Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

По предварительным оценкам, в 2018 году объем инвестиций в проекты с украинскими корнями установил новый рекорд – свыше $300 млн

Этот материал также доступен на украинском
Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект
Фото: pixabay

Mind подводит итоги года, отбирая самые яркие события и компании в разных сферах и отраслях. Мы уже писали о самых громких провалах, а теперь закономерно переходим к взлетам. И расскажем о лучших украинских стартапах 2018-го.

Уходящий год был насыщенным для отечественной индустрии. Американская компания Snap приобрела украинский стартап Teleport за $8 млн.  Международный провайдер решений для медиабизнеса Piano Software стал владельцем отечественного сервиса автоматизации контент-маркетинга NewzmateAmazon купил за $1 млрд стартап Ring, разработкой продукта которого занималась украинская команда. 

Отечественные молодые проекты побеждали в международных и украинских конкурсах. PatentBot признан лучшим ботом года на платформе Product Hunt. DLTeam стал победителем блокчейн-хакатона, организованного центробанком Литвы. Stock-Factory получил награду на международном конкурсе «зеленых» идей. Hotline.finance и MO.Cash признаны лучшими финтех-стартапами Украины.

Украинские команды удачно презентовали свои продукты на международных выставках: Web Summit в Лиссабоне, China international import expo в Шанхае, CES 2018 в Вегасе. 

Чтобы выделить из этого разнообразия лучшие стартапы, Mind отобрал 5 проектов по наибольшему объему привлеченных инвестиций в 2018 году. А также попросил экспертов оценить их по 10-балльной шкале еще по трем критериям: уникальность идеи, потенциал спроса на продукт и перспективность роста данной ниши бизнеса.

В подборку не вошли компании с украинскими совладельцами, у которых нет офиса в нашей стране: GitLab, привлекший в 2018 году $120 млн инвестиций, Bitfury – $80 млн, Hired – $30 млн, CallPage – $5,5 млн и т.д.

Стартапы оценивали:

  • Ольга Афанасьева, исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA)
  • Андрей Яворский, вице-президент по стратегическим инициативам GlobalLogic
  • Алексей Воронков, руководитель эстонской программы по электронной резиденции e-Residency на внешних рынках
  • Андрей Длигач, гендиректор Advanter Group, представитель международного агентства Luniter troubleshooting в Центральной и Восточной Европе, руководитель центра стратегий ГОШ, основатель холдинга интернет-проектов iVentures
  • Кирилл Мазур, руководитель экосистемы и партнерств UNIT.City
  • Валерий Яковенко, совладелец DroneUA
  • Артем Афян, адвокат, управляющий партнер ЮК Juscutum

5-е место: Restream

Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

Объем привлеченных инвестиций в 2018 году: $4,5 млн

Уникальность идеи: 43 (общий бал от экспертов) или 6,1 (средний бал)

Потенциал спроса на продукт: 51 (7,2)

Перспективность роста данной ниши бизнеса: 52 (7,4)

Год создания: 2015

Основатели: Александр Худа, Андрей Суржинский

Штаб-квартира: Остин (США).

Сервис для стримеров, который помогает им проводить видеотрансляции одновременно на более 30 платформах: Youtube, Facebook, Periscope, Beam, Ustream, Twitch и т.д.  По данным компании, с 2015 года сервис обеспечил 21 млн видеотрансляций в 80 странах мира: США, Индии, Китае, Южной Корее, Японии и т.д. Техническое «сердце» компании – в Киеве.

В 2018 году Restream привлек финансирование в обмен на долю акций компании от  Silverton Partners, Anorak Ventures, Colopl, K Cube, Liquid2. Одним из инвесторов стал  Джеймс Армстронг, ранее вкладывавший в PayPal.

«Restream – качественный нишевый сервис, особенно востребованный в игровой индустрии, где очень популярны онлайн-трансляции баталий. Индустрия киберспорта активно развивается, вовлекая все больше людей. Одновременно с ростом повышается средний возраст игроков, на сегодня он составляет 35 лет. В будущем Restream будет оставаться востребованным. Однако экспоненциального роста в текущей модели не видно», – полагает вице-президент по стратегическим инициативам GlobalLogic Андрей Яворский.


4-е место: YayPay

Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

Объем привлеченных инвестиций в 2018 году: $8,4 млн

Уникальность идеи: 44 (6,2)

Потенциал спроса на продукт: 52 (7,4)

Перспективность роста данной ниши бизнеса: 51 (7,2)

Год создания: 2015

Основатели: Энтони Венус, Евгений Выборов

Штаб-квартира: Нью-Йорк (США)

Сервис помогает бизнесу оптимизировать финансовые процессы: отслеживает счета-фактуры и их статусы, прогнозирует движение средств. «YayPay использует достижения в области искусственного интеллекта и машинного обучения для автоматизации дебиторской задолженности, позволяет быстро, легко и предсказуемо собирать деньги», – поясняют разработчики. С 2017 года компания заполучила 480 клиентов и обслужила дебиторских задолженностей на $7 млрд. У YayPay есть один R&D-офис в Днепре. Второй компания намерена открыть в Киеве.

В этом году Information Venture Partners, Birchmere, QED, Fifth Third Capital, Gaingels и 500 Fintech Fund вложили в YayPay $8,4 млн. В прошлом году сервис привлек $5,3 млн от тех же инвесторов.

«На данный момент YayPay выглядит как качественная услуга по автоматизации, ориентированная, в первую очередь, на малый, и, возможно, средний бизнес. Продукт не работает в новой глобальной нише или с проблемой, решение которой создаст многократный потенциал для роста. Основной угрозой для YayPay могут стать подобные бесплатные сервисы от разработчиков ERP и CRM систем, которые используют клиенты YayPay», – считает Андрей Яворский.


3-е место: Remme

Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

Объем привлеченных инвестиций в 2018 году: $17,5 млн

Уникальность идеи: 47 (6,7)          

Потенциал спроса на продукт: 49 (7)

Перспективность роста данной ниши бизнеса: 52 (7,4)

Год создания: 2015

Основатели: Александр Момот

Штаб-квартира: Киев

Компания разрабатывает решения для компьютерной безопасности: создает беспарольную аутентификацию пользователей и устройств с помощью публичных ключей, которые хранятся в блокчейне. Пока продукты компании работают в тестовом режиме. Полноценный запуск должен состояться в І квартале 2019 года. В команде стартапа – более 20 человек.

Разработчики уверяют, что их продукты уникальны. «Сейчас на рынке нет готовых решений. С одной стороны, есть пара похожих продуктов, основанных на блокчейн, но все они находятся в базовом виде. С другой стороны, есть стандартные, привычные рынку решения, у которых нет преимуществ блокчейн-технологии», – недавно рассказывал Mind CTO проекта Роман Кравченко.

В начале 2018 года Remme привлек на ICO свыше 19 000 эфириума (около $17,5 млн на то время). «Сумма, которую мы собрали, уменьшилась из-за падения цены эфириума и рынка в целом. Но, во-первых, мы зафиксировали часть суммы на развитие в фиате. Во-вторых, частично диверсифицировали риски за счет других криптовалют. Плюс 20% токенов не размещались на бирже», – пояснял Роман Кравченко.

Вице-президент по стратегическим инициативам GlobalLogic считает, что решение Remme, в первую очередь, ориентировано на корпоративных и бизнес-клиентов. Конечным пользователям продукт будет интересен как часть физических устройств или приложений, которые они уже используют. «Эта ниша перспективна. Успешность зависит от того, будут ли корпорации развивать свои собственные решения по аутентификации или станут использовать Remme. Как правило, большие корпорации стремятся полностью владеть технологией и контролировать ее развитие. Однако у Remme может быть спрос на рынке среднего и малого бизнеса, который не обладает ресурсами на создание собственного решения», – рассказывает спикер.


2-е место: Rentberry

Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

Объем привлеченных инвестиций в 2018 году: $30 млн

Уникальность идеи: 44 (6,3)

Потенциал спроса на сервис: 52 (7,4)

Перспективность роста данной ниши бизнеса: 56 (8)

Год создания: 2015

Основатели: Алексей Любинский, Лилия Остапчук, Денис Голубовский, Арсен Костенко

Штаб-квартира: Сан-Франциско (США)

Это онлайн-платформа для долгосрочной аренды недвижимости на блокчейне. «Сервис автоматизирует все стандартные задачи аренды: от отправки личной информации, предложений клиентов и подписания договора аренды до отправки запросов на обслуживание», – поясняют разработчики. Они уверяют, что Rentberry – единственная платформа, которая предоставляет прозрачный аукцион аренды с возможностью подачи пользовательских предложений. Разработкой сервиса занимается киевский офис компании.

У компании – более 120 000 пользователей, в базе – около 244 000 объектов недвижимости. Rentberry попала в десятку лучших real-estate стартапов Forbes

В предыдущие годы Rentberry удалось получить $4 млн от инвесторов из 11 стран мира: The Carlyle Group, Synergo Private Equity, IFC, Pegasus Capital, Abris Capital, Ericsson и т.д. В начале 2018 года компания дополнительно собрала $30 млн на ICO.

«Продукт решает очень актуальную проблему взаимоотношений между арендатором и владельцем жилья. Сейчас на рынке много сайтов-посредников по аренде недвижимости, но в большей степени это площадки для размещения объявлений, на которых орудуют разнообразные агентства. Представьте количество таких  агентств, глобальный объем комиссионных, и перед вами предстанет рынок в сотни миллиардов долларов. Rentberry использует блокчейн и собственные токены, однако даже без этих технологий он имел бы отличные перспективы. На мой взгляд, наибольшую бизнес-угрозу для него будет представлять выход в эту нишу таких гигантов, как Airbnb», – отмечает Андрей Яворский.


1-е место: People.ai

Стартап года: выбираем наиболее успешный украинский проект

Объем привлеченных инвестиций в 2018 году: $30 млн

Уникальность идеи: 53 (7,5)

Потенциал спроса на сервис: 58 (8,3)

Перспективность роста данной ниши бизнеса: 60 (8,6)

Год создания: 2016

Основатели: Олег Рогинский

Штаб-квартира: Сан-Франциско (США)

Сервис на базе искусственного интеллекта, помогающий увеличить эффективность отделов продаж. Технология отслеживает действия продавцов при общении с клиентами, проверяет электронную почту, телефонные звонки, переговоры. Далее показывает, сколько времени тратится на каждом этапе сделки, с кем связались менеджеры и каким был результат. «Мы семимильными шагами набираем скорость для получения оборота в несколько миллионов долларов в год. Более 300 крупнейших компаний США начали использовать наш продукт менее чем за три месяца с момента запуска. Среди них – Dropbox, Lyft, Optimizely, PagerDuty и другие», – ранее отмечал Олег Рогинский.

В прошлом году People.ai занял пятое место среди украинских стартапов  по объему привлеченных инвестиций, получив $7 млн от Lightspeed Venture Partners, Index Ventures, Shasta Ventures, Y Combinator и SV Angel. В 2018 году компании удалось добыть гораздо большую сумму от Andreessen Horowitz, Lightspeed Venture Partners, GGV Capital и Y Combinator.

«Продукт, безусловно, интересен, качественно сделан, уже получил как солидных клиентов, так и инвесторов. Однако он работает как надстройка над существующими CRM и прочими системами. Уверен, все топовые CRM-платформы развивают подобные аналитические сервисы и будут предлагать их как часть своей инфраструктуры, что создаст серьезную конкуренцию People.ai. Тем не менее, у продукта отличные шансы быть приобретенным крупным игроком, который захочет быстро дополнить свое портфолио сервисов. Как, например, сделал Facebook, купив Instagram за невероятную по тем годам сумму в $1 млрд», – полагает Андрей Яворский.


Эксперты подытожили, насколько успешным для украинских стартапов стал 2018 год

Кирилл Мазур, руководитель экосистемы и партнерств UNIT.City:

– Как показывают сделки и цифры по ним, 2018 год оказался наиболее удачным для тех украинских стартапов, которые активно представлены на международных рынках и научились строить продажи онлайн по всему миру. По общим ощущениям, в этом году рынок инвестиций в стартапы с украинскими корнями снова установил новый рекорд – превысил $300 млн.

Ольга Афанасьева, исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA):

– За уходящий год было реализовано довольно много крупных инвестиционных сделок компаниями, имеющими отношение к Украине. Об объеме сделок мы будем говорить в начале 2019 года, когда все аккуратно подсчитаем. Много инвестиций не разглашается, также в некоторых сделках непубличной является сумма или же пул инвесторов. Подобную информацию мы агрегированно представляем в итоговом обзоре украинского рынка, который готовим с исследовательским комитетом UVCA и партнерами.

Андрей Длигач, гендиректор Advanter Group:

– Год был удачным для стартаперов и неудачным для стартапов. Стартаперы все меньше боятся быть глобальными, привлекать инвестиции на внешних рынках. А стартапы становятся все меньше украинскими.

Валерий Яковенко, совладелец DroneUA:

– 2018 год, несмотря на все прогнозы, оказался непростым. Удар по бизнесу и новым сделкам оказало озвученное в конце года военное положение. Несмотря на то, что публично никто из фондов кардинально не высказался, в моем поле зрения многие перенесли свои решения на следующий год.

Артем Афян, адвокат, управляющий партнер ЮК Juscutum:

– Для украинских стартапов этот год был успешным. Намного успешнее, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Это плоды того, что экосистема взрослеет, матереют сами проекты. Украинские стартапы еще лет пять тому назад были представлены в основном горящими идеями, а сейчас это уже хороший бизнес. Взрослеет комьюнити. Здесь в большей мере на изменения повлияли внутренние ресурсы, нежели внешние факторы.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате