«Арабская весна» аукционистов: стал известен покупатель «Спасителя Мира» Леонардо да Винчи

«Арабская весна» аукционистов: стал известен покупатель «Спасителя Мира» Леонардо да Винчи

Самая дорогая картина планеты, изображающая христианского бога, будет выставляться в столице Объединенных Арабских Эмиратов. Почему это не так уж неожиданно?

Цей текст також доступний українською

6 декабря филиал Лувра в Абу-Даби объявил в соцсетях, что «Спаситель Мира» Леонардо да Винчи направляется к ним. В своем «Твиттере» информацию о том, что Лувр Абу-Даби станет новым домом «Спасителя», подтвердил и аукцион Christie's, где 15 ноября эта картина была продана за рекордные $450,3 млн. Одновременно с этим американская газета New York Times опубликовала расследование, в котором назвала имя покупателя самой дорогой картины в мире: саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль-Сауд.

«Арабская весна» аукционистов: стал известен покупатель «Спасителя Мира» Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи, «Спаситель Мира»
Фото: wikimedia.org

Какой такой принц? Это очень необычный покупатель. Он малоизвестен как принц и совсем не был известен раньше как человек, интересующийся коллекционированием предметов искусства. Но Бадер – близкий друг наследного принца Мухаммеда бен Салмана, того самого, который возглавил антикоррупционный комитет Саудовской Аравии накануне ареста 11 принцев и десятков чиновников. Эти аресты, попросту называемые переворотом, произошли всего за 10 дней до покупки картины да Винчи.

Более того, из документов, оказавшихся в распоряжении New York Times, следует, что принц Бадер в качестве участника торгов зарегистрировался в самый последний момент. Скорее всего, темной лошадкой он оказался и для Christie's (аукционный дом по-прежнему уклоняется от комментариев по поводу покупателя картины). Высказываются предположения, что картину Бадер купил как агент, а ее истинный владелец – Мухаммед бен Салман.

Также New York Times сообщает, что принц Бадер приобрел картину да Винчи в рассрочку:  беспрецедентную сумму разбили на шесть частей, последнюю он должен выплатить 14 мая 2018 года. В качестве источника происхождения своих денег в документах принц назвал недвижимость. 

Зачем арабам Христос? Наверняка за этой сделкой и ее мотивами стоит множество дворцовых и бухгалтерских тайн, но то, что «Спаситель Мира» отправился на Восток, вовсе не сюрприз. Уже по маркетинговой кампании, которую Christie's развернул накануне продажи шедевра, было ясно, что организаторы торгов целятся в арабских или китайских коллекционеров: именно они сейчас наиболее активны на арт-рынке.

Но на торги произведениями старых мастеров арабские и китайские ценители живописи заглядывают редко. Там сейчас самый настоящий застой. Например, буквально вчера, 6 декабря, торги старых мастеров провел аукцион Sothbey’s: был представлен 51 лот, общая выручка составила 25 млн фунтов стерлингов (около $33 млн), за портрет кисти Тициана там просили $2 млн – покупателя не нашлось. Для сравнения: при продаже «Спасителя мира» только комиссионные Christie's составили $50 млн.

Арабские и китайские коллекционеры интересуются современным искусством, где совсем другие ценники: даже за серийные работы Энди Уорхола на старте просят десятки миллионов. Поэтому Christie's выставил картину да Винчи не среди «ровесников», а на торгах послевоенным и современным искусством в качестве специального лота. Это дало повод для шуток: «Почему картина да Винчи продается среди современного искусства?» – «Потому что большая ее часть написана в последние 50 лет».

Пусть говорят. Главное – результат: покупатель из Саудовской Аравии проигнорировал остроты, намекающие на то, что на этой доске слишком мало да Винчи и слишком много работы реставраторов.

С учетом «прописки» потенциальных покупателей картина не продвигалась как икона, как изображение христианского бога. Акцент делался совсем на других, светских, вещах: это мужской вариант «Джоконды», последнее полотно гениального да Винчи, остающееся в частных руках.

И все-таки религиозный аспект не так просто задвинуть на задний план. В исламе Иисус – один из пророков, а изображение пророков – святотатство для мусульман. Что же делать «Спасителю Мира» хоть в частной коллекции, хоть в музее в Абу-Даби? Не станет ли это скандалом?

Не должно. Дело в том, что открывшийся месяц назад филиал Лувра в Абу-Даби позиционирует себя как универсальный музей, рассказывающий историю всего человечества и всех религий через произведения искусства. Например, одной из жемчужин коллекции музея является картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем Иисусом» – она фигурировала во всех рекламных материалах музея.

Кроме того, в арабском Лувре «Спаситель Мира» встретится с другим шедевром да Винчи – «Прекрасной Ферроньерой»: эта картина из собрания Парижского Лувра экспонируется в Абу-Даби на правах аренды.

«Арабская весна» аукционистов: стал известен покупатель «Спасителя Мира» Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи, «Прекрасная Ферроньера»
Фото: wikimedia.org

Почему появился этот музей? Идея создания филиала Лувра в Абу-Даби возникла еще 10 лет назад. Грандиозное сооружение площадью 97 000 кв. м с внутренними водными каналами и ажурным потолком-куполом построили с нуля. Музей сможет носить имя Лувра в течение 30 лет. По неподтвержденным данным, только за это право уплачено полмиллиарда долларов (почти стоимость «Спасителя мира»). И еще столько же – за консультации и аренду картин (их будет давать не только Лувр, а 13 крупнейших французских музеев).

Кто покупает, что покупают? Покупателей с Ближнего Востока в день продажи картины да Винчи ждали потому, что в последние годы многие дорогостоящие шедевры приобретались именно для арабского Лувра. Экспозиция музея состоит примерно из 600 произведений. Половина из них будет поступать от французских музеев-доноров (и эта часть экспозиции будет меняться четыре раза в год), а остальные 300 – из собственного собрания. Для Лувра Абу-Даби уже куплены картины Поля Гогена, Эдуара Мане, Пита Мондриана, Рене Магритта.

Но не только покупатели из ОАЭ ведут охоту на первоклассные шедевры. Желанными гостями на аукционах являются коллекционеры из Катара. В 2016 году журнал  Art+Auction на первое место в сотне самых влиятельных людей арт-мира поставил Шейху Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа аль-Тани, дочь эмира Катара. Она возглавляет главное музейное ведомство страны, которое считается покупателем ряда картин из списка самых дорогих:  например, «Игроки в карты» Сезанна и «Когда свадьба?» Поля Гогена, каждая оценивается в $250 млн. Также есть основания полагать, что «Алжирских женщин» Пабло Пикассо за $179 млн купил экс-премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани.

Одним из самых ярких рекламных материалов, которые аукцион Christie's подготовил к продаже «Спасителя Мира» Леонардо да Винчи, был видеоролик: скрытая камера сняла лица людей, которые смотрят на картину – перед аукционом ее выставили для всех желающих.

Среди тех, кто теряет дар речи перед шедевром, мелькнул и Леонардо ди Каприо – актер и коллекционер живописи, получивший свое имя в честь да Винчи. И возможно, нынешний Лонардо сыграет  в ближайшее время своего тезку в кино (Уолтер Айзексон, написавший когда-то книгу о Стиве Джобсе, уже сочинил биографию да Винчи, а студия Paramount выкупила права на экранизацию и предложила главную роль ди Каприо). Теоретически покупателем «Спасителя Мира» мог оказаться и ди Каприо – кто знает, может он и был среди тех четверых, кто торговался по телефону? Но все-таки ставку продавцы делали определенно не на голливудских коллекционеров.

8 декабря Лувр в Абу-Даби сообщил, что покупателем картины «Спаситель мира» является Департамент культуры и туризма Абу-Даби и она куплена специально для музея. Эту информацию подтвердил и аукцион Christie's. Согласно документам, оказавшимся в распоряжении Reuters , саудовский принц Бадер бин Абдулла аль Сауд был уполномочен купить картину от имени министерства культуры столицы ОАЭ.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно