прорывным для  DIGIS. Мы выросли на 50%. У нас появились более известные клиенты – такие, как BlaBlaCar, PwC, Coca-Cola, Warner Bros. 

Проанализировав портфолио клиентов, мы поняли, что у нас получаются хорошие результаты со стартапами. Пришло осознание, что для нас тоже выгодно, когда наши клиенты растут. Поэтому мы стали помогать им не только с разработкой ПО, но и с привлечением инвестиций и бизнес-стратегией. В 2020-м мы осознали и сформулировали свою миссию: «Растить «единорогов» из стартапов». 

Эту идею мы сейчас продолжаем активно развивать, в том числе с помощью сестринской компании – бизнес-акселератора Richelieu V, который мы недавно запустили.

– Каким был стартовый капитал? 

–  DIGIS – это bootstrap-компания, то есть с самого начала мы развивались на свои средства. Стартовый капитал составил 10 000 грн – это были мои с братом деньги. Они пошли на оплату аренды первого офиса и минимальные ЗП студентам, которые с нами работали. Некоторые ребята, в том числе и я, сначала работали бесплатно. Но уже с первого месяца мы смогли эти деньги отбить и начали органически расти.

– Для тех, кто не в теме. Чем занимается DIGIS? Ваши основные направления? 

–  DIGIS представляет собой что-то среднее между аутсорсинговой и продуктовой компанией. Основное наше направление – это развитие клиентов-стартапов. Каждая команда, которая работает с конкретным стартапом, не только занимается разработкой ПО, но и полностью вовлечена в развитие и стратегию этого продукта. 

Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.
Фото из личного архива

Наша финальная цель – стать такой one-stop-shop компанией для всего, что связано со стартапами. И это не только для стартапов на ранних стадиях развития, но и мультимилионных компаний, которые только подняли инвестиции и нуждаются в структурировании процессов.

– Сколько сейчас человек в команде и какие это позиции? И сколько было сначала?

– Сейчас 135 человек, где-то 100 – это производственный персонал, а остальные – административный. Среди этих ста: разработчики, тестировщики, бизнес-девелоперы, дизайнеры, продакт-менеджеры, проджект-менеджеры, сейлзы. То есть мы можем покрыть полный цикл технологического стартапа.  Вначале было 5 человек. 

– Каким был первый клиент и как вы на него вышли? 

– На одной фрилансерской площадке мы познакомились с американцем. Он искал себе команду за очень скромные деньги. А мы тогда были готовы работать даже за бесплатно. 

С ним получилась довольно интересная история, потому что он был первым и одним из немногих американцев, которые приезжали в Одессу. Он тогда путешествовал где-то по Азии и собирался возвращаться в США через Европу. 

Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.
Фото из личного архива

По дороге он решил заехать к нам и познакомиться. Мне 19, выгляжу на 17, а он такой большой 35-летний техасец – выглядело смешно. За пивом обсуждали проект, а потом водили его по Одессе. Нам удалось расположить его к нам, и этот клиент с нами работал потом весь следующий год.

– Сейчас вы ищите клиентов или они вас? Или и так и так? Если да, какое процентное соотношение? 

– Сейчас спрос на наши услуги сильно превышает предложение, поэтому у нас сильная нехватка людей, и мы активно нанимаем новых сотрудников.

Где-то 60% – это текущие клиенты и реферальная программа. А остальные 40% находим мы. Но весь наш рекрутинг сейчас работает только на запросы, которые находят нас, а клиентов, которых мы находим сами, закрываем с помощью партнеров. 

– Каким проектом или сотрудничеством гордитесь больше всего и почему? 

– Например, британским стартапом Raters – рекомендательной платформой фильмов и социальной сетью. С этим приложением пользователи получают персонализированную ленту фильмов с отзывами от друзей и знакомых с похожим вкусом. 

Это яркий пример того, как мы исполняем нашу миссию. В начале пандемии инвестировали в них своей работой, то есть помогали закончить мобильные приложения и разработать веб-версию их платформы, а также давали бизнес-советы за долю в компании. И вот недавно они подняли следующий раунд инвестиций – с июля 2020 года компания выросла в 10 раз. 

– Самый дорогой и самый бюджетный проект? 

– Самые дорогие – миллионы долларов, а минимальный – от $20 000.

– Сколько в среднем уходит времени, чтобы создать продукт для заказчика? 

– Если это ПО, которое нужно разработать с нуля, то месяцев пять. Но бывают разные ситуации.

Успешные до 25-ти: как украинская IT-компания привлекла в клиенты BlaBlaCar, Coca-Cola и Warner Bros.
Фото из личного архива

Например, приходит очень интересный проект с большими инвестициями и говорит, что ему нужен прототип через 3–4 недели. Многие компании за такое не возьмутся. Но мы беремся, потому что у нас достаточно опыта, чтобы понять, что реально сделать за это время. И мы можем выделить самое главное, что должно быть готово через 4 недели.

– Сейчас компания на таком уровне, о котором вы мечтали? Или?.. 

– Я бы сказал, что мы в процессе постоянного совершенствования. Я однозначно вижу, что мы можем дорасти до 200 человек, и мы постепенно к этому идем. А вообще у наших амбиций нет границ, мы развиваемся в разных направлениях. И мы делаем это не ради денег, не для того, чтобы в какой-то момент остановиться и купить виллу, а просто потому, что нам нравится процесс. 

– Какой совет дали бы себе 18-летнему? 

– Особенно в последнее время я осознал, насколько важны менторы. Однозначно, они не дадут готовый рецепт успеха. Но использование их опыта поможет «срезать углы» и станет отправной точкой, из которой ты сможешь развивать какую-то цепочку логических рассуждений. И приходить к крутым решениям. 

А в 18 лет я набивал собственные шишки. 

– Ваш девиз? 

– Детали очень важны. Это применимо во всех сферах – начиная от бизнеса, где тебя судят, грубо говоря, по чистоте твоих туалетов в офисе, и заканчивая хобби, бытом и личной жизнью. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате